В русском языке множество крылатых слов и выражений.Цель исследовательской работы - определить, какое место в настоящей жизни занимают крылатые выражения из басен И.А.Крылова. Исходя из поставленных задач, в научной работе последовательно рассмотрена история возникновения басни, басня как литературный жанр, выражения, ставшие крылатыми, частота использования крылатых выражений И.А.Крылова в речи школьников и жителей п.г.т. Уруша.
Слова автора из басен И.А.Крылова всегда метко и насмешливо называют вещи своими именами, именно эти строки басен превратились в крылатые выражения, разошлись в русском языке в качестве пословиц и поговорок.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.rar | 682.87 КБ |
Секции «Литературоведение»
Тема работы:
«Крылатые слова из басен И.А. Крылова в нашей речи»
Подготовил:
Калинин Владимир
ученик 7А класса
МБОУ СОШ п.г.т. Уруша
676020, Амурская область,Сковородинский район,
п.г.т. Уруша, ул. Транспортная, 27.
Руководитель:
Оксана Анатольевна Никулина,
учитель русского языка и литературы
676020, Амурская область,Сковородинский район,
п.г.т. Уруша, ул. Транспортная, 27.
8-924-683-79-53
Уруша, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. Обоснования актуальности и выбора темы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
2. Практическая часть работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выводы, предложения
БИБЛИОГРАФИЯ.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Богат и могуч русский язык со своей длинной историей. И каждая эпоха привносила в этот язык что-то своё. И до нас дошли многие выражения, которые абсолютно все знают. Они называются крылатыми словами. Пока я не начал работать над этой темой, для меня было открытием, что название "крылатые слова" пришло к нам из поэм Гомера «Иллиада" и " Одиссея ". Это словосочетание там встречается очень часто. Что ж, мы благодарны и признательны Гомеру за такую литературную находку, ибо мы порой не замечаем, как слетает с языка та или иная крылатая фраза. «Я тебе всыплю по первое число!» Кто из нас не слышал этой угрозы от рассерженных родителей?! Меня всегда мучает вопрос: «А почему именно по первое? Почему не по восьмое? Или не по двадцатое?».Оказывается, выражение прижилось со старых времен, когда учеников в школе в воспитательных целях регулярно пороли. Если рука учителя была крепкой, то такой порки хватало как раз до первого числа следующего месяца. Поведение недоросля долго было примерным!
В русском языке множество крылатых слов и выражений. Мы легко и непринуждённо их используем! Интуиция и чувство языка нас почти никогда не подводят! Но вопрос «Почему мы используем в речи крылатые слова?» заставил меня глубоко задуматься. А так как на уроках литературы мы знакомились с баснями И.А. Крылова, мне и захотелось рассмотреть эту тему: « Использование крылатых слов из басен И.А. Крылова в нашей речи».
Мною была выбрана тема в соответствии с её актуальностью. Актуальность данной работы заключается в том, что использование в речи крылатых слов и выражений является показателем уровня образованности человека. Школьная программа предполагает изучение басен Крылова уже с начальной школы, но не предусматривает глубокого изучения крылатых слов и афоризмов, хотя в олимпиадных и конкурсных работах встречаются задания на проверку знаний значений крылатых выражений. В этом-то и есть проблема. Данная тема позволила мне выдвинуть следующую гипотезу: «Если мы будем изучать и употреблять в речи крылатые выражения, то наша речь станет выразительнее, ярче и интереснее?»
Цель исследовательской работы - определить, какое место в настоящей жизни занимают крылатые выражения из басен И.А.Крылова. Отсюда и задачи:
п.г.т. Уруша, провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов.
Методы:
Пути поиска информации. Реализация плана.
Экспериментальная база исследования: учащиеся МБОУ СОШ п.г.т. Уруша, учителя, родители, жители посёлка, Интернет
Структура работы: введение, основная часть, заключение; список используемой литературы, приложение.
Основная часть
Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня.
Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.
Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей. Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие. [1,8]
Много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения. Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков
Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэтXVII в. Готхолдь Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.» Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания. [6]
Русская литература обратилась к басне в 18 веке.В России в жанре басни писали: Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков, Владимир Иванович Майков, Иван Иванович Хемницер, Иван Иванович Дмитриев, Иван Андреевич Крылов. В наши дни известны басни Сергея Михалкова, Леонида Филатова и других писателей. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях. Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. [5]
1.2 Басня как литературный жанр
Басня представляет собой жанр дидактической литературы. Это короткий рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл.
Басня является не лирическим, а эпическим жанром. Это рассказ о явлениях жизни, о человеческих характерах, отношениях между людьми в аллегорической форме, т.е. в иносказательной: действуют животные, птицы, вещи, а подразумеваются люди. В основе аллегоризма лежит олицетворение - наделение зверей, насекомых, растений признаками людей. Человеческие отношения переводятся в картины жизни животных. Объясняя, почему именно животные являются преимущественно действующими лицами басен, Л.С.Выготский писал: «…очевидно, животные привлекаются к поэтической басне потому, что они наделены каким-нибудь определенным характером, каждое животное представляет заранее известный способ действия, поступка, в силу свойств своей жизни». [7,5]
Басня имеет следующие характерные особенности:
1. Басня – это аллегорический, иносказательный рассказ о явлениях жизни, характерах людей, переведенные в картины жизни животных, птиц, вещей (олицетворение).
2. Басня состоит из двух частей – картины и морали, т.е. рассказа и назидания.
3. В басне смешное смешано с серьезным. Манеру маскировать серьезное смешным называют эзоповым языком, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, последователями которого стали француз Лафонтен и русский Крылов.
4. Как правило, в басне присутствует диалог.
5. Басне присуща афористичность, краткость.
6. Басенный стих особый – он имеет строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
7. Среди всех персонажей басни особое место занимает автор. Он выступает как мудрый, лукавый и наблюдательный рассказчик. Именно в его уста И.А.Крылов вкладывает мораль басни. Слова автора из басен И.А.Крылова всегда метко и насмешливо называют вещи своими именами, именно эти строки басен превратились в крылатые выражения, разошлись в русском языке в качестве пословиц и поговорок. [6,5]
1.3.О дедушке Крылове
Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.
Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке.
Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора.
Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени.
Иван Андреевич Крылов начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был журналистом. Он издавал журналы "Почта духов", "Зритель". В конце 1780 — начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние. Всё это и определило переход И.А.Крылова к жанру басня.
В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и Моська".
В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня - «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира.» В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. [2 3]
2. Практическая часть работы.
2.1. Социологический опрос, анкетирование
Я провёл социологический опрос среди учащихся 5-7 классов. Задавал им следующие вопросы:
И получил следующие результаты:
Среди учащихся 5-11 классов было проведено анкетирование, в котором были предложены некоторые афоризмы И.А.Крылова для толкования их значения и определения басни, в которой они употреблялись.
Анкета «Крылатые слова И.А.Крылова»
Были получены следующие результаты:
Класс | Определили значение выражений | Определили басни | Отражение культурного уровня |
5-е классы | 27% | 8 % | 50% |
6-е классы | 27% | 12% | 50% |
7-е классы | 50% | 48% | 65% |
8-е классы | 32% | 20% | 40% |
9-е классы | 60% | 50% | 35% |
10 класс | 75% | 60% | 70% |
11-е класс | 95% | 90% | 80% |
Так же я провёл социологический опрос среди учителей, технического персонала, работников столовой МБОУ СОШ п.г.т. Уруша и среди жителей п.г.т. Уруша. Были заданы следующие вопросы:
На 1 и 2 вопросы были получены 100% положительные ответы. Крылатые фразы из басен И.А.Крылова использует в своем лексиконе 70% сотрудников нашей школы и 52% жителей посёлка. Однако следует отметить, что не все опрошенные догадываются об авторском происхождении «крылатых выражений». Некоторые приписывают им народное происхождение.
Выводы, предложения
Данное исследование показало, что моя гипотеза подтвердилась частично. Активно используют в своей речи фразы из басен И.А.Крылова представители старшего поколения; школьники практически не используют эти фразы, хотя знают басни Крылова.
Проведенная работа позволяет мне сделать следующие выводы:
По итогам проделанной работы выдвигаю следующие предложения:
Никогда, ни при каких обстоятельствах не теряйте дара речи!
Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Словарь» И.А.Крылова
Строки крыловских басен дано уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Мы прочитали много басен, и это позволило нам составить своеобразный «Словарь» крылатых выражений И.А.Крылова. [2,3,4]
А
В
Д
К
М
Н
Т
С
У
Х
Ч
Щ
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ
Класс | Определили значение выражений | Определили басни | Отражение культурного уровня |
5-е классы | 27% | 8 % | 50% |
6-е классы | 27% | 12% | 50% |
7-е классы | 50% | 48% | 65% |
8-е классы | 32% | 20% | 40% |
9-е классы | 60% | 50% | 35% |
10 класс | 75% | 60% | 70% |
11-е класс | 95% | 90% | 80% |
ОПРОС РАБОТНИКОВ МБОУ СОШ п.г.т. Уруша и
ЖИТЕЛЕЙ ПОСЁЛКА
1.100% знакомы с баснями
2. Используют в речи 70% сотрудников школы и 52% жителей посёлка
3.Не все догадываются об авторском происхождении крылатых выражений, приписывают им народный характер.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Как нарисовать китайскую розу
Астрономический календарь. Март, 2019
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Ветер и Солнце