В своей работе учащиеся показали на основе осетинского Нартского эпоса роль обращений , их классификация, место в предложении, их этикетное значение.
Вложение | Размер |
---|---|
obrashchenie._proekt_-_kopiya.docx | 42.56 КБ |
Ученицы 7 «Б»класса
Маргиева Людмила
Владикавказ 2015
Оглавление
Введение 3стр.
1. Функции обращений в речи 5стр.
2. Что такое сказание? 6стр.
2.1 Позиции обращений и пунктуация при них 12стр.
2.2 Обращение как средство характеристики героя 13стр.
Заключение 15стр.
Использованная литература 16стр.
Введение
Многие народы, как мы знаем, для воспитания своей молодежи используют традиционные методы, такие, например, как сказки, сказание и т д. Исключением не стали и осетины, всем хорошо известно, что такими нравоучительными посланиями для последующих поколений осетин служат Нартовские сказания. Здесь может возникнуть вопрос, какая связь между тематикой данной работы и изложенным выше вступлением. Ответ на этот вопрос прост.
Мы знаем, что назначение языка – это общение, сообщение и воздействие. Вот ключевое слово, которое является связующим звеном тематикой и вступлением. Благодаря языку, а значит и мыслям, которым помогает сформироваться язык , мы можем воздействовать на последующие поколения. Мы можем создать некий образец идеала, которому должны подражать потомки. Как известно, для совершенства нужны не только правильная манера поведения, но и правильная форма общения. Образцы которой и заложены в Нартских сказаниях. Из чего следует, что изучая формы и манеры речи персонажей, мы облегчаем понимание правильной манере общения.?! Что действительно важно в современном мире, когда ненормативная лексика является доминирующей в нашей речи. Вот по этой причине, тема данной работы всегда будет актуальна. В языке для этого есть различные средства. Это в первую очередь обращения, которые помогают нам точно адресовать речь, указывают признаки того, к кому речь обращена; кроме того, обращения имеют этикетное значение, то есть предлагают адресатам общаться в определённом тоне, соблюдая определённые отношения: отношения людей близких или далёких, равных или неравных, отношения дружеские, фамильярные, почтительные. В художественном произведении обращения используются ещё и затем, чтобы характеризовать того, кто обращается с речью.
Цель данной работы показать на примерах некоторых осетинских нартских сказаниях значение обращений.
Задачи исследования заключаются в том, чтобы, во-первых, научиться находить обращения в тексте, во-вторых, уметь характеризовать обращения по сфере их употребления и, в-третьих, определять, как обращения характеризуют говорящего и адресата.
Объектами исследования являются осетинские нартовские сказания, а конкретнее : «Яблоня нартов», «Ацамаз и Агунда», «Пир нартов», «Сослан в стране мертвых», «Как появился фанды»
Предметами исследования в данной работе выступают обращения в сказаниях.
В качестве методов исследования используются метод аналитического чтения, метод наблюдения и метод сравнения.
1. Функции обращений в речи
Обращение – Сидæн это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. В осетинском языке обращение выражается формой существительных (или слов других частей речи, выступающих в роли существительных) в именительном падеже.
Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, фамилии, название лиц по родству, по профессии, по общественному положению, по жительству, по возрасту, по званию и т.д.
Обращения могут содержать характеристику, называя лицо по какому-нибудь внутреннему признаку (душевному качеству, свойству характера, ума и т.п.), могут давать экспрессивную оценку.
Обращения имеют и этикетное значение. Они предлагают адресатам общаться в определённом тоне, соблюдая определённые отношения: отношения людей близких или далёких, равных или неравных, отношения дружеские, фамильярные, почтительные…
Использование обращений в речи, в первую очередь, характеризует говорящего и его отношение к тому, с кем он говорит. Рассмотрим это на примерах наших сказаний. Но прежде хочется несколько слов сказать о том, что такое сказание.
2. Что такое сказание?
СКАЗАНИЕ – Кадæг (греч. historia, diegemata) - в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины). Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором.
Сказание отвечает трём требованиям общефольклорных признаков:
Осетинские нартовские сказания состоят из циклов
Центральных циклов в нартовском эпосе намечается четыре.
1. Начало нартов (Уархаг и его сыновья, Ахсар и Ахсартаг);
2. Урузмаг (Урызмаг) и Шатана;
3. Сослан (Созруко);
4. Батраз (Батрадз).
Важными, если не по объему, то по значению, являются также циклы
хитроумного Сирдона и чудесного певца Ацамаза.
Всего в исследуемых сказаниях использовано 66 обращений. Эти обращения можно разделить на следующие группы:
Герои, к которым обращена речь:
- Ацӕут, мӕ хуртӕ, ӕмӕ уӕ цӕхӕрадон бахъахъхъӕнут,…
- Идите, солнышки мои, постерегите золотое яблоко
- Ӕгас ӕрцӕуай, Сослан!
- Во здравии пребывай, Сослан!.
- Сослан, ӕз Уӕларвӕй дӕу фенынмӕ куы `рцӕуын ӕмӕ дыл куы никуы ӕмбӕлын, уӕд кӕм вӕййыс?
- Сколько раз спускалась я сюда с неба только для того, чтобы
встретить тебя, Сослан!
- Макӕ, фӕсмон кӕндзынӕ, Сослан,…
- Смотри, Сослан, пожалеешь ты об этих словах! – сказала
девушка.
- Нӕртон Сослан, ӕз дӕн Балсӕджы чызг, ӕмӕ дӕм ныр бӕрӕг уыдзӕнис!
- Нартский Сослан, я дочь Балсага. Сейчас увидишь ты, что
станет с тобой!
- Фӕхъахъхъӕн- ма дӕхимӕ, Нӕртон гуырд!
- Теперь берегись, нартский отпрыск!
- Мӕ уд мын ма аскъуын, Сослан,ӕмӕ мӕхи « Балсӕджы цалх» нал схондзынӕн – «Сосланы Цалх» хонындзынӕн ардыгӕй фӕстӕмӕ мӕхи.
- Не прерывай мою жизнь, Сослан! Не буду я больше колесом
Балсага, колесом Сослана стану я отныне.
- Цы ма кӕндзынӕн , Сослан, дӕ фӕстӕ, мӕ гуыбын мын ӕфсӕстӕй куы дардтай:…
- Осиротел я, Сослан. Как мне прожить без тебя?
4 К Сырдону:
- Сырдон ,кӕдӕм лидзыс, куы ницы нын загътай?
- Куда ты торопишься, Сырдон? Ведь ты ничего нам не сказал!
- Сырдон, фен ӕмӕ зӕгъ, хӕдзармӕ ма цы фау ис, уый.
- Сырдон, ведь ты хорошим назвал наш дом, и все-таки по словам
твоим слышим мы, что ты недоволен чем-то.
- Ӕддӕмӕ- ма ракӕс, Сырдон!
- Сырдон, выйди-ка наружу.
- Цы кӕныс, цы дӕ хъӕуы, Хӕмыц?
- Что тебе надо от меня, Хамыц?
- Ай гъай расимин демӕ, Хӕмыцы фырт болат Батрадз,-….
- С тобой я бы сплясала, булатный Батрадз
- Дӕ хъуыддаг раст уа, Хӕмыцы фырт болат Батрадз!
- Да будет тебе удача, сын Хамыца булатный Батрадз!.
- Хорзӕй цӕр, мӕ хур!
- Счастливо жить тебе, солнце мое!
- Нана, уӕ нана!
- Нана, о нана!
7.К деревьям, зверям, птицам:
- Гъӕйтт, сусхъӕд!- дзуры йӕм Сослан.
- Липа, липа, задержи врага моего!
- Мауал хъыг кӕн , арс, хъыгӕй ницыуал рацӕудзӕн,…
- Не печалься, медведь. Печалью не поможешь.
- О уӕлӕ ,зӕрватыкк, - дзуры та уымӕ дӕр Сослан
- О ты, ласточка! – сказал он ей. –
- Уӕ, хъӕрццыгъа, -дзуры йӕм Сослан,…
- Тебя, прошу я, коршун, – взмолился Сослан.
Из приведенных примеров видно, что обращения в сказаниях можно разделить на распространённые и нераспространённые);
По лексическому значению можно выделить следующие группы:
2.2 Обращение как средство характеристики героя
В исследуемых сказаниях обращения служат и для характеристики героя.
Проследим, как изменяется через обращения характеристика героя - Сырдона, на примере сказания «Фӕндыр куыд фӕзынд», «Как появился фæндыр».В начале сказания Сырдон спрашивает Хамыца заносчиво: «Цы кӕныс, цы дӕ хъӕуы, Хӕмыц?» «Что тебе надо от меня, Хамыц?»
Здесь показано, нежелание Сырдона идти с Хæмыцом к нартам, что не только к Хамыцу так относится Сырдон, но ко всем нартам. В конце же сказания Сырдон уже не был так заносчив и с мольбой обращается к нартам: «Нарт, ай уын мӕ лӕвар , ӕмӕ мӕ уемӕ цӕрын бауадзут!» «Нарты, вот вам мое подношение. Только позвольте мне жить
среди вас.»
Еще один пример из сказания «Сосланы мӕлӕт» «Смерть Сослана». Диалог между Бонвӕрнон(Утреняя звезда)и Сосланом. Сослан хотел в нее выстрелить . но она превратилась в девушку.Она поздоровалась с Сосланом. Он ей пожелал хорошего жениха, обратившись к ней добрая девушка…
- Ӕгас ӕрцӕуай, Сослан!
- Во здравии пребывай, Сослан!.
- Хорз амонд дӕ хай, хорз чызг!
- Пусть полное счастье будет долей твоей, добрая девушка, –
ответил ей Сослан.
Тогда девушка сказала что давно его поджидает, и хочет чтобы он взял ее в жены. После этих слов отношение Сослана к ней меняется и девушка пригрозила ему: «Нӕртон Сослан, ӕз дӕн Балсӕджы чызг, ӕмӕ дӕм ныр бӕрӕг уыдзӕнис!».« Нартский Сослан, я дочь Балсага. Сейчас увидишь ты, что
станет с тобой!»
Здесь в обращении «Нартон Сослан » «Нартский Сослан»чувствуются уже совсем другие нотки. Нотки угрозы.
Таким образом, обращения, которые используют в своей речи герои сказания , служат их речевой характеристикой, помогают лучше понять характеры персонажей. Также в этих примерах видно значение обращения как этикетного знака. При встрече Сослана и Бонвæрнон. Этикет общения между незнакомыми людьми.
Заключение
В ходе работы над темой нами были рассмотрены все обращения в перечисленных выше осетинских нартовских сказаниях. Определено их строение и лексическое значение. Также рассмотрена роль обращений как средства речевой характеристики героев сказаний.
Сказания несут свет добра и справедливости. В речи героев присутствуют обращения, которые выражают отношение к тому, к кому обращается тот или иной герой сказания, а также характеризуют и самого говорящего. А это очень важный урок для каждого читателя, особенно сегодня, когда мы всё чаще нарушаем правила общения, позволяя себе обращаться без должного уважения к собеседнику, заменяя традиционные этикетные формы обращения просторечными или жаргонными словами. Многие словно забывают, что речь человека показывает уровень его образованности, уровень воспитанности, то есть, как в зеркале, отражает его истинное лицо. Проведённое наблюдение над текстом сказаний подтверждает это и служит доказательством актуальности данной работы.
Подводя итоги можно сказать, что в ходе данной работы мы научились находить в тексте обращения, характеризовать обращения по сфере их употребления и определять, как обращения характеризуют говорящего и адресата, а, значит, цели и задачи, поставленные во введении, можно считать выполненными.
Литература
1. Нартские сказания 1975. «Ир» (г. Владикавказ), 391с. Составители — В.И. Абаев, Н.К. Багаев, И.В. Джанаев, Б.Т. Боциев, Т.А. Епхиев.
2. Учебник русского языка 6 кл. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 33-е изд. - М.: 2011. - 254 с.
3. Интернет сайты:http://www.ozhegov.org/
http://belokolpsosh.ucoz.ru/publ/otkrytyj_urok/issledovatelskaja_rabota/upotreblenie_obrashhenij_v_khudozhestvennykh_tekstakh/7-1-0-22
3 загадки Солнечной системы
Вокруг света за 80 дней
Всему свой срок
Просто так
Волшебная фортепианная музыка