Автор рассказывает о жизненном пути Сергия Радонежского,его роли в жизни других людей.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.doc | 528 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мешковская средняя общеобразовательная школа
Областной конкурс сочинений школьников Ростовской области на тему:
« ВЕЛИЧАЙШИЙ ПОДВИЖНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ »
Автор работы Трейгут Эмма Сергеевна
Станица Мешковская
2015год
Полвека Русь в лице Сергия видела пример
подвижничества, служения Богу и людям, подвиг непрестанной
молитвы и освещённого молитвой труда, пример любви, смирения, кротости.
В.О. Ключевский
В 2014 году православный мир отметит 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Великая заслуга Сергея связана и с жизнью русских монастырей. С его приходом заметно оживилось стремление к иночеству. В начале ига, в бедственный период нашей истории, это стремление было очень слабым (возникло десятка три новых монастырей). Преподобным Сергием и его учениками было основано около 70 монастырей. Они сплачивали Русь, оздоровляли её нравственность, просвещали народ, обогащали Русь книгами, иконами, возвышали духовное состояние всего общества.
«Ангелом земли русской», «заступником за землю русскую перед престолом Божиим» - так называют преподобного Сергия.
Кто он? Почему так знаменит? Ведь он не царь, не митрополит, не военачальник. Он никогда не повелевал людьми, бегал от славы, не желал наград. Одежду имел всегда бедную – однажды приехавший крестьянин принял его за нищего и только тогда понял, что перед ними преподобный Сергий, когда великий князь Московский преклонил перед ним колено для благословения. Никогда никто не видел гнева, суровости. Он был сама простота, без тени лукавства. Он любил ласкать детей, собирал их вокруг себя и сам делал для них игрушки.
Кроток, добр, тих и приветлив, всегда готовый утешить других, сердечен, мирен, полон любви к убогим и нищим – таким остался он в памяти знавших его. Митрополит Московский Киприан пытался возложить на Сергия золотой крест, но преподобный отказался. Глубоко уважавший Радонежского игумена митрополит Алексий перед смертью уговаривал его стать ему преемником, он ушёл в келью и закрылся.
Так почему имя его было знаменито по всей стране? Почему князья, крестьяне, бояре и смерды, сам митрополит Московский приходили к нему за помощью и советом? Что же он такого сделал, свершил за свою жизнь?
Сергий родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом Великим, в имении своего отца, боярина. Родители его, Кирилл и Мария, были людьми добрыми, глубоко верующими, помогали бедным.
О рождении необыкновенного ребенка матери было дано знать до его появления на свет. Во время церковной службы, когда мать носила мальчика под сердцем, при чтении Евангелия он трижды вскрикнул, да так, что все слышали. Автор поясняет: так Господь ещё до рождения преподобного «явил ему свою благодать».
Нарекли младенца Варфоломеем, что значит сын радости. И после рождения явлено было чудо: ребёнок отказался от материнской груди в среду и пятницу, дни, когда Христос был схвачен и распят.
В семилетнем возрасте его отдали в школу, но учёба, особенно чтение, не давалась ему, мальчик очень переживал. Вместе с родителями он обратился с молитвой к Господу о помощи в учении: «И Господь даровал свою милость».
В один из дней, когда Варфоломей пас коров, в поле, под дубом, встретил он старца, «ангелоподобного видом», и пожаловался, что не может познать грамоту своими силами. Старец утешил мальчика, благословил, проводил до дома. Прежде чем покинуть гостеприимный дом, он попросил Варфоломея прочитать Псалтирь. К изумлению домочадцев, он стал читать внятно и громко.
Отрок уклонялся от детских игр, шуток, смеха, пустословия, наложил на себя строгий пост: ничего не вкушал в среду и пятницу, в другие дни питался только хлебом и водой. Он любил молиться, особенно по ночам, рос тихим и молчаливым, но крепким, много умеющим. Любил плотничать, заниматься хозяйством.
Ещё молодым он высказывал родителям желание посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь. Но родители попросили дождаться их кончины, чтобы не остаться в старости без сыновней помощи.
Семья ростовского боярина Кирилла из-за княжеских междоусобиц и притеснения татарских тиунов (сборщиков дани) почти разорилась и переехала в 1330 году в маленькое сельцо Московского княжества Радонеж. Недалеко от него располагался Покровский Хотьковский монастырь. Здесь, приняв монашество, Кирилл и Мария скончались в 1339 году. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое отдал нищим, оставшееся – младшему брату Петру и покинул мир, уйдя со старшим братом Стефаном в пустыню, то есть пустынное, малодоступное место.
Итак, Варфоломей решил стать монахом. Но монахом вне монастыря. Слово монах произошло от греческого «монос», что значит один. Символом ухода от мира является монашеский постриг. Он искал самой суровой жизни и следовал примеру древних монахов, которые уходили из городов в дальнюю пустыню. Пустыню на Руси заменили непроходимые леса.
На Маковце, пологой невысокой горе, что к северу от Радонежа, окружённой огромными лесами, он с братом стал рубить лес для постройки маленькой церкви и келии. Она была посвящена во имя Пресвятой Троицы по благословению митрополита Московского Феогноста в 1340 году.
Лес был настоящей суровой пустыней. Стефан не выдержал и отправился в Москву, в Богоявленский монастырь. После его ухода Варфоломей принимает решение стать настоящим иноком, то есть принять постриг. В 23 года игумен Митрофан постриг его с именем Сергий. В течение немалого времени (от двух до четырёх лет) ему пришлось жить почти в полном одиночестве, совершая новый вид подвига, какого Русь раньше не знала. Огромный труд ежедневно проделывал он во спасение своей души. «…Сколько слёз и сердечного плача, бдений и ночей бессонных, коленопреклонений, жажды и скудости» приходилось преодолевать.
«Страшно даже одну ночь провести в лесу одному, без живой души вокруг, - старается вообразить современный человек жизнь Сергия в ту пору. – Одна такая ночь тянется так, что кажется, длиннее целого года. А если представить себе, что такие ночи повторяются два года подряд, тогда мы начнём понимать, до чего это страшно, и сердце сжимается при мысли о том, что должен был претерпеть этот юноша… Он должен был преодолевать страх, вызванный бесовскими явлениями… страх, который на него наводил вой волков и рёв медведей, бродивших вокруг его хижины. И после каждой такой ночи… наступал день, когда надо было вести борьбу ещё более тяжёлую – с усталостью и тоской, одолевавшими душу. Но эти годы борьбы и суровой жизни были для Сергия также годами благодати и великого духовного обогащения. Один, отдавая всё время молитве, черпая в ней силу и бодрость, он, без сомнения, укреплял в себе то самое состояние души, к которому он издавна стремился».
Из книг у него были Евангелие и Псалтирь, их он читал и перечитывал, вбирая в сердце. Много трудился: расчищал лес вокруг церкви и хижины, чтобы завести огород; не страшился уже диких зверей, с которыми общался. Медведь, приходящий за угощением, стал его другом. Говорили, что Сергий долгое время помогал медведю, отдавал ему свой хлеб, когда он был у него, и оставался сам голодным.
Все эти годы пищей Сергия были только хлеб и вода.
Житие отмечает, что ко времени Куликовской битвы имя Сергия было у всех на устах, «от великого князя и бояр до последнего поселянина Московской Руси», и был он, «яко древний пророк». Такую славу и уважение Сергий заслужил как «великий служитель Церкви Христовой и гражданин земного отечества. Он содействовал духовному возрождению и обновлению Русской земли и освобождению от рабства…».
В тяжёлое время, грозившее гибелью русскому народу, он был «дарован Богом земли русской как истинный печальник её и вдохнул веру в Божию помощь в борьбе с поработителями».
Князь Димитрий со своими воинами-князьями поспешил в Троицу. Преподобный отслужил Божественную литургию и сказал, обращаясь к великому князю: «Господь Бог тебе помощник». Он предсказал, что многим его воинам «плетутся венцы мученические с вечной памятью», но что «врага ожидает конечная гибель», а великого князя «помощь, милость и слава от Господа». Благословляя преклонившего перед ним колени Дмитрия, Сергий воодушевлённо произнёс: «Иди… небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» И ещё раз подтвердил: «Победиши враги твоя!»
В знак своего присутствия на поле брани он дал Димитрию двух монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Известие о благословении русского воинства, как говорит автор жития, пронеслось «по лицу Русской земли», воодушевляя даже слабых духом воинов на мужество и готовность «положить души свои за святую веру православную и дорогое отечество».
Кратко описана в житии сама битва. Её предваряло единоборство монаха Александра Пересвета с татарским богатырём Челубеем. «В схимническом одеянии. Без лат и шлема, с тяжёлым копьем сошёлся зачинатель победы и пал вместе с татарином. Мученически погибли многие воины, из ста пятидесяти тысяч, вышедших из Москвы, вернулось сорок».
В это время, пока длилась Куликовская битва, Сергей со своей братией возносил горячие молитвы за успех великого дела. Здесь появился дар Сергея видеть сокрытое от других глаз: «Телом стоял он на молитве, а духом был на поле Куликовом, подозревая очами веры все, что совершилось там, и как очевидец видел и называл павших героев по имени, сам произносил за них заупокойные молитвы со всей братией. Наконец, он возвестил совершенное поражение врагов и прославил Бога, даровавшего победу православным».
Известно, что монахи не берут в руки оружие. Сергий же благословил лучших своих монахов, бывших воинов, Пересвета и Ослябю. В монашеской расе, с крестом на груди Пересвет выехал навстречу гиганту ордынского войска Челубею. Оба упали замертво, но Пересвет – уже среди своих, достигнув их на коне.
В первых рядах бился великий князь Димитрий, в доспехах простого ратника. После битвы его, всего израненного, но живого, нашли под деревом…
И ещё. Уставшее обескровленное русское войско, возвращаясь в Москву, прежде всего пришло к Сергию. В монастыре был отслужен благодарственный молебен и панихида – поминовение погибших.
Обычно церковь молится об ушедших в иной мир в субботу – день поминания. Суббота, когда вспоминали убитых на поле Куликовом, пришлась на день памяти великомученика Димитрия Солунского. Небесного покровителя князя Димитрия Донского. Преподобный Сергий и Московский князь установили обычай субботу поминать убиенных в Куликовской битве.
Теперь, уже в наше время, в этот день в церкви молятся не только о павших на поле Куликовом, но обо всех воинах, «на поле брани душу положивших» во все воины, которые вела Россия. Вспоминаются и Чудское озеро, и Полтавская битва, и поле Бородино, и Прохоровское поле Великой Отечественной, и воины Афганской войны, и павшие в Чечне… Нельзя изменить этой традиции, стыдно…
За полгода до кончины Господь открыл ему время ухода. В последние минуты он собрал братию и завещал не изменять православной вере, сохранять чистоту душевную и телесную, любовь друг к другу, уклоняться от зла, соблюдать посты и умеренность в пище, беречь и соблюдать правила монашеского жития. Он передал управление обителью первому своему ученику и помощнику Никону и умер, как уснул. Это случилось 25 сентября 1392 года. Лицо его просияло неведомым светом, и «благоухание чудное разлилось по его келии». Ему было 78 лет. Из них в монашеской жизни он провёл 55.
Житие рассказывает, что спустя 30 лет после кончины мощи его были открыты и оказались нетленными и благоуханными: «Тление не коснулось даже одеяния его, несмотря на то, что гроб стоял в воде…» Для автора, сподвижника Сергия, совершенно естественно, что по кончине Сергия «Бог прославил его молитвам, подобны многоводной реке», то есть обильны.
Начало ХVII века. Смутное время. Польско-литовские войска захватили Москву, многие русские города. Часть дворян и бояр бежали в стан врага, присягали польскому королю. Казалось, конец России. Но держалась лавра. Отборные войска окружили её, осаждали более года, однако ушли ни с чем. Монахи и ополченцы противостояли полководцам Сапеге и Лисовскому и выдержали только по силе заступничества преподобного Сергия. По молитвам святого лавра снабжалась запасами еды и воды. Его видели на монастырских стенах, и это придавало силы.
Трижды в видении Косьме Минину преподобный повелевал собирать народное ополчение.
Явный случай заступничества Сергия за Россию был явлен в 1812 году, когда французы уже хозяйничали в Кремле.
Наполеон захотел полюбоваться окрестностями Москвы и поднялся на колокольню Ивана Великого. «Солнце грянуло с небес. Бонапарт направил взор в сторону Воробьёвых гор и вдруг встрепенулся, вздрогнул:
- Вы видите, там – на юго-запад движется армия?!. Это русские!.. Три великих армии! Три! Три! Как вы не видите? Кажется, они не идут по земле, а несутся по воздуху… И впереди – вождь…И этот предводитель весь в чёрном. Монах? Седые волосы, седая борода… с крестом в руках. Он осенил войско крестом…»
Привели к императору русскому старика, спросили, «не знает ли он такого монаха, тощего, но величественного и седого, как лунь. Тот сразу назвал святого Сергия Радонежского, чудотворца. Направились к Благовещенскому собору. Старик подвёл Наполеона к образу святого. «Это он… - воскликнул Наполеон и отшатнулся, вдруг овеянный страшным холодом. – Что же это за народ – русские, если их армию водят святые…» И Наполеону стало жутко оставаться ещё в Москве…»
Вспомнить связанные с именем Сергия Радонежского случаи чудотворения и прозорливости, понять, в чём источник этого дара, нам помогут ребята, работавшие с этим материалом жития.
По молитве Сергия из земли забил источник, в котором нуждался монастырь. Необычно скромный, Сергий никогда не гордился свершённым. Когда после молитвы старца открылся источник, он не позволил братии называть его Сергиевым, объясняя это так: «Не я, Бог дал нам, недостойным».
Когда из-за голода недовольные Сергием монахи решили уйти из монастыря, не в силах терпеть, Сергий обратился к ним с волнующей речью, убеждая не терять духа и всегда возлагать надежду на бога. Не успел он закончить, как сообщили, что у ворот стоят неизвестно кем присланные возы с продовольствием.
Ясно, что сила его молитв была необычайной. Все его чудеса свершались в помощь ближнему. Лишь единожды был случай, когда чудо произошло в наказание, когда по его слову в один миг протухла свинина, украденная богатым крестьянином у бедного.
Какие чувства вызывал преподобный Сергий в русском народе?
Конечно, огромное уважение, любовь, преклонение. Легче было жить, зная, что есть на русской земле такой заступник, молитвенник. А все ли из нас знали имя этого святого до нашего урока? Знают ли его ваши родители, друзья? Если мы приедем в Троице-Сергиеву лавру, то увидим, что люди устремляются к нему всегда: в будни это людские ручейки, в праздники – народная река, без устали текущая к Сергию за помощью, за душевными силами, за советом, для молитвы…
Так какие же уроки нравственности даёт современному человеку преподобный Сергий Радонежский?
Урок смирения преподобного Сергия – это понимание того, что если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьезных и важных делах и заботах. Поэтому каждое дело следует начинать и заканчивать молитвой к Богу.
Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям – праведным Кириллу и Марии, лишь только после упокоения которых Варфоломей считает возможным приятие монашества и давно задуманное уединение.
Урок терпения и верности мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу.
Урок трудолюбия – во всей жизни преподобного, как в период пребывания с братом Стефаном в лесу, так и в последующее время – будучи уже игуменом основанного им монастыря.
Урок скромности проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершенных по его молитвам и т.д.
Урок любви к Отечеству – не только в широко известном благословении великому князю Дмитрию на Куликовскую битву, но и в молитвах об упокоении душ погибших. Преподобный Сергий фактически стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.
Урок миротворчества преподает он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской.
Хочу, чтобы все вдумались в слова нашего современника – писателя В. Крупина: «Мы живём в святой Руси, в любимой нашей России. У нас нет запасной родины. Здесь могилы наших предков, здесь останемся и мы. Никто не вечен, все мы уходим. Но бессмертна наша Россия. Она стоит, утверждённая молитвами святых. А кто такие святые? Это те, кто прежде всего думал не о себе, а о Боге и любимом своём Отечестве, о державе, о нашем государстве Российском, о нас с вами!..»
Используемая литература
1.История русской святости– М., 2001
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны