Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.. Это главным образом богатейший мир низших духов и магии, который окpyжал славянина.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_na_temu_sevskaya_chastushka.docx | 42.36 КБ |
Конференция на тему: «Севская частушка».
Краткий план мероприятия:
Звучит музыкальное сопровождение. (1. Я за то люблю Ивана)
Ведущий 1: Чтобы праздник сей отметить
Чтоб друзей любимых встретить,
Чтоб за городской опушкой
Мы купалися с частушкой!
Ведущий 2: Заглуши гармошкой пушку,
Пусть звенит веселый лад.
К нам на «Севскую частушку»
Собирайся стар и слад!
Ведущие (вместе): Мы рады приветствовать вас на нашем фестивале «Севская частушка», посвященного устному народному творчеству. Давайте же начнем наш фестиваль выставкой работ народных умельцев, удивительных зодчих.
Звучит музыкальное сопровождение. (2. Вьюн над водой)
Выставка газет на тему: «Устное народное творчество». Презентация работ.
Ведущий 1: А сейчас перенесемся назад в прошлое и послушаем удивительные истории из жизни русского народа, познакомимся с таким понятием, как «устное народное творчество» и его феноменом – «частушками»!
Звучит музыкальное сопровождение. (3. В вишневом саду)
Доклады учащихся.
Доклад 1: Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений.. Это главным образом богатейший мир низших духов и магии, который окpyжал славянина. Этот миp дyхов и магия лежали в основе религиозного миpовоззpения славян с древнейших времен и до конца языческого периода. Русские летописи называют богов, культ которых учредил князь Владимир в 980 году, - это Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Семаргл и богиня Макошь. Кроме того, упоминаются Велес, Сварог, Род и рожаницы. Мало известно о мифологии южных славян. Рано попав в сферу влияния Византии и иных могущественных цивилизаций Средиземноморья, прежде других славян приняв христианство, они во многом утратили сведения о былом составе своего пантеона. Наиболее полно сохранилась мифология восточных славян. Ранние сведения о ней мы находим в «Повести временных лет» (XII в.), которая сообщает, что князь Владимир Святой стремился создать общегосударственный языческий пантеон. Однако принятие им христианства в 988 г. повлекло за собой уничтожение идолов так называемого Владимирова пантеона (их торжественно сбросили в Днепр), а также запрет язычества и его обрядов. Старые боги стали отождествляться с христианскими святыми: Перун превратился в святого Илью, Велес — в святого Власия, Ярила — в святого Георгия. Однако мифологические представления наших предков продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, а также в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.
Доклад 2: Развиваясь, славянская мифология прошла через три этапа - духов, божеств природы и богов-кумиров (идолов). Славяне почитали богов жизни и смерти (Жива и Морана), плодородия и растительного царства, небесных светил и огня, неба и войны; олицетворялись не только солнце или вода, но и многочисленные домовые духи и т. д. - поклонение и преклонение выражалось в принесении кровных и бескровных жертв. Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки. При всей фантастичности многих сюжетов русский фольклор глубоко реалистичен (типические черты воина, крестьянина, русского характера и пр.).
Доклад 3: Пословица – короткое хорошо известное выражение, которое высказывает общеизвестную истину или дает совет. Поговорка – хорошо известное выражение или распространенное высказывание, не содержащая общий поучительный смысл. Одна из величайших способностей человека – способность выражать свои мысли, чувства, ощущения, восприятие окружающего мира и окружающей действительности с помощью остроумного образного высказывания. Пословицы и поговорки отражают устное народное творчество, мудрость и жизненный опыт собранный годами, передававшийся из уст в уста, из поколения в поколение. Большей частью пословицы – краткие выражения, иногда представленные в поэтической форме. Они имеют рифму, передают высокий эмоциональный образ и отражают определенную ситуацию через образное, имеющее переносный смысл, выражение. Люди прослеживали события, повторяющиеся регулярно в определенной ситуации и, накопив опыт, выражали его, формируя устное народное творчество, которое большей частью отражалось в пословицах и поговорках. Проблемы, затронутые в пословицах и поговорках охватывают все сферы деятельности человека без исключения. Пословицы и поговорки являются отражением духовной жизни, настроения, морального состояния людей. У пословиц и поговорок нет автора. Источником для пословиц и поговорок всегда была жизнь и ее нескончаемое разнообразие. Они родились в процессе осмысления опыта людей, они отражали с исключительной полнотой мысли простого работающего человека и борца.
Звучит музыкальное сопровождение. (4. Русская народная песня)
Ведущий 1: Мы рады видеть любителей русской частушки! Мы рады петь вместе с вами!
Ведущий 2: Мы хотим, чтобы сегодня пели все! И жизнь будет прекрасна!
Ведущий 1: Частушка… Частый… Частить… Первоначально она не имела общепризнанного названия. Её попросту называли «выкрикиваниями», которые сочиняют девушки и парни, выражая в них мимолётные порывы, чувства любви, ревности, злобы, зависти, насмешки...
Ведущий 2: А ещё чаще её называли просто «припевка». Частушка – самый распространённый жанр песенной поэзии в русском фольклоре, т.е. в народном творчестве. Распространение она получила в ХIХ веке. Частушка очень ярко и быстро откликается на самые разнообразные темы современности. Частушка, как и многие другие жанры фольклора, есть одновременно и памятник далёкого прошлого, и громкий голос современности. Одна и та же частушка может существовать десятилетия, каждый раз применяясь то к одному, то к другому явлению жизни и подвергаясь иногда мелким, иногда довольно крупным изменениям. Что же такое частушки как жанр?
Ведущий 1: Их можно определить как короткие, большей частью четырёхстишные, рифмованные песенки, пользующиеся распространением в широких массах населения. Наряду с четырёхстрочными, существуют (но гораздо в меньшем количестве) шестистрочные, трёхстрочные, а также двухстрочные частушки. Частушка – лирика молодёжных гуляний. Это идеальный тип песни для вечёрок, игрищ, посиделок. Она универсальна в том смысле, что сразу и говорит, и поёт, и приплясывает. Частушка, под которую нельзя петь, нельзя плясать, – не частушка. Она общественна: в ней личное хочет расплескаться принародно. Частушка имеет десятки разновидностей: «матанечки», «частоговорки», «коротушки», «тигорки – матигорки», «саратовские переборы», «прибаутки», «пригудки», «подгорная», «под язык», «бологовка», «ихохашки», «тараторки», «разливное», «елецкий», «проходные частушки» и другие.
Презентация на тему: «Устное народное творчество»
Ведущий 2: Сегодня будут звучать разные частушки…потому что сегодня – конкурс! Сегодня не просто конкурс – сегодня праздник!
Ведущие (вместе): Праздник частушки!
Ведущий 1: В этом году исполняется 111 лет со дня рождения известной собирательницы и хранительницы русской народной частушки, нашей землячки - Ольги Андреевны Славяниной.
Звучит музыкальное сопровождение. (5.Ой, да не вечер…)
Доверительная беседа.
Доклад 4: С 1990 года в Севске проходит областной праздник частушки. Праздник добрых, щедрых, талантливых людей. Его проведение в нашем городе стало возможным благодаря бескорыстному, народовольческому труду замечательной собирательницы русского фольклора Ольги Андреевны Славяниной. Сколько раз зимними вечерами, когда в русской печке, жарко полыхая, потрескивали сосновые поленья, на лежанке мурлыкала кошка, приходилось бывать у нее. Слушал - ее удивительно русскую бабушку, рядом с которой всегда было уютно, тепло на душе. И думалась, что такой же мудрой была, наверное, и няня великого Пушкина. С Ольгой Андреевной часами можно было говорить на любую тему - об искусстве, истории Руси, природе, литературе. Со многими писателями она переписывалась, не раз бывала на литературных вечерах В. Маяковского. Но когда разговор заходил о фольклоре, тут особая статья. Из старого шкафа извлекались объемистые тетради, и начиналось путешествие в прекрасный и сказочный мир народной поэзии. И зримо встают и русская красавица из песни «Сидела Аннушка в тереме под окном», и грозный царь Иван, и его молодая невеста Марья Темрюковна (Зезюльевна), и лихой камаринский мужик.
Славянина: Замечательную, просто замечательную я записала песню, сейчас по памяти постараюсь воспроизвести, - говорила она. И позванивали чудо-слова. За каждой фразой следует припев «лелемное» украшение, придающее неповторимость интонации, а традиционные повторы каждый раз по-новому звучат бесхитростные слова-звоны, любовно отобранные в веках безвестными песенницами.
Доклад 5: Впервые интерес к живому слову народа пробудился у Ольги Славяниной когда в далеком 1918 году она уехала, окончив Севскую гимназию с золотой медалью, учить крестьянских детей в глухом селе Винтеровские Дубки. Как народоволка. Примечательно, что это село лежало на границе с Украиной.
Славянина: Привлекла меня к занятиям фольклором, - рассказывала она, - колоритная уморительная сценка. Зашла как-то к соседям и вижу: стоят друг против дружки бабушка, чернявая, как цыганка, и внучка годов шести. Обе в цветастых платочках и юбках колесом, руки на талиях, притопывают ножками и поют озорные частушки. Что за прелесть? Слова, мотив простенькие, а какая меткость, образность, афористичность. Буквально на следующий день я, как водится, по избам записала первые частушки.
Доклад 6: Затем она училась в Московском университете. Много ей дали занятия на семинарах профессоров Б. Соколова и М. Рыбниковой. Однажды Ольга Андреевна в беседе повторила интересную мысль В. Распутина: «…имея землю, Русь получила небо, а славянин получил душу». И какую широту души, твердость характера надо иметь, чтобы выстоять перед сталинскими репрессиями, кознями бюрократов. Она не могла не выстоять, ведь носила фамилию целого народа. В 1957 году, уйдя на пенсию, Ольга Андреевна вплотную занялась фольклором. И до 1990 года, до конца своей жизни, она выхаживала фольклорную ниву своего края. А частушка! Это неповторимый фольклорный цветок. Родившись на той же простонародной почве, на которой родилась былина и песенная крестьянская лирика, частушка оказалась необыкновенно чуткой к смене житейского уклада». И именно эту особенность частушки с ее острым усвоением тревоги в движении в новослагающем быту, с ее ударным» складом и быстрым ходом, стремящимся за быстротекущей и ломающейся жизнью, и впитала в себя творческое воображение поэзии С. Есенина, В. Высоцкого и многих других. А поэму Блока «Двенадцать» О. Мандельштам назвал большой частушкой.
Доклад 7: В словесной связи частушки поэты находят поэтические приёмы и средства: троп, обыкновенную и внутреннюю рифму, аллитерации, эллипс, параллелизм, ассонанс, диссонанс, гиперболу. Жизнь народной миниатюры чуть ли не закончилась трагически. Она едва ли не умерла в начале 50-х годов нашего столетия. Но она, как великий безымянный поэт, оставила огромный след, наследство ее неизмерно, и хоть черпали поэты из нее пригоршнями, много осыпалось и завяло, исчезло безвозвратно. С болью осознавала это Ольга Андреевна Славянина и твердо решила, что в ее силах, спасти, сохранить. И это в какой-то степени ей удалось. Записала две тысячи народных песен, три тысячи частушек, сотни детских считалок, поговорок, пословиц.
Сочность собранных частушек, их языковая яркость, стихия, стилистическая смелость, конкретность определенного психологического текста питали родник славянского творчества. «Завертушечкe-частушечку люблю я припевать» - поется в одной частушке. И тут следом в другой: «Одна ножка топотит, а другая не хотит, а я тую растотую, и другая захотит…»
Славянина: В хорошей частушке словечко так поворачивается, что светится не только языковой строй, но и все вокруг. Безымянный поэт не забывал и о форме своего творения, вслушайтесь: У подруги фартук белый,
А я розовый сошью,
У подружки милый дома,
А я в розыски пошлю.
Рифмуется группа слов: розовый сошью - в розыски пошлю. Прекрасный образец народной поэзии. Вот чему поучиться многим начинающим поэтам, де и многим участникам соревнований «Эх, Семеновна!». В народной же чудеснице рифмы рассыпаны причудливо, они всегда естественны, стихийны и делают хорошее дело. А какие образы, метафорические эпитеты:
Дороженька горная
Местами косогорная,
Милый ждет мого покора
- А я непокорная.
Косогорная дорога - неправильная любовь. Эти неожиданные эпитеты достигают большей выразительности и украшают частушку.
Доклад 8: С собранными миниатюрами, по совету своих бывших преподавателей, ученых МГУ, Славянина обратилась в институт русской литературы в Ленинграде Пушкинский дом и к кандидатуру филологических наук Л. В. Домановскому. Три года Ольга Андреевна работала под руководством Леонида Владимировича, который стал ее научным руководителем. Познакомившись с материалами Славяниной, ученый назвал севские частушки «жемчужинами» а Севский район «фольклорным заповедником». Когда он внезапно умер от инфаркта в самом расцвете творческих сил, Ольга Андреевна переживала его смерть как самого близкого человека. «Это только ему благодаря. Только ему!» - непременно восклицала в разговоре о фольклоре. После этого ей стала помогать кандидат наук того же Пушкинского дома З.И. Власова. Сборник частушек был готов к публикации еще в 1968 году. Зимой 1984 года Ольга Андреевна заболела. Помогли выздороветь «Севские частушки». Как раз в это время вышла в Приокском книжном издательстве книга с таким названием. Придя известить ее, я ей сказал об этом. На ее глазах появились счастливые слезы. И через несколько дней ее стало лучше. Сборник, в который вошли 613 севских частушек, подействовал лучше иного лекарства.
Славянина: На первый взгляд частушка такое незатейливое произведение, что каждому под силу ее сочинить и пропеть. Традиционная форма четверостишья - незатейливый напев, но какие неожиданные сравнения, какие эпитеты, метафоры, какие меткие народные выражения. Все стороны народной жизни затрагивают частушки. В них - душе народа.
Ведущий 1: Частушки, собранные О.А. Славяниной, необычно широкозахватны, в них действительно сверкают почти все грани жизни. Они полны народной мудрости, юмора, простоты. В коротком четверостишии заключено столько надежд человека на свое счастье:
А мой миленок уехал,
Он уехал не один.
Он уехал, мое сердце
Покатилося за ним.
Ведущий 2: Прелестная частушка. В ней не названа дорога по которой уехал любимый - самое важное, что он увез сердце девушки. Двое влюбленных и в разлуке неразлучны. Этим всё сказано. Хороши частушки с повелительным наклонением:
Вспомни милый, дорогой,
Как ты уговаривал.
Под ногами белый снег
до земли протаивал.
Немало в сборнике частушек с юмором, причем он отличается от юмора писателей-юмористов и сатириков. А кто не улыбнется от души, когда услышит это в живом звучании на гулянье:
Ой, русская игра.
Русское гуляние.
Хорошо любить соседа -
Каждый день свидание.
По-особому звучит юмор в плясовых частушках. Пляска настраивает плясуна на озорной лад:
Лапоть, лапоть, дай огня!
А с-под лаптя молонья!
Ведущий 1: Тепло отозвались о «Севских частушках» участники освобождения Севска поэты Евгений Долматовский и Дмитрий Дажин. Дошла информация о выходе в свет книги и до известных композиторов и исполнителей братьев Заволокиных Они написали тогда в Севск: «Здравствуйте, уважаемая Ольга Андреевна, Вас приветствуют собиратели и исполнители сибирских частушек, композиторы братья Александр и Геннадий Заволокины. Очень обрадовались, что у нас есть такая замечательная коллега на Брянщине. Книгу «Севские частушки» получили, громадное спасибо! Очень хорошо выполнена. Большое дело Вы сделали, Ольга Андреевна. Спасибо Вам от всего сердца. Кое-что мы используем в своем творчестве, имеются в виду тексты для наших музыкальных номеров…»
Ведущий 2: Еще одним достоинством отличаются записи частушек в сборнике, они сделаны очень точно, сохранен народный поэтический язык. Собирательница искусственно не «прикладывала» тексты, стараясь перевести их на литературный язык, что иногда делается неопытными собирателями. Весь материал сборника имеет характерные черты времени, когда частушки записывались. В этом отношении очень ценен раздел частушек о Великой Отечественной войне. Во время их записи на Брянщине, таких частушек было очень много среди населения этой области, которая была непосредственным местом многих важнейших событии военного времени. И очень важно то, что О. А. Славянина сумела вовремя записать этот ценный материал. Все то, что относится в сборнике к самому частушечному материалу, таким образом, вызывает только самое положительное отношение.
Звучит музыкальное сопровождение. (6.Песня Бабы-Яги)
Конкурс самодеятельности (исполнение частушек, песен и др.).
Ведущий 1: Нередко перекличка частушками превращается в своеобразный, иногда очень художественный диалог. Сегодня на ваш суд предстанут ансамбли со своей программой.
Дорогая ты подруженька,
Цветочек дорогой,
Передай мои поклоны,
Сама знаешь, кто милой.
Передать-то мне не трудно,
Милая товарочка,
Только примет ли поклоны
От тебя забавочка?
Ведущий 2: Согласитесь, что частушка объединяет! Давайте же вместе создадим атмосферу веселья и радости, открыв наш фестиваль «Севской частушки».
Просмотр видеоролика «Севск»
Выступления народных ансамблей.
Ведущий 1: А теперь посмотрим на современные частушки: что волнует народ сейчас? Есть такая бесплатная газета «Сковородка», редакция предложила по первой строчке «Я стою на Сковородке…» составить частушку:
1.Я стою на Сковородке,
И самой не верится:
Я купила колбасу,
А она шевелится.
2.Я стою на Сковородке
Исключительно один.
Раньше не был я товарищ,
И сейчас - не господин.
3.Я стою на Сковородке,
Думаю о том о сём.
Цены скачут, словно блохи,
Не угнаться нипочём!
4.Я стою на Сковородке,
Ох, устал уже стоять.
Возьму в руки «Сковородку»,
Сяду прессу почитать.
5.Я стою на Сковородке.
Вот и осень на дворе.
Отключить горячу воду
Обещали в сентябре.
Ведущий 2: Из другой газеты «Что делать», которую выпускают коммунисты, пришли следующие частушки:
1.По деревне слух идёт:
К митингу готовятся.
Для того, мол, у лесочка
И окопы роются.
2.Скоро, скоро за грибами
Не придётся в лес ходить,
В лесу новые буржуи
Будут замки возводить.
3. Зайдёт бабка в магазин
И с порога ахнет:
Уж, до чего же до чего
Колбасою пахнет!
Черный чуб, черный чуб, За горой скрывается. По тебе, мой черный чуб, Сердце разрывается. | Я, бывало, запою – По лесу раздавалося, Горячо его любила, Но не признавалася. | Я и шла, а мне на встречу Трактора да трактора. Почему любовь не лечат Никакие доктора? |
А мне мама говорит, Что за танцы будет бить. «мама милая моя, пляшут ноги, но не я». | Прожила 100лет старушка, Собралася умирать. А потом вот отложила, Чтоб на Марсе побывать. | Брошу я его любить, Своего касатика. Полечу я на Луну, Полюблю лунатика. |
Гитлер русскому сказал: «Нет у вас оружия». «Брешешь, брешешь, черт косой, Вся Москва загружена». | Что-то в лесе зашумело, Что-то затуманило. Это русская «Катюша» По врагам ударила. | Бьет «Катюша», бьет «Ванюша», Помогает, старина. Как догоним до Берлина, Так закончится война. |
Дайте, дайте разойдиться, Дайте ногой топнуть! Неужели в этом доме Половицы лопнут. | А спасибо папеньке, Свалял мене валенки, Ах, какая благодать, В валенках мне танцевать! | Ой, топни, нога, Правая и левая. В революцию родилась Боевая, смелая. |
Растяну я свой баян, Запевайте вместе. Критикуем – это значит: Не стоим на месте. | Ой, хром на ногу, Я работать не могу. Как услышу балалайку, Спотыкаюсь, а бегу. | Как у нашем у колхозе Баня долго строится, Потому что председатель Все в корыте моется. |
Вокруг света за 80 дней
Как нарисовать лимон акварелью
Солдатская шинель
Как напиться обезьяне?
Самый главный и трудный вопрос