Заветная страна живёт в душе твоей:
В ней радость, жизнь, любовь,
Как тысячи огней.
Здесь мамы с папами играли, веселились,
Забыв про хлопоты и вечные дела.
Здесь мысли о мечте навечно поселились,
Здесь смех и слёзы, солнце и игра.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchashchihsya_4_klassa_strana_detstva.docx | 32.76 КБ |
Коллективный проект учащихся 4 класса МОУ «Гимназия №17»
Руководитель проекта Ярулина Н.В.
Тема проекта
«Страна Детства»
Цели:
Задачи:
Результат проекта:
Создание сочинения – рассуждения «Моя Страна Детства».
Гипотеза:
1. Некоторым взрослым открыта граница в Страну Детства.
2. У каждого ребёнка своё представление мира детства.
Ход проекта:
Заветная страна живёт в душе твоей:
В ней радость, жизнь, любовь,
Как тысячи огней.
Здесь мамы с папами играли, веселились,
Забыв про хлопоты и вечные дела.
Здесь мысли о мечте навечно поселились,
Здесь смех и слёзы, солнце и игра.
Мы представляем проект учащихся 4а класса гимназии №17 «Страна Детства».
Что же это за такая необычная страна? Её не найдёшь ни на одной географической карте. Но в ней обязательно побывал каждый из нас.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Мы предлагаем отправиться в путешествие по Стране Детства. Для нашего литературного путешествия не нужно ни карты, ни компаса. Необходимо желание и интерес.
Желание погрузиться в мир поэзии и интерес к слову поэта.
Как мы работали над проектом.
Мы выдвинули первую гипотезу:
Некоторым взрослым открыта граница в Страну Детства.
Так ли это?
Некоторые взрослые не потеряли ощущения детскости, их душа, как в детстве, открыта чудесам и откровениям. Именно с такими взрослыми мы познакомились на уроках литературного чтения в этом году. А точнее, познакомились с миром детства в произведении Марины Цветаевой «Мирок».
Биографическая справка о Марине Цветаевой.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), а печататься — с шестнадцати лет.
Герои и события окружающего мира продолжали в её душе свою «работу». Маленькая, она хотела, как всякий ребёнок, «сделать это сама». Только в данном случае «это» было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в 6-7 лет.
В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом».
В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим её сердцу людям, в первую очередь о маме и о сестре Асе.
Все детские стихи, т. е. стихи для детей и о детстве, в основном вошли именно в этот первый поэтический сборник. Стихи передают очарование детских впечатлений, чувства девочки, первые мечты.
«Вечерний альбом» - это книга расставания с детством.
Представляем вам произведение Марины Цветаевой «Мирок».
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шёпот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блёстки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сёстрах северных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
В своём произведении поэтесса размышляет над тем, кто такие дети, строка за строкой раскрывает своё представление детского мира («мирка», как нежно его называет Марина Цветаева).
Всё стихотворение можно мысленно разделить на три смысловые части. Рассмотрим каждую из них.
1-я часть
Дети — взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шёпот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Даёт ли М. И. Цветаева полную характеристику детского мирка?
Нет, ей это не нужно. Она рассказывает о тех моментах детства, которые запомнились именно ей. Этих моментов достаточно много, чтобы представить мир детства. Поэту удалось запечатлеть яркие штрихи детства. Она использует существительные, их перечисление создаёт «портрет» детства.
Наши выводы по 1 части:
1) Поэт не даёт полную характеристику детского мирка.
2) Поэт рассказывает о своих моментах детства.
3) Поэт использует существительные (создаёт «портрет детства»).
2-я часть
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блёстки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сёстрах северных морей.
Детский мирок сужается до размеров «уютной детской», потому что именно здесь царит любовь к ребёнку. Именно здесь рождается «целый мир гипотез радостных наук».
Картина детского мирка такая, какой её видела Цветаева в своём детстве. Она вспоминает об этом: рассказывает о детских мечтах вечерами (слово «вечер» дважды повторяется в первой строке), о книгах, которые вызвали в душе девочки сильное переживание. Здесь звучит упоминание произведения любимого поэта А. С. Пушкина (хотя его имя не названо).
Наши выводы по 2 части:
1) Детский мирок – это уютная детская.
2) Детские мечты вечерами.
3) Детское чтение.
3-я часть
Дети — отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Детям особенно нравится эта строфа, потому что в ней автор пишет о силе детства. Эта сила выражается в вере в доброту, любовь, честность (не случайно здесь упоминание Бога).
Интересен выбор поэтессы эпитета «нежные загадки». Мы считаем, что многие поступки и мысли детей не понятны взрослым. Они загадочны для них. Взрослые часто подыгрывают детям. Подыгрывают потому, что боятся обидеть, разрушить мир ребенка. Взрослые, благодаря своей любви, стараются просто оберегать детей, поэтому относятся с нежностью и теплом к каждому открытию сына или дочки.
Марина Цветаева, описывая детский мирок, использовала в стихотворении метафоры, приравнивая, несопоставимые вещи:
«Дети — это вечер…»;
«Дети — отдых, миг покоя краткий…»;
«Дети — это мира нежные загадки…».
Наши выводы по 3 части:
1) Сила детства – доброта, любовь, честность.
2) Поэт использует эпитеты и метафоры.
Умение поэта собрать «детский мирок», напевность речи позволяют читателю поймать счастливый миг детства.
Таким образом, первая гипотеза подтвердилась.
Мы выдвинули вторую гипотезу.
У каждого ребёнка своё представление мира детства.
С этой целью мы приступили к собственной работе на тему «Моя Страна Детства». Опираясь на свои впечатления, вспоминая самые яркие моменты в своей жизни, мы рассказали о том удивительном мире, в котором живём.
Представляем наши сочинения.
1. Такой видит Страну детства наша одноклассница Казанцева Диана.
Детство – это руки в краске.
Это мамы на ночь сказки.
Детство – это салки, прятки,
Это на штанах заплатки.
Надо маме помогать:
Мыть посуду, подметать,
Вымыть пол, убрать игрушки,
А потом бегом к подружке.
В детстве хочется мечтать,
Веселиться и гулять!
2. Я – Смирнова Анна. Я расскажу о своей Стране Детства.
Где-то далеко за радугой есть волшебная страна. В этой стране куклы с удовольствием едят пирожные из песка, танцуют с прекрасными принцами в воздушных платьях из лоскутков. Нарисованные картины оживают на глазах. Плюшевый заяц с плюшевым лисёнком ходят друг к другу в гости и пьют вместе чай.
В этой стране всегда светит солнце и сбываются мечты. Все жители этой страны – друзья и никогда, повторяю, никогда не ссорятся. Все жители не болеют серьёзно. А каждый день – настоящий праздник.
Но мы становимся старше и забываем дорогу в этот сказочный мир. Но, чтобы об этом помнить, надо почаще смотреть на радугу и тогда этот сказочный мир будет жить в вашей душе.
3. Я – Мышковская Елизавета. Моя Страна Детства представляется мне такой.
Моя Страна Детства – это мир, где живут беззаботно. Здесь радуются каждому дню.
Страна Детства – это мир, где никогда не бывает войны и ссоры, где человеческие мысли, словно фейерверки, превращаются в разноцветные ленточки с бубенчиками на концах.
В моей Стране Детства все жители помогают друг другу и у каждого исполняются заветные желания.
4. Гребёнкина Виктория описывает Страну Детства так.
В моей стране детства побывали все – и дети, и взрослые, ведь дети тоже когда-то были детьми, только многие, к сожалению, об этом не помнят.
Детство, по-моему, это жизнь без забот, хлопот, слёз, обид, огорчения, грусти, ссор и зла.
В Стране Детства для всех жителей солнце светит ярче, небо ниже, звёзды можно потрогать рукой, море шире, а ночь короче.
Эта страна закрыта для скучных людей, которые не любят мечтать.
В Стране Детства не бывает войн, болезней, горя и разочарований, а люди живут вечно.
5. А Покидов Дима решил рассказать стихами.
Детство – чудная страна
Волшебством окутана.
Все игрушки в ней живые,
Мишки, зайки заводные.
Слон, пантера, бегемот
Ночью в сказке оживёт.
Паровозик мой железный
Вдаль умчит меня в мечты,
Где сбываются надежды
И разводятся мосты.
В детстве можно веселиться,
Бегать, прыгать и скакать.
С папой змея запускать.
Детство – чудная страна
Волшебством окутана.
Шарики, гирлянды,
Огоньки, фонарики
Зажигает сердце
У больших и маленьких.
6. Я – Островский Николай расскажу вам о своей Стране Детства.
В моей Стране под названием Детство голубое небо, яркое солнце, зелёная трава. А ещё – мама и папа- молодые и весёлые, моя добрая и ласковая бабушка, смешной младший брат.
В моей Стране тепло и уютно, пахнет конфетами и пирогами. Здесь я катаюсь на велосипеде и самокате, съезжаю на санках с горы, измеряю лужи сапогами и смеюсь от души.
Иногда я плачу от обиды и огорчения: не хочу есть манную кашу и пить горькое лекарство. Но я всё равно люблю свою Страну Детства и не хочу с ней расставаться.
7. Наша одноклассница Овденко Ирина такой представляет Страну Детства.
Моя Страна Детства весёлая и фантастическая. Облака, как сладкая вата, небо чистое, как весенний ручеёк, а трава, будто изумруд. Золотое солнышко похоже на сверкающий жёлтый одуванчик. Он дарит тепло и свет всем окружающим, как родная мама.
В моей Стране Детства все жители дружат и помогают друг другу. А ещё все любят мечтать. Я мечтаю построить машину времени и реально побывать в СССР, чтобы почувствовать себя пионером.
Вот такая прекрасная страна – страна моего детства!
Таким образом, можно сделать вывод, что Страна Детства в представлении наших одноклассников разная, но в ней есть общие черты. В этой стране живут дети, которые любят мечтать о возможном и несбыточном. В этой стране много света, тепла и радости. А ещё в этой стране любят сказки, читают стихи и громко смеются.
Таким образом, вторая гипотеза подтвердилась.
Заканчивая своё выступление, мы хотим сказать, что в Стране Детства найдётся место любому, кто понимает детские радости и верит в мечты, пусть даже самые невероятные.
Сказка "12 месяцев". История и современность
О чем поет Шотландская волынка?
Притча о гвоздях
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Ледяная внучка