В данной работе раскрывается вопрос "взаимоотношений" идеалов современного мира и древности, нужны ли современному человеку знания прошлого, помомгут ли нам в этом подвижном, стремительно меняющемся мире достигнуть чувства гармонии, красоты?
Герои Древней Эллады в искусстве античности и современном искусстве.
Давным-давно на Балканском полуострове поселился народ, который называл себя греками, или эллинами. Эллины оставили будущим поколениям богатое наследство: величественные здания, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и великие произведения литературы, которые дошли до нас сквозь века и до сих пор люди восхищаются ими.
Некоторым может показаться странным: зачем интересоваться тем, что не способно решить наши насущные проблемы? Дадут ли нам, современным людям, эти знания что-то большее, чем знание о каких-либо событиях в прошлом, успокоят ли человека, живущего бешеным ритмом больших городов? Но мне кажется, что ответ очевиден. Образы героев Древней Эллады и те, кто подарил нам шедевры, запечатлевшие известных персонажей помогут современному человеку найти ответы на многие вопросы, обрести внутреннюю гармонию, совершенствоваться в своих начинаниях и устремлениях. Попробую объяснить свою точку зрения.
Эллинская культура может сразу и не раскрыть всего богатства заключенных в ней эмоций и идеалов сразу. Она требует неторопливого, вдумчивого созерцания, проникновения в характер пластических форм, почти реальная и совершенно идеальная, доставляющая радость и восхищение.
Для того чтобы увидеть эллинское искусство не обязательно ходить в музеи и посещать выставки. Неспешно гуляя по улицам разных стран можно увидеть здания, которые уносят нас в Древнюю Грецию. Так, например, в Волгограде есть архитектурные постройки, в облике которых можно угадать греческий, вернее классический стиль. Вы легко узнаете их по рельефным фризам, изящным колоннадам, монументальным статуям. Акротерии на фронтоне Нового экспериментального театра, величественный фасад с высоким цоколем музыкального театра на центральной набережной, стройные колонны социально-педагогического университета в лучших традициях ионического ордера – это лишь небольшая часть наследия, запечатлённого в современном облике центральной части моего родного города. В стенах музея изобразительного искусства Волгограда любой школьник, родитель школьника, друг может познакомиться с копиями античных статуй, так же как и я, когда-то. И это знакомство оказалось для меня не только запоминающимся, но и значимым. После «встречи» с античным искусством для меня по-новому раскрылись понятия «красоты» и «гармонии».
Общаясь со сверстниками, не раз замечала, что в наше время многие стремятся к красоте внешней и внутренней, много рассуждают и спорят по этому вопросу, но не каждый обращается к настоящим эталонам, которыми являются произведения искусства древних греков. А ведь в этом наследии, и открывается для людей возможность, как говорил Аристотель, «правильно радоваться». Любой человек будет испытывать «правильную радость», если его жизнь наполнена гармонией. Главные герои древнегреческих мифов - это Боги с Олимпа, их дети – полубоги, герои сказаний о троянской войне: Гектор, Ахилл, Минелай, знакомы каждому младшему школьнику Геракл и многие другие. В совершенствовании своего тела и духа жители Древней Эллады учились у персонажей литературных поэм, эпосов, мифов, песен. Их поступки служили мерилом «правильности» жизненного пути для простого смертного.
Главный термин в жизни греков «калокагатия» - совершенство телесных и духовных достоинств человека. Таким образом, олимпийские игры, зародившиеся в Древней Греции, были направлены на физическое совершенствование человека, а театры, поэзия, философия и математика - на духовные.
Николай Чернышевский, русский философ-утопист, говорил : «Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья».
Многие знаменитые и величайшие люди выражали неподдельное восхищение греческим искусством. Исследователь Иоганн Винкельман, изучая искусство древней Греции, говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая... создается из образов, набросанных разумом".
В Древней Греции было огромное количество поэтов, историков, философов, ораторов. Один из самых знаменитых философов-ораторов был Демосфен. Для ораторского мастерства требовались громкий, сильный голос, способный привлечь внимание слушателей. А у него был слабый и тихий голос, короткое дыхание, но Демосфен настолько добился мастерства, что своей настойчивостью научился этому. Первые его публичные выступления не имели успеха, но он набирал в рот камешки и с ними пытался громко и четко говорить. Эта история философа может нас многому научить.
Одним из самых известных математиков Древней Греции можно считать Архимеда. Именно он сделал множество открытий в геометрии и заложил основы механики, гидростатики.
Одна легенда об Архимеде гласит: «В ответ на просьбу царя Гиерона продемонстрировать, как тяжелый груз, может быть, сдвинут малой силой, Архимед «взял трехмачтовое грузовое судно, которое перед этим с превеликим трудом вытянули на берег много людей, усадил на него множество народа и загрузил обычным грузом. После этого Архимед сел поодаль и стал без особых усилий тянуть на себя канат, перекинутый через полиспаст, отчего судно легко и плавно, словно по воде, «поплыло» к нему»». В связи с этой историей Плутарх говорит Архимеду: «если бы имелась иная Земля, он сдвинул бы нашу, перейдя на ту» (нам более известен вариант этого высказывания: «Дайте мне, где стать, и я сдвину Землю»).
«Эврика!»— с этим возгласом, согласно легенде, древнегреческий ученый и философ Архимед открыл принцип вытеснения воды.
Эти фразы стали афоризмами, которые люди используют до сих пор.
А когда я смотрю на древнегреческую скульптуру, то вижу в этих произведениях удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины фантазии, воплощение идеала человека, который очаровывает до глубины души.
В качестве иллюстрации к своему рассуждению приведу в пример древнегреческий миф о Пигмалионе. В нем говорится: «Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов».
Эти факты позволяют заявлять, что главный принцип греческого искусства - это гармония. Я сама стараюсь в жизни придерживаться этого принципа.
Композиторы, грамматики, философы, медики, художники и архитекторы, поэты, скульпторы каноном называли свод основных положений или правил по своей специальности. Каноны - это обоснование гармонии.
Первым изучал «Что такое гармония?»- Пифагор. Его школа считала число основой и началом мира. Он доказал, что по пропорции: а / b = b / с ( а - любая меньшая часть объекта, b - любая большая часть, с – целое), можно вычислить гармонию. Основываясь, на этом Поликлет создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют ''Дорифор" ("Копьеносец"). Сложная поза, отличавшаяся от статичной позы античных куросов. Поликлет первым догадался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Эта фигура кажется подвижной и оживленной.
Принципу гармонии подчиняются и постройки, созданные греками-архитекторами. В древнегреческой архитектуре можно различить пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский, возникшие в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Так Храм Посейдона на мысе Сунион принадлежит к дорическому ордену, Афинский Акрополь – ионическому, Библиотеки Адриана - коринфскому ордеру. Есть еще много «находок» и приемов, в архитектуре того времени, которыми пользуются зодчие в наши дни.
Гергомен - архитектор, который построил храм Артемиды Левкофрины и впервые воплотивший новую архитектурную формулу — псевдодиптер (постройку, обнесённую двойной колоннадой).
В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, которое отражало единый и совершенный мир. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион,25 г. до н. э., на примере человеческого тела показывал особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность.
Эта взаимосвязь прослеживается и в другой находке древнегреческих зодчих, как скульптуры-колонны: кариатиды - женские изображения и атланты - мужские изображения. Кариатидами были девы, которые плясали в хороводах в честь богини Дианы в Аркадии, на своих головах носившие корзины с плодами и цветами. Атлант, согласно древнегреческим легендам - бог который обладал невероятной силой и мощью, способный удержать небо. Удивительное явление – человеческие образы в архитектуре. Не раз обращались, и еще будут обращаться к таким находкам архитекторы.
Кариатид можно встретить на эркере особняка Т. И. Коробкова в Москве, а атлантов Эрмитажа в Санкт-Петербурге, которые по легенде могут исполнять желания.
Как не назвать героями тех, кто подарил миру богатое наследие в архитектуре!
Как было сказано выше, древнегреческие люди возносили тело человека в культ и искали пропорции идеальной фигуры. В пятом веке до нашей эры этим занялся Поликлет. Он говорил, тело можно считать идеальным, если голова равна одной седьмой от общего роста, запястья-одной десятой, а ноги - одной шестой.
Первый скульптор, который работал с обнаженной натурой – Пракситель. Известно, что моделью для статуи Афродиты позировала женщины по имени Фрида - знаменитая куртизанка из города Афины. Нам известно, что скульптора обвинили в богохульстве. Он же на суд, вызвав Фриду, снял с неё одежду перед судьями. Когда они увидели тело настолько красивое и идеальное, оправдали скульптора.
Одна из самых знаменитых статуй того периода, созданная Праксителем, «Венера Милосская» не отвечает современным стандартам красоты. У греческой статуи были слишком округлые, пышные формы. Если сейчас идеальными параметрами считают 90-60-90, то параметрами идеала красоты всех женщин Греции были: 86-69-93.
Любуясь скульптурой древнегреческих ваятелей, можно наблюдать не только идеальную красоту человеческого тела, но и стремление передать в камне, образа идеального человека. Язык тела был и языком души. Греки умели выражать богатую гамму душевных переживаний, умели воплотить сложный строй эмоций и чувств. Спустя много веков Роден сказал об одной древнегреческой скульптуре: «Этот юношеский торс без головы радостнее улыбается свету и весне, чем могли бы это сделать глаза и губы».
Мальчик, вынимающий занозу, Ника, развязывающая сандалию, Дискобол – их движения и позы просты и естественны. Глядя на Дискобола, детище Мирона, можно говорить о попытке передать в неподвижной статуе движение. Фидий – лучший, по мнению современников в изображении статуй богов – тот, кто пополнил список «чудес света» своим произведением – Зевс Олимпийский. Спустя пять веков римский оратор Квинтилиан написал об этом творении: «Красота статуи привнесла нечто в общепринятую религию, ибо величие творения было достойно бога». Известнейший мастер эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти был потрясен произведением скульпторов Агесандра и его сыновей Полидора и Афинадора, признав его лучшей статуей в мире. Я говорю о «Лоакооне». Именно об этой скульптуре речь. Произведение создано на основе эпоса о троянской войне. На сюжет «Лаокоона» создавали свои произведения впоследствии Эль Греко, Винкельман, Лессинг, Гете.
У скульпторов того времени был уникальный дар - создавать статуи и скульптуры так, что они одним взглядом или жестом могли рассказать историю. И самое интересное это то, что эти произведения искусства не утратили этой способности даже через столько веков. До сих пор хочется смотреть на них и думать о вечности.
Но если архитектура – это прерогатива профессионалов и не каждый станет глубоко вникать в законы красоты зданий, скульптуру не каждый день увидишь и оценишь застывшую красоту в камне, то мода – это то, что интересуют большую часть женского населения нашей планеты, не зависимо от ее пристрастий к искусству. Здесь любая модница будет благодарна жителям Древней Эллады. На протяжении долгого времени древнегреческая одежда олицетворяла красоту и утонченность. Женщины и мужчины в таких одеждах были похожи на мраморную колонну античных храмов или статуи Богов и Богинь: белоснежная ткань, которая драпировалась в большое количество вертикальных складок с акцентом на линии талии. Этот стиль до сих пор популярен и является источником вдохновения для дизайнеров одежды. В современных прическах можно также рассмотреть древнегреческое начало: завитые локоны и высокие прически с косами и узлами, декорированные разнообразными украшениями.
В данный момент в моде греческий стиль, поэтому многие современные женщины, одеваясь в платья, могут почувствовать себя Богиней.
Я думаю, что человечество постоянно будет возвращаться к героям Древней Эллады, чтобы черпать вдохновение для своих произведений искусства, учиться гармонии тела и духа, видеть главное. Герои Древней Эллады живут в произведениях искусства. А искусство - бессмертно.
Лиса-охотница
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Под парусами
Всему свой срок
Заколдованная буква