Материалы для духовно-образовательных чтений, посвященных 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира. В работе говорится о значени православия для развития культуры, образования, внешней и внутренней политики, государственности России.
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_znachenie_kreshcheniya_rusi.zip | 2.48 МБ |
Перемиловская муниципальная средняя общеобразовательная школа
Шуйского района Ивановской области
Духовно-образовательные чтения, посвященные 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира
Тема «Историческое значение Крещения Руси князем Владимиром»
Работу выполнил:
Ученик 11 класса
Теплоухов Данил
Руководитель:
Классный руководитель
Шальнова И. Г.
2015 год
Историческое значение крещения Руси князем Владимиром
Крещение Руси, в древней русской летописи «Повести временных лет» считается годом принятия Русью христианства, Православия.
В X веке Киевская Русь была сильным феодальным государством с развитыми ремеслами и торговлей, духовной и материальной культурой. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклонялись разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Принятие христианства князем Владимиром имело и политический расчёт. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства.
Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи «Повести временных лет» приводятся впечатления русского посольства о богослужении в Царьградском храме. Послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь.
Культурная и духовная связь, установившаяся между Византией и Русью много дала нашему народу, об этом свидетельствуют дошедшие до нас исторические памятники той эпохи. Зодчество, живопись, музыка и пение, воспринятые от Византии вместе с Православием, первоначально носили сугубо церковный характер. В храме стали слагаться те своеобразные формы русской культуры, которые получили дальнейшее развитие и всемирное признание. Первые русские храмы, воздвигнутые и украшенные греками, послужили затем образцами собственно русского церковного искусства. Православный храм явился на Руси средоточием художественного творчества. Иван Александрович Ильин (российский религиозный философ) справедливо писал: «Русская живопись пошла от иконы; русская музыка была овеяна церковным песнопением; русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр зародился от драматических «действ» на религиозные темы; русская литература пошла от Церкви и монашества».
Важнейшая составляющая жизни общества - это система образования. В этой области, именно Православие оказало самое благотворное воздействие на наших предков. Оно принесло им грамотность и просвещение. Именно Православию обязана своим возникновением русская школа. Ростки российского образования изначально появились под сводами православных храмов и монастырей, являя собой первый и на очень долгое время единственный источник духовного и нравственного просвещения на Руси. Из этих школ вышли многие знаменитые пастыри и учители народа, проповедники и иерархи, общественные и политические деятели.
Православие оказало влияние на становление политической системы страны. Сплотившись, группа славяно-русских племен многовековым и нелегким историческим подвигом создала огромную и могущественную Православную Русь. Если прежде непременными атрибутами политической культуры наших предков были коварство и насилие (таким был князь Владимир до принятия христианства), то восприняв христианство, самоуправные русские князья, до этого ничем и никем, кроме физической силы, не укротимые, благоговейно подчинились уставу Церкви, внимая наставлениям духовных лиц и не предпринимая без совета с ними никакого важного дела. «Совещал благий совет с митрополитом», — повторяет, например, неоднократно летопись, повествуя о государственных делах святого князя Владимира.
В период феодальной раздробленности, когда судьба российской государственности была под угрозой, пастыри Русской Православной Церкви, как в столице, так и в уделах, владея умом и совестью своей паствы, своим энергичным и непосредственным участием, и вмешательством врачевали неисчислимые страдания Российского государства. Они часто являлись посредниками между враждующими князьями и миром оканчивали недоразумения между ними.
Чем тяжелее было русскому народу, чем более грозной была опасность, тем крепче люди стремились опереться на духовное основание, которое являла собой Православная вера. Готовясь к бою, русские воины молились, постились, причащались святых Христовых Таин. Они шли в бой под знаменами, на которых изображались чтимые святые. Вдохновленный верою, русский воин терпеливо и мужественно выносил и голод, и холод, являя доблесть, храбрость, стойкость, героизм, помноженные на удивительное незлобие, доброту, самоотверженность и скромность. Основа этих доблестей русского солдата заключалась в том, что он всегда был исполнен горячей веры в Бога и надежды не столько на свои силы, сколько на милосердие Божие. Русский солдат был силен тем что он был христолюбивым воином.
Благотворное воздействие христианства отразилось не только на внутренней, но и на внешней политике государства. Русский народ стал заступником слабых и угнетенных, миротворцем, народом-освободителем, который в истории пролил немало своей крови на ратном поле, никогда не начиная войны по собственному почину, ради своей выгоды, а всегда только для защиты Православной веры и Отечества или других народов.
Одним из самых важных институтов общественной жизни является семья. Влияние Православия на нее неоспоримо. Христианство, сообщившее высочайшее благословение семейному союзу, приняло ее под свое покровительство, что способствовало ее существенному возвышению и одухотворению. Возвышая нравственное значение детства, христианство налагает на родителей огромную ответственность за них. Вместо неограниченной власти отца и рабского страха детей перед родителями Православие положило в основу их отношений взаимную любовь, призывая детей к благодарности родителям, а родителей - к бескорыстной заботливости о детях.
Православие было положено краеугольным камнем великого здания российской государственности. На нем зиждется наше национальное единство, самобытность. В России, как нигде, можно обнаружить тесное сближение и взаимопроникновение веры и народности.
Еще в XIX веке писатель Федор Михайлович Достоевский говорил: «Гуманность, отрицающая Бога, логически приводит к бесчеловечию; цивилизация без просвещения Христова — к одичанию; прогресс без Христа — к регрессу, где нет Духа Божия – там деспотизм и тирания».
Все усилия русской Православной Церкви направлены на стремление служить благу своего народа.
Список литературы:
1. Русская Православная Церковь. Очерки истории. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев 2008 г
2. А. Головатенко, История России: спорные проблемы. Издательство: М.: Школа-пресс, 1994 г
3. В. Бутромеев, Русская история для всех: Опыт краткого описания в легендах, преданиях, именах и важнейших событиях. М.: Роман-газета, 1992 г
И тут появился изобретатель
Зимний дуб
Под парусами
Смекалка против Змея-Горыныча
Упрямый зяблик