Все дети любят играть. У каждого есть своя любимая игрушка. До начала проекта у меня тоже была любимая игрушка – кукла Барби. Эта кукла стала суперигрушкой для многих детей. Мне стало интересно, а в какие куклы играла моя бабушка? Я решила обо всем расспросить свою бабушку. Она рассказала, как в детстве сама шила куклы, как с ними играла, какие куклы были самыми любимыми. Меня это очень заинтересовало. Я задумалась: а справедливо ли забыта народная тряпичная кукла? Какова ее история? Что знают о такой кукле мои друзья? Что выберут они в качестве суперигрушки: барби или бабушкину куклу? Что бы ответить на все эти вопросы, я составила план работы над проектом.
1. Изучить историю народной игрушки.
2. Изготовление самостоятельно образцов русской тряпичной куклы.
3. Анкетирование родителей подготовительной группы д/ сада «Светлячок» по данной теме.
4. Мастер – класс для детсадовцев.
5. Вывод по проекту.
Цель исследования:
Доказать, что народная тряпичная кукла несправедливо забыта.
Предмет исследования:
Влияние народной куклы на здоровье и на развитие ребенка.
Участники исследования:
Одноклассники, родители и воспитанники детского сада «Светлячок»
Гипотеза:
Народная тряпичная кукла забыта потому, что родители не шьют больше своим детям игрушки, так как можно купить в магазине.
Методы исследования:
Опрос, наблюдения, сбор информации с печатных источников, проведение мастер- класса, анкетирование, сравнение и обобщение.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sekrety_babushkinogo_sunduka_1.doc | 78 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция школьников «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее»
Проект
«Секреты бабушкиного сундука»
Выполнила : ученица 6 класса
МБОУ «Инсарская СОШ №2»
Коптяева Татьяна
Руководитель: учитель русского языка литературы
Авдонькина Ирина Петровна
Инсар 2014
Содержание:
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Презентация прилагается.
Введение
Все дети любят играть. У каждого есть своя любимая игрушка. До начала проекта у меня тоже была любимая игрушка – кукла Барби. Эта кукла стала суперигрушкой для многих детей. Мне стало интересно, а в какие куклы играла моя бабушка? Я решила обо всем расспросить свою бабушку. Она рассказала, как в детстве сама шила куклы, как с ними играла, какие куклы были самыми любимыми. Меня это очень заинтересовало. Я задумалась: а справедливо ли забыта народная тряпичная кукла? Какова ее история? Что знают о такой кукле мои друзья? Что выберут они в качестве суперигрушки: барби или бабушкину куклу? Что бы ответить на все эти вопросы, я составила план работы над проектом.
Цель исследования:
Доказать, что народная тряпичная кукла несправедливо забыта.
Предмет исследования:
Влияние народной куклы на здоровье и на развитие ребенка.
Участники исследования:
Одноклассники, родители и воспитанники детского сада «Светлячок»
Гипотеза:
Народная тряпичная кукла забыта потому, что родители не шьют больше своим детям игрушки, так как можно купить в магазине.
Методы исследования:
Опрос, наблюдения, сбор информации с печатных источников, проведение мастер- класса, анкетирование, сравнение и обобщение.
1. История русской тряпичной куклы.
Слово «кукла» греческого происхождения. В толковом словаре С. Ожегова говорится о том, что, оно произошло от слова «киклос», что означает «круг», нечто свернутое, например, в деревушку или в пучок соломы, которые девочки издавна пеленали.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений:
- первое – это детская игрушка в виде фигурки;
- второе - в театральном представлении - это фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом);
- третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова).
Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их накапливалось до 100 штук.
Пока дети были маленькими, кукол им шили мамы, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу уже могла сделать любая девочка.
Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянутое лицо белой тряпицей, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутков.
Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер. Преимуществом такой куклы было ее быстрое изготовление, она была индивидуальная в своем роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробках. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
Кукла – это оберег настолько древний, что сейчас не в силах никто сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте – в захоронениях – современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий.
Самые первые куклы делались из золы. Брали золу, смешивали ее с водой, и скатывался в шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. Эта кукла была оберегом женщин, дома, очага.
В каждой русской семье умели изготавливать не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, либо обережными.
Куклы – обереги.
К ним относятся:
Значение круп в Зернушке:
Гречиха- сытость и богатство;
Рис – на праздник;
Перловка – на сытость.
в нем веселое настроение.
Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку.
Кукла – кувадка- в виде погремушки, вешали над колыбелью ребенка.
Игровые куклы.
Эти куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки.
К ним относятся:
кроваткой и в нее играли мальчики и девочки.
Обрядовые куклы.
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол, хотя некоторых по завершению обряда разрывали и разбрасывали по полю, топили, сжигали.
К ним относятся:
Смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживал во время рукоделия. Кукла должна была, и поддержать, и защитить в трудную минуту, от хвори избавить, о судьбе поведать.
Игрушки сегодня применяются как украшение дома и развлечение ребенка. Но игра – священный процесс познания мира, а значит игрушки, священны. Они по – прежнему остаются оберегами.
Эта работа меня очень увлекла. Все куклы я сделала сама. Например: кукла «день-ночь» поселилась в моей спальне. Готовясь спать, я поворачиваю ее к кроватке темной стороной, а, просыпаясь утром, поворачиваю светлой. А вот «крупеничка» заняла достойное место на кухне.
2. Анкетирование одноклассников, родителей подготовительной группы д/сада «Светлячок»
Чтобы узнать мнения своих ровесников по отношению к куклам, я провела анкетирование среди 20 учащихся – девочек 6 класса.
Результаты обработки ответов анкеты позволяют сделать вывод о том, что все мои ровесники увлекаются куклами, хотя некоторые отвечают, что повзрослели и уже не играют. А большинство девочек любят куклу Барби, но все, же в последнее время появляются новые виды кукол как «Братц».
В отличие от Барби в ее облике нет ничего от принцессы: джинсы, кожаные куртки, ремни, застежки, солнечные очки. Да и фигурой она резко отличается от Барби - низкорослая, с непропорционально большой головой.
А что касается русских народных кукол, к сожалению, о них они знают мало, хотя слышали где-то о них. Они не имеют представления о том, что из подручных материалов можно самим сделать их. Если бы они сами делали такие куклы, в которую вложили бы свои старания и душу, то она стала бы настоящей любимой игрушкой.
Для родителей д/сада «Светлячок, я тоже приготовила анкету. Меня интересовали вопросы:
Анкеты были мною проанализированы, а результаты оказались неожиданными. Не только дети, но и родители мало, что знают о русской тряпичной кукле.
3. Мастер- класс.
Изготовлению кукол я решила научить детей из подготовительной группы д/сада «Светлячок». Вначале я рассказала им об истории народной тряпичной куклы, показав им увлекательную презентацию. Затем мы приступили к работе, в конце занятия у всех получились непохожие, яркие и самобытные игрушки. Закончив работу, девочки сразу же стали со своими куклами играть. Занятие принесло им удовольствие и радость.
4.Составление сравнительной таблицы.
В результате своего исследования я пришла к выводу о необходимости пропаганды народной тряпичной куклы. Она действительно несправедливо забыта. А если я не была убедительна в своем рассказе, то попыталась привести в доказательство своей гипотезы аргументы, которые обнаружила, проводя свое исследование.
Характеристика | Барби | Тряпичная кукла |
Форма | Похожи друг на друга | Нестандартные |
Цвет | Ядовито яркие | Мягкие природные цвета |
Функциональность | Изображает взрослую женщину | Можно изготовить куклу любого возраста |
Материалы | Вредные пластмассы | Натуральные ткани, экологически чистые |
Надежность | Ломается, трудно ремонтируется | Легко починить или предать новый образ |
Цена | Недешевая | Изготавливается из бросового материала |
Заключение
Итак, я считаю, что в своей работе достигла поставленных задач. Проведенное исследование может дать необходимые сведения учащимся, заинтересовавшимися куклами, преимущественно русскими народными. Ведь кукла – неотъемлемая часть русской культуры. Моя работа поможет изучить разновидности кукол, познакомиться с историей их происхождения, с технологиями изготовления. Куклы – наши близкие друзья, благодаря ним мы становимся чуткими, бережливыми, добрыми.
Если очень захотеть, то каждый ребенок может сделать куклу, у нее будет свой характер, своя индивидуальность. Такая игрушка без сомнения научит фантазировать, перевоплощаться, добавит здоровья физического и нравственного.
Я выбираю в качестве суперигрушки- тряпичную куклу! А вы?
Белый лист
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Кактусы из сада камней
Самодельный телефон
Хитрость Дидоны