Художественная деталь – это выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, не только характеризующую весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к происходящему. В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа.
Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным и характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.
Функции детали в поэтике Чехова многосложна. Деталь важна как для раскрытия образа героя, так и для выражения авторской позиции.
Цветовая деталь играет важную роль в понимании характеров героев и той ситуации, которая описана в рассказе.
Цветовая деталь для Чехова – это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 36.06 КБ |
Исследовательская работа на тему:
«Цветовая деталь в произведениях А.П.Чехова»
Выполнил: ученик 9 «А класса Растворов Антон
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Н.В.Жукова
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Художественная деталь в произведениях А.П.Чехова
2. Цветовая деталь у Чехова
I. Введение
«Это был несравненный художник... Художник жизни... И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще...».
Антон Павлович Чехов широко известен как выдающийся мастер слова, и интерес к языку его произведений не только оправдан, но и вполне закономерен. Однако творчество А. П. Чехова привлекает к себе внимание языковедов еще и потому, что писатель и сам не был чужд определенным лингвистическим воззрениям и достаточно профессионально формулировал те требования, которые следует предъявлять к словесной ткани художественного произведения.
В воспоминаниях И. Щеглова о Чехове записаны примечательные слова о «писательской наблюдательности», которой Чехов придавал большое значение: «Писателю надо непременно в себе выработать зоркого неугомонного наблюдателя. Настолько, понимаете, выработать, чтобы это вошло прямо в привычку, сделалось как бы второй натурой».
Как художник Чехов для своего времени был подлинным революционером, сломавшим старые формы русской прозы. Он действительно проложил «новые пути», создав «маленький рассказ» со сгущенным содержанием, новеллу, насыщенную психологически, но лишенную действенно развивающегося сюжета, поэтому Антон Павлович по праву считается мастером малого жанра - короткого рассказа, новеллы миниатюры. Как никто другой, он умел вложить в минимум текста максимум информации и нравственный урок для своих читателей. Так как в небольшом по объему рассказе невозможны пространные описания, портретные характеристики и внутренние монологи, то на первый план в его произведениях выступает художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку: буквально одна черта во внешности или поведении героя может сказать нам все о человеке. По отдельной детали писатель воссоздает целое.
На мой взгляд, актуальность выбранной мною темы заключается в том, что и сегодня современные писатели для того, чтобы глубже понять героя произведения, ярче описать его черты и привычки, пользуются таким литературным приёмом, как художественная деталь. Этим и объясняется мой интерес к данной теме.
Гипотеза: Возможно, А.П.Чехов использует определенные цвета, чтобы раскрыть образ героев и главную идею произведения.
Цель моей работы – подробно изучить отдельные произведения А.П.Чехова, исследовать их художественную структуру и выяснить, какую роль в них играет цвет, как художественная деталь.
Для этого необходимо решение следующих задач:
Для решения поставленныхзадач были использованы следующие
методы:
II. Основная часть
« За каждой фразой - живой человек,
мало того- тип, мало того – эпоха».
Л.Н.Толстой
Изучив статью Бердникова «А.П. Чехов», я убедился в том, что в годы литературной деятельности Чехова необходимо было освоить способ обращения с художественными деталям, так как это было обязательным этапом литературной учебы всякого начинающего писателя. Этот способ казался неотъемлемым свойством «литературности».
Художественная деталь – это выразительная подробность, характерная черта какого-нибудь предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку, не только характеризующую весь предмет, частью которого она является, но и определяющая отношение читателя к происходящему. В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа.
Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным и характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.
Как опытный врач, который с первого взгляда на пациента определяет болезнь и ставит диагноз по внешним ее проявлениям, Чехов видел симптомы духовной немощи общества уже во внешнем образе жизни людей, в их манерах, привычках, поведении. Он считал, что писатель призван объективно отражать жизнь и тонко, ненавязчиво, с помощью мелких, но значимых деталей указывать читателю на скрытый смысл изображаемого.
Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Несомненно, что художественная деталь имеет большое значение в творчестве Чехова. Известно, что он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. А ведь точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя.
Функции детали в поэтике Чехова многосложна. Деталь важна как для раскрытия образа героя, так и для выражения авторской позиции.
2.Цветовая деталь у Чехова
Цветовая деталь играет важную роль в понимании характеров героев и той ситуации, которая описана в рассказе.
Цветовая деталь для Чехова – это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы.
Темные очки Беликова («Человек в футляре») – образ точный, конкретный: темные очки отделяют человека от всего живого, гасят все краски жизни. К «темным очкам» примыкают и другие внешние детали: плащ, зонтик, теплое пальто на вате, чехольчик из серой замши для перочинного ножа; «лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». В портретном описании Беликова выделяется относительное прилагательное серый – тусклые неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – бледный и темный: темные очки на бледном лице.
Цветовой фон (вернее, его бесцветность) еще более усиливает значение определений: маленький, скрюченный, слабая улыбка, маленькое бледное лицо…
Однако Беликов не застывший символ, а живое лицо. И живая реакция Беликова на события дается опять-таки красками, которые сменяют привычную бледность лица. Так, получив карикатуру о «влюбленном антропосе», он делается зелёным. Зелёными – «мрачнее тучи», становится он, встретив Вареньку и ее брата, мчавшихся на велосипедах. Возмущенный Беликов «из зелёного стал белым»…
Рассказ «Ионыч» интересен отсутствием цвета. Например, Старцев потянулся к Туркиным, влюбился в их дочь. Но все остается бесцветным или темным: темные листья в саду, «было темно», «в темноте», «темный дом»…
Василий этом темном ряду встречаются и другие краски. Например, «розовая от напряжения Екатерина Ивановна играет на фортепьяно», - розовая только от физического напряжения. Голубым был конверт, в котором мать Котика прислала письмо Старцеву с просьбой приехать к ним, Туркиним. Желтый кладбищенский песок, желтые и зеленые деньги, которыми набивает карманы доктор Старцев. А в финале пухлый, кранный Ионыч и его кучер, тоже толстый, красный с мясистым затылком…
В рассказе «Шампанское» я столкнулся с интересными цветовыми деталями, введёнными в художественную систему. Цветовые детали представлены, прежде всего, в небольших, но ёмких пейзажных зарисовках. Бросается в глаза их олицетворяющий характер: «Луна и около нее два белых пушистых облачка неподвижно, как приклеенные, висели в вышине над самым полустанком и как будто чего-то ждали». У читателя возникает ощущение, что луна и два облачка упомянуты неслучайно. Жёлто-белый цвет, представленный в этих образах, соотносится с состоянием героя, усиливает напряжение сюжетного ожидания. Тем более, что дело происходит вечером, поэтому жёлто-белый цвет функционирует на фоне тёмно-синего, почти чёрного цвета, контрастно выделяясь.
В рассказе «Цветы запоздалые» в качестве цветовой детали выступает «красный ситцевый платок с желтыми цветами», в котором старуха-сваха принесла в дом Приклонских фотографическую карточку доктора Топоркова. Первоначально в контексте эпизода с визитом свахи данная деталь выглядит законченной и вполне самостоятельной и даже слегка теряется за эмоциями героев, связанными со сватовством к Марусе. Смысловая глубина этой детали открывается гораздо позже, в финале произведения, когда читатель узнает подробности трагического разрешения любви Маруси и доктора Топоркова. Красный платок с желтыми цветами – важная цветовая деталь. Красный цвет – символ любви, страсти, радости; в то же время этот цвет может выступать как символ страданий, испытаний. Желтый цвет – символ болезни, увядания. Если связать эти символические значения воедино, то получается, что нам заранее предсказан весь путь чувственных и физических переживаний Маруси после визита свахи: ощущение влюбленности и радости от любви, испытание нищетой и страдания от безответных чувств, заболевание пневмонией и физические страдания, признание Топоркову и всплеск взаимной любовной страсти, смерть от заболевания. Открыв платок, сваха положила начало душевной и физической болезням Маруси.
Не менее важна цветовая функция в пьесе «Три сестры». Например, неординарное сочетание зеленого и розового в платье Наташи. Так, о невозможности, приведенного сочетания цветов, с позиции вкуса, говорит в первом действии Ольга. Цветовую гамму одежды персонажа предвосхищает и одновременно негативно оценивает реплика Маши: «Ах, как она одевается! Не то чтобы некрасиво, не модно, а просто жалко. Какая-то странная, яркая, желтоватая юбка с этакой пошленькой бахромой и красная кофточка».
Важным для автора здесь, вероятно, является несоответствие цветов друг другу, различные принципы создания цветообозначений, которые маркируют принадлежность трех сестер и Наташи различным уровням бытия. «Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном платье, со шляпкой на коленях сидит и читает книжку, Ирина в белом платье стоит, задумавшись».
Психологически холодный и печальный, синий цвет в пьесе Чехова сопровождает жизнь, лишенную тепла, домашнего уюта, казенную жизнь. Черное платье Маши – траур не столько по умершему год назад отцу, сколько по собственной несчастливо сложившейся жизни. Белый цвет – традиционный цвет чистоты, молодости, детства.
В повести «Чёрный монах» действие связано с садом, что само по себе должно говорить о многообразии красок. В начале повествования мы действительно читаем: «Такого богатства красок, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте». Но, как ни странно, Чехов не описывает ни одного из этих «всевозможных цветов», а указывает лишь четкую границу: «Начиная с ярко-белого и кончая черным, как сажа». Подчеркивая эти необычные для сада цвета, Чехов указывает на их символическое значение.
В произведении присутствует еще одна грань символики цветов: белый цвет символизирует Божье избранничество. Человек, достойный носить белые одежды — человек безгрешный, непорочный. Кстати, в начале повести Коврин успокаивает себя: «Я никому не делаю зла; значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного». На протяжении всей повести мы неоднократно убеждаемся в иллюзорности такого взгляда. Странно: Коврин мечтает об избранничестве, которое сулит ему человек, одетый в черное, и упускает «белое», Божье избранничество.
Вообще, белый цвет в повести появляется только один раз, в самом конце. Коврин разрывает письмо Тани, бросает клочки на пол, но они белеют и не дают ему покоя. Самым простым решением было бы связать в этом эпизоде символику белого цвета с образом Тани. Но мне кажется, это будет не совсем точно. Вспомним: Коврин подбирает клочки письма и бросает их в окно, но с моря дует ветер, и клочки рассыпаются по подоконнику. А несколько минут спустя появляется черный монах, чтобы забрать жизнь Коврина. И теперь все на своих местах: умирающий Коврин ниже всех, он на полу, повержен, а выше него лежит то злосчастное письмо, которое в последнюю минуту оказывается нужнее всего. Мне кажется, что белый цвет — это цвет жизни, которая и сад, и ржаное поле, и молодость, и смелость, радость — все то, что Коврин приносит в жертву своей идее избранничества. На протяжении всей повести белое теряется под черными красками, чтобы потом взять верх. Чтобы закончить разговор о цветовой палитре произведения, надо упомянуть еще одну важную деталь. Цветовые определения на протяжении всей повести представляются скупыми и однообразными. И только в конце произведения появляются два чудесных описания крымской бухты: сине-зеленая вода, лунный свет, «множество голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз». Только перед смертью Коврин увидел настоящую красоту мира. Значит, бесполезно прожита жизнь!
При создании образа степи в повести «Степь» Антон Павлович Чехов также использовал, на мой взгляд, оригинальные цветовые решения. Состояние и настроение природы в произведении очень ёмко и точно передают различные цвета, используемые писателем. В одной из начальных картин рассвета в степи динамичный пейзаж строится на активном взаимопроникновении оттенков цвета, света, температурных ощущений. Цветовые характеристики становятся главным способом обрисовки специфического облика степной природы: («загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые»), с преобладанием насыщенной жёлтой и зелёной цветовой гаммы, запечатлевающей изобилие степи – и в «ярко-жёлтом ковре» «полос пшеницы», и в «стройной фигуре и в зелёной одежде» тополя, и в том, как «зеленела густая, пышная осока». В поле зрения повествователя попадает даже цветовая микродеталь в изображении кипящей жизни степи – «розовая прокладка» крыльев кузнечика.
III. Заключение
Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. А.П.Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.
Таким образом, цветовая деталь играет важную роль в понимании характеров героев, той ситуации, которая описана в рассказе. Цветовая деталь для Чехова- это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ их характеристики. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события, именно поэтому можно сделать вывод, что А. П. Чехов является истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики.
IV. Список литературы
Интернет ресурсы:
Рождественский венок
"Портрет". Н.В. Гоголь
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Заповеди детства и юности
Развешиваем детские рисунки дома