Слова - это целая сокровищница русского языка. Она главным образом обогащает нашу общественную и социальную жизнь. Люди, употребляя немыслимое множество этого богатства, часто не задумываются, какими могут быть последствия бездумного использования даже единого слова. Поддаваясь мимолётным эмоциям, не обращая на того внимания, мы не замечаем как слово может стать причиной обиды или даже вражеского конфликта. Конечно же, многие утверждаю, что держат свои эмоции под контролем, но в большинстве своём – это совершенно не так. Возможно, если бы человек умел вежливо и легко изъясняться, то жизнь на планете была бы на много проще. Как же ужасно осознавать, сколько войн на земле произошли именно из-за грубости и бесчестия и сколько человеческих жизней положено за это. Как сказал когда-то Уильям Шекспир: «Если бы острое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканные».
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_71.doc | 24.5 КБ |
psinfo_1574_87.doc | 127.5 КБ |
Сокровищница русского языка
«Слово – оно что яблоко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать» (Былина об Илье Муромце).
Слова - это целая сокровищница русского языка. Она главным образом обогащает нашу общественную и социальную жизнь. Люди, употребляя немыслимое множество этого богатства, часто не задумываются, какими могут быть последствия бездумного использования даже единого слова. Поддаваясь мимолётным эмоциям, не обращая на того внимания, мы не замечаем как слово может стать причиной обиды или даже вражеского конфликта. Конечно же, многие утверждаю, что держат свои эмоции под контролем, но в большинстве своём – это совершенно не так. Возможно, если бы человек умел вежливо и легко изъясняться, то жизнь на планете была бы на много проще. Как же ужасно осознавать, сколько войн на земле произошли именно из-за грубости и бесчестия и сколько человеческих жизней положено за это. Как сказал когда-то Уильям Шекспир: «Если бы острое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканные».
Свою роль, и не малую, в общении играет умение вовремя говорить и молчать. «Слово - серебро, молчание - золото», не зря мы не раз слышали эту знаменитую пословицу. Многим из нас приходилась жалеть о сказанном, будь то враньём или правдой, но вернуть время вспять никому из нас не дано, поэтому в некоторых ситуациях молчание является ключом к сохранению благоприятного общения и собственных тайн.
Ещё, конечно же, в успешном общении очень важно сопутствие эмоций со словами. Допустим, слово «привет» можно произнести вежливо, с улыбкой на лице и, безусловно, собеседнику сразу же захочется ответить вам тем же, ну а если поприветствовать его же грубо и пренебрежительно, то он, думаю, не захочет иметь с вами никакого дела. Так что улыбайтесь почаще, ведь улыбка – это проявление доброжелательности и искренности во всех отношениях.
Слово, действительно, величайшее сокровище русского языка, способное покарать, заслужить любовь и послужить вражде. Главное научиться правильно использовать всю его мощь и силу, ну и конечно же всегда оставаться самим собой и быть верным себе до конца. Ведь, когда мы любим себя, одобряем свои поступки и остаемся самими собой, наша жизнь становится настолько прекрасной, что и словами не выскажешь.
Олимпиада для учащихся 5-6 классов «Широкие просторы лексики и фразеологии».
Текст письма-приглашения
Внимание! Внимание! Если вы любите разгадывать кроссворды, чайнворды, загадки, находить ответы на вопросы-шутки, умеете использовать в своей лексике фразеологизмы, то эта олимпиада для вас.
Приглашаю принять участие в олимпиаде «Широкие просторы лексики и фразеологии» всех, кто желает пополнить свои знания новыми сведениями, кто любит выполнять занимательные задания. Вам потребуется смекалка, желание узнавать новое и умение пользоваться полезными источниками информации.
Олимпиада по русскому языку «Широкие просторы лексики и фразеологии» предназначена учащимся 5-6 классов.
20 знаниевых заданий:
Лексическое значение слова:
Мы пересаживали рассаду в землю.
Невдалеке от стада овец сидел пастух.
Доярка налила молоко из ведра в бидон.
После оттепели снова ударил мороз и на снегу образовалась ледяная корка.
Вдоль железнодорожного полотна укрепили деревянные решётки, предохраняющие рельсы от снежных заносов.
В лунные ночи зайцы пробираются в сад и грызут кору.
Сбоку дороги цвёл высокий иван-чай.
Из-под ног разбегались быстрые ящерицы.
Большой, бесформенный кусок земли, льда.
Занимающий слишком много места, очень большой.
Внезапно и с силой раздаться, загреметь.
Полный телом, крупного сложения.
Крайне усталый, утомлённый.
Терять силы, ослабевать.
Постепенно утрачивать яркость, блеск.
Светиться прерывистым, слабым светом.
Выделанная овечья шкура.
Сильно похудеть, ослабеть от недоедания.
Одна из досок деревянного пола.
Человек одинакового возраста с кем-нибудь.
Однозначные и многозначные слова:
3. Спрятанное слово. Впишите в клетки слова, каждое из которых может иметь указанные значения, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название лексического явления, которое иллюстрируется этими словами.
1 | ||||||
| 2 | |||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 |
1. а.) Умение читать и писать. б.) Награда за успехи в каком-либо деле.
2. а.) Имеющий небольшую толщину. б.) Высокий, писклявый (голос).
3. а.) Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба. б.) Группа людей, идущих строем.
4. а.) Нетвёрдый. б.) Нерезкий. в.) Добрый, уступчивый.
5. а.) Мелко измельчённое вещество. б.) Лекарство в пакетиках.
6. а.) Разделять на части ножом. б.) Говорить прямо, открыто.
7. а.) Преданный. б.) Надёжный. в.) Правильный.
8. Расположенный в стороне, противоположной левой.
9. а.) Отпечаток, знак, след. б.) Пресса.
10. а.) Плохо освещённый. б.) Невежественный, некультурный.
11. а.) Длинная и узкая часть поверхности. б.) Тонкий длинный кусок материала. в.) Промежуток времени, период.
12. а.) Состоящий из близко расположенных друг к другу частей, плотный. б.) Быстро следующий один за другим ( о звуках).
13. а.) Одна игра (в шахматы, в шашки). б.) Определённое количество предметов (о товаре).
14. Вкус, противоположный сладкому.
4.Ответь на вопросы викторины:
1. Объясните, почему в предложении Во имя жизни – вся наша жизнь нет тавтологии?
2. Писатель А. Алексин однажды сказал: «У нас фактически узаконен термин проходить литературу, хотя известно, что проходить можно лишь мимо чего-либо». Не ошибся ли писатель? В чём он по-своему прав?
3. Не меняя основного смысла, измените данные словосочетания так, чтобы в каждом из них повторялось одно и то же слово в разных значениях. Ухватить за руку, свернуть влево, захватить в плен, заключить в скобки, посадить (ребёнка) на колени, преодолеть препятствие, овладеть собой, отказаться от сказанного, принять на себя обязательства.
4. Прочитайте внимательно стихотворение Ф Кривина «Оркестр» и ответьте в чём здесь заключается игра слов:
У скрипки не хватает настроения, Не до игры расстроенной гитаре…
А у кларнета – вдохновения. И только барабан восторженно стучит.
Рояль сегодня что-то не звучит, Поскольку он всегда в ударе.
5. Вопросы-шутки:
Омонимы:
6 .Холодно…Холодно… Горячо! Из группы словосочетаний и предложений выпишите только словосочетания с омонимами.
Медведь и осы Такса
Нёс медведь, шагая к рынку, Сев в такси,
На продажу мёду крынку. Спросила такса:
Вдруг на мишку – вот напасть! – - За проезд
Осы вздумали напасть. Какая такса?
Мишка с армией осиной А водитель:
Дрался вырванной осиной. Денег с такс
Мог ли в ярость он не впасть, Не берём совсем
Если осы лезли в пасть, Вот так-с!
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
Синонимы:
Торопиться, учить, догнать, осилить, известие, удивить, думать.
| ||||||
Дополнительное задание для «шустриков»:
Придумайте к этому кроссворду свои слова, чтобы они совпали с клеточками кроссворда.
Вдохновенный, изумительный, блистающий, благозвучный.
Антонимы:
Живёт – лежит, умрёт – бежит.
12. На загадку дай отгадку:
1.Я – синоним слова вселенная и антоним слова война.
2.С е – антоним слова южный, с к совсем плохой, ненужный.
3. В одном значении я синоним слова множество, в другом – антоним слова суша.
4. В одном смысле синоним слова подлинный, в другом – антоним слова банальный.
13. Синонимы или антонимы?
Перед вами ряд слов, на первый взгляд, синонимов. Но почему же крайние из них – антонимы? Попытайтесь объяснить, в чём дело, найдите границы пяти самостоятельных синонимических рядов, укажите в каждом ряду ведущее слово.
Никудышый, скверный, плохой, неважный, так себе, посредственный, средний, сносный, терпимый, приемлемый, удовлетворительный, стоящий, подходящий, хороший, славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, безупречный, идеальный.
Паронимы:
14. Федот да не тот! Прочитайте предложения, найдите в них ошибки и исправьте. Охарактеризуйте эти ошибки.
1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя. 4. Помещик был груб со своими придворными. 5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников. 6. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней, других животных. 7. Дыхание больного стало отрывистым. 8. Учитель нам представил полную свободу выбора. 9. По пыльным дорогам тянулись обозы беглецов. 10. За последние годы наш город очень преобразовался. 11. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки. 12. У него были невыразимые черты лица.13. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибным заболеваниям. 14. Они сумели основать свои требования.
Старославянизмы:
15. Из глубины веков. Подберите к старославянизмам русские соответствия. Укажите фонетические приметы старославянских слов. Ко всем ли словам можно подобрать современные соответствия? Составьте с этими парами словосочетания
Врата, рождение, здравый, хлад, владеть, озеро, власы, сладкий, мрак, жребий, злато, одежда, драгой, пленить, храм, жажда, овощи, жизнь, болезнь, древо, глад, агнец, ланиты.
Можно ли сказать: От стада отбился маленький агнец?
Исконно-русские слова:
16. За чем пойдёшь, то и найдёшь. По вертикали впишите в пустые клетки исконно русские слова.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
и | с | к | о | н | н | о | р | у | с | с | к | и | е | ||
Заимствованные слова:
17. Чайнворд. Впишите в клетки слова.
1. Сверхметкий стрелок(англ.). 2. Помещение на верхней палубе корабля (гол.). 3. Помилование (греч.). 4. Ежегодный торг для продажи и закупки товаров (нем.). 5. Колпак над лампой (франц.). 6. Заплечная сумка (нем.). 7. Большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.). 8. Деньги, выдаваемые вперёд (франц.). 9. Музыкальная партия для одного голоса или инструмента (итал.). 10. Коллектив музыкантов (греч.). 11. Искусственный человек, символ механического труда (чешск.). 12. Стадо лошадей, оленей (тюркск.). 13. Поучение (лат.). 14. Чукотское жилище. 15. Большая плавающая глыба льда (англ.). 16. Метательный снаряд для охоты на морских животных (гол.). 17. Частые удары колокола как сигнал тревоги (арабск.). 18. Нефтеналивное судно ( англ.). 19. Массовые соревнования на спортивных судах (итал.). 20. Отступ в начальной строке текста. (нем.). 21. Знак, обозначающий число (араб.). 22. Действие, поступок.(лат.). 23. Кондитерское изделие с кремом (итал.). 24. Овчинная шуба (тюркск.). 25. Небольшой отряд для поддержания порядка (франц.).
1 | 2 | 3 | |||||||||||
8 | 9 | 10 | |||||||||||
15 | 16 | ||||||||||||
20 | 21 | ||||||||||||
25 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
24 | 17 | ||||||||||||
14 | 19 | 23 | 22 | 4 | |||||||||
7 | 18 | ||||||||||||
13 | 12 | ||||||||||||
6 | 5 |
Фразеологизмы:
18. Всяк молодец на свой образец. Вспомните и запишите фразеологизмы со словом «рука-руки» и со словом «вода». Чем больше, тем лучше.
19. Вопросы-шутки:
1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
2. Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая говорить; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими.
3. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её просит дырявая обувь; она в голове у путаников.
20. Подберите к данным ниже фразеологизмам антонимы-фразеологизмы.
Без году неделя; кот наплакал; не покладая рук; держать язык за зубами; ума палата; за тридевять земель; засучив рукава.
Критерии оценивания знаниевых заданий:
Лексическое значение слова:
Однозначные и многозначные слова:
Омонимы:
Синонимы:
Антонимы:
Паронимы:
Старославянизмы:
Исконно-русские слова:
Заимствованные слова:
Фразеологизмы:
Почта
Зимняя сказка
Смекалка против Змея-Горыныча
Сказочные цветы за 15 минут
Плавает ли канцелярская скрепка?