Данная работа написана по книге Екатерины Мурашовой "Класс коррекции" и одноимённому фильму Ивана Твердовского. На районном туре олимпиады по литературе была награждена дипломом 1 степени.
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 12.86 КБ |
1.docx | 15.05 КБ |
2.docx | 13.8 КБ |
3.docx | 26.46 КБ |
4.docx | 15.52 КБ |
5.docx | 14.45 КБ |
6.docx | 14.02 КБ |
spisok_ispolzuemoy_literatury.docx | 14.08 КБ |
1.Введение
Несколько лет назад на улице я увидела человека в инвалидной коляске. Меня удивило не это, меня удивило другое: человек просил милостыню. Люди шли мимо. Кто-то давал денежку, кто-то брезгливо отворачивался. Но никто не предложил реальной помощи. Пытаясь найти ответ на вопрос: почему наше общество равнодушно к людям с ограниченными возможностями, я решила написать исследовательскую работу по этой теме, сравнивая отношение общества к инвалидам у нас, в России, и в других странах.
В детской библиотеке, куда я обратилась, мне предложили несколько книг как русских писателей, так и зарубежных.
Прочитав книгу Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» и потом посмотрев одноимённый фильм Ивана Твердовского, я поняла, что в исследовательской работе буду говорить о детях-инвалидах, но обязательно сравнивая книгу и фильм – две вещи, которые под одним названием, но почему-то разные по сюжету.
Я задалась вопросом: «Почему режиссёр изменил сюжет повести?»
Прочитав журнальные статьи о книге Е.Мурашовой и многочисленные интервью И.Твердовского о фильме, я сумела ответить на все или почти все заданные самой себе вопросы.
2.Награды
Пятница, шестнадцатое марта 2007 г., ознаменовалась одним из самых радостных и ожидаемых событий в российской детской литературе: именно в этот день вышла из типографии книга Екатерины Мурашовой «Класс коррекции».
Написанная несколько лет назад повесть о подростках, вычеркнутых из жизни немилосердным обществом, с момента первой журнальной публикации стала своего рода легендой. Почти никто её не читал, но многие подозревали в чернушности, в смаковании неприятного. Несмотря на подобные слухи, повесть была высоко оценена теми, кому удалось её прочитать, а также профессиональным сообществом. В 2005 году «Класс коррекции» получил диплом «Учительской газеты» «За отстаивание нравственных ценностей» и вторую премию Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы
им. Л.Н.Толстого. В 2006 году повесть вышла в финал первого сезона Национальной литературной премии «Заветная мечта», и в результате была удостоена Малой премии. По словам одного из членов жюри, произведение
Екатерины Мурашовой было самым сильным и самым значимым из всех произведений, которые ему довелось прочитать в рамках конкурса.
3.Разговор не будет лёгким, но он давно назрел в нашем обществе.
Герои Е.Мурашовой – социально и педагогически запущенные подростки – знакомы автору не понаслышке. Екатерина Вадимовна – практикующий семейный и школьный психолог, который много лет работает с детьми, подобными тем, что стали героями её произведения.
Учатся эти ребята в огромной, на полторы тысячи учащихся гимназии, находящейся на пустыре посреди новостроек Петербурга.
Первые два класса в каждой параллели этой школы гимназические.
Класс «А» первый не только по алфавиту, в «А» собрана будущая элита – дети спонсоров, которые привыкли получать всё самое лучшее. Эти дети, за исключением немногих, уже в раннем возрасте понимают, кто они такие, чего достойны, как к ним должны относиться, и поэтому смотрят на остальных свысока. В свои шесть-семь лет эти малыши прекрасно усвоили, что всё продаётся, всё покупается. Учителя всячески ублажают юных баловней судьбы, дрожат за них, так как благополучие школы напрямую зависит от «ашек». Дети «Б» класса также считаются элитой, но «ашки» покруче, там больше зубрилок и детей спонсоров. В «А» и «Б» лучшие учителя, три иностранных языка, а кроме того, ученикам преподают всякие важные предметы, вроде риторики и истории искусства. Два этих гимназических класса отделяет от остальных невидимая и непреодолимая стена, выстроенная родителями-спонсорами в попытке дать своему чаду всё самое лучшее, оградить от детей, общение с которыми нежелательно.
Классы «В» и «Г» предназначаются для стандартных, ничем не примечательных детей. Там учатся те, «у кого всё более-менее тип-топ и в голове, и в семьях». Они напоминают классы обычной школы.
«Дэшки» представляют собой группу криминальных личностей. Ученики «Д» класса состоят на учёте в детской комнате милиции. Они жестоки. Их боятся, не любят, презирают. Внушение того, что они плохие, что они брак, так глубоко запало в души этих ещё не сформировавшихся личностей, что они и сами готовы в это верить. «Дэшки» сами (сами!) называют себя «уродами», «долбанутыми». Будущего у них нет, их дальнейшая судьба никого не заботит. Эти дети предоставлены сами себе. По окончании школы они словно «исчезают», и никто не знает куда.
А вот класс, о котором пишет Екатерина Мурашова, «Е». 7 «Е» класс. Класс коррекции. 8 «Е» класса в школе не предусмотрено, следовательно, класс расформируют, чем постоянно пугают учителя, не владеющие ситуацией на уроке.
Что же будет с учениками расформированного коррекционного класса? Часть ребят закончит своё образование после седьмого класса и никогда уже учиться не будет. Некоторые пойдут в 371-ю школу для «откровенных дебилов». Особо умных возьмут в восьмые «В» и «Г» классы. Кого-то родители сумеют пристроить в другие школы района. Кто-то постарается уйти в такое ПТУ, в которое берут после седьмого класса.
Что же представляет собой этот класс? В «Е» собраны дети «нестандартные», « с диагнозом». Дети, которые отличаются от других, имеют некоторые изъяны. Те, кто хоть по какому-то показателю не соответствует «ГОСТу». «Нормальным» людям неудобно и неприятно находиться среди таких «ненормальных» детей, для которых и создаются такие вот специальные классы с целью отделить «брак».
Но так ли плохи «ешки», как о них говорят? Может быть, они представляют угрозу окружающим? Или они неисправимо испорчены в свои юные годы? Как же ребята попадают в этот злополучный класс, состоящий, по мнению администрации школы и большинства учителей, из отбросов, дебилов и уродов? А это ведь не так, потому что в «Е» учатся дети, которые сначала учились в «нормальных» классах и попали в класс коррекции не по своей вине.
Например, Антонов Антон (от его имени идёт повествование). Он физически здоров, безусловный лидер, умён и образован для своих лет. На протяжение всей повести за ним нельзя заметить ничего такого, что смогло бы объяснить его обучение в «Е» классе. Мы видим его как «героя, который не хочет быть героем». Хотя сам Антон и говорит, что он «хулиган», он неравнодушен к проблемам других, помогает молчаливой Стеше, защищает её. Некогда это мальчик совершенно самостоятельно поступил в гимназический «Б» класс, набрав при тестировании максимальное количество баллов, и блестяще там учился, пока с ним не случился припадок неконтролируемых эмоций, что явилось следствием родовой травмы. Своими припадками (это не эпилептические припадки), во время которых он становится как бы диким, Антон напугал детей и учителей, а родители потребовали убрать «психа» из нормального класса. По словам классной руководительницы Клавдии Николаевны, он может сделать что-то социально опасное. Хотя сама же учительница утверждает, что в последнее время припадки не случались, а Антон «сумел развиться так, что даст десять очков вперёд большинству «ашек» и на следующий год его переведут в класс «Г». Почему же не в «А»? Да потому, что администрация не может не считаться с мнением родителей-спонсоров.
Зайдя в 7 «Е», вы, вероятно, остановите свой взгляд на голубоглазой красавице Стеше. Её судьбой, как и судьбой Антона, несправедливо распорядились взрослые. Как часто бывает, родители решают, с кем дети останутся жить после развода. И чаще всего это решается не мирным путём. Отец Стефании решал этот вопрос, даже применив оружие. И что удивительно, из любви к дочери. Из-за войны взрослых амбиций Стеше была нанесена психическая травма, в результате которой она замкнулась в себе, перестала разговаривать и плавно перетекла из «В» в «Е» класс.
А вот ещё один ученик коррекционного класса – Мишаня. У него прекрасная память, он талантливо рисует, но почти не видит и не слышит. В специальную школу для слепых его не берут, потому что в ней программы для слышащих. Под Москвой есть интернат для слепо-глухонемых, но администрация отказала родителям, сказав: «Вот когда совсем ослепнет и оглохнет, тогда приводите». Мишаню сначала хотели в 371-ю определить, но его туда не взяли, потому что у мальчика психических отклонений нет.
Ещё одна интересная парочка – Слуцкие Митя и Виктория, которую называют Витькой. Все, кто не знает биографию Витьки, уверенно говорят, что они брат и сестра, но администрация школы и одноклассники ребят даже не уверены в том, что Витька – настоящее имя девочки. Однажды она просто, без документов, начала приходить с Митькой на уроки и, расположив преподавателей желанием учиться, так и осталась в классе коррекции. Всё, что известно о Витьке, так это то, что она жила со старшей сестрой, а потом сестра вышла замуж, родила и велела Вике уходить. После этого девочка два года ездила по стране с дальнобойщиками, прежде чем остановилась в доме Слуцких. И снова: здоровый ребёнок, который к тому же желает учиться, попадает в положение безвыходное, от него не зависящее. Неизвестно, куда бы ещё завела девочку судьба, если бы не встреча с Митькой, которому тоже досталось. У мальчика дефект речи, поэтому он чувствует себя увереннее, когда Витька, которая всё поймёт и объяснит, рядом с ним. У Митькиной матери шестеро детей. Милке, самой младшей, всего семь месяцев. Когда мать в очередной раз куда-то пропадает, забота о грудном ребёнке (и об остальных детях) переходит к Мите, а Витька, следовательно, ему помогает. Детство Слуцких закончилось очень рано, и ответственность, которая под силу не каждому взрослому, легла на их плечи.
Каждый ученик в этом классе, в этом обособленном пространстве, живёт в своём изолированном мирке. Всё меняется с появлением Юры Малькова. Он с рождения болен ДЦП, поэтому до седьмого класса был на домашнем обучении. Но его желание учиться в обычной школе среди сверстников взяло верх, и он попал в класс коррекции. Этот мальчик, прикованный к коляске и сложным костылям, вообще не похож на инвалида, являя собой неожиданный пример чувства собственного достоинства: «На поддразнивания Юра реагировал удивительно: он смеялся. Да ещё и передразнивал дразнильщиков… - не выходит! И вовсе не похоже! Ты ногу не так волочешь, ты – вообще спотыкаешься, а я этого никогда не делаю… Смотри на меня. Раз, два, три – пошли! Ногой, ногой больше загребай! Смотри, как я делаю!» Эта самоирония заставляла окружающих прекращать издеваться над инвалидом. Одноклассники замечали, что Юра «слишком нормальный» для их класса. Но мальчик-калека пояснял: «Экстерьер у меня для гимназически-показательного класса неподходящий. Я же урод». – «Может, ты и прав, - соглашался Антон (одноклассник). – Там, в «А», все такие суперблагополучные, а мы – каждый по-своему урод. Тебе среди нас самое место». Попадая в «Е» класс, мальчик преображает ребят, сплачивает их в единый дружный коллектив. Юра убеждает одноклассников отказаться от потока нецензурных слов, утверждая, что «если не материться, то на это место другие слова сами заползут». Хулиган Пашка, взявший шефство над колясочником, «повысил свой статус». Антон, подружившийся с Юркой, поднял весь класс ради спасения безропотной Стеши, похищенной бандитами. Учителя тоже считают Малькова неплохим мальчиком, однако болезнь становится Юриным клеймом на всю жизнь и навсегда закрывает дверь в мир «нормальных» людей, а значит, в классы «А» и «Б».
Но Юрка умеет попадать в параллельный мир, в котором исполняются желания. Подросток просто мечтает ходить, и, очутившись в очередной раз в мире «вечной весны», он прыгает, бегает по земляничной поляне, потому что совершенно здоров.
На земляничную поляну благодаря Юре попадают Антон, Пашка, Мишаня и Стеша.
Повесть не сказочная, поэтому в волшебный мир врываются волнения и настроения обычной, повседневной жизни. Когда похищают Стешу, погоня происходит сразу в двух измерениях. Лишь с помощью средств потустороннего мира девочку из рук десятиклассников, среди которых и мэровский сынок, спасает принц… Миша. Вместе со Стешей они возвращаются обратно в реальный мир.
Их девятнадцать. Они смирились, что классный руководитель, удерживая дисциплину на уроке, на них орёт, что Мария Николаевна, завуч по внеклассной работе, запрещает молодому учителю географии (а ведь именно молодым специалистам дают самые трудные классы) вести класс на экскурсию, чтобы не потерять престиж гимназии. Ребята сами говорят: «Нас не берут, мы же не умеем себя вести». Сергей Анатольевич эту реальность оспаривает. Завуч «песочит» географа, но не за педагогическую несостоятельность. Между «хорошим» и «плохим» учителями разгорается настоящий идеологический спор:
-Значит, престиж гимназии для вас важнее, чем развитие, образование детей?
- В вас, любезный Сергей Анатольевич, говорит юношеский максимализм.
Сергей Анатольевич не прекратил продвигать свою политику гуманного отношения к «нестандартным» детям даже под угрозой увольнения, и ребята не остались в долгу. Почувствовав добро, они пошли географу навстречу. На неинтересной экскурсии в музее почвоведения никто не выкинул ничего этакого. Все стояли и слушали, по возможности задавали вопросы. И даже молчаливая Стеша в конце экскурсии поклонилась и сказала: «Благодарим вас за доставленное удовольствие». Выходит, эти дети не какие-то особенные. Им просто, как и всем нам, хочется тепла.
Но если школа не даёт ребёнку ощущения защищённости, нужно что-то противопоставить этому пространству. Необходима другая устойчивая среда. Логично было бы представить её в семье. Но, по понятным причинам, Екатерина Мурашова не даёт своим персонажам такой альтернативы. Родители большинства – алкоголики. У Антона мать – невыносимая ханжа. Она молится перед иконами, не брезгуя при случае хорошенько избить единственного сына. Поэтому Антон, будучи маленьким, представлял, как его усыновят богатые, красивые и добрые родители, а он будет таким хорошим, что они никогда не пожалеют, что взяли его. И вновь подросток подумал о приёмных родителях, когда попал в дом Юрки. В другие дома «ешек» не пускали. Одни – потому что тесно (комната в коммуналке). Другие – потому что боялись, что их обворуют. «Родители как увидят наших одноклассников, так сразу двери на все запоры запирают, побрякушки и деньги прячут…» Лишь папа и мама Юрия накрыли на девятнадцать человек стол и устроили настоящий праздник. А ребята, прежде чем идти в эту интеллигентную семью, выкрали у «бэшек» тетрадь по этикету с лекциями, как себя вести в гостях.
Итак, учителя, думающие о престиже гимназии, не хотят видеть трудностей учеников коррекционного класса. Родители-спонсоры, изолируя «бракованных» ребят в класс «Е», не только довершают их судьбу, но и воспитывают новое поколение, которое с молоком матери перенимает принципы решения жизненно важных задач. Но и в этом элитном обществе остались чистые сердца, на которых современные тенденции ещё не оставили свой след. Трудно сломить человека, который в свои-то годы не потерял человечности в подобной среде. Таким был Вадик из 2 «А» класса. Воспитываясь в семье спонсоров, Вадик не забывал о тех, кому повезло меньше. Порой неловко, этот простодушный малыш стремился к добру. Движимый этим желанием, он угостил Юрку яблоком, приняв его за нищего, а потом отстаивал права друга на поездку в Эрмитаж вместе с «А» классом. С помощью этих, казалось бы незначительных поступков Вадик подарил надежду, что и в растущем поколении есть неравнодушные люди. Но их, к сожалению, мало.
В повести Екатерина Мурашова акцентирует вину общества перед детьми: породив ребят, оно отторгает их. Школа, как пишет автор, есть уменьшенная модель мира. Школа – всего лишь слепок с общества в целом. «Неужели вы не видите разделение на «классы» всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умные и глупые».
4.Иван И. Твердовский: «Кино – это вымышленный мир, и надо было максимально приблизить себя к жизни».
Режиссёр Иван И. Твердовский решил снять одноимённый фильм по повести Е. Мурашовой, но в итоге получились две совершенно разные вещи. Сам Твердовский комментирует это так: «Важно было сохранить от повести Мурашовой посыл, интуитивно найденный автором, изменив полностью сюжетную структуру».
В фильме в главной роли девочка-колясочница Лена Чехова, которая так же, как и Юра Мальков, была на домашнем обучении, но хотела учиться в школе. Лену хорошо встретил класс, а вот дальше развитие событий и отношений сильно отличаются от происходящего в книге.
Следует заметить, что дети в повести – ученики седьмого класса, а в фильме – выпускного. Несмотря на нелёгкие судьбы героев книги, на все трудности их жизни, у этих ребят есть свой маленький мир, свой уголок, где можно укрыться, когда в мире взрослых слишком уж штормит. А у героев фильма такого убежища нет, а всё потому, что реальный мир ещё суровее. Картина Твердовского пропитана жестокостью. Во время просмотра фильма всё время ожидаешь лучшего, но это лучшее не наступает.
В первых кадрах картины мама Лены везёт в инвалидной коляске дочь в школу. Они торопятся, чтоб не опоздать на торжественную линейку в честь «Дня Знаний». Но оказывается, что для класса коррекции она не предусмотрена. Сам класс для больных детей почему-то находится на третьем этаже за решёткой. Директор школы жёстким голосом говорит, что если администрация смилостивилась и взяла Лену на очное обучение, то для неё такие же правила, как и для всех учеников. Исключений нет.
Обращает на себя внимание и отсутствие пандуса при входе в школу. По приказу директора его всё же сделали, но он оказался не в размер инвалидной коляски.
В отличие от повести Мурашовой, фильм Твердовского ещё и о любви новенькой и симпатичного мальчика Антона, которые понравились друг другу с первого взгляда. Первая влюблённость окрыляет героев – и раздражает одноклассников. Дружеские посиделки у железнодорожного полотна уступают место жестокой западне: подростки решают изнасиловать беззащитную девушку. Для них это – розыгрыш, развлечение. И ты понимаешь, что «свои» тоже умеют завидовать, ревновать.
Лена мечтала о школе, о друзьях, а попала в совершенно неожиданную среду. И она, как и Юра Мальков, вмешивается в этот мир, вскрывает его и призывает к свету всех, кто завяз в этом болоте: «Ребята! Я шесть лет сидела на домашнем обучении. У меня, кроме кота, друзей не было. Я хочу учиться, я хочу сдать экзамен. Большего шанса у вас не будет в жизни, как пройти комиссию. Если вы её не пройдёте, все вместе мы не пройдём, мы до конца жизни будем клеить коробочки и делать выключатели».
Умная, развитая девушка не соглашается и с программами, по которым их учат (Сколько будет 15-5?). Она возмущена: «Нам же ЕГЭ сдавать!» Но образовательный процесс протекает под лозунгом: «Учиться надо для того, чтобы получать хорошие отметки».
5. И всё же сходства есть!
Несмотря на то что фильм и повесть очень разные (писательница даже просила в титрах не упоминать её фамилию), финалы у них похожи.
Сам Иван И. Твердовский утверждал: «Если человек прочитает повесть и посмотрит кино, он не найдёт ничего общего. Но повесть послужила материалом к тому, чтобы всё это как-то сложилось».
В финале повести Юра умирает. Весь класс идёт к родителям мальчика, чтоб поддержать их. Антон произносит пылкую речь о том, что на самом деле Юра жив, и там, где он сейчас, ему гораздо лучше и спокойнее, чем здесь, среди жестокости и несправедливости. Символично, что Витька пришла с Милкой. Видя безутешное горе Юркиных родителей, Виктория передаёт им малышку. Уже немолодые супруги, которые никогда не смогли бы больше иметь детей, обретают родительское счастье, принимая с любовью и трепетом это брошенное на произвол судьбы дитя. Такая вот странная концовка, несколько выбивающаяся из реалистического плана.
Финал фильма: непонимание педагогов, отказ о переходе в «нормальный» класс, предательство друзей. Кажется, что весь мир повернулся спиной к Лене и её маме, положение безвыходное и помощи искать негде. Но в этот самый момент Лена находит в себе силы и покидает инвалидную коляску, чтобы исполнить простое, но самое главное желание – встать и уйти.
К сожалению, в нашей жизни не всё случается, как в кино, не всегда людям удаётся найти в себе силы и идти дальше.
6. Заключение
Если имеющий инвалидность житель Германии или Франции остаётся полноценной частью общества, то в России, к сожалению, рисуется два типажа: христарадник в метро или героический паралимпиец.
Сколько бы ни было инвалидов в стране, сколько бы ни говорили «о милосердии» к ним, наше общество пока не готово повернуться лицом к людям с ограниченными возможностями, как равным. Люди не хотят протянуть руку тем, кто отличается от них. Но проблема не в том, что существуют инвалиды, проблема в наших чёрствых сердцах. Проще закрыть глаза и не видеть таких, как дети из класса коррекции, проще изолировать тех, кто доставляет неудобство, и забыть о них навсегда. Но сможем ли мы после этого называть себя людьми? Сможем ли мы продолжать жить, если у нас не останется даже малой доли человечности? А может, её уже не осталось, если мы не способны пойти навстречу, повернуться лицом к ближнему, сделать первый шаг? А сделать его должны именно мы, они не могут, к сожалению, не могут.
Повесть «Класс коррекции» читается с интересом, на одном дыхании, но всё написанное не воспринимаешь серьёзно, читаешь как некое фантастическое произведение. После просмотра фильма испытываешь другие ощущения: страх, негодование. Как такое может происходить в нашей жизни? Причём, страшно то, что это происходит в детской среде.
Список используемой литературы
1.Е.Мурашова «Класс коррекции». Москва, издательство «Самокат», 2007 г.
2. «Дружба народов», №11, ноябрь 2009 г. Москва, Российская Федерация
3. «Библиотечное дело», №11, июнь 2011 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
4. «Книжное обозрение», №12, март 2007 г. Москва, Российская Федерация
5. «Литературная учёба», №4, 2011 г. Москва, Российская Федерация
6. «Учительская газета», №46, ноябрь 2007 г. Москва, Российская Федерация
«Течет река Волга»
Осенняя паутина
Мост из бумаги для Киры и Вики
5 зимних аудиосказок
Под парусами