В данном исследовании рассматривается судьба ветерана Великой Отечественной войны. А также его жизнь и творчества.
Вложение | Размер |
---|---|
karpun_doklad.docx | 23.91 КБ |
ВЕТЕРАНСКИЕ СУДЬБЫ:
Карпун Александр Никифорович
Малахов Вячеслав Владимирович 7 класс «Е», МБОУСОШ № 60, Советского района г. Ростова-на-Дону. |
Янковская Нина Владимировна учитель истории и обществознания МБОУСОШ № 60 |
г. Ростов-на-Дону
2014
Оглавление
Введение
Глава 1. Воспоминания
Глава 2. Боевое крещение………………………………………………….
Глава 3. Приказано рисовать……………………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Введение
Александр Карпун родился 5 мая 1924 года в селе Самарское Ростовской области. Участник Великой Отечественной войны и войны с Японией. Учился в ростовском художественном училище с 1947 по 1952, в Харьковском художественном институте с 1952 по 1953 год. Член Союза художников России с 2000 года. С 1953 года участник областных, зональных, международных выставок. Награжден орденами: Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени; медалями: «За отвагу», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией».
К своему 90-летию, которое состоялось 5 мая 2014 года, и ко Дню Победы художник-фронтовик Александр Никифорович КАРПУН готовится с кистью в руке у холста и в боевом настроении. Говорит, что и сегодня готов встать в строй и взяться за оружие, если вновь возникнет необходимость защитить Родину. Не помешают ни возраст, ни полученные на фронте ранения. И это не просто слова.
Война закалила его на всю жизнь и приучила не сдаваться. Ни врагам, ни болезням. Ведь в 42-м, в дни кровопролитных сражений за Сталинград, он, погребенный заживо, поднялся из-под земли для того, чтобы снова биться за Победу, невзирая на многочисленные переломы и раны. Фронт превратил обычного 18-летнего парня в суперсолдата. А еще открыл талант художника и определил профессиональную судьбу. Об этом и многом другом мы побеседовали с Александром Никифоровичем.
Цель представленного исследования: изучить основные вехи жизненного пути ветерана Великой Отечественной войны Карпуна Александра Никифоровича и охарактеризовать основное содержание его творческого наследия.
Задачи работы: выделить основные этапы жизни А.Н.Карпуна; охарактеризовать ключевые события, имевшие переломное значение в судьбе ветерана; определить истоки формирования творчества А.Н.Карпуна; оценить значение его творческого наследия.
Новизна исследования: мы рассматриваем жизнь и творчество ветерана Великой Отечественной войны Карпуна А.Н. Его наследие ценно как для науки, так и для школьных предметов: истории и обществознания, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Через данное исследование учащиеся нашего города узнают информацию о нашем ветеране-земляке, о котором, возможно, раннее не знали. Выводы, полученные в исследовании, позволяют более глубоко понять судьбу, жизнь и творчество ветерана.
Глава 1. Воспоминания
Он помнит абсолютно все, начиная с того момента, как ушел на фронт в 18 лет, и до тех пор, как завершил свой ратный путь в 45-м году в Маньчжурии. Когда началась война, наша семья жила на Дальнем Востоке, в Благовещенске. Родители переехали туда из Ростовской области, спасая детей – Александра Никифоровича и его брата Аркадия. Дело в том, что Аркадий был приемным ребенком. Его подбросили в голодные 20-е годы под крыльцо дома его родителей, у которых тогда еще не было детей. Они выходили посиневшего от декабрьского мороза умирающего младенца, приняли в семью и воспитывали как родного. А спустя годы объявились его кровные родители с требованием вернуть сына. В случае отказа они угрожали выкрасть не только Аркадия, но и Александра Никифоровича. Поэтому его родители срочно переехали в Ейск, но и там их нашли. И тогда, отчаявшись, решили бежать на Амур, где и поселились надолго. Там, в приграничных районах, накануне войны было очень неспокойно. Достаточно вспомнить Халхин-Гол и Хасан. В связи с этим в школе, где он учился, серьезно преподавали военное дело и уделяли большое внимание физкультуре. Поэтому, когда была объявлена война, ученики были в хорошей спортивной форме. Его даже прозвали ворошиловским стрелком за то, что на занятиях по стрельбе он попадал 10 раз подряд в цель. После четырехмесячной подготовки вместе с другими бойцами он отправился через всю страну на передовую. За Уралом их поезд, на котором была надпись «Слава воинам-дальневосточникам», начали бомбить. После каждого налета они хоронили своих друзей, которые погибли, так и не побывав в бою.
Глава 2. Боевое крещение
Когда приблизились к Сталинграду, то в буквальном смысле попали в ад. Ежесекундно рвались бомбы. Бойцов посадили на плоты, которые обстреливались и шли ко дну. Тонущих солдат не спасали. Не было ни малейшей возможности помочь им. В Сталинграде Александра Никифоровича сразу проверили на готовность быть снайпером, узнав, что он метко стреляю. Приказали расположиться в доме, от которого осталась одна коробка, и очищать от немцев здание на противоположной стороне улицы. Удалось с ходу сделать несколько удачных выстрелов. А потом и самого Александра Никифоровича вычислили и ранил немецкий снайпер. Но он снова встал в строй и продолжал сражаться вместе с другими бойцами. Однажды во время боя после очередного налета на окопы бойцов рухнул многоэтажный дом. И все бойцы оказались заживо погребенными под ним. Окопы стали братской могилой, а Александр Никифорович каким-то чудом остался жив. Он не помнит и не знает, как его откапывали и вытаскивали из-под земли и из развалин дома: он был без сознания. Очнулся на пятые сутки в железнодорожном госпитале, когда медперсонал потерял уже всякую надежду на его спасение. Понял, что оглох и имеет меня множественные переломы. Александра Никифоровича доставили в новосибирский госпиталь. И именно там он совершенно случайно обнаружил в себе тягу к рисованию.
Глава 3. Тяга к рисованию.
Прежде никогда не рисовал. Даже задание по рисованию в школе за него выполнял мой брат. В госпитале кто-то оставил на табуретке обломок химического карандаша. Александр Никифорович взял его и попробовал на полях фронтовой газеты нарисовать своего соседа по палате Анатолия, у которого были ампутированы обе ноги. Врачи просили за ним присматривать, чтобы он ничего с собой не сделал. Неожиданно вышло похоже. Анатолию рисунок понравился. Тогда Александр Никифорович думал, что это случайность. Но портреты других раненых тоже получались узнаваемыми. Так и начал рисовать, но его творческая биография началась немного позже по приказу заместителя командира полка Клюева. Когда его комиссовали, он вернулся в Благовещенск. И только начал ходить на костылях, как его вновь призвали на службу. С предписанием «годен к нестроевой» уехал на станцию Мучную, в село Черниговка, что под Спасском, служить в охранной роте, оберегая военные грузы. Кто-то из бойцов, которые также лечились с ним в новосибирском госпитале, рассказал о его рисунках заместителю командира полка по политической части Клюеву. Он вызвал Карпуна и устроил настоящий разнос: «Ты художник! И молчишь!». Вытащил рулон оберточной бумаги. Отмотал метров пять. И приказал за пять дней нарисовать портреты Ленина и Сталина. Возражения он не принимал. С тех пор Карпун Александр Никифорович уже не расставался с карандашом и кистью. Правда, за оружие браться тоже приходилось. В августе 45-го они перешли границу. И завершили свои боевые действия в Маньчжурии, под Харбином. Но его профессиональный путь был уже определен. Он твердо решил стать художником. В 46-м его демобилизовали, он приехал в Сальск, где поселилась его семья. Поступил в ростовское училище искусств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Теоретическое значение данной исследовательской работы заключается в том, что ее результаты представляют значимость для исторической науки и являются вкладом в историческое знание в целом. Выводы, полученные в данном докладе, позволяют понять историческое и художественное наследие ветерана Великой Отечественной войны Карпуна Александра Никифоровича.
Практическое значение данного исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в реальном педагогическом процессе на уроках истории и обществознания, а также в широкой культурной и социальной практике.
Планирование дальнейшего исследования. Мы продолжим исследование судьбы ветерана Карпуна Александра Никифоровича, ведь о нем узнали еще не все, так как познакомились совсем недавно.
У Александра Никифоровича большая семья: дети, внуки. Хотелось бы с ними познакомиться, узнать об их судьбе, жизни, об отношении к творчеству Александра Никифоровича, об их семейных традициях.
У Александра Никифоровича есть мастерская, где он пишет свои картины, где он получает успокоение и удовлетворение от своего творчества. Хотелось бы там побывать, посмотреть картины и послушать интересные истории ветерана.
Проказы старухи-зимы
Рисуем лошадь акварелью
За еду птицы готовы собирать мусор
Сказка про Серого Зайку
Городецкая роспись
Комментарии
Александр Никифорович Карпун,
Александр Никифорович Карпун, действительно, настоящий герой ВОв, настоящий защитник Отечества! Вячеслав, Нина Владимировна! Спасибо за рассказ о военных подвигах Александра Никифоровича Карпуна и послевоенном периоде жизни ветерана ВОв. Спасибо за участие в Вахте памяти! Желательно добавить фотографию Александра Никифоровича и исторические справки о наградах включить.