Keywords: Chekhov’s prose, artistic method, category of space, the key images, the image of a house, the symbol of a house, discourse of characters, author's creative concept.
Ключевые слова:
Проза Чехова, художественный метод, категория пространства, ключевые образы, образ дома, символ дома, характер персонажа, позиция автора.
Аннотация:
В статье рассматривается ключевой для понимания чеховских произведений образ-символ дома. Он является многоплановым и многозначным, тесно связан с позицией автора и характером персонажа. В работе анализируется значение образа дома и его функции.
The theme of the article is key to understanding of Chekhov’s prose the image-symbol of a house. It is ambivalence, multifaceted and associated with author's creative concept and the nature of character. Significance of the image of a house and its value, its sense are analyzed in this research.
Статья опубликована в сборнике // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. 14 Кирилло-Мефодиевские чтения 14 мая 2013 года. М. Ярославль. 2014 г.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_doma_v_tvorchestve_chehova_mihaylova.docx | 16.24 КБ |
Образ дома в творчестве А.П.Чехова.
Одним из ключевых образов в творчестве А.П.Чехова является образ дома. Этот образ многоплановый и многозначный.
С одной стороны, это символ семьи, покоя, защищенности («Вишневый сад», «Три сестры»). В рассказе «Гриша» дом для мальчика – это целый мир, состоящий из комнат, каждая из которых является отдельным пространством. В мире, называемом детская, есть кровать и сундук, за которыми находится много ненужных и поломанных вещей. Из мира-детской можно пройти в пространство, где обедают и пьют чай, а потом в комнату с красными креслами. Здесь тоже много всяких вещей, предназначение которых не всегда понятно Грише. Дом здесь – символ детства, покоя, радости.
Совершенная противоположность этому миру – это дом учителя Беликова, являющегося героем рассказа «Человек в футляре». Спальня в этом доме «была маленькая, точно ящик; кровать была с пологом». Учитель хотел предохранить себя от различного рода опасностей, которые, как ему казалось, подстерегали его, чуть ли не на каждом шагу. Поэтому в его доме, как и в жизни, существует целый ряд запретов и ограничений, которых нет в мире Гриши. Дом Беликова – это замкнутое пространство с множеством задвижек и ставней, которые стоят из-за опасений хозяина, вечно боящегося, ах, как бы чего не вышло! Здесь дом – то, что ограничивает героя, мешает реализоваться, сдавливает. Беликов срастается с таким домом-футляром и не собирается что-то менять. Другие же герои, внутренне свободные, жаждущие настоящей жизни, из такого дома бегут в поисках счастья и свободы («Моя жизнь»).
В творчестве Чехова нередко можно встретить и описания домов. Им писатель придает особое значение, и порой даже небольшие акценты на каких- либо деталях могут очень хорошо показать некоторые черты характера хозяев и помочь читателю наиболее точно представить дом и его обитателей. Подобные описания всегда отражают взгляд персонажа и тесно связаны с внутренним состоянием героя- посетителя, его отношением к хозяевам и к тому, что происходит вокруг него. Например, для героя, испытывающего грусть, тоску, какую- то неопределенность, посещаемый дом является, как правило, мрачным, тесным, неприятным. А если дом и его хозяева нравятся персонажу рассказа, то и помещения в нем будут восприниматься как светлые и просторные. Таким образом, писатель показывает, что от характера человека, его восприятия мира зависит его восприятие дома. Для замкнутых людей, находящихся в «футляре», дом – это тоже своеобразный «футляр», в котором царит одиночество и скука. А для других людей, таких как Гриша, дом – это особый мир, связанный с уютом, теплом, семьей и иногда с чем-то новым и неизвестным.
Но практически всегда одинаково отношение героев к дому хозяев, на которых они работают. Особенно сильно это сходство проявляется в рассказах «Ванька» и «Спать хочется». Здесь главными героями являются дети. Из-за тяжелой не по годам работы и порой ужасного отношения хозяев они недоедают, часто не спят, их нередко наказывают. Ванька вспоминает родную деревню, деда. Вспоминает Ольгу Игнатьевну, которая любила его, кормила леденцами, выучила писать, читать, считать до 100 и даже танцевать кадриль. Но потом мать Вани умерла, и его отправили в Москву. Ванька даже хотел бежать от хозяев, но у него не было валенок и теплой одежды. Мальчик в своем письме умоляет деда забрать его. Ванька готов на все, лишь бы вернуться в деревню. В рассказе дом, в котором живет герой, - тесное замкнутое пространство, где не хватает воздуха и света. Такое же описание замкнутого пространства, тесного и душного дома, в рассказе «Спать хочется». Варька тоже, конечно, хотела бы уехать куда-нибудь, но у нее нет родного дома. Практически все ее воспоминания о ее прошлом доме связаны с умирающим отцом, которого она последний раз видела лежащим на полу и стонающим от страшной боли. Потом, чтобы выжить, Варьке пришлось наняться на работу. Хозяева ни во что не ставили девочку, и она выполняла самую тяжелую работу по дому, а потом недоедала и очень часто вообще не спала. Но у Варьки нет выбора, и она должна терпеть все выходки хозяев.
В творчестве А.П.Чехова при создании образа дома немаловажную роль играют акценты на запахах, звуках, свете. В том же рассказе «Спать хочется» в комнате, в которой сидит Варька, есть лампадка, отбрасывающая на потолок большое зеленое пятно. Когда лампадка начинает мигать, тени от белья и пятно начинают шевелиться. В комнате душно, «пахнет щами и сапожным товаром». Эти детали помогают читателю не только представить тесноту дома, но и «туманные грезы», которые видит полууснувшая Варька. А в рассказе «Степь» описывается дом евреев. В нем пахнет чем-то затхлым и кислым, да так сильно, что захватывает дыхание. Комнаты в доме мрачные, стены сырые, закопчены потолки и карнизы, на полу находится множество дыр и щелей непонятного происхождения. Мебели в так называемой гостиной немного: старый стол, широкий диван с дырявой клеенкой, стулья, покрытые ей же и являющиеся каким-то жалким подобием мебели с неестественно загнутыми назад спинками. На стене висит гравюра, которая «щедро засижена мухами» и на ней ничего невозможно было разобрать. Обстановка в спальне тоже заставляет желать лучшего. Одну половину комнаты занимает большая кровать, покрытая сальным стеганым одеялом, а в другой половине находится комод, на котором стоит сальная свечка, и горы всякого тряпья, начиная от юбок и заканчивая детскими штанишками. В данном случае читатель может не только представить себе обстановку дома, но и сделать выводы о характере хозяев.
В некоторых рассказах на протяжении повествования отношение героя к дому меняется. Таким примером служит рассказ «Учитель словесности». Когда учитель Никитин влюбился в Машу Шелестову, ему в ее доме нравилось все: «и дом, и сад, при доме, и вечерний чай, и плетеные стулья, и старая нянька». Не нравилось только изобилие собак и кошек и египетские голуби. Потом Никитин и Маша поженились. Сначала учителю нравилось, как его жена хлопочет и «обустраивает гнездо». Но через какое-то время он начинает ненавидеть эти горшочки со сметаной, кувшины с молоком, и у него возникает желание уехать в Москву, подальше от пошлости, которую Никитин видит в деревне.
Таким образом, можно увидеть, что значит дом для каждого героя, и сколько он имеет значений. Кто-то мечтает вернуться обратно домой, а кто-то наоборот хочет уехать. Для кого-то дом связан с семьей, уютом, теплом, а для кого-то с одиночеством и тоской. Для одного человека это целый мир, а для другого – некий «футляр» из четырех стен.
Образ дома в творчестве писателя – очень сложный, многоплановый, но всегда он тесно связан с сознанием персонажа и с авторской позицией, отражает авторский взгляд на мир и помогает определить смысл чеховских произведений.
Весенняя гроза
Плавает ли канцелярская скрепка?
Философские стихи Кристины Россетти
Мать-и-мачеха
Золотой циркуль