Представленная работа посвящена теме истории основания и развития села Великовечного, нашей малой Родины.
Она ставит на первое место уважение к людям, сохранение тех традиций, которые наполняют человека моральными качествами и позволяют ему чувствовать себя гражданином.
Целью работы является изучение этапов развития села от его основания до настоящего времени.
Вложение | Размер |
---|---|
selo_velikovechnoe.docx | 23.54 КБ |
История села Великовечного.
Представленная работа посвящена теме истории основания и развития села Великовечного, моей малой Родины.
Она ставит на первое место уважение к людям, сохранение тех традиций, которые наполняют человека моральными качествами и позволяют ему чувствовать себя гражданином.
Целью работы является изучение этапов развития села от его основания до настоящего времени.
В рамках достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить условия, в которых зарождались сёла, ставшие одним селом.
2. Проследить этапы развития, строительства села.
3. Обобщить материал (воспоминания, фотографии, документы об исторических вехах и сельских жителях).
В ходе решения задач были использованы следующие методы исследования:
- сбор информации, ознакомление с документацией;
- обработка фотоматериалов;
- обобщение и анализ собранных материалов.
Село Великовечное вписало яркую страницу в историю Кубани. Его жители первыми в Кубанской области установили Советскую власть, с оружием в руках защищали завоевания Октября.
Биография села начиналась в то время, когда тысячи крестьян-сезонников из центральных губерний России устремились на Кубанские земли. Только в Майкопском отделе, в состав которого входило и село Филипповское, каждый сезон трудилось их 20-25 тысяч человек. И вот узнав, что земли адыгейских князей, братьев Ахеджаковых, полученные ими «за верную службу царю-батюшке Александру 2», подлежат продаже, крестьяне из села Макарово Новопокровского уезда Воронежской губернии через Дворянский банк в Петербурге смогли купить 1100 десятин этой земли.
Так 10 апреля 1874 года на правом берегу горной реки Белой был вкопан первый столб, положивший начало новому селению. Оно носило двойное название «Вечное» и «Филипповское», потому что волостной писарь Филипп Ширинкин решил «войти в историю», и, собрав самых уважаемых стариков, предложил назвать село своим именем. После обильного угощения было принято решение: «Впредь именовать сие селение не Вечным, как оно окрещено вначале, а Филипповским», дав ему название по имени «основателя». Однако это название не прижилось, больше нравилось «Вечное» в честь того, что оно основано на купленной навечно земле. Земли, находящиеся рядом с село Вечным, царь Николай 1 пообещал подарить своим любимцам – гусарам после покорения Кавказа по 30 десятин плодородной земли на двор. Вспомнил об этом обещании царь Александр 3 после визитов к нему делегации солдат – покорителей Кавказа. Но выделено было лишь по 3 десятины вместо обещанных 30. Вскоре появились топографы, землемеры, которые начали планировать землю под новое село на правом берегу реки Белой.
В 1892 году выросло новое большое село с пышным названием – Царский Дар. Так солдаты отблагодарили русского царя за преподнесённый им подарок.
После земской реформы1884 года царское правительство ввело положение о церковноприходских школах. В 1900 году была открыта церковно-приходская школа в селе Филипповском, а в 1903 году – в Царском Даре. Единый учебный план включал закон божий, чтение церковных и гражданских книг, счёт (4 арифметических действия), церковное пение. Старожилы вспоминали, что в одноклассной церковноприходской школе села Филипповского дети обучались два года, а в Царском Даре в двухклассной школе такого же типа обучение велось четыре года.
В начале 20 века они были реорганизованы соответственно в трёхгодичную и пятигодичную школы. Учителя старались привить ученикам любовь к русской литературе, родному языку, родной природе, своей стране. По математике дети учили таблицу умножения, обыкновенные дроби. Таким образом, в школе давали необходимый уровень знаний.
В селе Филипповском была небольшая церковь, царедарские власти решили построить большую церковь. Несколько лет возводился замечательный памятник архитектуры. Строительство было завершено в 1912 году. Церковь стала центром не только религиозного, но и светского воспитания. В церковном хоре пели и Василий Дровянников, будущий солист Большого театра, и Мария Жукова, ставшая заслуженной артисткой России, солисткой Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
Страшное горе принесла в Филипповское и Царский Дар Первая мировая война.… Было мобилизовано почти всё мужское население, власти никому никаких отсрочек не давали от мобилизации на фронт. Жизнь была очень тяжёлой. С фронтов приходили «похоронки» на мужей, отцов, сыновей.
И вот по состоянию на 01.01.1916г. в селе Царский Дар проживало 7887 человек. Коренных жителей: мужчин – 2568, женщин – 2568; иногородних, живущих постоянно: мужчин – 973, женщин – 985; временно проживающих: мужчин – 389, женщин – 400. Дворов коренных жителей – 803, иногородних – 260. В годы Первой мировой войны крестьянство обнищало. Многим пришлось для выплаты долгов продавать землю или передавать её за долги местным богачам, а самим превращаться в батраков, живущих в хатах, крытых соломой, обмазанных глиной, с земляным полом, на котором вповалку спали дети рядом со скотиной. Еда в бедняцких семьях состояла из хлеба с постным борщом, картофельной похлёбкой и отличалась от пищи состоятельных жителей. Особенно страшным бедствием для бедняков и их детей были церковные посты. Дети пополняли свои скудные обеды отбросами сельского базара, тем, что находили, роясь на помойках, да сбором милостыни.
Поэтому и в Филипповском, и в Царском Даре восприняли Октябрьскую революцию как спасение то эксплуатации местными кулаками и властями. Особенно радовались бедняки, говоря о свободе и земле, которую они скоро получат от новой власти. Но наступило время разрухи, голода, гражданской войны и решением 3 чрезвычайного съезда Советов трудящиеся были мобилизованы на борьбу с белогвардейцами и интервентами.
Вернувшись с фронтов гражданской войны бойцы взялись за строительство новой жизни в сёлах, которые после революции были переименованы (село Царский Дар в село Великое в 1918 году, а село Филипповское в Вечное – в 1920 году).
В 1920 – 1923 годах в с. Великом было 1283 домохозяйства, население составляло 6340 человек. То есть, после гражданской войны стало меньше жителей по сравнению с дореволюционным более чем на 2 тысячи человек, а в Вечном было 833 домохозяйства, население составляло 4254 человека. Число жителей Вечного уменьшилось более чем на полторы тысячи человек.
Но жизнь постепенно налаживалась. Были организованы коммунистическая ячейка и союз молодёжи. Население выходило на воскресники. Организовали работу сапожной мастерской, открыли пекарню, хлеб из которой получали семьи красноармейцев, вдовы, сироты.
Архивные документы свидетельствуют, что к 1925 году сёла Великое и Вечное изменились в экономическом, социальном и культурном отношении: «В 1925 году в с. Великом было1155 дворов, 6015 человек, партячейка, две школы 1-ой ступени, библиотека, детский дом, пять мельниц, маслобойня. В с. Вечном – 650 дворов, две школы 2-ой ступени, библиотека, проживало – 3252 человека».
Летом 1927 года была создана коммуна «Комсомольский труд», председателем был Зязев Иван Иванович. Труд комсомольцев был образцом для жителей села, и в 1929 году в организацию вступили середняки, в ней насчитывалось более ста десяти хозяйств.
В 1977 году, через 50 лет, в сельском Доме культуры села Великовечного произошла встреча организаторов коммуны «Комсомольский труд» и жителей села. На сцену вышли те, кому уже за 70, но с тем же огоньком в выцветших старческих глазах. Их было семеро: Нина Петровна и Мария Петровна Козинцевы, Анастасия Константиновна Монакова, Григорий Степанович Зязев, Мария Ивановна Токарева, Василий Яковлевич Малов, Гавриил Михайлович Хаустов. Слушая их воспоминания, каждый пришедший в зал задумался о величии человеческого духа, о страстном желании людей построить свою жизнь на основе правды и справедливости. С 1930 года Великое и Вечное стали сёлами сплошной коллективизации. На территории с.Великого было образовано четыре колхоза – «Семеновод», «Вперёд», «К социализму» и «Ударник», а в с.Вечном – «Красный партизан». Первым председателем колхоза «К социализму» был двадцатипятитысячник, металлист с завода им. Кирова в Ленинграде Пётр Фёдорович Шамшев, прибывший в первые дни коллективизации в село.
Сельская жизнь налаживалась, постепеннотехника «врастала» в колхозное производство. С увеличением техники Великовская МТС расстроилась. В 1940 году тракторов было уже 39Ю, а сколько появилось машин, о которых раньше и не мечтали. Благодаря широкому применению техники намного увеличились урожаи всех сельскохозяйственных культур.
Казалось бы, всё трудное позади. Но надвигалась гроза…
Чёрным смерчем пронеслась война над Великим и Вечным. Около тысячи жизней сельчан унесла она. Две памятные стелы и обелиски с фамилиями погибших напоминают о тех временах.
Страшную картину представляли собой после фашистской оккупации сёла. Первые послевоенные годы были неурожайными, колхозники почти ничего не получали на трудодни. Но работали, надеялись, верили. В 1950 году председателем колхоза был избран Гаврил Терентьевич Сумцов, и уже в 1951 году колхоз имени Кагановича (как теперь стало называться объединённое хозяйство) стал миллионером, то есть годовой доход его составил более миллиона рублей. В 1957 году хозяйство было переименовано в колхоз «Россия». Колхоз креп из года в год, был неоднократным участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, переименованной в ВДНХ, удостоен серебряной медали в 1957 году. Председателем колхоза был Аркадий Михайлович Маслов. В 1972 году колхоз «Россия» возглавил Сергей Васильевич Черников, при нём колхоз был удостоен звания – хозяйство высокой культуры земледелия.
Первый колхозный доход составлял около 600-700 тысяч, теперь он достиг 3,5 миллионов рублей.
В сентябре 1967 года к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции сёла Великое и Вечное были объединены в село Великовечное.
Прошли годы. Неузнаваемо изменились быт и жизнь жителей села, его культура и запросы. Ровные улицы, одетые в асфальт, освещены в ночное время суток, добротные современные дома. Три школы, два Дома культуры, библиотеки, современный спортивный зал, две почты, аптека, сеть магазинов. А в нашу водолечебницу приезжают лечиться больные со всех уголков нашей страны. Ежегодно поправляют здесь здоровье более 15 тысяч человек. Меняется облик села, но самое ценное, что есть у нас – это, конечно же, люди. И мы по праву гордимся своими земляками. М.Л.Жуковой – солисткой театра имени К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, В.Е. Дровянниковым – солистом Большого Театра Союза ССР. Выпускниками школы, в которой я учусь. Стояновым П.Н. – опытным хирургом, Бунякиным И.Я. – начальником управления ассоциации сельхозпроизводителей «Ростов-Надежда», Михайленко В.Л. – заслуженным деятелем культуры Кубани, руководителем новороссийского камерного хора «Элегия», Оноприевым В.И. –профессором, гастроэнтерологом, заслуженным врачом России, Терским В.И. – лётчиком-испытателем, А.И.Чемеркиным – штангистом, олимпийским чемпионом в Атланте в 1996 году, Емельяновым П.М – генеральным директором многопрофильного предприятия «Емельянов и Ко», Лытченко В.Г. – солистом театра «Премьера» в г. Краснодаре и членом федерации режиссеров Российской Федерации и многими другими.
Прекрасная арфа
Император Акбар и Бирбал
Какая бывает зима
Муравьиная кухня
Цветение вишни в лунную ночь