Ученица 9 класса средней школы изучает боевой путь ее прадеда Прибыткова Ф.Ф., который в 1941-1943 гг. переправлял грузы по "дороге жизни" к блокадному Ленинграду.
Руководитель Липартелиани О.Н.
Вложение | Размер |
---|---|
k_70_letiyu_pobedy.docx | 267.11 КБ |
Уланова Ю.А., ученица 9 класса
НСКОШ № 87 г. Набережные Челны
Мой прадед - водитель аэросаней на ленинградской «дороге жизни»
Памяти моего прадеда
Прибыткова Федора Федоровича посвящается….
Мой прадед - Прибытков Федор Федорович (1916-1997) родился 1 февраля 1916 года в деревне Харюшино Соликамского района Пермской области. Мать работала разнорабочей в колхозе, отец - трактористом. Он, конечно, не помнил ни событий революции 1917 года, которая установила равенство граждан по отношению к собственности - средствам производства, ни гражданскую войну 1918-1922 годов, однако помнит как весело и дружно в говодщину революций всей деревней накрывали столы на улице деревни и пели песни до зари, отмечая дни Первомая - дни солидарности рабочих всего мира.
С теплом отзывался он о советской власти, которая дала возможность всем мальчишкам и девчонкам деревни закончить семиклассную среднюю школу, получить профессию. Федор Федорович бесплатно выучился на токаря по металлу на курсах при крупнейшем в Пермском крае Соликамском магниевом заводе. Основанный в 1430 году город Соликамск был издавна известен своими соляными промыслами. В 1930-х годах было решено основать здесь производство металлического магния. День 14 марта 1936 года вошел яркой строкой в летопись жизни моего прадеда, когда на заводе - первенце российской магниевой индустрии - был получен первый слиток «крылатого металла». В 1939-1941 гг. практически недостроенное предприятие, только что вышедшее из состава калийного комбината, не только обеспечивало нужды фронта в магнии и сплавах, но и наращивало объемы производства. В числе первых рабочих на данном предприятии мой прадед получил еще одну профессию, необходимую для обороны страны, - шофер-тракторист. Прибытков Ф.Ф. работал на грузовой машине ГАЗ-АА, который выпускался на Нижегородском (Горьковском) автозаводе грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный в годы войны как полуторка.
Несмотря на то, что работать на заводе приходилось без выходных, зарплату выдавали по нормативу, мой прадедушка женился в 1941 г. на моей прабабушке Людмиле Степановне. В этом же году, наперекор врагу, в любви и радости - у них родилась дочь Элеонора. Откуда тогда знали о таком имени? Во-первых, в те годы интернационализма рабочие всего мира хотели быть ближе друг к другу, изучали историю стран Европы. Во-вторых, в нашей стране это имя, как говорил прадед, переосмысливалось как производное от имени Елена. С греческого языка Элеонора переводится как милосердие и сострадание.
В 1941 г. весь советский народ постигла страшная беда, которая пятном боли и горя осталась в сердцах миллионов людей - началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Согласно записям военного билета, который бережно хранится в нашем семейном архиве, мой дорогой прадедушка военную присягу принял 20 июля 1941 г., в течение года служил минометчиком 33 запасного стрелкового полка 3-его отдельного аэросанного батальона.
Военный билет Прибыткова Федора Федоровича[1].
Войска Германии и Финляндии в начале сентября 1941 года окружили советские войска Ленинградского и Волховского фронтов, защищающие Ленинград, и сам город с его жителями. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города. Автодорога, проложенная по Ладожскому льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 )[2].
С декабря 1941 г. по июль 1942 г. Прибытков Ф.Ф., как один из опытных водителей автотранспорта, был отправлен на Ленинградский фронт механиком-водителем ВВС. Введение в действие ледовой дороги к блокадному городу существенно улучшило снабжение ленинградцев продовольствием: 25 декабря 1941 г. норму пайка вновь вернули к 200-граммовой отметке, а 24 января подняли до 250 грамм.
Однако в дни угрозы порабощения нашей страны фашистским агрессором нужны были не просто водители. Для того, чтобы спасти второй по значимости город СССР - Ленинград, оказать ему помощь в дни блокады, часть шоферов целенаправленно в 1942 г. послали на обучение в г. Катласс для подготовки личного состава аэросанных частей. Как объяснял мой прадед, Котласское военное аэросанное училище в Архангельской области было сформировано по приказу народного комиссара обороны СССР И. Сталина № 0078 от 29 августа 1941 года. С началом Великой Отечественной войны все имевшиеся аэросани активно использовались особенно первыми военными зимами. Котласское военное училище предназначалось для подготовки следующего личного состава: 1000 человек механиков-водителей боевых аэросаней, 740 человек командиров боевых аэросаней, 260 человек командиров частей и подразделений боевых аэросаней.
Однако лёд на озере первое время был очень тонок, и грузовики просто проваливались под лёд. Кроме того, как рассказывал прадедушка, в середине ноября 1941 г. началась оттепель. Грузовики боялись чрезмерно загрузить, чтобы те не провалились под лёд. Вот тогда-то и спасли положение аэросани, на которых он работал. Укладываемый груз равномерно распределяется по площади саней, и не давал саням проваливаться под лед.
Аэросани - это наземное транспортное средство, скользящее на лыжах по снегу и льду, с авиамотором и воздушным винтом, оснащенное пулеметом Дегтярёва. Каркас аэросаней обшивался фанерой. Его передняя часть защищалась броневым щитом. Прибытков Ф.Ф. с сентября 1943 г. по март 1944 г. служил в 54-м аэросанном батальоне ВВС механиком-водителем. Он как водители аэросаней выполнял задачи разведки, патрулирования и охраны объектов. Они несли патрульную службу на отдельных участках фронта, особенно на озерах (Ладожское, Онежское), перебрасывали десантные группы по «Дороге жизни» к Ленинграду, подвозили боеприпасы и непосредственно участвовали в боевых операциях.
Как справедливо, на наш взгляд, считает исследователь В.В. Бешанов, работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6 000 тонн грузов. Все необходимое поступало в город сначала по железной дороге Вологда-Череповец-Волхов, откуда брала начало первая дорога жизни - через Ладогу. Потом провиант и боеприпасы перегружали на автомобили ГАЗ-АА, спешили доставить их на необорудованное юго-западное побережье Ладоги, удерживаемое окружёнными войсками[3].
Однажды прадед в письме домой описал следующую ситуацию, случившуюся с ним в ноябре 1942 года. Во время перевозки грузов началась атака дороги вражеской авиации. Его самого и груз спасало только то, что авиабомбы пробивали лёд озера и взрывались уже на дне, энергии их ударной волны, ослабленной толщей воды, для пробития льда уже не хватало. Таким образом, ни сама бомба, ни ее осколки, ничем не могли повредить колонне саней. Но, когда обоз прибыл к берегу Ладоги и началась выгрузка продовольствия. Вот тогда-то немцы и начали бомбить с воздуха. Пришлось переждать в укрытии пока не пройдет бой советских самолетов с самолетами противника в воздухе. Потом долго собирали с перерытого атакой бомб места крохи продуктов и одежды, поступавшие в Ленинград со всех уголков Советского Союза.
С марта 1943 г. по июнь 1946 г. сержант Прибытков Ф.Ф. одновременно работал токарем-бригадиром и в 861-ой центральной аэроремонтной бригаде.
Прадед рассказывал, что была и другая дорога жизни - малая, по льду Финского залива, выполнявшая ту же функцию, что и Ладожская. По этой 37-километровой магистрали ему тоже приходилось доставлять грузы к людям, которые собрались здесь во время отступления из разных районов Ленинградской области, нуждались в лечении, тёплом жилье. Начиналась Малая дорога жизни от станции Бронка, что рядом с Ораниенбаумом (Ломоносов), по льду через Кронштадт. Она шла к Лисьему Носу и Горской. Здесь мой прадедушка работал в 1943-1944 гг. водителем специальных санитарных аэросаней по оказанию первой медицинской помощи и по вывозке раненых с линии фронта в тыловые медсанбаты. Вдоль ледовой дороги, через каждые 3 км устанавливались орудия советской малокалиберной зенитной артиллерии, а через 1-1,5 км попарно ставились зенитные пулемёты. Для защиты трассы с воздуха с января 1941 г. было задействовано шесть истребительных авиаполков.
Историк В.Е. Зубаков справедливо доказывает преимущество боевых аэросанных подразделений - их движение осуществлялось вне дорог, контролируемых противником. В условиях зимнего бездорожья, в морозы и метели аэросани могли проходить там, где не прошла бы другая техника (грузовики)[4]. Это позволяло осуществлять рейды в тыл противника: уничтожались его тыловые опорные подразделения, перехватывались обозы с боеприпасами и продуктами питания. Аэросани порою служили единственным видом быстрого механизированного транспорта, обеспечивавшего связь, управление войсками и санитарную службу в условиях боевых действий.
После войны мой прадед Прибытков Ф.Ф. был уволен в запас в звании сержанта, а 9 мая 1945 года был награжден правительственными наградами: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией»; орденом Отечественной войны II степени. Он демобилизован в запас в июне 1946 г. на основании указа Верховного Совета СССР от 20 марта 1946 года.
Я люблю своего прадеда, храню в своем сердце память о нем, как и о всех, кто на своем месте делал все, чтобы оказать помощь стране в годы Великой Отечественной войны.
Мой прадед сержант Прибытков Федор Федорович с 1954 г. до конца своей жизни работал токарем-металлургом на титано-магниевом комбинате в г. Усть-Каменогорск. Он воспитал прекрасных детей, внуков, правнуков; учил нас быть добрыми, преумножать богатства Отчизны, уважать труд, добросовестно относиться к своим обязанностям и часто повторял, что назначение человека на Земле - дарить мир и любовь людям!
Список используемых источников и литературы
Источники
Литература
[1] Документ личного архива семьи Улановых // Набережные Челны. - 2015.
[2] ЦАМО фонд 217 опись 1221 дело 195 - Оперсводки штабов КБФ, морской обороны. Планы обороны островов. высадки десантов и сведения о боевом составе КБФ лето 1941 года // http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3007689
[3] Бешанов В.В. Ленинградская оборона. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. - С. 51.
[4] Зубаков В. Е. Героический Ленинград. - М., 1972. - С. 74.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Рисуем домики зимой
Как нарисовать ветку ели?
Бабочка
Мальчик и колокольчики ландышей