«Полярный край туманами повитый.
Гранит высокой северной земли.
Там океан бушует Ледовитый,
Там боевые ходят корабли».
Н. Панов
"Все дальше и дальше от нас уходит Великая Отечественная война. Неизбежно забываются имена, теряются документы, тускнеют старые фотографии. Нашим бабушкам и дедушкам, папам и мамам нелегко ворошить воспоминания, вызывающие ведь не только гордость, но и боль, и слезы. Но если мы забудем, не выслушаем предков и не расскажем потом своим потомкам, что тогда?
Вот поэтому моя мама рассказывает мне о моем прадеде. К сожалению, почти не сохранились ни письма, ни дневники, ни награды. Но есть уникальные фотографии, и есть память, которую бережет моя семья."
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1013.5 КБ |
«На городской конкурс «Моя семья в истории страны - 2015»
Номинация – «Я гляжу на фотокарточку»
«Мой прадед-моряк Северного флота »
Конкурсант: Аминова
Елизавета Вафаевна,
МБОУ гимназия №53, 5б класс
Руководители:
Батарин Алексей Александрович,
Горбачева Елена
Михайловна, учитель истории
МБОУ гимназии №53
Консультант: Аминова Елена Юрьевна
602104,г.Нижний Новгород,ул.Медицинская,д.7кв.6. т . 89107936408, эл.адрес delisa@bk.ru
Нижний Новгород
2014
«Полярный край туманами повитый.
Гранит высокой северной земли.
Там океан бушует Ледовитый,
Там боевые ходят корабли».
Н. Панов
Все дальше и дальше от нас уходит Великая Отечественная война. Неизбежно забываются имена, теряются документы, тускнеют старые фотографии. Нашим бабушкам и дедушкам, папам и мамам нелегко ворошить воспоминания, вызывающие ведь не только гордость, но и боль, и слезы. Но если мы забудем, не выслушаем предков и не расскажем потом своим потомкам, что тогда?
Вот поэтому моя мама рассказывает мне о моем прадеде. К сожалению, почти не сохранились ни письма, ни дневники, ни награды. Но есть уникальные фотографии, и есть память, которую бережет моя семья.
Чиндясов Николай Андреевич родился 5.12.1913 г. в Нижегородской губернии, в деревне Березняки в большой крестьянской семье. С детства он узнал, что такое тяжелый физический труд и голод. Семья жила бедно. Откуда в мальчике из нижегородской глубинки зародилась мечта о море? Мы не знаем. Но нам известно, что еще мальчишкой Николай поступил в военно-морское училище и успешно его закончил.
Служба его началась на Северном флоте, на военно-морской базе посёлка Ваенга. Про этот посёлок (ныне город Североморск) и эту базу в Интернете мы с мамой нашли много информации. В 1935 г. началось строительство военно-морской базы в Ваенге. Построен деревянный причал в районе нынешнего Морвокзала. А в1939 г. вступила в строй дорога Ваенга – Мурманск, окончательно строительство завершено в 1941-42 гг. В 1941-45 г. в г. Ваенга был аэродром базирования прославленных авиационных полков ВВС СФ 2-ого гвардейского истребительного подразделения имени Б.Ф. Сафонова, 9-го гвардейского минно-торпедного, 118-го разведывательного, а также база эскадры надводных кораблей.[1]
И про Северный флот, где служил мой прадедушка, я тоже нашла много материала в Интернете.
Как пишет неизвестный автор, «военно-морские силы были созданы на севере только в период Первой мировой войны, хотя это не был еще полноценный флот, способный решать широкий круг задач на таком обширном театре. Главной задачей флотилии Северного Ледовитого океана в те годы была лишь задача защиты морских перевозок. В 1922 г., в связи с общим сокращением вооруженных сил флотилия была расформирована и возродилась лишь в 1933 г., став в 1937 году называться Северным флотом».[2]
И далее: «Первый боевой опыт североморцы приобрели в 1939-1940 гг., во время советско-финляндской войны. А самым суровым испытанием стала Великая Отечественная война. В течение всей войны умело организовывал и руководил боевой деятельностью флота командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко. К началу Великой Отечественной войны Северный флот располагал относительно небольшими силами. В строю находилось 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 15 сторожевых катеров типа "МО", несколько торпедных катеров и тральщиков. Авиация Северного флота насчитывала 116 самолетов, преимущественно устаревших типов. Береговая оборона к этому времени располагала достаточным числом батарей с законченным или почти законченным инженерным оборудованием. Главной базой Северного флота являлось Полярное, тыловой базой – Мурманск. Северный флот в течение войны увеличил свои силы, к 1945 году в составе СФ были линейный корабль, крейсер, 17 эскадренных миноносцев, 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолетов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии и более 25 тысяч морских пехотинцев. Во время войны многие корабли для Северного флота были построены на средства, собранные трудящимися.».[3]
Во время Великой Отечественной войны «ударами по морским коммуникациям противника Северный флот срывал воинские перевозки. В результате Германия стала испытывать острую нехватку железа и никеля, вывозимых из Северной Норвегии, а войска, действовавшие на мурманском направлении, зачастую лишались подкрепления, недополучали различные виды снабжения. Нарушение морских сообщений противника в отдельные периоды войны становилось одной из главных задач Северного флота. <…> Противостоя крупным силам противника, флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил 628 и повредил 237 боевых кораблей и транспортов, 1308 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров».[4]
И в этих победах есть заслуга и моего прадедушки, который нёс службу в звании мичмана торпедно-минного подразделения на эсминце «Громкий», где встретил начало и Финской, а затем и Великой Отечественной войн (смотрите фотографию в Приложении 1).
Вот материалы Интернета об эсминце «Громкий». «Эсминец «Громкий» был заложен 29 апреля 1936 года в Ленинграде на заводе №190 (заводской № 503), спущен на воду 6 декабря 1937 года, вступил в строй 31 декабря 1938 года и вошел в состав Балтийского флота.
19 мая 1939 года по Беломоро-Балтийскому каналу ушел на Север и 26 июня 1939 года прибыл в Полярный и вошел в состав Северного флота. Там же проходил боевую подготовку, с ноября 1940-го по 8 июня 1941 года находился на ремонте в Мурманске.
23 июня при конвоировании транспортов «Обь» и «Шексна» «Громкий» впервые открыл огонь по вражескому самолету. Затем эскортирование конвоев и ПВО базы стали обычным занятием эсминца. 26 августа, сопровождая вместе с эсминцами «Гремящий», «Урицкий» и «Валериан Куйбышев», теплоход «Мария Ульянова», подвергся массированной атаке с воздуха и получил незначительные повреждения от близких разрывов бомб.
С 10 по 12 сентября «Громкий» совместно с «Гремящий» ставил минные заграждения, 21 сентября, 20, 21 и 24 октября обстреливал береговые позиции немцев. Всего за это время эсминец поставил 142 мины КБ-3 и выпустил 1332 130-мм снаряда. В ноябре корабль прошел двухнедельный планово-предупредительный ремонт.
18 ноября «Громкий» вновь вел огонь по позициям врага из губы Ара (сделал 103 выстрела из 130-мм орудий), а утром 25 ноября он совместно с английскими крейсером «Кения» и эсминцами «Бедуин» и «Интрепид» обстреливал батареи острова Варде, сделав 111 выстрелов главным калибром. Противник ответил огнем, но прямых попаданий не было, и эсминец отделался лишь вмятинами от осколков. <…>
1 марта 1942 г. начался поход эсминца «Громкий» совместно с «Гремящий». Корабль в момент выхода из Ваенги для конвоирования транспортов имел столько воды и топлива, что водоизмещение составляло 2319 т. В котлах начали лопаться трубки. Эсминцу пришлось идти под одним третьим котлом. Когда ветер усилился до 9 баллов, ход корабля уменьшился до 4-5 узлов, крен достигал 40, нос начал зарываться в воду. В ночь на 5 марта ветер достиг 10-11 баллов, и «Громкий» лег в дрейф. Утром удалось увеличить ход до 20 узлов, но корабль сильно зарывался в волны и страдал от качки (зарегистрирован крен на левой борт в 49°). Экипаж понес потери.
К тому времени оставалось всего 40 т топлива, хотя до берега было еще 120 миль. В топках сожгли остаток топлива, а также 10 т масла и имевшийся на борту керосин, но до берега не дошли. Эсминец лишился хода и лег в дрейф. Для обеспечения остойчивости в междудонные отсеки приняли 120 т воды в качестве жидкого балласта. <…>
До конца войны «Громкий» преимущественно использовался в качестве эскорта конвоев. Он также участвовал в Петсамо-Киркинесской наступательной операции вместе с эсминцем «Гремящий». 9-10 октября 1944 года обстреливал неприятельские позиции в заливе Маативуоно.
6 марта 1945 года эсминец был награжден орденом Красного Знамени».[5]
Есть песня,написанная Н.Пановым про моряков Северного флота.
Полярный край туманами повитый.
Гранит высокой северной земли.
Там океан бушует Ледовитый,
Там боевые ходят корабли.
а бортом волны синие шумели,
Тугой прибой в крутые скалы бил.
Стоял моряк с винтовкой и в шинели,
И на прощанье другу говорил:
В морском просторе, ледяном граните
Я буду видеть яростные сны,
Как вы врага без отдыха громите.
Североморцы – партии сыны.
И он сражался рук не покладая,
И не смежила смерть орлиных глаз.
Прошла по сопкам слава молодая
И до кремлевских башен донеслась.
Полярный край туманами повитый.
Гранит высокой северной земли.
Там океан бушует Ледовитый,
Там боевые ходят корабли.
Николай Андреевич ходил в составе эскадры на боевые задания, по поиску и уничтожению транспортных, боевых кораблей и подводных лодок противника. Входил в состав конвоя союзных кораблей, защищавших от налётов немецко-фашистской авиации.
А вы знаете, что морские бои очень жестоки? У экипажа тонущего корабля нет ни единого шанса на спасение, человек умирал от переохлаждения в течение 5-6 минут. Но даже в 4 градусной воде из ещё не скрывшихся под ней орудий вели огонь. У моряков во время войны был жестокий закон. Если во время похода моряка смывало штормовой волной с палубы корабля или выбрасывало взрывом за борт, корабль не останавливался, чтобы не нарушать походного порядка.
Однажды во время бомбёжки взрывной волной было выброшено за борт двое моряков. Одним из них был прадедушка Николай Андреевич. Он спас контуженого друга, вытащив его на обломок льдины. Их заметили с самолёта торпедоносца и вызвали торпедный катер, который подобрал их.
Вспоминаются строки поэтессы Ирины Мордвиновой:
«Пронзает холод, в сердце лед
На дно уходят парни
Кому-то в жизни повезет
А кто-то в море – камнем».
Прадедушке пришлось повоевать и на суше. Немецкие войска подходили к Мурманску. В бой были брошены экипажи военных кораблей, проходивших переформирования. Не хватало даже стрелкового оружия. Порой в бой моряки шли с одними финками. Немцы очень боялись рукопашной и, услышав вместо «Ура!!!» крик «Полундра!!!», в панике бежали с позиций. Немцы бежали и кричали: «Шварц тодт, шварц тодт!» - «Чёрная смерть, чёрная смерть». За эти бои прадедушку наградили Орденом Боевого Красного Знамени.
За время войны в Заполярье, прадедушку наградили и другими орденами и медалями: два Ордена Красной Звезды, медаль «За оборону Советского Заполярья», медаль «За отвагу». Всего у прадеда 27 орденов и медалей (смотрите рисунки некоторых его наград в Приложении 2).
Интересно, что в Интернете я нашла единственный документ с фамилией моего прадедушки.[6] Это списки людей по приёму во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) из Российского Государственного архива Военно-морского флота (смотрите подробнее Приложение 3). Итак, теперь я точно знаю, что в коммунистическую партию моего прадедушку приняли в 1940 г.
В том же, 1940 г., Николай Андреевич женился на моей прабабушке, Вере Николаевне, и забрал её с собой на Северный флот, где они вместе переносили все невзгоды тяжелого военного времени, а она с замиранием сердца ждала его возвращения из военных походов. Вера Николаевна уезжала в Нижегородскую область к свекрови лишь для того, чтобы родить моего дедушку Юрика (как называл его Николай Андреевич) в 1941 году. После родов прабабушка была очень слаба, было заражение крови, все думали, что она умрет. Но случилось чудо - она выжила. Через некоторое время она вернулась к мужу. Юрика оставили его бабушке. Потом привезли в Мурманск, где он провел свои дошкольные годы.
Моей маме он рассказывал, как встречал с другими сорванцами эсминец «Громкий», с криками «Ура! Гитлер-капут!». Мальчишки гурьбой бежали к пришвартовавшемуся кораблю, и мой дедушка ждал, когда сойдет на берег его отец, бросался ему на шею, визжа от удовольствия, под завистливые взгляды мальчишек, отцы которых были на фронте.
Потом «деда Коля» развязывал вещмешок, и начинался самый желанный и долгожданный праздник. Николай Андреевич финкой вскрывал банки тушенки, давал каждому мальчишке ломоть хлеба, и вся ватага дружно наедалась «от пуза». На десерт мальчишки получали по куску сахара. Потом прадед сажал Юрика на плечо и нес его домой. Дедушке его мама тоже сшила такую же бескозырку, как у прадеда с надписью «Громкий».
Во время войны у Николая Андреевича и Веры Николаевны родился ещё один мальчик – Коленька, но он умер маленьким. После у них появилось ещё двое детей – Лев и Ольга.
Моей маме, баба Вера (как называла её моя мама) много рассказывала, как они с моим прадедом встретились, как полюбили друг друга и как пронесли это чувство через многие-многие годы, несмотря на тяжелое военное время. Они были очень-очень счастливы. Когда я вырасту, я тоже хочу встретить такого же доброго, любящего и заботливого мужа, как мой прадед. Таким же был и его сын, мой дедушка - Юрик.
У прабабушки Веры есть младшая сестра Люся, она жива до сих пор, ей девяносто первый год. Во время войны 17-летней девчонкой, она ушла на фронт и служила на корабле, который эвакуировал раненых из Сталинграда, сопровождая их в тыл. На корабле круглосуточно оперировали хирурги и сестры милосердия, совершали ежедневный подвиг, ухаживая за ранеными. Моей маме она и сейчас рассказывает все новые и новые подробности о прошлой жизни.
После войны, до пятидесятых годов, Николай Андреевич ещё служил на флоте, а потом вернулся на Родину восстанавливать народное хозяйство. Он работал директором огромного рыбхоза в Нижегородской области. Его очень уважали и в городе и на селе. Старожилы до сих пор помнят его, как справедливого, трудолюбивого и рачительного хозяина. За трудовые заслуги перед государством, прадед, так же, был награжден медалью Героя Социалистического Труда (смотрите некоторые фотографии в Приложении 2).
Моя мама помнит своего дедушку добрым, веселым, очень любящим своих внуков человеком. И помнит, что когда ей исполнилось 5 лет, дедушка принес ей очень большую куклу, мечту всех девочек Советского Союза. Она была очень счастлива.
Умер прадедушка задолго до моего рождения в 1981 году. Сейчас с ним рядом лежит его любимая жена Вера. Вся наша семья чтит память о них.
Каждый год, 9 мая, вместе с мамой, папой и другими родственниками, я еду на его могилу - возложить цветы. Цветы в память о Человеке с большой буквы - Николае Андреевиче и его жене Вере Николаевне. С памятника на меня смотрят добрые лучистые голубые глаза и эпитафия, взятая из строк знаменитого русского поэта М. Ю. Лермонтова, полностью отражающая вклад моего прадедушки в историю моей Страны: «Не сгладит время твой глубокий след, все в мире есть, забвенья только нет!».
Приложение 1
Чиндясов Николай Андреевич, Великая Отечественная война, 1942 г.
Эсминец «Громкий»
Приложение 2
Орден Красного Знамени
Медаль «За Отвагу»
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
Приложение 3
Фонд Р-971
ПОЛИТУПРАВЛЕНИЕ СЕВЕРНОГО ФЛОТА
Полярный. 1933-1941
1936-1940 гг.
Опись дела по приему в партию
1145 |
| Чиндясов Николай Андреевич | 09.01.1940 - 09.01.1940 | 6 |
Восстановление народного хозяйства после войны, 1951 г.
(Николай Андреевич (второй слева сверху) на руках держит дедушкиного брата Лёвика. Мальчик внизу - мой дедушка Чиндясов Юрий Николаевич, вторая справа - моя прабабушка Чиндясова Вера Николаевна)
Николай Андреевич, Северодвинск, 1950 г.
Слева внизу – Вера Николаевна, Ваенга, 1943 г.
Кладбище в деревне Румянцево, 1981 г.
[1] Образование посёлка Ваенга. Посёлок Ваенга. Хронология важнейших событий // http://ksf-1974.io.ua/s424361/obrazovanie_poselka_vaenga
[2] Северный флот СССР в Великой Отечественной войне // http://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43325644485/Severnyiy-flot-SSSR-v-Velikoy-Otechestvennoy-voyne
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Эскадренный миноносец проекта 7 «Громкий» // http://ussrfleet.1939-45.ru/esm_pr_7_grom.php
Флейта и Ветер
Извержение вулкана
Притча о гвоздях
«Течет река Волга»
Волшебная фортепианная музыка