Тезисы к исследовательской работе
«Концепт «одиночество» в лирике М. Ю. Лермонтова»
Выполнил ученик 7 г класса МБОУ гимназии №8 Линник Евгений
Руководитель: учитель русского языка и литературы Пономарева Ольга Леонидовна.
Наша исследовательская работа посвящена изучению творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова.
Когда читаешь эти стихи, тебя охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Мы считаем, что мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова является основным – такова наша гипотеза.
Объектом исследования является лирика М.Ю.Лермонтова, предмет нашего исследования составляет совокупность образов концепта «одиночество» в лирике поэта. В центре нашего внимания оказываются образ странника, сна, промежутка - конкретные реализации мотивной сферы одиночества.
Цель исследовательской работы определяется предметом и объектом исследования и представляет собой анализ парадигмы концепта «одиночество» в лирике М. Ю. Лермонтова.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) выявить основные образы, определяющие парадигму концепта «одиночество» в лирике поэта;
2) проследить эволюцию развития мотива одиночества в раннем и зрелом периодах творчества М.Ю. Лермонтова;
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 13 наименований.
В первой главе «Понятие «концепт» с точки зрения филологии и лигвокультурологии» мы рассмотрели определение термина «Концепт» и определили различия между «концептом» и "понятием».
В первой главе «Понятие «концепт» с точки зрения филологии и лигвокультурологии» мы рассмотрели определение термина «Концепт» и определили различия между «концептом» и "понятием». Таким образом, мы определили , что концепт» используется для воспроизведения мировоззренческих, интеллектуальных и эмоциональных состояний личности, отраженных в ее творениях – текстах через символы и образы.
Во второй главе «Содержание концепта «одиночества» в творчестве М.Ю.Лермонтова» мы рассмотрели два вопроса: 1. понимание одиночества в индивидуальной картине мира М.Ю.Лермонтова; 2. Воплощение концепта «одиночество» в творчестве Лермонтова (на материале стихотворений поэта).
Подводя итог, следует сказать, что Лермонтов - величайший поэт, одиночество которого подарило нам множество прекрасных произведений, которые никогда не перестанут восхищать потомков.
А следственно его одиночество это не рок, а избранность.
Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.
Вложение | Размер |
---|---|
linnik_evgeniy.doc | 102 КБ |
Управление образования Администрации муниципального образования «Город Можга»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №8 города Можги Удмуртской Республики
Исследовательская работа
«Концепт «одиночество» в лирике М. Ю. Лермонтова»
Выполнил: ученик 7 г класса
Линник Евгений
Научный руководитель
учитель русского языка и
литературы Пономарёва О.Л.
Можга, 2015г.
Введение …………………………………………………………………….... с.3
ГЛАВА I. Концепт «одиночество»: проблемы изучения………………….…с.7
1.1.Понятие «концепт» с точки зрения филологии и лигвокультурологии с.7
ГЛАВА II. Содержание концепта «одиночества» в творчестве М.Ю.Лермонтова………………………………………………………………. с.9
2.1. Понимание одиночества в индивидуальной картине мира М.Ю.Лермонтова…………………………………………………………….…с.9
2.2. Воплощение концепта «одиночество» в творчестве Лермонтова (на материале стихотворений поэта)……………………………………………с.11
Заключение……………………………………………………………………с.18
Источники информации………………………………………………………с.20
Введение
Наша исследовательская работа посвящена изучению творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, создавшего прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, вошедшие в золотой фонд современной русской литературы.
Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда читаешь эти стихи, тебя охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Они связаны и с личной жизнью героя, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».
В чем же он видел истинный смысл жизни, к чему стремился? На этот вопрос он ответил всем своим Творчеством.
Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями [10].
На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни - всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.
Среди многочисленных трудов, посвященных изучению биографии М.Ю.Лермонтова, литературоведы отмечают книгу авторского коллектива А. А. Герасименко, Н.В.Маркелова, С.М. Телегиной и Л.Н. Шаталовой [78], исследования А.Марченко и др. Особо укажем значимость для лермонтоведения фундаментального труда — Лермонтовской энциклопедии [4], ставшей результатом творческих усилий большого числа ученых. В данной энциклопедии собран материал и по мотиву одиночества в творчестве Лермонтова, однако статья носит ориентировочно-справочный характер, поскольку в задачу автора не входило подробное исследование основных художественных воплощений интересующего нас мотива.
К сожалению, М. Ю. Лермонтов не оставил после себя статей, достаточного количества писем и дневниковых записей, позволяющих восстановить движение мысли и чувств поэта.
Гипотеза такова: мы считаем, что мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова является основным.
Объектом исследования является лирика М.Ю.Лермонтова, предмет нашего исследования составляет совокупность образов концепта «одиночество» в лирике поэта. В центре нашего внимания оказываются образ странника, сна, промежутка - конкретные реализации мотивной сферы одиночества.
Цель исследовательской работы определяется предметом и объектом исследования и представляет собой анализ парадигмы концепта «одиночество» в лирике М. Ю. Лермонтова.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) выявить основные образы, определяющие парадигму концепта «одиночество» в лирике поэта;
2) проследить эволюцию развития мотива одиночества в раннем и зрелом периодах творчества М.Ю. Лермонтова;
Поставленные задачи обусловили и выбор методологии исследования.
План исследования:
Актуальность работы определена недостаточной степенью изученности данной темы.
Научная новизна работы обусловлена выбранным ракурсом исследования и состоит в раскрытии типологии индивидуальной творческой системы М. Ю.Лермонтова на материале художественных воплощений лирического мотива одиночества. В итоге, впервые совершен опыт определения модели мира М. Ю. Лермонтова в ключе мотива одиночества, выделены разные типы этого состояния (одиночество среди людей и метафизическое одиночество), определены основные художественные воплощения инвариантного мотива одиночества («странник — дом, дом — Вселенная, сон (бессонница) — реальность, промежуток (гора, пустыня) — статичное пространство.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 13 наименований.
ГЛАВА I. Понятие «концепт» с точки зрения филологии и лигвокультурологии.
1.1 Различия «понятия» и «концепта».
Самыми распространенными терминами для названия ментальных образований являются понятия и концепты. С позиций обыденного употребления различия между концептом и понятием нейтрализуются, мы используем либо русское слово «понятие», либо латинское «концепт» для обозначения этих идеальных сущностей. В отечественной науке термин «концепт» стал употребляться лишь с начала 90-х годов XX века и используется для воспроизведения мировоззренческих, интеллектуальных и эмоциональных состояний личности, отраженных в ее творениях – текстах [12].
Для того чтобы определить семантику этого понятия обратимся к словарю. В Википедии сказано, что Концепт в филологии — это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закрепленное в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и — через ступень такого осмысления — соотносимое с другими понятиями, ближайшее с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми [10].
Давайте определим различия между «понятием» и «концептом».
1. Понятие – это мысль о предметах и явлениях, отражающая их общие и существенные признаки, а концепт — это идея, включающая не только абстрактные, но и конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки. «Концепты не только мыслятся, они переживаются» (Степанов, 1997,с.41).
2. Концепт – это точка пересечения между миром культуры и миром индивидуальных смыслов, это «сгусток культуры в сознании человека и то, посредством чего человек сам входит в культуру», с иных позиций концепт – это содержание понятия и спрессованная история понятия (там же, с.40, 42).
3. Концепт – это замещение значения слова в индивидуальном сознании и в определенном контексте (Лихачев, 1997, с.281), это личностное осмысление, интерпретация объективного значения и понятия как содержательного минимума значения.
4. Концепт – это абстрактное научное понятие, выработанное на базе конкретного житейского понятия (Соломоник, 1995, с.246).
Мы видим, что по своей сути концепты характеризуют бытие во всей его полноте, от обиходного состояния до выхода на смысложизненные ориентиры поведения. Понятие же – это одна сторона концепта.
Таким образом, концепт можно определить через рассуждение, понятие или через образ, символ, участие в осмысленной деятельности, переживание эмоционального состояния.
ГЛАВА II. Содержание концепта «одиночества» в творчестве М.Ю.Лермонтова.
2.1. Понимание одиночества в индивидуальной картине мира М.Ю.Лермонтова
Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд, и даже злым в толпе
кажусь…
(М.Ю.Лермонтов)
М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.
На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти. Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству. Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным среди людей и в то же время жаждет "родной души", такой же одинокой.
Из русских писателей на него влияет сильнее всего Пушкин, пред которым он преклонялся всю свою жизнь, а из иностранных - Шиллером, особенно своими первыми трагедиями. У них обоих поэт находит образы, нужные ему для выражения своего собственного, по-прежнему, тяжелого состояния. Его гнетет печальное одиночество; он готов окончательно порвать с внешней жизнью, создать "в уме своем мир иной, и образов иных существование". Грезы его "удручены ношею обманов"; он живет, "не веря ничему и ничего не признавая". В этих излияниях, конечно, не мало преувеличений, но в их основе несомненно лежит духовный разлад с окружающей жизнью. [11].
Одиночество – это состояние, в котором некоторые люди находятся одно лишь мгновение, а иные всю свою жизнь. Одним из великих людей, чья жизнь была наполнена одиночеством, является Михаил Юрьевич Лермонтов. Будучи еще ребенком, он испытал потерю самого дорогого человека – мамы. Отношения с отцом не сложились и поэтому единственным близким человеком для него, была бабушка. Бабушка в нем души не чаяла, но молодой Михаил вскоре понял, что он не такой как все. Воспитанный, умный и талантливый молодой человек, Лермонтов не мог быть понят окружающими, от чего он сильно страдал.
Жизнь не подарила ему ни друзей - единомышленников, ни женщины- ангела, которая бы его любила и могла понять. И поэтому его судьба неразрывно связана с одиночеством, а вследствие этого и его творчество.
2.2. Воплощение концепта «одиночество» в творчестве Лермонтова (на материале стихотворений поэта)
Для Лермонтова тема одиночества стала центральной, потому что он не нашел себе места в любви, в светском обществе, в дружбе, в Отчизне.
Лермонтов - отважный боец, готовый вступить в самую жаркую схватку. Он остроумный и образованный человек, вокруг которого всегда много народу и веселья, но Михаил в обществе чувствует себя одиноким. Несмотря на окружающую его атмосферу радости и веселья, люди рядом с ним не разделяют его жизненных принципов и убеждений, а вследствие чего у него нет товарищей и единомышленников.
Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...
Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям.
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении «Стансы» ("Я не крушуся о былом / Мгновенно пробежав умом…") появляется новое осмысление
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь —
Никто о мне не пожалеет!.
Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души. В данном стихотворении мы рассматриваем состояние героя, одинокого среди людей.
Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни Отчизна не дают ему успокоения:
Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой. («К***»)
Однако очень скоро откровенные признания лирического героя о себе сменяются страстным монологом, направленным против "здешнего света", равнодушного к "глубоким познаниям", славе, таланту, "пылкой любви свободы". В произведении "Монолог", речь уже о многих: субъективное "я" сменяется расширительным "мы":
«Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...»
"Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит".
Так складывался образ разочарованного поколения, отравленного пустым светом.
Тема изгнанничества является центральной в стихотворении «Тучи». Образы тучек, облаков или волн у Лермонтова - символы свободы и беспечности. Лирический герой стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками:
«… Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную…»
Поэт иронично называет их тоже изгнанниками. Обращение к тучам нежное - «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее - «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север». Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Не зря Лермонтов называл себя «сыном страданий». Образ "вечные странники" даёт ключ ко всему произведению. Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта:
"Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой".
Как и он, они вынуждены расставаться с родной стороной "милым севером". А дальше? "Нет, вам наскучили нивы бесплодные…". Тучи никто и ничто не гонит, они никому не мешают. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских переживаний, страстей. Они – "вечно холодные". В сущности, это прямое противопоставление двух мировоззрений. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы от участия в судьбе других, отрицается. Да, я страдаю, я гоним, я не свободен, но у меня есть идеалы, есть чувство Родины. И как бы ни сильна была тоска, её не променять на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет Родины.
Таким образом, лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Его одиночество в «свете» отразилось в стихотворении «Дума». Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен". Автор показывает всю бездушность и черствость людей, неспособных на проявление человеческого тепла.
«Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…»
Здесь он чувствует себя одиноким среди "приличьем стянутых масок", ему неприятно прикосновение "красавиц городских". Он один противостоит этой толпе, ему хочется "дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью".
Веселящаяся толпа давит на героя, и он понимает, что здесь ему не место и потому он забывается мечтой. Он убегает от всех в детство, где осталось все самое теплое и дорогое. Так же мечты ему дают любовь. Лермонтов знает, что он никогда не полюбит ни одну из этих светских красавиц присутствующих на балу и поэтому он создает вымышленный образ возлюбленной, который овладевает его сердцем. Но мечты недолговечны и иллюзии рано или поздно рушатся. Опомнившись, лирический герой понимает, что все обман.
«А он все так же одинок».
Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
В стихотворении «И скучно и грустно» вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
«Сон» - стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной. Как раз в этом стихотворении мы наблюдаем состояние героя, который находится во сне, но этот сон перекликается с мотивом смерти, как вечный сон. Мы наблюдаем соотношение сна и реальности, которые входят в парадигму образов концепта «одиночество». Таким образом, в промежутке третьей реальности (между жизнью и смертью, настоящим сном и реальностью) находится и значимый для картины мира Лермонтова образ сна. Снообразные тексты Лермонтова представляют собой многоуровневую структуру сложного сна-«матрешки». Стихотворение Лермонтова «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана.», 1841) интегрирует в смысловом пространстве три реальности, каждая из которых явлена как сон. Сам образ сна является своего рода знаком перехода из одного мира в другой — лермонтовский человек просыпается в какой-то одной жизни, но по-прежнему спит в другой. О.В .Московский синтетическое состояние неразличения сна, жизни и смерти определяет как «триаду сна-смерти-жизни» лермонтовского субъекта: «лирический герой выпадает из того, что называется реальной жизнью, и обнаруживает себя в таинственном состоянии сна-смерти-жизни, сохраняя способность мыслить и чувствовать» [13].
Следующий образ концепта «одиночество» рассмотрим в стихотворении «Утес». Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”. Здесь мы видим образ статичного пространства: утес неподвижен, оттого «тихонько плачет он в пустыне».
«…Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне».
В стихотворении «Листок» мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
“Пророк” - последняя капля в чаше его страданий. И если пушкинское последнее стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаянья, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк - вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока…»
Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина. Герой Лермонтова не просто чужд обществу, в котором он находится, а его даже презирают:
«…Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
А в стихотворении «Узник» мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:
«Одинок я — нет отрады; стены голые кругом...»
Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.
Заключение
В исследовательской работе мы попытались определить модель мира М. Ю. Лермонтова в ключе мотива одиночества, для этого выделили разные типы этого состояния (одиночество среди людей и метафизическое одиночество), определены основные художественные воплощения инвариантного мотива одиночества («странник» , сон - реальность, промежуток (гора, пустыня) - статичное пространство.
Одним из художественных воплощений мотива одиночества в лирике Лермонтова является образ странника (изгнанника), представленный в стихотворениях «К…», «Тучи», «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно». Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души. В этих стихотворениях мы рассматриваем состояние героя, одинокого среди людей.
Лермонтову, которому натура не позволяет сидеть, сложа руки
больно смотреть на своих современников, которые отошли от общественной жизни и углубились в занятия «бесплодной наукой». Автор не разделял мыслей и взглядов на жизнь своего поколения, а потому был одинок: «…Так жизнь скучна, когда боренья нет…»
Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни Отчизна не дают ему успокоения. Одиночество лермонтовского человека носит абсолютный и глубоко личный характер. Герой одинок среди людей, даже целый мир ему кажется пустыней.
Далее мы рассмотрели образ сна как промежуток третьей реальности (между жизнью и смертью, настоящим сном и реальностью). Снообразные тексты Лермонтова представляют собой многоуровневую структуру сложного сна - «матрешки». Стихотворение Лермонтова «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана.», 1841) интегрирует в смысловом пространстве три реальности, каждая из которых явлена как сон. Сам образ сна является своего рода знаком перехода из одного мира в другой — лермонтовский человек просыпается в какой-то одной жизни, но по-прежнему спит в другой. О.В .Московский синтетическое состояние неразличения сна, жизни и смерти определяет как «триаду сна-смерти-жизни» лермонтовского субъекта: «лирический герой выпадает из того, что называется реальной жизнью, и обнаруживает себя в таинственном состоянии сна-смерти-жизни, сохраняя способность мыслить и чувствовать» [13].
На примере стихотворения «Утес» мы рассмотрели следующий образ концепта «одиночество» образ статичного пространства. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”. Утес неподвижен, оттого «тихонько плачет он в пустыне».
Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М.Ю. Лермонтова , а значит, наша гипотеза нашла свое подтверждение. Концепт «одиночество» представлен парадигмой образов странника, сна - реальности, промежутка (гора, пустыня) – статичным пространством.
Подводя итог, следует сказать, что Лермонтов - величайший поэт, одиночество которого подарило нам множество прекрасных произведений, которые никогда не перестанут восхищать потомков.
А следственно его одиночество это не рок, а избранность.
Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.
Библиография
Интернет – источники
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Весенняя гроза
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Огонь фламенко
"Разделите так, как делили работу..."