Богата российская земля талантливыми людьми, верой и правдой служившими ей. Один из них Иосиф Волоцкий уникальный человек в истории Руси, выдающейся деятель Русской православной церкви, теоретик и практик, яркий богослов и церковный писатель, философ, меценат, основатель Иосифо- Волоцкого монастыря.
Вложение | Размер |
---|---|
svyatoy_zemli_russkoy_iosif_volotskiy.docx | 23.45 КБ |
Пермский край, г. Чернушка,
МБОУ «СОШ № 1»
Работа учащейся 7 Б класса
Соловьевой Елены.
Руководитель: Педагог- библиотекарь
Мартынова Светлана Петровна
Святой земли Русской Иосиф Волоцкий. « Просветитель».
Есть святой давних, грозных времен,
Но сегодня народ отчего-то
Мало знает и помнит о нем,
Хоть он много свершил для народа.
Богата российская земля талантливыми людьми, верой и правдой служившими ей. Один из них Иосиф Волоцкий уникальный человек в истории Руси, выдающейся деятель Русской православной церкви, теоретик и практик, яркий богослов и церковный писатель, философ, меценат, основатель Иосифо- Волоцкого монастыря.
Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин) родился 12 ноября 1439 года в семье небогатого Волоколамского землевладельца Ивана Савина. Прадед его еще в XV веке получил от московского князя «с всеми волостьми и з пошлинами и з селы и з хлебы». Семилетним мальчиком Иван Санин был отдан на обучение к старцу Арсению Леженке в Волоколамский Крестовоздвижинский монастырь, где благодаря своим редким способностям выучился чтению богослужебных книг и писанию. С детства и юности он проявлял интерес к духовным знаниям, книгам, его влекло к монашеской жизни. В роду Саниных было 18 монахов и монахинь, два – архиепископа. В двадцать лет 13 февраля 1460 года Иван Савин в Боровской монастырской обители старца Пафнутия принял монашеский постриг и с этих пор стал зваться Иосифом.
С усердием и любовью нес молодой инок возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице; последнее послушание преподобный Иосиф исполнял с особенным тщанием, «питая и напояя больных, поднимая и постели устрояя, яко сам боля и чисте всем работая, яко Христови Самому служа».
Около восемнадцати лет провел Иосиф в монастыре преподобного Пафнутия. Суровый подвиг иноческих послушаний под непосредственным руководством опытного игумена явился для него прекрасной духовной школой, воспитавшей в нем будущего искусного наставника и руководителя монастырской жизни. По кончине преподобного Пафнутия Иосиф был рукоположен во иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря.
Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомысленны с игуменом.
Преподобный Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Вместе со старцем Герасимом он прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь, который представлял собой образец строгого подвижничества на началах общежительного устава. Знакомство с жизнью монастырей укрепило взгляды преподобного Иосифа. Но, возвратившись по воле князя в Боровский монастырь, преподобный Иосиф встретил прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда, решив основать новую обитель со строгим общежительным уставом, он с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса.
В Волоколамске в то время княжил благочестивый брат великого князя Иоанна III Борис Васильевич. Наслышанный о добродетельной жизни великого подвижника Иосифа, он радушно принял его и разрешил поселиться в пределах своего княжества при слиянии рек Струги и Сестры. Избрание этого места сопровождалось знаменательным явлением: налетевшая буря повалила лес на глазах изумленных путников, как бы расчищая место для будущей обители.
Именно здесь в июне 1479 года подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери, освященную 15 августа 1479 года. Этот день и год вошли в историю как дата основания обители Успения Пресвятой Богородицы на Волоке Ламском, называемой впоследствии именем святого его основателя.
Он молился в слезах по ночам
Чтобы Царь ему верил охотно,
Что б врагов наказал по делам
И зажили б все тихо, достойно.
В знак победы над злейшим врагом
Монастырь был построен степенно,
Где монахи все ночью и днем
Здесь молились за Русь незабвенно.
На рубеже XV–XVI вв. принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Иосиф Волоцкий возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью. Основные принципы борьбы с еретичеством он изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием «Просветитель». Первые главы «Просветителя» были написаны еще в 90-е гг. XV в., а последние - незадолго до смерти.
Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти - 9 (22) сентября, 18 (31) октября.
Все мировоззрение преподобного Иосифа определялось идеей социального служения и призвания Церкви, как организующего начала человеческого общежития. Своими главными задачами он видел укрепление духовно-политического значения Церкви.
Широкое распространение еретических учений и серьезные споры о сущности веры в богословской и мирской среде, некоторый упадок авторитета Церкви и усиление авторитета светской власти. Все это и побуждало волоколамского игумена к активным действиям.
Иосиф Волоцкий еще в 1479 году начинает свою борьбу против отступников православной веры в посланиях, которые получили известность под названием «Просветитель». Первые шесть посланий волоцкого игумена посвящены непосредственно осуждению ереси и требованием расправы над еретиками, далее Иосиф Волоцкий проводит теократические идеи. Царю следует оказывать послушание, если он заботится о православии и своей пастве, выполняя «дело Божие».Творец всего Бог, а «царь Божий слуга есть». В понимание Иосифа Волоцкого именно страх Божий оказывается единственной побудительной причиной, направляющей человека к спасению, как главной цели человеческой жизни. По сути дела, Иосиф Волоцкий в буквальном смысле понимал древнюю библейскую истину: «Начало мудрости - страх Господний». Причем, Иосиф Волоцкий акцентировал внимание именно на страхе Божием, - он и только он способен привести и человека, и все общество к покаянию, очистить их от скверны.
Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси.
В спорах с еретиками сформировалось еще одно направление деятельности преподобного Иосифа - развитие православного богословия. Дело в том, что еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения - Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.
Единственным священнослужителем, кто смог противостоять еретикам, оказался Иосиф Волоцкий.
Поэтому «Просветитель» - это глубокий и основательный богословский трактат, в котором объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции Православной Церкви, в нем, по сути дела, было собрано все то главное, что необходимо было знать христианину. Причем яркий, страстный и образный стиль всего сочинения не только привлекал читателя, но и помогал ему в возможных религиозных диспутах о сущности веры. И недаром, позднее «Просветитель» был одной из самых популярных книг - известно более чем сто его списков.
В итоге, Иосиф Волоцкий сыграл самую значительную роль в усилении роли Церкви в жизни русского общества в XV–XVI вв.
Впоследствии, убедившись, что без поддержки великого князя Церковь не может в полной мере осуществить на земле свою миссию, Иосиф Волоцкий склонился к признанию приоритета власти государя и аргументирует свою позицию заявляя: «божественные правила повелевают с царем не спорить». Так намечается отход теоретика воинствующей церкви от концепции главенства духовной власти над светской. В последний период своего творчества (1510- 1515) он развивает теорию теократического происхождения самодержавия, получившую наиболее полное выражение в его посланиях великому князю и в XVI слове «Просветителя».
Учение, созданное Иосифом Волоцким, оказалось самым влиятельным в русской религиозно-философской мысли. И если в первые десятилетия XVI века «иосифлянство» было лишь одним из ведущих религиозно-философских направлений, то с 30-х годов XVI столетия «иосифлянство» - это основная идеология Русской Православной Церкви XVI - первой половины XVII вв.
Без Бога нация- толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Идеи Иосифа Волоцкого по достоинству оценили верховные правители России, начиная с Василия III, Ивана Грозного и заканчивая Николаем II.
Четыре художника. Осень
Попробуем на вкус солёность моря?
Сказка об осеннем ветре
Большое - маленькое
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым