Цель работы – выяснить, какое место занимает творчество Александра Горностаева в литературе родного края, насколько велико значение поэзии, в частности лирики этого поэта, в литературном наследии Саратовской области.
Задачи исследования: определение тематического богатства и своеобразия поэзии А. Горностаева; анализ его стихотворений.
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_gornostaev2.docx | 34.09 КБ |
IV ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
7-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКОВ»
СЕКЦИЯ "МОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОТКРЫТИЕ"
«Своеобразие лирики
Александра Горностаева»
Выполнила: Хвостова Юлия ученица 10 класса
МОУ «СОШ
п. Красный Текстильщик
Саратовского района
Саратовской области»
Научный руководитель: Комарова Л. А.
учитель русского языка и литературы
2013г.
Оглавление
Введение
1. Тематическое богатство и своеобразие лирики Александра Горностаева
2. Гражданственность и жизнеутверждающее начало поэзии
3. Заряд светлой жизнеутверждающей энергии
4.Любовная лирика
5. Детство - мир звучащий и красочный
Заключение
Список литературы
Введение
Современные школьники в наше время мало читают, а если и читают, то лишь некоторые произведения русской классики, которые изучаются на уроках литературы. На огромное наследие писателей родного края они не обращают внимания. А зря! Литературная жизнь Поволжья широка и разнообразна. Мы, читатели, имеем хорошую возможность составить своё мнение о творчестве писателей – земляков. Главное – иметь желание открыть для себя их имена и написанные ими книги.
Трудно не согласиться с мнением А.М.Горького, который очень точно подметил: «Краеведение – превосходный источник народоведения – человековедения». Книги прозаиков Поволжья подкупают своей простотой, умением показать тревоги и радости этого мира, глубоко заглянуть в души своих героев. Таковы произведения Константина Федина, Григория Коновалова, Григория Боровикова, Галины Ширяевой, Валентины Мухиной – Петринской и многих других наших земляков. О писателях – прозаиках написаны и изданы книги литературно - критических очерков, однако, к сожалению, о творчестве даже известных саратовских поэтов мы знаем мало, потому что так уж принято, что именно проза определяет творческий облик писательских организаций края. Хотя поэзия нисколько не уступает прозе, а зачастую и опережает её, занимая видное место во вдохновенном творчестве писателей Поволжья. Среди поэтов следует отметить имя, на мой взгляд, еще мало известного в литературных кругах поэта Александра Горностаева.
Цель работы – выяснить, какое место занимает творчество Александра Горностаева в литературе родного края, насколько велико значение поэзии, в частности лирики этого поэта, в литературном наследии Саратовской области.
Задачи исследования: определение тематического богатства и своеобразия поэзии А. Горностаева; анализ его стихотворений.
В работе последовательность основных вопросов соответствует поставленным задачам. База сбора фактологического материала определяется литературоведческими краевыми изданиями, сборником стихотворений А. Горностаева и материалами региональных сайтов.
1. Тематическое богатство и своеобразие лирики А.Горностаева.
Моё знакомство с поэзией А.Горностаева началось с четверостишья:
У земли бездомная дорога.
У вселенной тайная стезя.
Этот мир придумывался Богом –
Значит, сделать мир иным нельзя.
Потом было стихотворение «Летний дождь…». Только тогда появился интерес к лирике неизвестного мне поэта. Сборник его стихов, заметки о его творчестве помогли мне лучше узнать и понять этого мастера поэтического труда.
Внутренний мир любого смертного всегда загадка (в народе так и говорят: «чужая душа – потемки»). Лучше не скажешь. Но не таков поэт. Его великое счастье (одновременно оно же и глубокое несчастье) в том, что он обнажает душу, открывает людям ее тайное тайных. Зачем он это делает – одному богу известно; и это не метафора, а великая правда. Всевышний находит среди тысячи людей избранников, которые должны поведать миру, какой может быть и к чему должна стремиться душа человека, потому что « гений и злодейство – вещи несовместимые», а все люди наделены правом и способностью сопереживать, находя в поэтических строчках созвучие своим чувствам и оттого делаясь духовно богаче и красивее. К таким отмеченным Судьбой поэтам и относится Александр Горностаев.
«Я помню стихи Саши Горностаева той поры, когда он ходил в литературный клуб «Калина красная» ( это было в середине 80-х). По всей видимости, в ту пору Саша находился в мучительных поисках формы своих произведений – но уже не внешней, не формально-языковой, а стилистической. Это был, пожалуй, экспрессионизм с его четко выраженным стремлением идти от субъективного ощущения мира, пока оставаясь в его замкнутом пространстве, но жаждая преодолеть эту условную ограниченность:
Я не знаю, в чем смысл моих дней,
Но куда – то спешит скорый поезд,
оттого, что ли, мысли во мне,
как у кассы народ, беспокойны», -
вспоминает о своем друге, товарище по перу писатель Александр Свешников.
Где цель этого пути – было совершенно не ясно, что в общем-то естественно. Следы тех исканий ( к сожалению, Александр Горностаев не датирует свои произведения, помещенные в сборнике) мы видим сегодня в таких его стихах, как «Погоня ночи» и «Свет в ночи». По моему мнению, поэт Горностаев складывается как певец сумеречного состояния души, бродящей в потемках и ищущей свой идеал:
И выходя на волю из простраций,
из бездны горя, из страстей игры,
я посылаю небу и пространству
своей души немыслимый порыв.
К счастью (впрочем, для самого поэта, это, может быть, отнюдь и не так, а напротив), Александр Горностаев остался верен своему началу: в лучших своих стихах сборника он обрел то, что не позволит ему исчерпать свои духовные и душевные силы и свой поэтический талант.
Итак, вперед. Как бы начну от центра
Познанья мяч в пространстве слов водить,
Чтобы поэзию вернейшим из рецептов ,
Как острым пасом форварда, снабдить.
Лишь для того эпитетов обводка,
Метафоры за логику заброс,
чтоб озаренье, словно мяч в воротах,
в сердечной сетке нервов затряслось,- читаем в стихотворении
«В лабиринте поэтических возможностей».
Генератор творчества поэта заключает в себе вечные человеческие муки, приобретающие у него черты художественного образа: как соединить микрокосмос интимных переживаний, бурю страстей, бездну желаний с микрокосмосом Вселенских процессов, простирающихся в бесконечности. Эта диалектика мучений и есть движущая сила поэзии Горностаева, дающая ему возможность и право творить:
Но идти мне против зла и ветра,
Сквозь галактик вьюгу, сквозь беду…
Вечно мало радости и света
Сам с собой согласья не найду… («Галактик вьюга»)
В лучших стихах Александра Горностаева лирический герой переживает ощущение жизни как чего – то значительного, высокого, но неизбежного мгновенного в бесконечности Вселенной. Отсюда его желание вырваться из плена повседневности, преодолеть плотское и выйти к вечному:
Не пророк я, не гений, не бездарь,
не покинувший в горе народ,
просто мира летящая бездна
мое сердце томит и гнетет;
сын земли, погибающий в чувствах,
я такой же не встретил любви…
Просто часто бывает мне грустно
за людей и за мысли свои.
Поэзия Александра Горностаева привлекает нас своей реалистичностью, правдивостью изображения действительности. Пристально всматривается он в души людей, испытавших горечь разочарования и утраты. С волнением читаем строки стихотворения «Уходят поэты», посвящённые соратникам по перу:
Сверяя шаги, как по солнцу,
По банковским курсам валют,
Уходят поэты в торговцы.
И я их совсем не виню…
Творческий диапазон А.Горностаева необычайно широк и разнообразен. Произведения разного времени объединяют такая характерная черта, как высокая гражданственность. Поэт солнечной Армении Г.Эммин в статье о современной поэзии писал: «Гражданственность есть и всегда будет главной артерией поэзии – высокого искусства общения с веком, с человечеством».
Именно в это русло – русло высокой гражданственности и открытой публицистичности – направлены стихотворения А.Горностаева:
Радуюсь особенно,
Как гражданин поколения,
Что, кажется, приспособился
К быстрому ходу времени…
----------------------------------------
Ну, кто из лучших находил ответ,
Равняя всех на свой манер и почерк,
в одном объемном имени Поэт
пытаясь, дар творца сосредоточить?
Наиболее ярко и полно раскрылась поэтическая и гражданственная принципиальность поэта и в публицистической зарисовке «Утро в тумане». Значение этого произведения заключается, прежде всего, в его гуманистической направленности, утверждении мира и счастья на земле для всех людей независимо от социального и материального их положения:
«Вот они, собратья по существованию, пасынки материального мира. Они могли бы впиться в горло Жизни из-за куска пищи, но в собственном самомненье поднимаются выше быта, согнувшего им души. Каждый хоть однажды мнил себя Богом, но все вместе кажутся они игрушечными матрешками, старающимися выпрыгнуть из самих себя…»
3. Заряд светлой жизнеутверждающей энергии
Есть у поэта и другие стихи, в которых заряд удивительной проникновенно - чувствительной энергии, нежной, тонкой энергии, как например, в этом стихотворении просто берёт за душу. Радость мироощущения приходит к человеку, читающему такие строки:
Я помню, как дождиком вешним
Пропитаны были дворы.
Однажды влюбленным и нежным
Тебе я стихи подарил.
Дождинки по стеклам бежали
На землю, я землю поил,
и осень листвою шершавой
ласкала потоки мои…
Лирический герой, захваченный красотой осени, стремится поведать об этом любимой. Стихотворение представляет собой произнесенный на одном дыхании монолог. Природа помогает герою передать чувства «и осень листвою шершавой ласкала потоки мои». Олицетворение и метафора являются, пожалуй, главным приемом в лирике природы поэта.
Духовный мир поэт исследует не только в эмоциональном многообразии, но и в глубинных проявлениях, сущности бытия.
В творчестве Горностаева нет «чисто» пейзажных стихотворений. Поэт запечатлевает вызванные пейзажем наблюдения и размышления. Человек-частица природы, но не покоритель ее, не царь меньших наших братьев. Назначение человека – в его стремлении к нравственному усовершенствованию. Природа в стихотворениях Горностаева – это то, что она создала за миллионы лет, ее труды. И, глядя на них, ты понимаешь, что тебе, человеку, нет ничего необходимее, чем глухариная песня на заре, густота вечерней травы, крик чаек… Природа гуманна. Поэт воспевает неразрывную связь человека и природы:
Чайки, чайки, реющие чайки,
Над холмами пенящихся вод.
Разрезает реку на две части
увлеченный далью теплоход.
Осень, осень, реющая в выси,
в птичьей форме желтого листка:
через край расплескивает мысли
Моих дум осенняя река.
4. Любовная лирика
Философские мотивы звучат и в любовной лирике Горностаева. Ее можно считать философско - любовной, так как любовь вызывает в лирическом герое не только определенные эмоции, но и глубокие размышления о жизни и смерти, вечности и мгновении, о значении личности в обществе. Особенно полно эта тема выражена в «Песенке бродяжьей»:
В мире счастья, должно быть, нету,
в мире верности нет – и пусть…
Я тебя, как мечту о светлом,
потерять навсегда боюсь.
знаю, нет постоянства в людях,
но случится одна беда:
если вечно с другим жить будешь,
что же будет со мной тогда?
Как позорным клеймом означен,
боль и горечь в себе держа,
будет лик мой в морщинах мрачен,
будет тяжкой моя душа.
Я уйду по земле бродяжить,
проклинать надоевший свет.
И мальчишка какой – то скажет
вслед мне: «Старый и злобный дед».
Сочинят про меня легенду,
где, конечно, злой будет дух,
что любил я одну царевну,
а сам царский, мол, был пастух.
Усмехнусь я над сказкой славной,
усмехнусь в воротник пальто…
и в шкатулке души на дне самом
в темноте луч блеснет золотой…
5. Детство - мир звучащий и красочный.
Детство - лучшая, безоблачная пора. И чем дальше отодвигается от нас эта светлая пора, тем острее она вспоминается. Детали, картинки, эпизоды, случаи, одни незначительные, другие – яркие и содержательные, они сливаются в солнечный калейдоскоп. Но трудным, безрадостным было детство Александра Горностаева. Эту пору своей жизни он описывает в стихотворении «Странность»:
Мне память детства в мыслях долгих комкать,
как пластилин в ладонях, без конца,
все потому, что трудным рос ребенком:
то мать не знал, то забывал отца.
Вина других есть в трудном моем детстве.
Но все же те, кто ближе был, родней,
со мной не знали б, может, столько бедствий,
когда б ни странность, жившая во мне…
Заключение
Чем же привлекает поэзия Горностаева? Тематическим богатством и своеобразием, реалистичностью и гражданственностью, философскими рассуждениями и глубиной проникновения в душу человека.
Восприятие стихов поэта почти непредсказуемо. Очень сложно устанавливать «ориентировочные стрелки» на пути прочтения. Автор понимает важность интуитивного восприятия произведений. И более того: пожалуй, это единственная возможность у читателя цельно и глубоко погрузиться в стихию переживаний, мыслей, образов, заложенных в его стихотворениях. Но автор все-таки хочет поставить «указатель». На всякий случай. Можно не пользоваться. Для него самого эти стихи – не бездорожье. Стихотворение в представлении автора - путь или тропинка. А в некоторых ситуациях - «отслеживание» возможных направлений. Но пути к чему? К истине, к освобождению, к самому себе… В возможности нахождения таких путей Александр Горностаев и видит смысл и назначение Творчества.
Считая Смыслом творчества момент
Поэт кичится, что он есть ПОЭТ!
Но может ли он просто быть ПОЭТОМ?
Он- века «неопознанный объект»,
Он - человека над собой эксперимент,
Он – гражданин времен, он - брат планет.
И невозможно не считаться с этим.
Литература и ресурсы:
1.А.Свешников. «Душа поэта», Саратов,2002год
2.А.П.Горностаев «Галактик вьюга», Саратов,2002год
3. www lit Saratov.ru
Простые летающие модели из бумаги
Военная хитрость
Ворона
Есть в осени первоначальной...
Муравьиная кухня