Актуальность темы исследования. Для народностей, которые живут в основном охотой, нож является первейшим орудием в жизни. Старики-охотники говорят: «В тайге лучше остаться без ружья, чем без ножа». Хороший нож для Саха — самый близкий и верный друг. Поэтому якутские мастера по металлу и кузнецы испокон веков славились искусством выплавки железа и изготовлением из стали орудий труда, охоты и войны.
Нож Саха является образцом, эталоном древнейших разновидностей таких изделий, это доказано археологическими исследованиями. До сих пор якутский нож сохранил первоначальный внешний вид, геометрические параметры и размеры. Способ изготовления тоже традиционный. Но время не стоит на месте: с развитием цивилизации начинается новый виток в развитии кузнечного дела. Сегодня, сохраняя традиционную технику изготовления якутских ножей в кузнечном искусстве, можно внести новые технологии.
Исходя из вышеназванной проблемы, мы выбрали для исследования тему: «Якутский нож: традиции и современность» (изготовление якутского ножа с применением гальваники).
Цель данной работы: показать сочетание сложившихся традиционных способов изготовления ножей народа Саха и новых современных технологий.
Вложение | Размер |
---|---|
nozh.docx | 62.39 КБ |
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение «Управление образования»
МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мастахская средняя общеобразовательная школа»
Якутский нож: традиции и современность
(изготовление якутского ножа с применением гальваники)
Выполнил: учащийся 8 класса
Яковлев Дьулустан Владимирович
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Яковлева Айталина Ивановна.
Мастах, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……….………….3
Основная часть
Глава 1. Феномен якутского ножа
1.2. Отличительная черта якутского ножа………………………………………………….....6
1.3. Ношение и использование якутских ножей…………………………………………..…..7
Глава 2. Изготовление якутского ножа в современных условиях
2.1. Материал для изготовления ножей в кустарных и полукустарных условиях…….……9
2.2. Традиционный способ изготовления ножа в кустарных условиях………….………….10
2.3. Применение гальваники в изготовлении якутского ножа………………………………11
Глава 3. Мастера - ножевики
3.1. Якутские кузнецы…………………………………………………………………………14
3.2. Признанные мастера кузнечного дела Республики Саха (Якутия).…………………….15
3.3. Умельцы-кустари нашего села………………………………………………...………….16
Заключение…………………………………………………………………….………….…….18
Список использованной литературы……………………….…………………….……….…..19
Введение
Нож - моя третья рука.
Якутская пословица.
Актуальность темы исследования. Для народностей, которые живут в основном охотой, нож является первейшим орудием в жизни. Старики-охотники говорят: «В тайге лучше остаться без ружья, чем без ножа». Хороший нож для Саха — самый близкий и верный друг. Поэтому якутские мастера по металлу и кузнецы испокон веков славились искусством выплавки железа и изготовлением из стали орудий труда, охоты и войны.
Нож Саха является образцом, эталоном древнейших разновидностей таких изделий, это доказано археологическими исследованиями. До сих пор якутский нож сохранил первоначальный внешний вид, геометрические параметры и размеры. Способ изготовления тоже традиционный. Но время не стоит на месте: с развитием цивилизации начинается новый виток в развитии кузнечного дела. Сегодня, сохраняя традиционную технику изготовления якутских ножей в кузнечном искусстве, можно внести новые технологии.
Исходя из вышеназванной проблемы, мы выбрали для исследования тему: «Якутский нож: традиции и современность» (изготовление якутского ножа с применением гальваники).
Цель данной работы: показать сочетание сложившихся традиционных способов изготовления ножей народа Саха и новых современных технологий.
Для доказательства выдвинутых положений в исследовании ставились следующие задачи:
Объектом данной исследовательской работы является исследование технологии изготовления якутского ножа.
Предмет исследования – традиционный способ изготовления якутского ножа с применением современных гальванических технологий.
Разработанность темы. В ходе написания данной работы была прочитана литература, которая помогает составить представление об особенностях якутских ножей и технологиях их изготовления. Это работы В.Л. Серошевского, А.Н. Алексеева, А.И. Мартынова, И.В.Константинова. В республиканском пространстве опыт работы Н.Н. Бурцева, Р.И. Готовцева, Н.И. Потапова. У каждого из них свой взгляд на поднятую проблему, но главное, что их объединяет - это забота о сохранении традиций и создание условий дальнейшего развития технологий якутского ножа в современное время.
Новизна данной работы заключается в воплощении совмещения распространенной на данном этапе и современной технологий при изготовлении якутского ножа, как применение гальваники в кустарных условиях. В современной литературе для мастеров кузнечного дела такая технология мало описана, хотя, мы считаем, технология мало затратна и проста в применении.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: Предположим, что если при изготовлении якутского ножа традиционным способом использовать новые технологии, то можно получить эстетически красивые, но сохраняющие свои преимущества якутские ножи.
Теоретическая значимость. Научная значимость работы заключается в том, что в данной работе рассмотрены понятие, сущность феномена якутского ножа, его разновидностей, отличительных черт якутского ножа. Разработаны пошаговое описание изготовления ножа и описана технология нанесения узора на лезвии ножа в кустарных условиях.
Практическая значимость. Работа носит практический, прикладной характер. Но основные положения работы могут быть использованы для исследований по проблеме изучения феномена якутских ножей, в преподавании якутской культуры, при составлении программ по курсу кузнечного ремесла, элективных курсов, кружков, а также материалы могут быть использованы при проведении бесед и классных часов для учащихся.
Методами исследования являются теоретический анализ литературы, сбор и обработка краеведческого материала, практическая работа, анализ практической работы и составление вывода.
Структура. Работа состоит из введения, 3 глав и заключения. В первой главе дается понятие якутского ножа, его разновидности и отличительные черты. Во второй главе рассмотрен типичный способ современных якутских мастеров изготовления якутского ножа и описана технология применения гальваники, в третьей главе собран материал о признанных, известных мастерах и об умельцах моего поселка.
Список использованной литературы составляет 10 источников.
Глава 1. Феномен якутского ножа.
Нож — одно из самых необходимых орудий труда человека, независимо от хронологических, географических, национальных и иных особенностей. Ножом активно пользуются наши современники в космическом ХХI веке, а тысячелетия назад, в каменном, бронзовом и железном веках, нож являлся одним из основных орудий охотников, рыболовов, оленеводов Сибири. В соответствии с исторической эпохой менялся основной материал, из которого изготовлялось орудие; менялись и усовершенствовались приемы изготовления и формы изделия. Костяные ножи с кремневыми вкладышами и современные кухонные ножи из нержавеющей стали являются знаменательными вехами на пути технического прогресса, показателями усовершенствования технологий.
Археологические раскопки, проведенные на территории современной Якутии, показывают, что образцы ножей, извлеченные из стоянок древнего человека, имеют несомненное сходство с якутскими ножами. Таким образом, якутский нож представляет собой продукт отшлифованный тысячелетиями использования в таежных и северных условиях, как коренным населением Якутии, так и приезжими.
Существует множество региональных вариаций якутского ножа, но в классическом варианте нож представляет собой клинок длиной от 110 до 170 мм насаженный на деревянную ручку, сделанную из берёзового капа с кожаными ножнами.
Ножи «Саха» по стилю изготовления и применению подразделяются на двенадцать разновидностей:
3. Уол о5о кыччанар быhыччата — ножик для мальчика. Длина 7-11 см
4. Дьиэ — уот быhага — домашний нож. Длина клинка 9- 14 см.
5. Табаhыт быса5а — нож для разделки туши оленя, острие ножа очень тонкое и клювообразное. Клинок тонкий, можно сказать, «нежный». Длина клинка 9-12 см.
6. Кыра булт быhа5а — малый нож охотника. Длина 9-14 см. Закалка мягкая.
7. Балыксыт быhа5а — нож рыбака. Клинок широкий, обух тонкий, острие чуть загнуто к верху. Ручка набирается из бересты.
8. Булт быhага — охотничий нож. Длина клинка 15-18 см.
9. Мас ууhун быhыччата — нож краснодеревщика. Для вырезания фигурных частей мебели и других деревянных изделий. Длина клинка до 12 см.
10. Мас ууhун быhага — нож краснодеревщика. Для обработки крупных деталей, с широким, тонким лезвием. Крепко закаливается.
11. Бадаайы — нож крупного размера. Длина клинка до 25 см.
12. Боло быhах — еще крупнее и тяжелее, длина клинка до 30 см. Эти два вида ножей длинномеры, предназначены для тяжелых работ. Например, для разделки крупных зверей, для прорубания льда, для рубки тальников, порослей и т.д.
Асимметричность ножа — основная особенность орудия. В.Л. Серошевский в своем исследовании о якутах отмечает, что правая сторона ножа, бытующего у якутов, «слегка вогнута», но «в последнее время с этой стороны стали делать якутские мастера желобок». Действительно, среди современных «якутских» ножей можно обнаружить экземпляры, на одной стороне которых совмещены два желобка. Один глубокий и узкий, расположенный вдоль спинки изделия, а параллельно под ним — глубокая насечка. Противоположная левая сторона ножа выпуклая.
Таким образом, еще одной отличительной чертой якутского ножа является наличие выборки на лезвиях. Есть два вида дола:
а) короткий, тонкий;
б) широкий, во всю длину лезвия.
Для чего предназначены эти желоба?
1. В старину, когда кузнецы сами добывали железо, сырье было очень дорогим, поэтому его старались беречь, вытягивая в ширину лезвие, образовывая дол.
2. В экстремальных условиях, при 50-60 — градусном морозе, когда нож не имеет желоба, его почти невозможно точить и править, а лезвие с широким долом тонкое, очень острое и за счет этого при необходимости легко и быстро правится.
3. При разделке туш лезвие с широким желобом соприкасается с мясом в основном только тыльной стороной, углубление в лезвии ножа остается свободным, и шкура легко снимается за счет малой площади касания. Поэтому такой нож для охотника особо ценен.
Лезвие. Характерной особенностью якутского ножа является односторонняя заточка клинка. Для изготовления рукоятей преимущественно используется корневой кап березы. Несмотря на традиционную прямую форму, рукоятка, изготовленная из капа, гарантирует прочное сцепление. Даже если рука мокрая или жирная, она не соскользнет на лезвие.
Оригинальным в якутском ноже являются также ножны. В классическом варианте ножны делаются из снятого чулком бычьего хвоста, внутри которого находится деревянный вкладыш, который не должен плотно обхватывать клинок. Функцией вкладыша является не удержание ножа, а защита клинка от ломания. Функцию удержания выполняет кожаная часть ножен — поскольку нож утапливается в ножны на 2/3 длины рукояти, так чтобы ножны плотно прилегали к ручке ножа. Допускаются варианты изготовления ножен также из обычной шитой кожи или бересты. Крайне редко встречаются деревянные ножны. Для ношения ножа к ножнам обычно приделывается кожаный шнурок.
Нож «Саха» — один из древнейших видов орудия труда и охоты, удивительные клинки из глубины истории якутской земли, которые сохранили до нашего времени свои особенности по назначению, конфигурации и применению не только в повседневной жизни. По оценке специалистов — это реликвия народа саха.
Нож обычно носится на свободном подвесе с левой стороны. Свободный подвес нужен для того, чтобы не мешать движениям владельца. При ношении ножа слева удобно вытаскивать нож одной правой рукой, уперевшись за основание ножен большим пальцем.
Якутский нож широко используется в повседневной хозяйственно-бытовой жизни жителей Якутии: охота, рыбалка, готовка еды, работы по дереву и проч.
В советские времена изготовление и ношение якутского ножа преследовалось по закону. В наше время, пожалуй, это один из немногих ножей, удостоенных особого государственного законодательного акта. Так “Положение о порядке изготовления, сбыта, приобретения, ношения и перевозки якутского ножа на территории Республики Саха (Якутия)” удостоилось специального постановления № 409 правительства Республики Саха от 12 сентября 1995 года, согласно которому якутский нож признан неотъемлемой частью культуры народа саха и на территории республики разрешается его использование в повседневной хозяйственной жизни.
В отличие от русских якуты считают, что острое можно дарить и без ритуала с уплатой копеечки. Нужно только помнить, что если вы презентуете нож, то вместе с ним доверяете человеку свою судьбу и даже жизнь.
Глава 2. Изготовление якутского ножа в современных условиях.
На клинок идут различные виды стали. В условиях сельской кузницы, это в основном углеродистая, реже нержавеющая инструментальная сталь. Ее получают путем расковки различных деталей сельскохозяйственной и другой техники. Рессоры, пружины, подшипники, детали техники, напильники - все это служит материалом для изготовления ножей в кустарных и полукустарных условиях. Зачастую кузнецы, изготавливающие ножи, сами не знают маркировку используемой ими стали. Свойства конкретной детали подбирают опытным путем, таким же образом подбирается термообработка для стали. На поверку это оказываются инструментальная сталь, таких марок как У-8, У-9, У-12, ШХ-8, ШХ-10 и подобные им углеродистые сорта стали, которые имеют широкий температурный диапазон нагрева и легко «прощают» погрешности мастера в процессе ковки и закалки. Также углеродистые сорта стали хорошо поддаются обработке в незакаленном состоянии.
При эксплуатации качественный нож из такой стали хорошо держит резущую кромку, не склонен к выкашиванию и легко подтачивается. Но они обладают одним большим недостатком – это склонность к коррозии, поэтому требуют постоянного и тщательного ухода. Этого недостатка лишены легированные инструментальные стали, называемые также нержавеющими. Это название достаточно условно, так как существует множество сортов легированных сталей с различной коррозийной стойкостью. Считается, что нержавеющей сталью является та, где содержание хрома не менее 13%. К сожалению, чем выше коррозийная стойкость, тем ниже режущие свойства сплава. Это не касается элитных, дорогих видов стали, например, порошковых, которые сейчас самые модные на мировом ножевом рынке, но они для нас практически не доступны. У нас же в основном используются отечественные сорта «нержавейки», такие как 40Х13, 65Х15, 95Х18. Работают с ними в основном уже опытные мастера, легированные стали более «капризны» на всех этапах изготовления ножа, и по своим режущим свойствам в большинстве случаев будут уступать углеродистому собрату.
Из любимых признанными мастерами сталей можно отметить 95х18, ШХ-15, которые иногда удается купить в пластинах АУС-8, 440с и т.д. Но наиболее интересно им работать с авторским дамаском и булатом. Заготовки в пластинах их дамаска и булата поставляют кузницы лучших российских мастеров. Это Архангельский, Кукин, Сосков и целый ряд других кудесников кузнечного дела мирового уровня. Так, работая с булатом Архангельского, признанный мастер Николай Потапов изготовил нож с клинком твердостью 75 единиц по шкале Рокуэлла. Он с легкостью и без ущерба для клинка царапал стекло. Таким ножом можно освежевать пару лосей, а затем побриться. Но это элитная, единичная продукция.
В данной работе показан способ изготовления якутского ножа с клинком для правши. Размеры: общая длина ножа - 282 мм, размеры клинка: 140/25/4 мм. Сталь у10.
Рукоять - кап березы. Ножны - шорно-седельная кожа с деревянным вкладышем.
Поэтапное изготовление якутского ножа:
1. Пошаговое описание изготовления клинка ножа:
2. Нанесения узора на лезвии ножа в кустарных условиях (см. главу 2.3.)
3. Пошаговое описание изготовления рукояти ножа:
4. Пошаговое описание изготовления деревянного вкладыша:
Существует и применяется на практике большое число современных технологий. Однако наибольшее применение нашли различные варианты гальванических методов. У каждого из этих вариантов имеются как свои достоинства, так и недостатки. Так, например, любые из технологий, предполагающие существенный нагрев деталей, особенно локальный, при поиске оптимального процесса, были отвергнуты. Причина - риск возникновения остаточных напряжений и изменения физико-химических свойств поверхностных слоев материала детали, появления микротрещин как в поверхностных слоях самой детали, так и в объеме покрытия.
Технология применения гальванического метода для нанесения узора на лезвии ножа в кустарных условиях имеет свои преимущества:
1. Не требует применения дорогостоящего оборудования и материалов;
2. Не оказывает существенного влияния на физико-химические свойства материала детали;
3. Обеспечивает надежное нанесение узора на лезвии ножа;
4. Работает при невысокой (комнатной) температуре;
5. Возможно регулирование глубины нанесения узора;
6. Допускать возможность безопасности процесса.
Можете Вы привести более простую, чем эта, технологию с такими же возможностями? Рассмотрим, вкратце, основы этой технологии. Упрощенная схема соответствующей установки выглядит следующим образом:
Источник
постоянного тока
катод изделие
Для начала необходимо подготовить гальваническую ванну (дистиллированная вода – 10 литров и соль - 1 столовая ложка) и электрическую схему, как показано на рисунке. Как видно из приведенной схемы, «+» ток, идущий от источника постоянного тока, подключается к изделию, а «-» ток подключается к катоду. Очевидно, что при равных сопротивлениях потенциометров ток на выходе схемы будет иметь симметричную форму. В этом случае количество металла, отделенного с детали, будет равно количеству металла, растворенного в соляном растворе.
Как известно, отделение металла с детали происходит в том случае, если последняя будет иметь положительный потенциал, т.е. будет анодом, а растворяемый электрод - отрицательный, т.е. этот электрод будет являться катодом.
Что необходимо, с практической точки зрения, для применения этой технологии? В принципе, список необходимого оборудования можно ограничить приведенным на рисунке выше, добавив только предварительное обезжирование изделия, покрытие поверхности детали клинка ножа нитроэмалью и нанесение рисунка на высохшей краске посредством скобления.
Приведенные здесь списки оборудования и материалов, а также последовательность операций ориентированы на нанесение узора на лезвии ножа в кустарных условиях. Поскольку данная технология, как и любой другой гальванический процесс (пассивирование, никелирование, хромирование, меднение, серебрение, золочение), очень легко расширяема и может применяться для массы других покрытий, включая самые экзотические, то списки оборудования, материалов (в особенности), состав и последовательность операций дополняются в зависимости от конкретных требований.
Глава 3. Мастера – ножевики.
Искусство кузнечного ремесла сохранилось у якутов от их предков и было развито уже в X-XII веках. Из металлов якутским мастерам были известны железо, медь, бронза, серебро, олово, свинец, золото. Именно в этой последовательности и ценились металлы. Железо имело самое большое распространение. И наоборот, золото якуты не любили, считая его медью с менее хорошими механическими свойствами. Русские казаки в XVII веке встретили сопротивление якутов, воевавших на конях и защищенных железными доспехами. На вооружении воина были лук с множеством разновидностей наконечников, железный меч «болот-палаш», копье ближнего боя – «YнYY», дротики – «кустук», «батас» - род ножа длиной около полуметра и «батыйа» - укороченный тип «батаса». Самым длинным оружием многофункционального назначения был «кылыс».
Высоко ценилось качество железа, получаемого из руды якутскими кузнецами. Воевода Василий Пушкин в 1647 году, сообщая в Сибирский приказ о проверке русскими кузнецами якутского железа, отмечал, что признано <то железо против лутшего немецкаго>. Позднее сами мастера гораздо реже занимались добычей и обработкой руды, т. к. в XVIII веке в Сибири стали открываться государственные заводы и металл можно было покупать или обменивать на меха.
Итак, якуты издавна имели развитое железоделательное и кузнечное ремесло, поэтому холодное оружие было в достатке.
Кузнецы Саха сохранили старинные способы термообработки железа и стали. Секреты мастерства и огонь сердца передают молодым кузнецам с надеждой, что никогда слава якутских мастеров — ножевиков — не померкнет.
Производившие его кузнецы почитались якутами наравне с шаманами. Кузнецы и шаманы - из одного гнезда, - гласит якутская пословица. Считалось, что мастера обладают даром исцеления и предсказания, но постоянно пребывают под угрозой со стороны злых духов.
Ведь ремесло свое кузнец получил не от кого-нибудь, а от злого божества Кыдаай Максина. Вот почему кузнец должен все время работать и поддерживать огонь - таким образом он отпугивает злых духов. Ремесло это передавалось из поколения в поколение. Считалось, что в девятом колене кузнец достигает таких высот мастерства, что ему по силам делать даже магические предметы, такие, как одеяние шамана и детали бубна. У такого мастера и инструменты необычные - они сами, подобно талисманам, способны отпугивать злых духов и издавать звуки. А уж ножи у этого мастера выходят на диво: если прикоснется человек таким клинком к медведю или другому зверю - тотчас падают они мертвыми. Эти ножи, известные под названием быhах, не менее загадочны, чем происхождение якутского народа.
Привычный, точеный-переточеный, изношенный до невозможности, но очень удобный, незаменимый наш трудяга - якутский нож. Он является неотъемлемой частью нашего быта. Может быть, поэтому мы на него не обращаем особого внимания, как того он заслуживает.
От отца слышал, что на международных выставках якутский нож был признан одним из лучших охотничьих ножей, которые когда-либо были придуманы человечеством. Тому подтверждение – полученные нашим самым известным и признанным мастером по изготовлению якутских ножей Потаповым Николаем Ильичем дипломов победителя международных выставок в 2004, 2006, 2008 и 2012 годах на международном конкурсе клинкового оружия «Клинок — традиции и современность» в Москве.
Посетители XIII Международной выставки «Клинок – традиции и современность», который прошел в апреле месяце прошлого года в г. Москве пишут: «Чем запомнился нынешний «Клинок»? Ножи, выполненные в традиционной стилистике привез Николай Потапов (г. Якутск). Красивы, функциональны, они – подлинные, ничего выдуманного, потому и заняли заслуженное первое место в конкурсе туристических ножей».
Теперь трудятся молодые мастера, такие, как кузнец Сарыал Константинович Билюкин. На международных выставках члены оргкомитета неоднократно отмечали призами и грамотами его изделия. Среди поклонников и любителей ножевых изделий его работы пользуются спросом, и это еще одно подтверждение того, что дело, начатое предками, в надежных руках.
Готовцев Роман Ильич — народный мастер родился 3 сентября 1960 года в селе Танда, Усть — Алданского района. Работы Романа Ильича несколько раз выставлялись на ВДНХ в городе Москве. Много лет посвятил работе в фонде народных промыслов «Кудай Бахсы». В данное время работает мастером производственного обучения при Министерстве науки и профессионального образования РС(Я).
Роман Ильич занимается изготовления хомусов и косторезных работ, изготовлением якутских ножей, батыйа, а также всерьез занимается резьбой по дереву.
Достижения и награды:
Победитель Международного конкурса «Лучший варган мира», награжден дипломом II степени (г. Якутск, 1991, июнь);
Участник фольклорного фестиваля северных народов (Аляска, 1993);
Участник Международной выставки народных промыслов (Франция, Англия, 1994);
V Республиканская охотниче-рыболовная выставка «Байанай». Диплом II степени в номинации «За лучшее художественное оформление якутского ножа», Диплом III степени «За лучшее рабочее качество якутского ножа» (г. Якутск, 2009, апрель);
Победитель республиканского конкурса «Саха быһаҕын хатарыы» на Ысыахе Олонхо, Усть-Алданский улус. Сертификат. 1 место и денежный приз;
II Республиканский Форум народных мастеров и Республиканская выставка-ярмарка «Якутия мастеровая». Награжден Дипломом I степени в номинации «Кузнечное дело» и ценным призом. 5−7 марта, 2010 г.
Данилов Александр – ведущий инженер ИФТПС, автор и мастер метрового хомуса, изготовленного к VII международному конгрессу. Победитель республиканского конкурса якутских ножей в 2011 году, проведенного обществом «Байанай».
Пусть кузнечные меха сильнее подают тугую воздушную струю в горн, и огонь синим пламенем пылает в века, раскаляя сталь, которая превращается под умелыми действиями мастера в чудо изделие.
Во всей Якутии мало найдется семей, в которых нет хотя бы одного якутского ножа. Это означает, что массово изготавливается во многом в кустарных условиях, в условиях сельских кузниц или мастерских. В каждом якутском селении есть свой местный мастер (а чаще мастера), которые изготавливают свои версии ножей. С этим обстоятельством связана изменчивость ножа от селения к селению, от мастера к мастеру.
Есть мастера и в нашем микросоциуме – туолбэ. В книге моей малой родины, которая называется «Луучуннэр» (2003, «Бичик», Якутск), мы нашли такой материал: Уус Кодьоох Суодэр – Каратаев Федор был известен в нашей округе – местечке Аьахтааччы - как кузнечный мастер. Его вспоминают мудрым талантливым умельцем. Он кроме умения ковать, обладал способностью «иЬэрдии» (аналог современной сварки). Во времена коллективизации занимался только изготовлением ножей.
А в наше время пользуются популярностью ножи местных мастеров:
Михайлов Петр Петрович – мастер-кустарь, работал на фабрике «Сардана» косторезом, учителем труда в школе; занимался резьбой по кости и бересте; изготовлением ножей; его работы выставлялись на улусных выставках.
Кононов Егор Иванович – мастер-кустарь, по профессии тракторист; занимался резьбой по кости, по дереву; изготовляет якутские чороны, ножи.
Левин Михаил Михайлович – мастер – кустарь, занимается изготовлением якутских ножей,
Яковлев Владимир Иннокентьевич - мастер – кустарь, занимается изготовлением якутских ножей, хомусов, женских украшений илин кэбиЬэр, бастына. На Первом международном фестивале кузнецов Республики Саха (Якутия) «Кытай Бахсы» занял 1 место в мастер-классе в номинации «Лучшие хотничьи ножи» и 3 место в номинации «Лучшие охотничьи лезвийные инструменты», проведенном 28-30 июня 2013.
Много в Якутии мастеров, сохраняющих славу якутского ножа - этого замечательного культурного явления.
Заключение.
Современное кузнечное творчество мастеров-ножевиков Якутии – это синтез современного и традиционного восприятия мира. Использование технологии гальваники для нанесения узора на лезвие ножа в основном выполняется в производственных цехах. Наше исследование предполагает использование данной технологии в кустарных или полукустарных условиях.
В целом, при претворении в жизнь своего исследования, мы пришли к следующим выводам:
Достоверность выводов подтверждена всем ходом работы изготовления ножей. Экспериментально доказано, что синтез применения традиционных и современных технологий не разрушает целостность работы изготовления якутских ножей, и тем самым сохраняет национальную специфику традиционных ножей Саха.
Результаты, полученные в ходе исследования проблемы, позволяют утверждать, что гипотеза подтверждается.
Все выдвинутые в соответствии с целью и гипотезой исследования задачи решены.
В заключении хотим отметить, что мы, сохраняя идущие из глубин истории якутской земли традиции наших кузнецов в изготовлении ножей, создали якутский нож, отвечающий требованиям современного образа жизни и законов физики. Каноны национального ремесла следует продолжать, не теряя утилитарности якутского ножа, чистоты и качества их исполнения.
Нож «Саха» — один из древнейших видов орудия труда и охоты, удивительные клинки из глубины веков, которые сохранили до нашего времени свои особенности по назначению, конфигурации и применению не только в повседневной жизни. По оценке специалистов — это реликвия народа саха, так как реликвия - свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Список использованной литературы:
1. В.Л.Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования. Изд. 2. Якутск, 1993.
2. Ю.А.Мочанов. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. Новосибирск, 1977.
3. А.Н.Алексеев. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. Новосибирск, 1996.
4. А.И.Мартынов. Археология. Учебник. М., 1996.
5. И.В.Константинов. Ранний железный век Якутии. Новосибирск, 1978.
6. Л.Г.Ивашина, Э.Л.Климашевский. Могильник Бухусан (Результаты работ 1970 г.) /Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975.
7. М.А.Кирьяк. Древнее искусство Севера Дальнего Востока (Каменный век). Магадан, 2000.
8. С.А.Федосеева. Ымыяхтахская культура Северо-Восточной Азии. Новосибирск, 1980.
9. интернет-ресурс: http://www.podelkimetall.ru/tex_galvanoplastika
10. http://www.rukikryki.ru/home/36-zolochenie-metallov.html
Ветер и Солнце
Белый лист
Ах эта снежная зима
Рисуем космос
Сочини стихи, Машина