презентации
Вложение | Размер |
---|---|
lerm_-hudozhnik.ppt | 1.9 МБ |
detstvo_lerm_solovyovoy.pptx | 985.96 КБ |
dueli_m.yu_.lermontova.pptx | 2.18 МБ |
lermontov.pptx | 1.65 МБ |
duel_i_smert_lermontova.pptx | 1.16 МБ |
vospitanie_mihaila_yurevicha_lermontova.docx | 22.07 КБ |
Слайд 1
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художникСлайд 2
М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены .
Слайд 3
Рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды". Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям.
Слайд 4
Самое значительное в цикле «Испанцы» - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова.
Слайд 5
Ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова . Княгиня Лиговская Дуэль
Слайд 6
В последние годы жизни созданы "Автопортрет", изображающий молодого поэта-воина на фоне гор, "Сражение при реке Валерике" (картина написана совместно с Г.Г. Гагариным), реалистически передающие драматизм войны.
Слайд 7
«Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры…»
Слайд 8
Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.
Слайд 9
Увидеть картины Лермонтова и восхититься ими можно в Пятигорске, в Домике-музееМ.Ю Лермонтова .
Слайд 11
А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель. 1841 год.
Слайд 1
Детство М.Ю. ЛермонтоваСлайд 5
Спасибо за внимание !
Слайд 1
Дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова Делали работу ученики 6 “ А ” Давид Гонсалес Воронов Артём Воронов Роман Александр Тимофей Его убийца хладнокровно Навел удар. Спасенья нет, Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. М. Ю. ЛермонтовСлайд 2
Дуэль есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных, установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя. Само слово «дуэль» подразумевает двух ее участников: оскорбленный желает сати сфакции от своего обидчика. Во времена Лермонтова дуэль приравнивалась к уголовному преступлению. Сатисфакция — удовлетворение за оскорбление чести . Что такое дуэль?
Слайд 3
Дуэли Лермонтова Лермонтов дрался на дуэли с Э. де Барантом и Н.С. Мартыновым. По некоторым сведениям, он был участником и других дуэлей.
Слайд 4
Первая дуэль Дуэль с Эрнестом де Барантом 16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную ещё в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да ещё будто бы дурно отзывался о нём в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошёл к Лермонтову и потребовал от него объяснений.
Слайд 5
Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант , хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались. Лермонтов был арестован за недонесение о дуэли и подвергнут суду. Лермонтов заявил, что он стрелял в сторону и это показание смягчило ему наказание . В 1840г. военный суд за дуэль приговаривает Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Первая дуэль Дуэль с Эрнестом де Барантом
Слайд 6
Вторая дуэль Дуэль с Мартыновым Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. После отпуска в Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым. Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в Школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправляющийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова.
Слайд 7
Самолюбие Мартынова было задето насмешкой поэта над ним в присутствии дам. Между Лермонтовым и Мартыновым состоялся разговор на повышенных тонах, и возбужденный разговор закончился вызовом Лермонтова на дуэль . Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года около 7 часов вечера . Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов — прямо в грудь поэту . Лермонтов скончался, не приходя в сознание, в течение нескольких минут. Вторая дуэль Дуэль с Мартыновым
Слайд 8
Памятник на месте дуэли
Слайд 9
Спасибо за внимание
Слайд 1
Происхождение фамилии ЛермонтовСлайд 2
Лермонтов Фамилия великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова имеет шотландское происхождение. Джордж Лермонт, в начале XVII в. служивший наемником в польской армии, попал в плен к русским, да так и остался в России. В русифицированном варианте эта фамилия стала достаточно распространенной.
Слайд 3
Спасибо за внимание!
Слайд 1
Дуэль и смерть ЛермонтоваСлайд 2
Лермонтов М.Ю. Мартынов Н.С.
Слайд 7
Первое место захоронения Второе место захоронения
Воспитание Михаила Юрьевича Лермонтова
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием — «Menschen und Leidenschaften» [меншэн унт лейденшафтен] «Люди и страсти» — рассказан раздор между его отцом и бабушкой.
Старший Лермонтов не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.
Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.
В неоконченной юношеской «Повести» описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает наклонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому, бурному. Лермонтов родился болезненным и всё детство страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние будущего поэта требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса (Леви) — еврея из Франции, главной обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом.
В «Повести» признаётся её влияние на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой.… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению»…
Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования. В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями. И в результате: «в ребячестве моём тоску любови знойной уж стал я понимать душою беспокойной».
Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение «К Гению».
Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями Кавказа. «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов; они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе: в ученических тетрадях Лермонтова французские стихотворения очень рано уступают место русским. Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности.
Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — «корсаров», «преступников», «пленников», «узников».
Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву, где его стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион. Учителями его были Зиновьев, преподаватель латинского и русского языка в пансионе, и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии; его сменил в1829 году англичанин Виндсон, познакомивший его с английской литературой.
В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже какой-то журнал при главном участии Лермонтова.
Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером, особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира, в письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из «Гамлета».
По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе (1829 год) отмечено в произведениях Лермонтова необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в личной жизни Лермонтова.
Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича; она подробно изображена в его юношеской драме. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу и отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну.
Знакомые следы
Как нарисовать лимон акварелью
Щелкунчик
Серебряное копытце
"Портрет". Н.В. Гоголь