Материал содержит текст выступления на защитет, презентацию проекта и одну из детских сказок
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_enota.docx | 26.44 КБ |
tekstovoe_soprovozhdenie.docx | 25 КБ |
В одной темной, но уютной норе около леса жила-была семья енотов: папа, мама и три сына. Двое старших росли трудолюбивыми, во всем старались помочь родителям: по утрам убирали в норке, ходили вместе с родителями на охоту. А Мотя, младший брат, отлынивал и не помогал. Вся его семья хотела, чтобы он стал самостоятельным, и они сказали Моте:
- “Мотя, сходи в лес, собери ягод, грибов, и вернись домой.” Дали ему корзинку, и он пошел в лес. Так он шел, шел, и видит большое дерево. На дереве белка сидит, и плачет горькими слезами.
-“Белка, а белка, почему ты плачешь?”
-“Да вот упал мой бельчонок с дерева, а забраться не может”.
-“Давай я тебе помогу.- сказал Мотя.
Тут он увидел у дерева маленького бельчонка. Мотя посадил его к себе на плечи, и вскарабкавшись на дерево посадил его на ближайшую ветку. Мама бельчонка обрадовалась, и горячо поблагодарив Мотю, вместе с сыном поскакала с ним в свое дупло. Пошел Мотя дальше, собирая по дороге грибы и ягоды. Полную корзинку насобирал. Вдруг видит, красивая полянка. Птички поют, цветы цветут. Увидел он пенек, присел отдохнуть, и незаметно для себя уснул. Вдруг просыпается Мотя и видит: солнышко клонится на закат, пора возвращаться домой. Родные наверное беспокоятся. Хотел взять Мотя корзинку, смотрит- а корзинка то пуста. Расстроился Мотя:
-“ Как же так? Ведь никто не поверит что я собрал грибов и ягод домой!”
Вдруг он видит, белка знакомая бежит. Подбежала и спрашивает:
-“ Мотя, что ты такой грустный сидишь и печалишься?”
Он ей все рассказал. А белка ему отвечает:
-“ Не печалься, Мотя. Подожди меня, я сейчас позову друзей. Вместе мы быстро справимся!”
Через несколько минут белка вернулась вместе с зайцем и ежиком. Белка показала свое заветное место, где росли самые вкусные грибы и ягоды. Наполнив корзинку, вся дружная компания пошла провожать Мотю домой. Мотя шел и думал о том, какой удивительный сегодня день. Как много событий произошло: он познакомился с новыми друзьями. А самое главное он понял как приятно помогать другим.
Сказки любят и дети, и взрослые. Сказки очень важны для развития маленького человека, это неотъемлемая часть нашего детства. Сказки, особенно старинные, это мудрость наших предков, их история, их язык. С их помощью мы получаем представление об окружающем мире, о добре и зле, о законах природы и мироздания, о том, как справляться с трудностями и страхами. Сказки обогащают внутренний мир, способствуют развитию нравственных качеств человека.
Именно поэтому мы начали работу над проектом, который позволил нам не только углубить наше представление о русском фольклоре, но и на практике попробовать создать собственное произведение, выразить в нем свое представление о мире и человеке, проявить полученные знания о русском языке, его лексике, грамматике, стилистике, средствах художественной выразительности.
Объект исследования: волшебные сказки.
Предмет исследования: законы создания волшебной сказки, ее языковые и стилистические особенности.
Цели исследования:
-изучить особенности волшебных сказок, их содержания и речевого оформления ;
-анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
-приобщиться к творчеству, стать активнее творчески, добрее и справедливее.
Задачи исследования:
-выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок;
-создать памятку «Как сочинить свою сказку»;
- развивать речь, чувство стиля, учиться редактировать написанное;
-пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
-развивать природные способности и фантазию, воображение, внимание, контактность;
-создать «Большую книгу сказок».
Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности; зная их, сказку может сочинить и ребенок.
Основополагающий вопрос: Что такое сказка?
Проблемные вопросы:
В результате анализа круга нашего чтения мы выяснили, что дети читают волшебные сказки, знают их героев, понимают, что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у них возникают трудности с сочинением собственной сказки.
Для этого мы провели определенную литературоведческую и лингвистическую работу, изучив композицию сказок, типологию героев, особенности сказочного языка.
В сказках часто встречаются:
лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции: «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»; «Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».
-сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать. Выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много ли, мало ли времени… Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли;
повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец;
антитеза – скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается;
гипербола – котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт;
инверсия - часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная;
характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; - и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
- Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о. Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.
-Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… ( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо! )
Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
«Там, на неведомых дорожках…» . Проведя теоретическую работу, мы решили, что пора перейти к практике. Итогом этой работы стал «сказочный конструктор», с элементами которого мы вас познакомим.
… Итак, с чего же все начиналось? То есть наша практика?
Как любое путешествие, наше путешествие в мир волшебной сказки началось с карты.
На занятии спецкурса Е.В. предложила нам пройти по волшебному лабиринту, расшифровать фразу, спрятанную в переплетении дорожек лабиринта.
Получилось вот что: «То, чего не может быть, бывает в сказке». Но чтобы сказка сказалась, нужен прежде всего герой.
Используя буквы, мы составили возможный список героев, среди которых были Гном, Еж, Мот, бегемот и др.
Но в сказке всегда что-то происходит. И мы начали придумывать, где и когда происходит это что-то с теми героями, которых назвали.
Но тут вспомнили, что в волшебных сказках всегда существует волшебный предмет, из-за которого все и происходит. Буквы подсказали нам, что помогать героям может меч, нож, замок и др.
Теперь можно начать…. Но прежде нужно решить одну проблему: кому-то чего-то стало не доставать; кто-то решил кого-то за чем-то послать; этот кто-то отправляется в дорогу.
На пути к волшебному предмету герой вынужден останавливаться, преодолевать препятствия, с кем-то встречаться.
Что нужно помнить, создавая новых героев?
- имя, отчество, прозвище…;
- амплуа (вредитель, даритель, отправитель, вдохновитель, избавитель, страдатель…);
- семейное положение; социальный статус (страна, в которой живет, место в обществе, на службе…);
- внешность и характер;
-привычки, привязанности;
- особые приметы.
И вот герои почти у цели. Его ждет последнее испытание, самое неожиданное и сложное. Он оглянулся (он дотронулся до…) – и этот момент…
Цель достигнута – волшебный предмет в руках у героя. Нужно возвращаться. Как?
Прежним нельзя, он долгий. Второй короче, но он незнакомый, но короткий. На котором может случиться все, что угодно. Потеря волшебного предмета, например.
И герой проверяется на прочность, смел ли он, добр, благороден, храбр, умен, ловок ли? Найдет ли он предмет? И как? Кто ему поможет? Будет ли у сказки счастливый конец?
Все это в ваших руках!
И вот конец! Счастливый финал! Добро торжествует, зло наказано!
Изучив литературу и интернет-источники, совместно с учителем мы прошли сказочными дорожками и создали памятку «Уроки волшебства, или как сочинить свою сказку», сочинили собственные волшебные сказки. Также вместе с одноклассниками мы создали «Книгу волшебных сказок», которую предлагаем Вашему вниманию. Ребята отметили, что сочинять сказки – это очень интересно и увлекательно.
В результате проведенной работы нам удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.
Пчёлки на разведках
Вода может клеить?
Девочка-Снегурочка
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Круговорот воды в пакете