Исследовательская работа по литературе ученицы Сергейчук Елены и презентация к защите работы на Научно-практической конференции "Новые имена"
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для защиты исследовательской работы | 122.41 КБ |
Тезисы исследовательской работы Елены Сергейчук | 57.5 КБ |
Слайд 1
Мотив сумерек в стихотворении Ф. И. Тютчева «Сумерки» и цикле стихотворений И. Ф. Анненского «Трилистник сумеречный» Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 369 Красносельского района Работа ученицы 10 класса Сергейчук Елены Научный руководитель – учитель высшей категории Ганькина Наталья Леонидовна Исследовательская работа по литературеСлайд 2
Цель : привлечение внимания к классическим лирическим произведениям, наиболее полно раскрывающим тонкую, интригующую, пленительную сущность сумерек. Задачи: - выявить сходства и различия в описании сумрака разными авторами; - проследить развитие мотива сумерек в произведениях выбранных авторов; - разобраться в устройстве, законах и порядках сумеречного пространства; - проследить влияние потустороннего мира на человека; - найти в окружающей нас привычной действительности «следы» ирреального мира: переходные пространства, предметы, сопутствующие сумраку и разрушающие его, характерные для сумеречного цвета; - определить свойства сумерек и черты обращающихся к нему людей.
Слайд 3
Причины, побудившие меня написать данную исследовательскую работу: - оба автора, Ф.И. Тютчев и И.Ф.Анненский, – одни из моих любимых поэтов; - желание «заглянуть» за грань, разделяющую наш мир и потусторонний, и познать возможности сумрака; - стремление понять причины живого интереса молодёжи к данной тематике. Ф. Тютчев (1803-1873) И. Анненский (1855-1909)
Слайд 4
Для разбора и сравнительного анализа текстов были выбраны следующие уровни : Анализ пространства Лирический герой Тропы и фигуры речи Символика
Слайд 5
«Сумерки» Ф.И.Тютчев «Свечку внесли» И.Ф.Анненский «Сиреневая мгла» И.Анненский «Тоска мимолётности» И.Анненский Пространство Природное; основные «спутники» жизни (звук, цвет, движенье) исчезают; происходит слияние теней Дом; происходит слияние теней Снежная улица; окно; угол у печки; омут с синеющим тонким льдом Балкон; полнолуние; распахнутые окна; тоскливо-белые стены; чёрные облака Лирический герой Просит об уничтожении собственного сознания и чувств; стихотворение звучит как своеобразная мантра Разделён с сумраком из-за вмешательства новой силы, противостоящей сумраку (свечка) Познание тоски мглы избавляет лирического героя от собственной внутренней боли Отказывается от иллюзий; познал непростой мир, реальный, и ищет в сумраке утешения Образ сумрака «Час тоски невыразимой»; Сумрак-мать «Такая минута…» «Там часочек погощу я…»; Мгла -возлюбленная (аналогия со «Снежной королевой») «Вечернее мгновенье»; обладает качествами мечты – робостью и летучестью Цветовая гамма Сизые тени Голубое пламя Белый снег, сиреневая мгла, синий лёд Жёлтая луна; белые стены; чёрные облака; розовый закат Субъекты / объекты Мотылёк Двойник лирического героя; свеча; тени и тот, кто «заставляет слушать» – проводники между двумя мирами - Луна
Слайд 6
В результате проделанной работы были выявлены следующие сходства сумрака в произведениях Тютчева и Анненского: - обладает способностью проникать в любое пространство и воздействовать на него; - его текучая, изменчивая сущность представляет собой единение теней; - является лишь коротким мигом между днём и ночью; - обладает способностью врачевать души; - обладает способностью вводить человека в своеобразный транс .
Слайд 7
Различия в том, как авторы видят сумрак: - в стихотворениях Анненского происходит смена цветовой гаммы, в то время как у Тютчева цвет просто уснул ; - сумрак, по Ф. Тютчеву, имеет запах - благовонный. У И. Анненского мы не встречаем ничего подобного; - двойнику души лирического героя Ф. И.Тютчева - мотыльку - удаётся гармонично взаимодействовать с сумраком. В стихотворении же И. Ф. Анненского обнаруживается иллюзорность гармонии сумеречного пространства. А очевидным это становится в тот момент, когда «свечку внесли». Таким образом, лирический герой И. Анненского достичь гармонии, в отличие от героя Ф. Тютчева, так и не смог; - благодаря текстам И.Анненского мы понимаем, что, несмотря на целебные свойства, мгла опасна для человека; - для героя Тютчева мгла – мать, для героя Анненского – возлюбленная.
Слайд 8
Заключение С умрак - переходное пространство, связующее пространства мёртвых и живых. Проникнув в самую его суть, Ф. Тютчев попытался узнать, что ждёт человека после смерти. С умрак способен вместить в себя целую жизнь - всё, что было, всё, что будет. В часе земного сумеречного времени скрыто грядущее, видно прошлое. Л ирические герои обращались к иной среде за исцелением. Неудовлетворённость обыденностью, жажда гармонии, слияния с первозданным Хаосом движет ими. О ба героя благоговеют перед мглой, она манит их, завораживает. Анненский даже выделяет черты тех, кто стремится к слиянию с сумраком: это люди, неспособные жить будничной, размеренной жизнью, она не может их удовлетворить, потому что им нужно иное. П уть к желанным покою и воле лежит для обоих героев через полное отторжение собственного "я" и отрицание столь развитого у человека чувства собственной индивидуальности.
Мотив сумерек в стихотворении Ф. И. Тютчева «Сумерки» и цикле стихотворений И. Ф. Анненского «Трилистник сумеречный»
Выполнила
Ученица 10 класса
Сергейчук Елена
Научный руководитель – Ганькина Н. Л.
2013 г.
Тезисный план выступления
А) Задачи работы;
Б) Цель;
В) Причины выбора данной темы;
Г) Актуальность темы исследования
Вступление
Актуальность темы исследования. Современного человека трудно чем-то удивить: мы живём в век технологий и постоянно развивающейся науки. Несмотря на это есть темы, которые неизменно будоражат воображение и вызывают живейший интерес. Одна из таких тем – сумерки. Непознанное, мистическое, недоступное есть и будет интересно всегда, особенно для молодёжи. Дети и подростки, зачастую чувствующие себя непонятыми или отвергнутыми в мире взрослых, находят «отдушину» в готике и мире сверхъестественных явлений. Стоит ли говорить о возросшей популярности книг о вампирах, оборотнях, авторы которых пишут целые серии подобных произведений, пытаясь насытить ими книжный рынок? Тиражи таких книг, как «Сумерки» Стефани Майер или «Интервью с вампиром» Энн Райс давно превысили миллионы экземпляров. Однако эти авторы лишь последователи настоящих «исследователей» сумрака, не передающие свойственной ему очаровывающей, романтичной и загадочной атмосферы. Поэтому целью данной исследовательской работы было привлечь внимание к классическим лирическим произведениям, наиболее полно раскрывающим тонкую, интригующую, пленительную сущность сумерек.
Для сравнительного анализа были выбраны стихотворение Ф. И. Тютчева «Сумерки» и цикл стихотворений И. Ф. Анненского «Трилистник сумеречный».
В ходе работы решались следующие задачи:
- выявить сходства и различия в описании сумрака разными авторами;
- проследить развитие мотива сумерек в произведениях выбранных авторов;
(Мотив – простейшая составная часть сюжета в произведениях искусства (спец.)
Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма).
(Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. - М.: Москва, "Азъ", 1993 г)
- разобраться в устройстве, законах и порядках сумеречного пространства;
- проследить влияние потустороннего мира на человека;
- найти «следы» ирреального мира: переходные пространства, предметы, сопутствующие сумраку и разрушающие его, характерные для сумеречного цвета;
- определить свойства сумерек и черты обращающихся к нему людей.
Причинами, побудившими меня написать данную исследовательскую работу, можно назвать следующие:
- оба автора, Ф.И. Тютчев и И.Ф.Анненский, – одни из моих любимых поэтов;
- желание «заглянуть» за грань, разделяющую наш мир и потусторонний, и познать возможности сумрака;
- стремление понять причины живого интереса молодёжи к данной тематике.
Основная часть
Для разбора и сравнительного анализа текстов были выбраны следующие уровни:
У Тютчева сумерки - пространство желанное, гармоничное, а главное, всепоглощающее. Сумерки даруют «мглу самозабвенья», но при этом исцеляют. Представленный в стихотворении пейзаж мог бы быть тревожным и даже немного пугающим: единственный не поблёкший цвет, сизый - темный, черный с просинью, - производит впечатление отталкивающее. Неподвластное человеку и неконтролируемое исчезновение звуков и цветов погружает в совершенно другой, неизвестный мир. Однако читателю открывается картина скорее умиротворяющая. Автор использует короткие предложения, подчёркивая зыбкость и мимолётность сумрака, в который погружает нас постепенно, последовательно перечисляя все происходящие изменения. В череде этих явлений ощущается естественность, закономерность, что также позволяет насладиться проникающим в каждый уголок природы покоем.
В произведениях Анненского мы обнаруживаем несколько пространств:
«Свечку внесли». С первой же строфы автор погружает читателя в замкнутое пространство - дом, где уже царят сумерки: тени, полутона, подступающие видения. Мы видим, что, несмотря на очевидную пространственную близость реального и параллельного миров, последний человеку совершенно чужд. Однако в «новой» среде жизнь является зеркальным отражением жизни каждого из нас – появляются двойники. Однако в мир заворожённого лирического героя И. Анненского вносят свечку, которая сокрушает сумеречное пространство. Возникает мотив падения "иной среды".
«Сиреневая мгла». Новое пространство, которое является своеобразной обителью сумрака в данном стихотворении, - зима. Вероятно, сумрак может существовать и в пространствах светлых тонов. Свет, исходящий от снега в тёмное время суток, безусловно, оживляет пейзаж, но также является лишь подобием явлений действительно непорочных, духовных. Возникает довольно условное, если не ложное, ощущение чистоты окружающей действительности. Пространство, в котором располагается лирический герой, - угол. Возникает мотив безысходности, несвободы (загнан в угол). Мгла заманивает лирического героя в пространство нечистое, совершенно ему неизвестное и, очевидно, небезопасное - на лёд, которым скован омут.
«Тоска мимолётности». Появляется балкон, распахнутые окна. Отсутствует выход в другое пространство. Пейзаж "внешний" и "внутренний" совпадают, и в этом Анненский продолжает традиции А. А. Фета.
Отдельно мною были рассмотрены образы лирических героев Анненского и Тютчева и сумрака, олицетворённого обоими поэтами.
Лирический герой Тютчева становится одним целым с природой: погружаясь в неё, он проникает в самую суть вещей. Потерять себя – единственный способ полностью слиться с природой и познать её. Преодолевая своё собственное «я», развитое чувство самосознания, герой стремится к Хаосу, чтобы обрести желанные гармонию и покой. Тютчев воскрешает древние языческие верования, ищет в природных силах и явлениях освобождения от бремени дум и чувств, одолевающих его измученную душу днём. Тьма для лирического героя приобретает почти материнский образ.
Лирический герой цикла "Трилистник сумеречный" открыто предпочитает мягкую тьму свету дня. Каждое произведение - попытка пройти дальше, заглянуть глубже, в сумрак, в омут, но каждый раз эта попытка обречена - из-за изменчивости сущности сумеречного пространства ("Сиреневая мгла"), быстротечности этого времени ("Тоска мимолётности") или вмешательства высших сил ("Свечку внесли"). Каждое произведение - попытка избавиться от гнетущей тоски, чувства неудовлетворённости и неполноты, получить желаемое... Для лирического героя Анненского мгла принимает облик возлюбленной.
Мотылёк в стихотворении Тютчева - символ человеческой души, как и свеча в произведении Анненского. Полёт был единственным «звуком», который слышал герой, и не случайно. Вероятно, мотылёк и есть воплощение души лирического героя Тютчева. Полёт души символизирует возрождение, очищение, которые дарует целебный сумрак.
В стихотворении «Тоска мимолётности» появляется новый символ, связанный одновременно с жизнью и смертью, - туманная полная луна, ещё не позволяющая отбрасывать тени. Она не имеет собственного света, а потому отражает солнечный - возникает мотив двойственности, свойственной сумраку.
Раскрывается неожиданное пристрастие сердца лирического героя: вечер ему ближе «розовых закатов». Розовый цвет порождает в сознании читателя ассоциацию с устойчивыми сочетаниями "розовые очки", "видеть в розовом цвете". Смысл их в том, что человек не видит истинной картины жизни, пребывая в своём иллюзорном мире. Лирический герой от иллюзий отказывается, вероятно, его сердце - сердце человека зрелого, познавшего реальный, непростой мир и теперь желающего познать параллельный. Кроме того, закат не сулит ничего хорошего, так как является символом угасания, упадка.
В результате были выявлены следующие сходства сумрака в произведениях Тютчева и Анненского:
- обладает способностью проникать в любое пространство и воздействовать на него;
- его текучая, изменчивая сущность представляет собой единение теней;
- является лишь коротким мигом между днём и ночью;
- обладает способностью врачевать души;
- обладает способностью вводить человека в своеобразный транс.
Но Ф. И. Тютчев лишь "приоткрывает окно" в сумрачный мир, в то время как И. Ф. Анненский изучает его устройство, обнаруживая в нём полутона, обращает внимание на детали, вникает в происходящие там процессы, а потому есть и различия в том, как авторы видят сумрак:
- в стихотворениях Анненского происходит смена цветовой гаммы, в то время как у Тютчева цвет просто уснул;
- сумрак, по Ф. Тютчеву, имеет запах - благовонный. У И. Анненского мы не встречаем ничего подобного;
- двойнику души лирического героя Ф. И.Тютчева - мотыльку - удаётся гармонично взаимодействовать с сумраком. В стихотворении же И. Ф. Анненского обнаруживается иллюзорность гармонии сумеречного пространства. А очевидным это становится в тот момент, когда «свечку внесли». Таким образом, лирический герой И. Анненского достичь гармонии, в отличие от героя Ф. Тютчева, так и не смог;
- благодаря текстам И.Анненского мы понимаем, что, несмотря на целебные свойства, мгла опасна для человека;
- для героя Тютчева мгла – мать, для героя Анненского – возлюбленная.
Заключение
Поэты Ф. Тютчев и И. Анненский приоткрыли завесу, разделяющую мир реальный и параллельный. Неожиданными были несколько моментов. Во-первых, сумрак - переходное пространство, связующее пространства мёртвых и живых. Проникнув в самую его суть, Ф. Тютчев попытался узнать, что ждёт человека после смерти. Во-вторых, сумрак способен вместить в себя целую жизнь - всё, что было, всё, что будет. В часе земного сумеречного времени скрыто грядущее, видно прошлое. В-третьих, лирические герои обращались к иной среде за исцелением. Неудовлетворённость обыденностью, жажда гармонии, слияния с первозданным Хаосом движет ими. В-четвёртых, оба героя благоговеют перед мглой, она манит их, завораживает. Анненский даже выделяет черты тех, кто стремится к слиянию с сумраком: это люди, неспособные жить будничной, размеренной жизнью, она не может их удовлетворить, потому что им нужно иное. В-пятых, путь к желанным покою и воле лежит для обоих героев через полное отторжение собственного "я" и отрицание столь развитого у человека чувства собственной индивидуальности.
«Сумерки» Ф.И.Тютчев | «Свечку внесли» И.Ф.Анненский | «Сиреневая мгла» И.Ф.Анненский | «Тоска мимолётности» И.Ф.Анненский | |
Пространство | Природное; основные «спутники» жизни (звук, цвет, движенье) исчезают; происходит слияние теней | Дом; происходит слияние теней | Снежная улица; окно; угол у печки; омут с синеющим тонким льдом | Балкон; полнолуние; распахнутые окна; тоскливо-белые стены; чёрные облака |
Лирический герой | Просит об уничтожении собственного сознания и чувств; стихотворение звучит как своеобразная мантра | Разделён с сумраком из-за вмешательства новой силы, противостоящей сумраку (свечка) | Познание тоски мглы избавляет лирического героя от собственной внутренней боли | Отказывается от иллюзий; познал непростой мир, реальный, и ищет в сумраке утешения |
Образ сумрака | «Час тоски невыразимой»; Сумрак-мать | «Такая минута…» | «Там часочек погощу я…»; Мгла -возлюбленная (аналогия со «Снежной королевой») | «Вечернее мгновенье»; обладает качествами мечты – робостью и летучестью |
Цветовая гамма | Сизые тени | Голубое пламя | Белый снег, сиреневая мгла, синий лёд | Жёлтая луна; белые стены; чёрные облака; розовый закат |
Субъекты/объекты | Мотылёк | Двойник лирического героя; свеча; тени и тот, кто «заставляет слушать» – проводники между двумя мирами | - | Луна |
Весенняя сказка
Сказка об осеннем ветре
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Повезло! Стихи о счастливой семье
Кто самый сильный?