Ключевые слова:
Проза Чехова, хронотоп, категория пространства, подтекст, оппозиции, открытое и замкнутое пространство.
Keywords: Chekhov’s prose, chronotop, category of space, subtext, oppositions, vast expanse and closed space
Аннотация:
В статье рассматривается, как Чехов разрабатывает категорию пространства, с помощью каких художественных приемов оно создается, какую смысловую нагрузку несут образы открытого и замкнутого пространства. Материалом исследования стали рассказы «Спать хочется», «Ванька», «В овраге» и повесть «Степь».
Работа опубликована в сборнике Эстетико-художественное пространство мировой литературы: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. 14 Кирилло-Мефодиевские чтения 14 мая 2013 года. М. Ярославль. 2014 г.
Вложение | Размер |
---|---|
kategoriya_prostranstva_v_proze_chehova.docx | 23.48 КБ |
КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА
Макеева Ангелина
(Россия)
Пространство в русской культуре тесно связано со многими важнейшими для человека понятиями: свободой, волей, нравственностью, чувством прекрасного. Еще Д.С.Лихачев в «Заметках о русском» писал, что "издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека" [2, с. 10], а "а понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства" [2, с.12]. Пространство в прозе Чехова отражает эти традиционные понятия, но в прозе писателя оно становится сложным, многогранным явление, которое помогает не только раскрыть образы персонажей, но и понять авторский замысел и проникнуть в подтекст.
Цель исследования – выяснить, как Чехов разрабатывает категорию пространства, какую смысловую нагрузку оно несет и как связано с подтекстом. Материалом исследования стали рассказы «Спать хочется», «Ванька», «В овраге» и повесть «Степь».
В прозе Чехова можно с уверенностью выделить два типа пространства: открытое и замкнутое, ограниченное.
В рассказе «Спать хочется» героиня Варька, сидя в темной тесной комнате, убаюкивая ребенка, не выдерживает и совершает убийство. В рассказе художественное пространство ограничено четырьмя стенами, повествование ведется в замкнутом квадрате тесной и душной комнаты. Образ замкнутого пространства появляется уже в первых строках рассказа: «Через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку... Душно. Пахнет щами и сапожным товаром» [3, с.7]. Пространство четко очерчено углами, потолком и предметами в комнате. Оно не просто ограничено, а еще и пересечено веревкой с бельем, заполнено тусклым густым светом и запахом, что создает гнетущее настроение. Образ замкнутого пространства создан с помощью описания освещения (тускло, зеленое пятно), запаха (душно, пахнет щами) и заполнения пространства множеством предметов, которые мешают движению, взгляд читателя словно спотыкается о них. Пространство здесь помогает понять не только причины действий героини, но и ее душевное состояние. Пространство является здесь одним из приемов создания реалистичного образа персонажа с его переживаниями, способом передать внутренний мир героя, процессы, происходящие в сознании Варьки, через внешние детали.
Похожая картина замкнутого пространства встречается в рассказе «Ванька»: «Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях (…). Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки…» [4, с. 478]. Комната кажется маленькой и душной. Ограниченное пространство комнаты создают слова окна и двери, темное окно, полки с колодками. Они являются своего рода границами пространства. Интересно, что Ванька здесь даже не стоит в полный рост, а находится перед скамьей на коленях. И так же, как и в рассказе «Спать хочется», мотив замкнутого пространства тесно связан с духотой, невозможностью дышать. Кажется, что эти стены вот-вот сдавят героя, и он задохнется. Здесь о затрудненном дыхании Чехов лаконично говорит «прерывисто вздохнул».
Образ замкнутого пространства в обоих рассказах тесно связано и с мотивом света, вернее, с его отсутствием. В первом рассказе тусклый свет в комнате создает зеленая мерцающая лампада, во втором – отражение свечки в окне. Герои живут в тесноте, духоте и сумраке. В душе у героев такая же безысходность и уныние.
Из этого тесного пространства Варька и Ванька выбегают на улицу. В рассказе «Спать хочется» лишь мимоходом упоминается, что девочка выбегала в течение дня на улицу в лавку. В рассказе «Ванька» таких эпизодов два: в одном его выволокли на двор и высекли, а во втором «он, довольный тем, что ему не помешали писать, (…) прямо в рубахе выбежал на улицу». Однако открытым, свободным пространством это назвать сложно. Скорее, это переход от тесноты к свободе, это надежда на то, что герой сможет выбраться из неволи, обрести свободу и счастье. Но всего лишь надежда. Герои возвращаются в свои клетки, и ничего не меняется.
В повести «В овраге» мотив пространства усложняется, становится многогранным.
«Село Уклеево лежало в овраге» [5, с. 144]. Уже в первой фразе содержится указание на то, что местом действия будет ограничено земляными стенами оврага. Замкнутым пространством, «клеткой» здесь является не только ограниченная стенами деревенская изба, но и само село. «В нем не переводилась лихорадка и была топкая грязь даже летом, особенно под заборами, над которыми сгибались старые вербы, дававшие широкую тень. Здесь всегда пахло фабричными отбросами и уксусной кислотой…» [5, с. 144]. Здесь Чехов ограничивает пространство заборами по сторонам, грязью снизу и старыми деревьями, которые склоняются сверху и закрывают небо. Та же клетка, только на улице. Свежего воздуха здесь нет и в помине. Автор акцентирует внимание на отвратительных запахах.
И снова Чехов показывает связь пространства и внутреннего мира персонажей, которые живут в нем. Души людей здесь такие же мрачные и грязные. Одной из героинь повести является Аксинья. В ее образе Чехов подчеркивает нечто змеиное, скользкое, лживое. Именно она становится виновницей гибели ребенка. «На ее лице постоянно играла наивная улыбка». Этой фразой автор намекает на то, что от героини можно ожидать всего, непонятно, что происходит у нее в душе, ее душа такая же тесная и смрадная, как село, и такая же замкнутая и ограниченная.
Трагедия происходит в замкнутом пространстве кухни: «Аксинья вбежала в кухню, где в это время была стирка. (…) От корыта и котла около плиты шел пар, и в кухне было душно и тускло от тумана. На полу была еще куча немытого белья, и около него на скамье, задирая свои красные ножки, лежал Никифор» [5, с. 171]. Здесь уже не перечисляются предметы, ограничивающие пространство кухни, но создается яркий образ тесноты через тусклый свет, туман и духоту.
Однако в повести появляется и мотив открытого, свободного пространства. В 8 главе, уже после гибели ребенка, Липа забирает умершего ребенка из больницы, которая «находилась высоко на горе» и «светилась от заходящего солнца», и возвращается в село. Появляется открытое пространство, гора и солнечный свет. «Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой, протянувшись по небу. Где-то далеко, неизвестно где, кричала выпь, точно корова, запертая в сарае, заунывно и глухо. (…) Казалось, что все эти твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все, даже сердитые лягушки, дорожили и наслаждались каждой минутой: ведь жизнь дается только один раз!» [5, с. 173]. Кажется, что здесь появляется надежда на освобождение, на то, что жизнь может измениться, но сравнение выпи с коровой, запертой в сарае, разрушает надежду и показывает, что ничего не изменится. Даже открытое пространство здесь несет печать несвободы, ущербности. И действительно, после смерти мальчика Липа возвращается к матери, но счастья не обретает, ее жизнь – тяжелый труд и беспросветность.
А.Гильдин, исследователь чеховской прозы, пишет о том, что «вся жизнь человека уподоблена «ловушке», из которой нельзя выбраться. Человек пытается узнать что-то о себе, о своей судьбе, но не получает от мира ответа: «он стучится — ему не отворяют»; он — в «заколдованном круге», его положение безвыходно в прямом смысле этого слова» [1].
Однако у Чехова есть и яркие образы открытого пространства, свободного, ничем не ограниченного.
В повести А.Чехова «Степь» художественное пространство также немаловажно, здесь мы встречаем образ открытого пространства: степь, небо, горизонт, воздух… Перед Егорушкой расстилается степь, огромная и нескончаемая. По ночам Пантелей рассказывает у костра истории, а над головой у героев – бесконечное звездное небо. Герои спят на свежем воздухе в степи, а днем едут в телеге, и Егорушка смотрит на однообразный степной пейзаж, в то же время наполненный жизнью. Образ степи как открытого пространства связан у Чехова, на наш взгляд, со свободой, естественностью, простотой, с возможностью мечтать и стремиться к мечте, когда нет никаких преград. Образ открытого пространства позволяет заглянуть и во внутренний мир героя, Егорушки, с его тревогой и волнением перед новой, взрослой, неизведанной жизнью. Здесь появляется еще одно значение открытого пространства – незащищенность и уязвимость.
В прозе А.П.Чехова образы открытого и замкнутого пространства не только реалистичны, но и глубоко психологичны, они помогают автору, не говоря прямо о чувствах и переживаниях героев, передать их внутренний мир. Кроме того, в пространственных образах заключено чеховское понимание жизни. Чехов, не говоря напрямую, утверждает идеал свободного, развитого, красивого внешне и внутренне человека. Словами героя из чеховского рассказа «Дама с собачкой» Гурова, «как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях, о своем человеческом достоинстве» [5, с. 134].
Список литературы
Каргопольская игрушка
Под парусами
Самый богатый воробей на свете
Без сердца что поймём?
Заяц-хваста