Данная работа написана ученицей 5 класса Пашкевич Яной под руководством Юркевич И.В. Работа представляет собой итоговый годовой проект по литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2222.docx | 54.15 КБ |
Годовая проектная работа по литературе: «Секреты женских имён в русских народных сказках»
Выполнила работу:
ученица 5 класса Б
школы №311
Пашкевич Яна
Учитель: Юркевич И. В.
Содержание
1.Введение …………………………… 3
1.1 Цели исследования …………….... 3
1.2 Задачи……………..……………… 3
1. 3Гипотеза исследования………….. 3
2.Русские народные сказки – это…… 4
3. Типы женских персонажей……… 6-8
4. Василиса Премудрая……………… 9
5. Практическая часть……………….10-12
6. Вывод………………………………..13
7. Список используемой литературы...14
1.Введение
Актуальность исследования обусловлена изучением женского имени в русской народной сказке. Сказка - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Во многих волшебных сказках одними из героев являются женщины: Василиса – Премудрая, Марья – Моревна, Алёнушка и т.д. Нам стало интересно, влияют ли их имена на сюжет сказки. Мы заинтересовались этим вопросом, решили провести исследование и узнать секреты женских имён в русских народных сказках.
Гипотеза исследования: Возможно, народ давал имена сказочным персонажам такие же, какие встречаются и в реальной жизни, веря, что это имя поможет герою и сыграет важную роль в его судьбе.
Цель исследования:
Узнать секреты женских имён в русских народных сказках.
Задачи:
Объект исследования: Сказки русского народа содержащие личные имена.
Предмет исследования: сборник русских народных сказок А. Н. Афанасьева» Русские народные сказки.
Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.
Ежедневно слыша и произнося десятки имён, мы не успеваем задуматься: « Что они обозначают?»» Откуда произошли?». Поэтому мы считаем, что тема об именах собственных актуальна всегда. Личные
имена в сказках играют очень важную роль, так как определяют дальнейшую судьбу персонажа. Они конкретизируют определённое качество, помогают сравнивать разных людей и указывают достоинства и недостатки человека. Сказки никогда не стареют, их слушали в старину, их слушают сейчас, надеемся, что их будут слушать и изучать и в будущем.
2.Русские народные сказки - это…
Русские народные сказки – произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. Сказки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, заключая в себе два основных плана. План внешний – это всё то, что происходит в сказке, сам сюжет со своими увлекательными поворотами и персонажами. Дети приходят в настоящий восторг, путешествуя со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживая с ними их приключения. Но в русских сказках наиболее важен план, который скрыт от неподготовленного взгляда обычного читателя – это концептуальный, символический уровень. Здесь каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число – это особый символ сказки, особый код, ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказочного произведения. Поговорим подробнее о символизме сказок, чтобы лучше понимать их глубокий смысл.
В русских народных сказках отчетливо проявляется два пространства, два мира – обыкновенный и «иной», потусторонний. Самой потусторонней реальностью является, Тридесятое царство. И если учесть, что в сказках именно ему уделяется большее внимание, основная часть всех действий и приключений происходит именно там, то можно сделать вывод, что потусторонняя реальность в сказочном мире важнее обыкновенной.
3.Типы женских персонажей
Устойчивость характеров персонажей является одной из особенностей русских народных волшебных сказок. Одно из ведущих мест в типологии персонажей занимают женские образы. Если не рассматривать негативный ряд сказочных героев, то этот типологический класс включает в себя три категории - «богатырши-воительницы», «мудрые девы», «сироты» или «падчерицы». Мы рассмотрим и попытаемся выделить типичные черты, составляющие сущность этих образов, а также их связь с древней славянской мифологией и сюжетообразующее значение.
Каждый из трех основных выделенных нами типов персонажей обладает некими характеристиками, которые являются наиболее постоянными, не зависят от внутрисюжетных метаморфоз. Такой постоянной характеристикой может служить имя, индивидуальный статус, семейный статус, социальный статус и пространственный статус.
Имя или прозвище играет для женских персонажей большое значение. Оно очень важно и, как правило, определяется тем, какие действия этот персонаж совершает, оно влияет на судьбы и характер героев, делает текст конкретным, стилистически окрашенным, придает емкость и глубину. В нашем случае имя часто содержит оценочные характеристики, то есть те признаки, которые обыгрываются сюжетом.
В зависимости от того, кем является та или иная героиня, меняется и форма ее имени. Так, подлежит изменению имя Елена (греч. «светлая»): Елена Прекрасная, если речь идет о красавице-царевне, Алёнушка, если крестьянская девочка. Изменяется и имя Марья (евр. «горечь»): Марья-Маревна, если смелая дева-воин, Марья-царевна, если царская дочь, Марьюшка, или просто Машенька, если крестьянская девочка. Имя Василиса (греч. «царская») также имеет свои формы: Василиса, если мудрая дева, Василисушка, если девочка - сиротка. Часто главное качество героини (внешнее и внутреннее) определяют постоянные эпитеты: к Елене и Анастасии обычно прикрепляется эпитет Прекрасная, к Василисе –Премудрая. Прекрасной (Красой), а иногда Премудрой называется Марья, но очень редко.
Этимология многих сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты, например: Богатырка Синеглазка, Настасья - золотая коса, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хаврошечка. Н. В. Новиков в своей книге упоминает также такие варианты женских имен, как Наста-ся-прекрася, Настяся-пирикрася, Настася-привокрася, Настяся-самокрася, Елена-краса золотая коса, Марья-краса чёрная (долгая, руса) коса, Марья жёлтый цвет, Марья-царевна, Кисет-королевна, Настасья золотая (долгая) коса, Василиса золотая коса непокрытая краса.
Упоминания о золотых или серебряных волосах очень часто встречаются в сказаниях народного эпоса. По мнению А. Н. Афанасьева, это связано с солярными мифами. Почти у всех индоевропейских народов солнцу дается эпитет златокудрого. Помимо связи с древней славянской мифологией в имени фиксируется семейное положение персонажа (Солнцева сестра, Падчерица) его сословный статус (Марья-Царевна, Кисет-Королевна), его духовные (Василиса Премудрая) и внешние качества (Красота Ненаглядная, Елена Прекрасная, Замарашка). Некоторые из женских персонажей могут принимать внешне безобразный вид, превратившись в животное, окаменев, почернев, став жертвой козней сказочного злодея, (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Рога»). Но неприглядный внешний облик - контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты, душевной силы, благородства. Это обнаруживается при испытании героини в дальнейшем.
Неизменяемость имен на протяжении сказочного действия не позволяет включить в них все разнообразие атрибутов, которыми обладает данный тип персонажей и которые изменяются от сказки к сказке. Существует еще ряд признаков, по которым этот тип персонажей можно опознать, как бы они не именовались.
Признак индивидуального статуса героини выражается в особенности внутреннего мира и внешнего облика. Эти признаки задают основное разделение сказочных героинь на сверхъестественных существ и обычных людей. Дальнейшее описание женских образов может быть осуществлено с помощью целой системы признаков, отражающих внутреннее и внешнее состояние персонажа, а также связанных с оценочными категориями или категориями оппозиций.
Образы Царь-девиц (женщин-богатырш) встречаются в сказках не так часто, тем не менее, гиперболизация физической силы в сказках касается не только героя, но и героини. Как, мужские, так и женские положительные персонажи трактуются в едином героико-романтическом плане. Образы этих воинственных дев сходны с образами других волшебных женщин, поскольку Царь-девица является не только могучей полярницей, обладательницей огромной физической силы, но и обладательницей силы сверхъестественной.
Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты национального характера. По словам А.М.Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.
В русских народных сказках женщины одеваются в длинные сарафаны, колпачки, красивые бусы, платочек и тапочки.
Практическая часть.
Мы провели опрос, в котором участвовали 30 человек.
На вопрос: Какие женские имена встречаются в русских народных сказках? Получили следующие ответы.
1.Марья Моревна-4;
2.Василиса Премудрая-10;
3.Василиса Прекрасная-10;
4.Елена Прекрасная-3;
5.Алёнушка-2
На вопрос: Есть ли у вас знакомые, которые носят иконно русские имена? Такие ответы:
1.Да-25;
2.Нет-4
3.Не помню-1
А на вопрос: Считаете ли вы, что имя влияет на судьбу человека? Такие:
1.Да-18;
2.Нет-5;
3.Не знаю- 7
Выводы по проекту
1. Работая над проектом, мы совершили увлекательное путешествие в мир сказки.
2. Убедились в связи имен сказочных героинь с реальными именами. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
3. Выяснили, что имя или прозвище играет для женских персонажей большое значение. Оно очень важно и, как правило, определяется тем, какие действия этот персонаж совершает, оно влияет на судьбы и характер героев, делает текст конкретным, стилистически окрашенным, придает емкость и глубину.
4. Установили, что помимо связи с древней славянской мифологией в имени фиксируется семейное положение персонажа.
5. Выяснили, что неприглядный внешний облик - контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты, душевной силы, благородства героини сказки.
6. Учились работать с различными источниками информации.
7. Научились представлять результаты своей работы в виде публикаций, диаграмм.
Список используемой литературы:
1. Сборник русских народных сказок А. Н. Афанасьева
2.http://blogs.privet.ru/community/skazskazka/98659530
3. http://www.vantit.ru/nasledie-afanaseva/637-osobennosti-zhenskih-obrazov.html
4. http://www.litcetera.net/forum/112-1023-15.
6. http://blogs.privet.ru/community/skazskazka/98659530
7.http://volna.org/literatura/obraz_baby_iaghi_v_russkikh_narodnykh_skazkakh.html
Философские стихи Кристины Россетти
Про пингвинов
Нора Аргунова. Щенята
«Течет река Волга»
Прекрасная химия