Строительство сказочного городка, в котором живут буквы, сделанные из разного материала, увлекает в мир творчества и фантазии. Экскурсия по "Городу букв" никого не оставит равнодушным. Проект занял 1 место в конкурсе "Я-исследователь"
Тюменская область
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное образование – Кондинский район
______________________________________________
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
Коллективный творческий проект «Город букв»
Выполнили: учащиеся 1 класса МКОУ
Мулымская СОШ
Руководитель: Секисова Нина Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ Мулымская СОШ
Паспорт проектной работы
Тема проекта: Город Букв
Учебный год: 2014-2015
Время работы над проектом: январь 2014 – март 2015
Школа, класс: МКОУ Мулымская СОШ, 1 класс
Авторы проекта: ученики первого класса
Руководитель проекта: Секисова Нина Николаевна, учитель начальных классов
Направление: гуманитарное
Предметные области – уроки обучения грамоте, ИЗО, технологии
По числу участников – коллективный.
По доминирующей деятельности – информационно-творческий.
Характер координации – непосредственный.
Оборудование – альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей, картинки, карандаши, природный материал и другие материалы.
Оглавление
Введение
Выбор и обоснование темы ……………………………………………..стр.4
Цель и задачи проекта……………………………………………………стр.4
Актуальность работы…………………………………………………….стр.4-5
Ожидаемые результаты…………………………………………………..стр.5
Основная часть. Этапы проекта
Погружение в проект…………………………………………………….стр.5
Организация деятельности………………………………………………стр.5
Осуществление деятельности в классе и дома…………………………стр.6-7
Презентация. Экскурсия в «Город Букв»……………………………….стр.7-9
Экономическое обоснование………………………………………………..стр.9
Самооценка результатов исследования и их анализ……………………….стр.9
Заключение………………………………………………………………… стр.9
Список литературы и источников………………………………………… стр.10
Приложения ………………………………………………………………… стр.11-21
Введение
1.Выбор и обоснование темы
Сперва аз да буки, а потом науки
(русская пословица)
Недавно мы закончили изучать свою первую книгу, которая называется Азбука. Мы изучали буквы постепенно, не торопясь. Мы прочитали много книг о буквах и поняли самое главное, что буквы живые, у каждой есть свой характер, у каждой буквы своя история. Благодаря буквам, мы научились читать, писать. Но вначале мы заметили, что не все ребята нашего класса с интересом изучали буквы. Они с удовольствием рассматривали картинки, но не очень охотно читали. Тогда вместе с учителем мы решили изучать алфавит, играя – придумывали весёлые картинки «Найди букву в рисунке», подбирали слова на каждую букву, создавали буквы из «Лего» конструктора, вырезали, лепили, рисовали, создавали аппликации букв.
Нам так понравилась эта работа, что у нас появилась идея - провести исследование и выяснить: как появились буквы, построить «Город Букв» и пригласить на экскурсию по этому городу будущих первоклассников. Ведь они тоже скоро пойдут в школу. А наши буквы вызовут у них интерес и желание поскорее научиться читать.
2. Цель и задачи проекта
Цель: изучить историю возникновения Азбуки, создать город Букв и провести в нём экскурсию для будущих первоклассников, чтобы заинтересовать их чтением.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
Роль учителя:
3.Актуальность работы
Наш проект направлен на формирование у ребят интереса к чтению, на осознанное усвоение алфавита. Он позволяет расширить знания, помогает больше узнать сведений о буквах, словах, о необходимости знания алфавита в жизни человека. Мы предположили, что если не будем знать алфавит, то в жизни могут возникнуть некоторые трудности. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы.
4. Ожидаемые результаты для участников проекта
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями,
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
4. Основная часть. Этапы проекта
Этап 1: Погружение в проект:
Учитель: знакомит с замыслом, формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели и задачи, мотивирует учащихся.
Ученики: происходит вживание в ситуацию (ребятам понравилась идея)
Этап 2: Организация деятельности:
Учитель: организует деятельность, предлагает спланировать работу по решению задач проекта; возможные формы презентации, вовлекает родителей в творческую деятельность, раздав памятки по выполнению проекта
Ученики: в классе 33 человека, букв в алфавите 33; каждый выбрал по 3 буквы, которые есть в наших фамилиях и именах.
Этап 3: Осуществление деятельности в классе и дома
Учитель: подбирает материал к урокам, связанный с темой проекта; осуществляет с помощью ответственных контроль за подбором картинок. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
Ученики: вместе продумывают форму проекта и воплощают его; разучивают стихи, песни, рисуют и изготавливают буквы; посещают библиотеку. Внутри класса проводится конкурс на лучший проект буквы. Выбранный вариант представляется классу.
Работая по учебнику «Азбука», мы обратили внимание на то, что определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука. Решили провести исследование и выяснить: как же правильно говорить: азбука или алфавит?
Значит, слова «Азбука» и «Алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном порядке. Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить назубок.
Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются наши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из нас, заведя телефонную книжку, располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв).
О своей работе рассказывали по плану:
1.Рассказать из какого материала выполнена буква, на кого похожа буква, может на сказочного человечка, может на удивительное животное, может на какую необычную фигуру, опиши одежду своей буквы, украшения своей буквы, почему так одета буква, для чего ей служат детали, не бойся фантазировать, может она отправляется в путешествие или в гости, представь, что это живое существо (5-6 предложений)
2.Опиши характер своей буквы, добрая, сердитая, важная или робкая, смелая или скромная, застенчивая, может она любит похвастаться, может она помогает в беде, не бойся наделить свою букву человеческими качествами, оживи её, кто друзья твоей буквы, может это другие буквы, может живые или неживые предметы на эту же букву, почему они вместе, кому помогают, или где-то вместе живут, на фантастическом дереве, в волшебной реке, на лужайке среди цветов и т. д.
3.Сделай своё предположение, почему буква попала в наш город,
похвали свою букву, почему она важна. (2-3 предложения).
4. Придумай загадку о своей букве, только не из интернета, а на примере стихотворения В. Данько «Загадочные буквы».
Этап 4: Презентация. Экскурсия в «Город Букв»
Презентация нашего проекта прошла в ходе парада букв на празднике «Прощание с Азбукой». Мы читали стихи, которые приготовили для представления своих букв, продемонстрировали физминутку про буквы, которую делали в течение учебного года. Наш класс был украшен созданными в ходе проекта буквами, рисунками, фотографиями. А потом мы провели экскурсию для будущих первоклассников вот так:
- Скажем хором: «Раз, два, три - город оживи!»
Вход в наш город охраняют 3 домовёнка- 3 буквы: Т, Ы, Л. Это наш ТЫЛ. Им помогает гномик-буква Г. Тех, кто умеет фантазировать, мечтать и любит читать, гномик зовёт в гости.
Когда наступает ночь Фонарик- буква Ф освещает наш город, и его жители- буквы собираются на дворцовой площади. Давайте и мы сюда заглянем.
Вот заезжие 2 буквы А и Р, то есть артисты дают цирковое представление. Вместе с ними приехали: весёлый клоун -буква К, он сделан из трубочек, клоунесса Соня с яркими бусами -дрессировщица собачек-буква С, воздушная гимнастка бабочка-красавица- буква Б, из проволоки. Акробатка буква Н в костюме, украшенном цветами. Буква Ц сидит на одной из самых высоких башенок и сообщает: «Цирк приехал» Песчинки на костюме буквы Ц светятся и освещают артистов, словно прожектором.
Две подружки буквы У и З ууужасно зззнамениты в нашем городе-они живут на волшебной лужайке и выращивают цветы, и одежда у них особая-вся в ярких цветочках. Жители нашего города покупают у них цветы и дарят артистам.
Буква П очень серьёзная, она одета в шерстяной костюм. Жители поручили ей вручить цветы букве Б- воздушной гимнастке. И не случайно, ведь они парные согласные.
В нашем городе ещё живёт буква Я, она очень важная и высокая, очень любит похвастаться, похвалить себя.
Буква Д имеет лёгкий воздушный наряд и похожа на воздушное облако. Она быстро разносит новости в другие города, только нужен попутный ветерок. Давайте подуем на неё.
Вот буква Д помахала букве О , пожелала ей счастливого пути. Ведь О- это особая буква, она живёт на самой высокой башенке и обходит дозором наш город. Внимательно смотрит, чтобы Кляксич не поссорил буквы и спешит на помощь туда, где ссоры и беда.
Буква В самая весёлая в нашем городе. Ведь с этой буквы начинается слово - весна, самое весёлое время года.
Есть в нашем городе три буквы спортсменки Г, Щ и Х. Одеты они в спортивные костюмы.
Живут в городе и важжжжные персоны-это королева -буква Ж, её платье украшено семечками, она большая модница, дружит с буквой И. Поэтому мы помним правило: жи и ши пиши с буквой И. Буковки Э, Ъ, Ь очень скромные, но знаменитые.
Самое главное слово на земле - это Мама. Поэтому на букву М мы одели корону и вместе с буквой Ю давайте произнесём дружно: «Мама, я тебя люблююююююю!» Спасибо им за то, что помогли нам в проекте.
А вот буквы Е и Ш напоминают заборчик, за стенами которого живут наши буквы, о которых мы никогда не забываем, потому что каждое утро мы начинаем вот с такой Алфавитной зарядки
Физминутка «Алфавит»
А Б В Г Д Е Ё -постираем мы бельё
Ж З И Й К Л М – апельсинку быстро съем
Н О П Р С Т У - погуляем по мосту
Ф Х Ц Ч Ш и Щ - ах, какая чаща
Ъ Ы Ь - не запомнятся никак
Э Ю Я - вот и вся моя семья
Этап 5: Экономическое обоснование
Экономический расчет включает в себя минимальные материальные затраты т.к. многие макеты букв были выполнены из бросового материала, работа выполнялась в основном в дневное время, поэтому затраты на электроэнергию в стоимость работы не включены. Трудовые затраты и прибыль также не включены, потому что проект изготовлялся в подарок будущим первоклассникам
Этап 6: Самооценка результатов исследования и их анализ
Учитель вместе с учениками обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать индивидуально, в парах, в группах на общий результат. После праздника-презентации было организовано коллективное обсуждение, на котором учитель и ученики отметили, чьи именно работы и выступления показались более удачными. Важной функцией учителя на данном этапе являлся контроль за обоснованностью детских оценочных суждений.
Учитель и ученики отметили самые лучшие макеты (макет аккуратный, яркий, интересный); самое лучшее выступление (выучил и рассказал правильно стих – выразительно, чётко, громко), представил свои буквы в оригинальной форме
Заключение
Мы создали свои буквы из пуговиц, теста, ваты, пластилина, цветов, ткани, бумаги, даже из клея, трубочек, пенопласта. Буквы получились живые, маленькие сказочные человечки.
У нас получился сказочный городок, каждый житель в городе занят своим делом, буковки помогают друг другу, ссорятся, мирятся, они как и мы, у каждой свой характер.
Мы прочитали много книг о буквах, научились читать.
Творчество, фантазия, наши родители, учитель, дружба- вот наши помощники.
Появилась группа учеников и родителей, которые захотели и дальше принимать участие в проектной работе
Список литературы и источников
Волина В. В. Занимательное азбуковедение, М., 1991 г.
Волина В. В. Весёлая грамматика, М., 1995 г.
Дрыгина Н. Н. Игры и занимательные упражнения по русскому языку, Углич, 1993 г.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Учимся читать. /Худ. В. Полухин. – М., Омега, 1998. – 128с.: ил.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения, Ярославль, 1997 г.
Климкина Ю. Е., Соловьева С. А. Букварь-хрестоматия, М., ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008 г.
Костромина С.Н. Загадки, ребусы, лабиринты, головоломки.
Макеева С. Г. Обучение грамоте на основе «Азбуки». Ярославль, 1991 г.
Морозова М. Я., Петрова Е. Н. Занимательная грамматика, 2006 г.
Нилова В. «Загадки, скороговорки», М., 1997. Панов М. В. Занимательная орфография, 1994 г.
Седых Н.А. – «Воспитание правильной речи у детей». Издательство «Сталкер», 2003г.
Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи «Зайка-засоня», «Бульдог и пудель»
Юдин Г. Н. «Букваренок», М., «Росмэн», 1994 г.
Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» Методические рекомендации для учителя под научной редакцией Е. В. Бунеевой, М., «Баласс», 2012 г.
Русские пословицы и поговорки, М.,2014
Рисуем белые грибы пастелью
Браво, Феликс!
Как нарисовать ветку ели?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Военная хитрость