Исследовательская работа "Демон М. Лермонтова и Демон М. Врубеля". Произведен сравительный анализ двух произведений искусства. Результаты работы могут быть использованы на уроках внеклассного чтения, творческих вечеров и в качестве примера сравнительного анализа на уроках литературы при изучении темы "Сравнительный анализ произведений"
Демон М.Ю.Лермонтова.
Обратимся непосредственно к поэме М.Ю.Лермонтова « Демон» Первый вариант своего произведения поэт набросал в 1829 году пятнадцатилетним мальчиком. С тех пор он неоднократно возвращался к этой поэме , создавал различные её редакции, в которых обстановка, действие, детали сюжета менялись, но образ главного героя всегда сохранял свои черты.
Философская поэма «Демон» в то же время поэма психологическая. В ней громадный и социальный смысл. Герой носит в себе черты современников М.Лермонтова. Передовые люди 30-х годов прошлого века страстно искали истину. Они резко критиковали окружающую самодержавно- крепостническую действительность с её рабством, деспотизмом, бессильно бились, протестовали, но не видели пути в мир справедливости и чувствовали себя бесконечно одинокими.
Выросшие и воспитанные в крепостнической стране, они были и сами во многом отравлены её пороками. Черты одиноких страдальцев- бунтарей М.Лермонтов воплотил в образе Демона.
М.Лермонтов предпосылает слову «Демон» определение «печальный» , которое сразу переносит нас в мир человеческих чувств и переживаний, «где есть место не только гордыне, но и гордости, не только злобе, но и высокому злу, где любовь к мирскому порождается не только похоти зла , но и высокую страсть—и глубокое страдание».[4,стр.8] Лермонтовский герой предстаёт перед нами с человеческой душой, неизбывно и бесконечно печальной:
Тех дней , когда в жилище света
Блистал он , чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил,
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму ему
Веков бесплодных ряд унылый…
И много, много …и всего
Припомнить не имел он силы!
Приведённые строки рисуют мир, изгнавший героя, не столько в духе библейской традиции, как «рай небесный», сколько в духе философского представления о мире гармонии и первоначальной цельности человеческого существа, когда оно живёт в единстве с природой, в мире любви и веры, наполняющих его существование смыслом , дающим ему подлинное счастье.
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Эта характеристика звучит подобно отдалённой угрозе, мрачному напоминанию о настоящем.
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта.
Эта «пустыня мира» -- безжизненная, бесприютная и бесконечная как во времени , так и в пространстве. Она символизирует внутренний мир героя, который не сливается ни с гармоничными небесами, ни с «ничтожной» землёй. Между этими сферами вынужден блуждать Демон.
Презирая землю , ненавидя весь «божий мир» , Демон живет в «пустыне мира», которая соотнесена с « немой души его пустыней». Величие этого мира делает ещё более гнетущими пустоту и бессодержательность существования героя. Это заставляет его обращать свои взоры к «идеальному» миру первоначальной гармонии. Это и определяет новые настроения , вспыхнувшие в нём при виде подлинной красоты и чистоты, которая оказывается возможной на этой «грешной» земле.
Упоминание о Боге говорит о Демоне как о герое библейской легенды. Мы вспоминаем о том , что изгнанный с небес на землю Демон обречён враждовать не только с небесами и Богом, но и со всем добрым и прекрасным.
В поэме М.Лермонтова Бог изображён как сильнейший из всех тиранов мира. А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким объвинением творцу Вселенной служит им же самим созданная Земля:
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.
Этот злой, несправедливый Бог- действующее лицо поэмы. Он где-то за кулисами. О нём рассказывает Демон Тамаре.
Бог своим страшным проклятием испепелил душу Демона, сделал её холодной , мёртвой. Но этого мало. Он возложил на Демона ответственность за зло мира. По воле Бога Демон «жжёт печатью роковой» всё, к чему он прикасается . Тиран превратил Демона и его товарищей по мятежу в орудие зла. В этом страшная трагедия героя М. Лермонтова:
Лишь только божие проклятье
Исполнилось , с того же дня
Природы жалкие объятья
Навек остыли для меня;
Синело предо мной пространство,
Я видел брачное убранство
Светил, знакомых мне давно:
Они текли в венцах из злата!
Но что ж? Прежнего собрата
Не узнавал ни одного.
Изгнанников, себе подобных,
Я звать в отчаянии стал,
Но слов, и лиц, и взоров злобных,
Увы, я сам не узнавал.
И в страхе я, взмахнув крылами,
Помчался - но куда? Зачем?
Не знаю,- прежними друзьями
Я был отвергнут, как Эдем,
Мир для меня стал глух и нем.
Однако герой М.Лермонтова – это не просто «злой дух», но и падший ангел. Поэтому он так сильно чувствует красоту и гармонию. Способность
к этим ощущениям так же свойственна его натуре , как и вновь приобретён-ная способность к злу.
Любовь , вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрожде-
ние. «Неизъяснимое волненье», которое он почувствовал при виде пляшущей
Тамары, оживило «немой души его пустыню».
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!
Мечты о прошлом счастье, о том времени, когда он « не был злым»,
проснулись, чувство заговорило в нём «родным, понятным языком. Возвра- щение к прошлому вовсе не означало для него примирение с Богом . Ему, вечно ищущему мыслителю, бездумное состояние было чуждо, не нужен был рай с беззаботными , спокойными ангелами, которым всё всегда было ясно. Демон хотел, чтоб душа его жила, чтоб откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой родной душой. Он мечтал испытать большие человеческие чувства. Ощутив любовь к одному живому существу , он почувствовал любовь ко всему живому. В нём вспыхнула потребность делать подлинное добро, восхищаться красотой мира. К нему вернулось всё то, чего лишил его Бог.
Как образ Демона дополняется пейзажем скалистых гор, так и образ молодой красавицы грузинки Тамары становится ярче в сочетании с пышной природой её родины. Среди подруг проводит свой последний день в родительском доме дочь князя Тамара. Завтра её свадьба. В пляске раскрывается характер Тамары. Это- не безмятежная пляска. «Грустное сомнение» темнило светлые черты юной грузинки. Красота сочеталась в ней с богатством внутренней жизни. Это и привлекло к ней Демона. Он почувствовал в ней душу, которая могла понять его. Волновавшая Тамару мысль о « судьбе рабыни» была бунтом против этой судьбы. Этот протест и ощутил в ней Демон. Именно ей он мог обещать открыть «пучину гордого познанья». Только к девушке, в характере которой были заложены черты мятежности, мог обратиться Демон с такими словами:
Оставь же прежнее желанье
И жалкий свет его судьбе;
Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.
Таким образом, Демон- существо, принявшее земной облик , но блистающее неземной красотой, таинственный дух, но в то же время и человеческая душа, любящая и грустная:
Пришлец, туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К её склонился изголовью;
И взор его с такой любовью,
Так грустно на неё смотрел,
Как будто он о ней жалел.
То не был Ангел – небожитель,
Её божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей,
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик - о нет !
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!
Демон не связан здесь с какой –либо определённой силой. Но всё, что знает о духах Тамара , заставляет сопоставить его с силами добра и зла. Демон представляется ей не гением зла, но и не ангелом - хранителем, а каким-то иным, загадочным существом, которое и манит, и пугает, и влечёт.
«Пришлец туманный и немой» проникается надеждой, ощущает рождение в себе нового чувства:
Тоску любви , её волненье
Постигнул Демон в первый раз…
И мы понимаем всю истинность этого чувства , причины рождаемых им противоречивых настроений : боязнь причинить горе возлюбленной, невозможность отказаться от своей любви , обретённое ощущение счастья и способность к страданию:
Он хочет в страхе удалиться…
Его крыло не шевелится!
И , чудо! Из померкших глаз
Слеза тяжёлая катится…
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Не человеческой слезой!..
Символизируя пробуждение у героя человеческого чувства, «тяжёлая слеза» в то же время напоминает о его сверхчеловеческой сущности .
Уже в какой раз , как заклинание, звучат в поэме слова «любовь» и «добро», соединяясь на этот раз не с небесами, а с мечтой героя о «жизни новой».
И входит он , любить готовый,
С душой , открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора.
Но за этим кульминационным моментом - взлётом самых благородных порывов и стремлений героя – следует не слияние судеб столь страстно рвущихся друг к другу . Происходит столкновение Ангела и Демона:
Он входит, смотрит- перед ним
Поклонник рая, херувим,
Хранитель грешницы прекрасной,
Стоит с блистающим челом
И от врага с улыбкой ясной
Приосенил её крылом.
Встреча Демона с Ангелом, происходящая уже не в мечтах героя , а на «грешной земле», как бы проявляет черты героя, остававшиеся до сих пор в тени. Жест « посланника рая» мгновенно пробуждают ту сторону натуры Демона, которую, как ему казалось, он уже отбросил от себя.
Герой , который звался до сих пор «гордым духом», «изгнанником» и «отверженным», теперь получает целый ряд наименований, характеризующих его как духа зла :
Злой дух коварно усмехнулся;
Зарделся ревностию взгляд,
И вновь в душе его проснулась
Старинность ненависти яд.
Сцена встречи Демона с Ангелом показывает и величие натуры героя, и его роковую обречённость. Это подчёркивает мотив прекрасной песни, пробуждающей иллюзии героя:
Не Ангел ли с забытым другом
Вновь повидаться захотел,
Сюда украдкою слетел
И о былом ему пропел,
Чтоб усладить его мученье?
Но «тягостный укор» посланника Бога пробуждает всю силу зла Демона.
Всевластный на Земле Демон побеждает Ангела. «Посланник рая» удаляется. Но победа над Ангелом- это ещё не победа над Богом и не победа над самим собой.
Ангел не остановил порыв героя. «Посланник рая» только напомнил о том, что доступно Демону на этой грешной Земле, заставил вспомнить о мировом порядке, навеки установленном Богом. Он не помог Демону осуществить свою мечту о возвращении к чистой и искренней вере в любовь и добро.
Когда в келье Тамары Демон говорит о «жизни новой», то эта мечта о подлинной , полной и богатой жизни, основанной не только на отрицании . но и на утверждении, не только на ненависти, но и на любви, не только на зле, но и на добре. Лишь такая жизнь может дать герою подлинное счастье. Это счастье герой хочет взять сам , без посредничества Бога и его посланцев.
Теперь, после встречи с Ангелом, Демон понимает, что добро ему запрещено Богом, что его любовь- это соблазн, опасный для земной девы. Но он уже не может остановиться. Его влечёт могучий порыв, и в этом порыве раскрывается весь лермонтовский герой в его сложности и противоречивости, в его возвышенных стремлениях и роковой обречённости.
Перемена , происшедшая в герое, ясно ощущается уже в его обращении к Ангелу. В словах Демона нет уже колебаний, боязни причинить зло любимой. Вместе со страстью и стремлением во что бы то ни стало добиться осуществления своей цели, в нём говорят теперь ревность и ненависть- чувства, рождённые не только уязвлённым самолюбием, но и справедливым гневом. И всё же его откровения и признания по - новому раскрывают уже знакомые читателю черты его натуры. Это и гордое, властное утверждение героем своей сущности, и страстное признание в любви:
Я тот , которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чей образ видела во сне.
Признание гордого и могучего «злого духа» звучит с небывалой силой и величием. Рядом с лицемерным «добром» небес, «оберегающих» , человека от страсти , новую силу и красоту приобретает «зло» героя, восставшего против этих небес и Бога.
Тебе принёс я умиленье,
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слёзы первые мои.
В этом признании нет ни лукавства, ни лицемерия. Искренне звучат и следующие слова героя :
О! выслушай – из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом;
Твоей любви святым покровом
Одетый я, предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом;
О! только выслушай, молю, -
Я раб твой ,-я тебя люблю!
Демон даже готов изменить свою сущность, отказаться от своей нечеловеческой власти, потому что эта власть отрывает его от мира , а значит, и от Тамары. Любовь становится для него воплощением добра и красоты.
Пылкое чувство героя уже увлекло Тамару. Она уже не может противостоять соблазну вновь и вновь слушать признания Демона. Слова героя утверждают силу его «неземного чувства». Но в них- и признание того, что даже в раю ему недоставало горячего, страстного земного чувства:
Во дни блаженства мне в раю
Одной тебя недоставало.
Демон опять говорит о своём одиночестве. Восставший против небес ради свободы и познания, герой одинок и в мире отверженных, и на земле.
« Высокий» характер зла оттеняется его величественным портретом:
В борьбе с могучим ураганом,
Как часто, подымая прах,
Одетый молньей и туманом,
Я шумно мчался в облаках…
Тамара не столько боится « злонравия» героя, сколько сомневается в искренности его любви. Она требует отречься «от злых стяжаний». Если Демон увлекает Тамару силой своей страсти, то она увлекает героя своей верой в добро и красоту.
О! верь мне: я один поныне
Тебя постиг и оценил:
Избрав тебя моей святыней,
Я власть у ног твоих сложил.
Твоей любви я жду, как дара,
И вечность дам тебе за миг;
В любви ,как в злобе, верь, Тамара,
Я неизменен и велик.
Здесь в полную меру раскрывается противоречивость демонической натуры: мечтая о небе, он стремится , по сути, найти счастье в земной любви.
Любовь духа разрушает «божественную гармонию» души Тамары и убивает её земную плоть. Страсть любви Демона величественная и убийственная одновременно.
Кульминационный момент развития чувства Демона становится началом трагической развязки : «Увы! Злой дух торжествовал!..»
И стихло всё, издалека
Лишь дуновенье ветерка
Роптанье листьев приносило,
Да с тёмным берегом уныло
Шепталась горная река.
Всё это не оставляет сомнения в том , что Тамара потеряна и для Демона. Слова об её улыбке как отблеске «жизни прежней» ещё ярче оттеняют несбывшуюся мечту героя о «жизни новой».
Напрасно! Мёртвым не приснится
Ни грусть, ни радость прошлых дней.
После гибели Тамары её бесплотная душа , которую несёт в «объятьях своих» Ангел, вновь встречается с Демоном. Но облик героя совсем иной:
Каким смотрел он злобным взглядом.
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца,
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.
Торжествующий на Земле Демон – в соответствии с легендой- побеждён на небе.
И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои.
И вновь остался он , надменный,
Один , как прежде, во Вселенной
Без упоенья и любви.
Какой смысл имеет финал поэмы и поражение Демона – примирительный или непримирительный? Эти нерешённые вопросы свидетельствуют о сложности философской проблематики поэмы, о диалектическом сочетании в Демоне добра и зла, жажды идеала и потери его,
вражды к миру и попытки примириться с ним . что в конечном счёте отражает трагическое мироощущение передовых людей эпохи.
Слайд 1
Демон М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля Автор :Валеева Надежда ученица 11класса МОУ «СОШ № 11» г. ВоскресенскаВведение.
Кто такой демон? Этот вопрос я задала себе, приступая к реферату. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова читаю: Демон, а, м. [греч. daimon].1. В древнегреческой мифологии – божество, существо, среднее между богом и человеком. 2. В христианской мифологии – дьявол, злой дух (церк.). 3. Злой искуситель, существо, обладающее таинственной силой, которое побуждает к чему-нибудь недоброму, злому (книжн., поэт.).
С этим же вопросом я обратилась к старшеклассникам. Вот что они ответили:
- Демон – существо, которое ищет в пороке вдохновение.
-Демон – это сила, которая является причинной многих бед.
-Демон – девушка, которая обладает красотой, злобой и порочностью.
-Демон – девушка, которая обладает силой, красотой, а значит, большим интеллектом.
-Демон – это существо, в котором сгусток страсти, лжи и всего отрицательного.
-Демон – человек, который потерял жизненные ориентиры.
-Демон – человек, который умеет постигнуть сокровенные мысли людей.
-Демон – женщина капризного характера.
-Демон – мужчина, наделённый мудростью, проницательностью.
-Демон – женщина, охотившаяся за мужчинами.
-Демон – человек-предсказатель.
-Демон – дух, который может наслать болезнь.
-Демон – дух, который нас искушает.
-Демон – это злой дух, вселяющийся в человека и вызывающий помрачнение рассудка.
- Демон – мужчина, подчиняющий себе женщин.
-Демон - человек с головы до ног пропитанный ядом.
-Демон – мужчина, развратный, ревнивый, злой и мстительный.
-Демон – мужчина с прекрасной внешностью речью, но лживый и вероломный.
-Демон – страшный человек
-Демон – мужчина, доводящий женщину до безумия.
Мы видим, что из 20 человек опрошенных 14 «очеловечили» демона, и только 6 связали со злым духом. На диаграмме это выглядит так:
На основании данного опроса можно сделать ещё один вывод: демон-человек – носитель положительных качеств или нет. Из 20 человек только 8 наделили демона положительными качествами. На диаграмме это выглядит так:
Значит, с понятием «демон» связано в большей степени понятие «зло», будь это человек или какая-то сила.
«Поделитесь вашими размышлениями о добре и зле», - попросила я ребят. Вот некоторые их высказывания:
-Ложь + сила =зло
-Добро – это то, перед чем надо преклоняться
-Добро – не радость чужому горю.
- Зло – злокачественная опухоль.
-Без зла нельзя понять, что такое добро.
-Слушать злых людей – это и есть начало злого дела.
-Зло – гнусный поступок.
-У добра – светлая улыбка. У зла – лицо искажено.
-Нет худа без добра? Ещё как есть!
-Бездействующее добро есть зло.
-Нет понятий «добро» и «зло». Мы не знаем, что это такое.
Следующий вопрос к старшеклассникам:
- Сейчас миром правит зло или добро?
Из тех же 20 человек 13 ответили зло
7------------- добро
-Что победит: добро или зло?
Из 20 человек 17 с уверенностью сказали – добро.
Как видим, прогноз, весьма оптимистичен.
А теперь обратимся к творчеству М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля.
Микеланжело высказал в своё время очень интересную мысль о сходстве поэзии и живописи : «Между живописью и поэзией существует поразительное сходство; это , конечно , и дало основание назвать одно из этих искусств немой поэзией, другое – говорящей живописью.» [6, стр.12 ]
Таким ярким примером своеобразного творческого диалога между поэтом и художником может быть поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» и «Демон сидящий» - картина знаменитого художника М.А.Врубеля.
В ходе исследования перед собой я ставила цели – 1.изучить и сделать сравнительный анализ произведений этих художников, 2.выявить значение темы «Демон» в их творчестве, 3.выявить понимание значения слова «демон» современной молодёжью.
Почему я выбрала данную тему? Мне захотелось соединить в одно целое два предмета – литературу и мировую художественную культуру, так как это единое культурное пространство, в котором творят художники. Меня заинтересовало , как разными художественными средствами, а именно искусством слова и искусством живописи можно раскрыть одну тему. К тому же считаю , что тема «демонизма» очень актуальна в данную эпоху: разрушены прежние « высокие» ценности, человек потерял Бога. Любовь к стяжательству стала основой поступков людей. Люди разобщились, сделались чуждыми друг другу, а душа их похолодела. Но индивидуализм приносит страдания не только другим людям, но и самому человеку, потому что совершая зло, он хочет все же, чтобы его любили, а нелюбовь воспринимает как тяжкую обиду. Поэтому как важно сейчас не ожесточиться, сохранить в себе лучшие качества. И ещё, тема демона вызывала страх в моей душе и была для меня некой тайной. Мне захотелось понять природу этих чувств.
Выводы.
Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» и картины М.А.Врубеля принадлежат к вершинам достижения мирового искусства. Произведения – шедевры по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине, по силе эмоционально- поэтического воздействия; шедевры, как по пластической изобразительности , так по блеску стихотворного мастерства Их роднит социальный протест, богоборчество. Но каждая из них – идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи.
Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон , как справедливо пишет В.Г.Белинский , «отрицает для утверждения , разрушает для созидания…Это Демон движения , вечного обновления, вечного возрождения». И у М.Врубеля Демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирение обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа ни на земле , ни на небе».[1,стр.555]
У Лермонтова Демон – гордый бунтарь- индивидуалист, противопоставленный всему существующему, а у Врубеля «Демон» поверженный, сломленный, слабый. «В своей трактовке образа Демона Врубель значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроение бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало».[5, стр.28]
Лермонтовский Демон , хотя и страдающий, всё же «царь познания и свободы», а Врубельский – не царственен, в нём больше тоски и тревоги, чем гордости и величия.
Демон – « ни день, ни ночь, - ни мрак , ни свет».Он не связан ни с небом, ни с землёй. В этом его трагедия.
Эти социально –философские произведения смело ставят сложнейшие и насущные вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о безумной вере и разумном скептицизме. о рабстве и свободе. Добре и зле, о жажде счастья и бесцельности жизни.
Как М.Лермонтов. сам переживший гордое одиночество, в конце своего жизненного пути пришёл к осознанию и осуждению индивидуалистического протеста , так и М Врубель потерпел поражение индивидуалистических идей.
«Демон» М.Лермонтова и Демон Врубеля – романтические произведения. Но они несут в себе явно реалистические тенденции.
Лично меня больше привлекает Демон на картине «Демон сидящий» Герой художника – идеал прекрасного человека. На это указывает его атлетическа фигура.
Каждому человеку знакомо чувство одиночества, у всех есть потребность в любви . Этими чертами Демон мне близок и понятен
Демон М.А.Врубеля.
А теперь обратимся к творчеству М.А.Врубеля.
М. Врубель принадлежит к художникам , чьё мироощущение концентрирует дух своего времени. Его творчество можно уподобить взволнованной исповеди, и тем не менее оно полнее отражает сущность эпохи «рубежа веков», чем произведения любого бытописателя. Не претендуя на роль духовного вождя , художник неоднократно повторял, что его поиски преимущественно лежат в области художественной техники. Но именно М. Врубель стал одним из выразителей мироощущения эпохи «перевала», в которой причудливо переплелись черты вырождения, мрачные предчувствия конца мира, света и мечты о вселенской гармонии.
Искусство начала 20 века часто использовало мифы, обращался к ним и М.Врубель. Создавая Демона, художник делал попытку выглянуть из непроглядной житейской прозы во имя истинной, духовной сущности. На протяжении всей жизни он неоднократно возвращался к задуманному образу и в рисунке, и в скульптуре, и в живописи. «Демона не понимают, - писал художник, - путают с чёртом и дьяволом… «демон» - значит «душа» и олицетворяет вечную борьбу метущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревавших его страстей…»
На картине М.Врубеля «Демон сидящий» мы видим могучую фигуру Демона, закрывающую всё полотно. Отчётливо вырисованы пухлые губы и подёрнутые глубокой тоской глаза. Над глазами-- тёмная полоса бровей. На голове – чёрная масса волос . Кажется , Демон должен встать и распрямиться. Но бессильно опущенные руки, которыми он охватил колени, и до боли сцепленные пальцы не дают ему это сделать. Врубель сознательно выбирает «тесный» продолговатый формат холста, который неожиданно как бы придавливает, срезает сверху фигуру Демона и тем самым подчёркивает его скованность .
Среда, в которой находится Демон, родственна ему. Слева М. Врубель наметил даль, расцвеченную огнями, а рядом с фигурой героя – царство цветов - кристаллов, отчасти заменяющее ему крылья. Формы цветов и их краски художник подсмотрел в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками.
На картине М. Врубеля предстаёт как будто совсем иной, чужой нам план бытия - исполинский, почти устрашающий. Демон , кажется , властвует над миром. Но нет торжества в его мощной фигуре, нет злобы и презрения во взгляде.
О чём думает и о чём скорбит Демон? При взгляде на эту картину у зрителя складывается впечатление мира прекрасного, но вместе с тем будто окаменевшего.От всего окружающего , кажется , герой отгорождён непроницаемой стеклянной стеной . И это впечатление помогает понять тоску Демона, его одиночество . Герой ещё далёк от отчаяния. Он полон гордой веры в мощь своих крыльев.
Синий цвет одежды символизирует принадлежность Демона к небесному миру.
«Демонический юноша , воплощённый на полотне , испытывал желание верить в идеал, ждать его и надеяться на его осуществление, искать его и находить. Он как бы разуверился в возможность быстрого осуществления этого желания. Он нёс в себе разлад с миром и с самим с собой. Он отодвигал высокие мечты и ожидания куда-то вдаль и был вестником будущего бунта».[1, стр.34]
Закончив картину «Демон сидящий», М. Врубель принимается за иллюстрации к произведениям М. Лермонтова, в том числе и к «Демону».С тех пор поэму Лермонтова уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном М.Врубеля. Другого мы , пожалуй, не приняли бы.
Спустя некоторое время М.Врубель пишет картину «Демон летящий», которая осталась незаконченной. Закрывая небосвод, дух парит на тускло –серебряных крыльях над пропастями и кручами земли .Он надвигается, близиться, лицо дано крупно. И более всего закончено. Но какое холодное, мрачное неумолимое лицо! Как оно изменилось по сравнению с «Сидящим Демоном!»
Такой Демон летел навстречу катастрофы, гибели. Идея «поверженного» возникла как бы сама собой, навязывалась сознанию художника. Уже работая над «Поверженным», уже почти закончив его, он хотел вернуться к «Летящему». Об этом есть свидетельства в дневниках. Но «Поверженный» пересилил.
Чудовищно прекрасное тело Демона, обессилевшего от каких-то «мировых» объятий распластано в горном ущелье. Это уже не мощный атлет, а резко деформированное в пропорциях болезненно- хрупкое существо. Поражённый демон со скованными руками лежит павший среди огромных павлиных крыльев, которые своими голубыми отсветами сливаются с блеском далёких снежных гор. Из огромного узорного панно выделяются своим гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. По записям Е.И.Ге, работая над картиной «Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить сильное, даже возвышенное в человеке».[2, стр.15]. Но Демон , вопреки намерениям его творца, оказался сломленным, слабым, безумным. Это означало объективное поражение индивидуалистических идей самого М.Врубеля.
Демон М.Ю.Лермонтова
Обратимся к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Поэт предпосылает слову «Демон» определение «печальный», которое сразу переносит нас в мир человеческих чувств и переживаний:
Тех лет, когда в жилище света
Блистал он , чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил,
Когда он верил и любил
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму ему
Веков бесплодных ряд унылый…
И много, много… и всего
Припомнить не имел он силы.
Утратив свою ангельскую природу, усомнившись в вере в творца, Демон восстал против Бога, обрёк себя на изгнание. Бог своим страшным проклятием испепелил душу Демона, сделал холодной , мёртвой, а также превратил его в орудие зла. В этом страшная трагедия героя М. Лермонтова:
Лишь только божие проклятие
Исполнилось, с того же дня
Природы жалкие объятья
Навек остыли для меня…
Однако герой М.Лермонтова – это не просто «злой дух», но и падший ангел. Поэтому он так сильно чувствует красоту и гармонию. Любовь , вспыхнувшая в душе Демона , означала для него возрождение.
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты.
Красота Тамары пробудила в нём то, что составляло природу Ангела. В нём вспыхнула надежда на спасение., на прощение. Мечты о прошлом счастье , о том времени, когда он « не был злым» , проснулись, чувство заговорило в нём «родным ,понятным языком».
Дальнейшее развитие сюжета – это борьба злого и доброго начала.
Природа Демона такова, что добро у него превращается в зло. Он хочет возвратить себе счастье, но для начала убивает жениха Тамары. Привыкнув творить зло, Демон даже не понимает, что теперь ему дорога к счастью закрыта. Но он по-прежнему мечтает о Тамаре, надеясь, что любовь чистого существа избавит его от демонической природы. Посещения Демона для Тамары губительны, ей трудно устоять перед соблазнителем:
Но мысль её он возмутил
Мечтой пророческой и странной.
Пришелец туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К её склонился изголовью,
Так грустно на неё смотрел,
Как будто он о ней жалел.
Спасаясь от наваждения, от странного образа , являющегося к ней по ночам, Тамара укрывается в монастыре. Демон долго не может переступить порог святой обители. Но наконец
…входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора.
Жестокая ошибка, иллюзия, природа зла неизменна. Об этом напоминает Демону Ангел. В ответ ему
Злой дух коварно усмехнулся,
Зарделся ревностью взгляд.
И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд.
Теперь . после встречи с ангелом , Демон понимает, что добро ему запрещено Богом, что его любовь – это соблазн, опасный для земной девы. Но он уже не может остановиться. Его влечёт могучий порыв, и в этом порыве раскрывается весь лермонтовский герой в его сложности и противоречивости, в его возвышенных стремлениях и роковой обречённости.
Искренне звучат слова Демона:
О! Выслушай – из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возродить могла бы словом;
Твоей любви святым покровом
Одетый я , предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом;
О! Только выслушай , молю, -
Я раб твой, я тебя люблю!
Соблазняя Тамару, Демон добивается её чистой души. Но согрешив,
Тамара должна лишиться своей чистоты. Трудно не поверить клятвам и обещаниям Демона. Страсть любви героя величественная и убийственная одновременно.
После гибели Тамары её бесплотная душа , которую несёт в « объятиях своих» Ангел , вновь встречается с Демоном. Но облик героя совсем иной:
Каким смотрел он злобным взглядом.
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца,
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.
Торжествующий на Земле Демон – в соответствии с легендой – побеждён на небе.
И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.
Какой смысл имеет финал поэмы и поражение Демона – примирительный или непримирительный? Эти нерешённые вопросы свидетельствуют о диалектическом сочетании в Демоне добра и зла, жажды идеала и потери его, вражды к миру и попытки примириться с ним, что в конечном счёте отражает трагическое мироощущение передовых людей эпохи Лермонтова.
Практическая значимость реферата.
Реферат окажет помощь педагогам общеобразовательных учреждений в проведении уроков внеклассного чтения по творчеству М.Ю.Лермонтова в 8 классе, интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства, на уроках МХК
Рецензия
на реферат «Демон М.Лермонтова и М. Врубеля» ученицы 11класса МОУ «СОШ № 11» г .Воскресенска Валеевой Надежды.
Реферат посвящён раскрытию образов Демона М.Лермонтова в поэме «Демон» и Демона на картинах М.Врубеля В работе представлены основные вопросы: взаимосвязь Демона М.Лермонтова и Демона М.Врубеля и их отличие друг от друга. Немаловажным является и то, что автор определил идейные замыслы работ М.Лермонтова и М. Врубеля. Особый интерес представляет вывод о взаимосвязи данных образов и их отличие друг от друга, а также собственная точка зрения на образы. Автор на основе большого фактического материала рассматривает образ Демона в поэме М.Лермонтова и подробно описывает картины М.Врубеля.
Всё содержание реферата логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из современных источников.
Актуальность данного исследования не вызывает сомнения. Автор указывает на проблему снижения уровня нравственности в современную эпоху.
Как положительный факт можно отметить то, что был сделан опрос учащихся-старшеклассников по заданной проблеме.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения на уроках внеклассного чтения по творчеству М.Лермонтова , также на интегрированных уроках литературы и изобразительного искусства, на уроках МХК.
Руководитель: Горлова Н.Б.
учитель русского языка и
и литературы
Содержание.
1. Введение…………………………………………….1-5
2.1. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»…………..6-17
2.2. Поэма М.А.Врубеля «Демон»……………….18-20
3. Выводы……………………………………………...21-22
4. Практическая значимость реферата……………….23
5. Список литературы………………………………...24
6. Приложение № 1…………………………………….25
7. Приложение № 2…………………………………….26
8. Приложение № 3…………………………………….27
9. Приложение № 4………………………………….....28
10. Приложение № 5…………………………………...29
11. Приложение № 6……………………………………30
12. Приложение № 7……………………………………31
13. Приложение № 8……………………………………32
14. Приложение № 9……………………………………33
Список литературы.
Под парусами
Сказка про Серого Зайку
Новый снимок Юпитера
Прекрасная арфа
Кто чем богат, тот тем и делится!