Творческая работа рассматривает аспекты изображения природы в поэтических текстах Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева и музыкальном произведении С.В. Рахманинова
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazhenie_prirody_v_stikhotvoreniyakh.doc | 47 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение лицей №8 имени Н.Н.Рукавишникова
Изображение природы в стихотворениях
Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…»,
Ф.И. Тютчева «Листья» и романсе С.В. Рахманинова «Весенние воды».
Выполнила: ученица 6 В класса
Хардина Диана
Научный руководитель:
Луканина М.Ю.
Томск - 2014
Оглавление:
- выяснить, почему стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья» - драматический монолог деревьев, их прямая речь;
- проследить сюжетную параллель между жизнью листьев и жизнью людей;
- эмоциональная тональность стихотворения;
- взаимоотношения туч и скалы в стихотворении Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…»;
- роль образно-выразительных средств в развитии сюжета и композиции произведения;
- романс С.В.Рахманинова «Весенние воды» как музыкальное изображение пробуждающейся весенней стихии.
Введение.
Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник творчества. В поэзии издавна осень, зима, весна, лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет картинной красоты, она полна спокойствия, раздолья, степенности и веселья.
Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности. Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического воздействия так велика, что, не будь её, у нас не было бы блистательных поэтов, художников, композиторов.
Поэты XIX века оставили нам проникновенные лирические произведения о России и её просторах.
Творчество Я. Полонского, Ф.И. Тютчева и С. Рахманинова наглядный тому пример.
Основная часть:
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья» многогранно по своему содержанию. Поэт рассказывает о том, что законы природы едины, и поэтому всё вокруг желает покоя и гармонии.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
В начале стихотворения поэт иронично и задиристо говорит о том, что всё устало от зимы, поэтому «тощая зелень» сосен и елей торчит и не желтеет, но торчит, «как иглы ежа». И эпитет, и сравнение лишний раз подчёркивают, что от такой зелени нет никакой радости ни человеку, ни окружающему миру.
Мгновенно меняется тональность стихотворения, когда речь заходит о листьях:
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим…
Передаётся радость, счастье листьев. Они едины с солнцем , ветром, птицами и со всей природой. Да, «красное лето» (поэт как будто из сказки берёт этот постоянный эпитет) всегда приветствует зелень деревьев, несмотря на то, что скоро всё буйство красок померкнет и задуют холодные осенние ветры. Но энергичные листья после солнечного тепла, бодрящей росы не будут мириться с тем, что «…птички отпели, цветы отцвели…». Их печаль, грусть, тоска по лету сменяется смелой решимостью – лететь вместе с ветром:
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
Восклицательный знак в конце строки подчёркивает смелость листьев, ведь они не «тощая зелень» сосен и елей и не будут желтеть на ветках и ждать зимы.
Если в третьей строфе один раз поэт использовал восклицательный знак, то в финале произведения трижды. Этим передаётся радость листьев, их готовность лететь вместе с птицами и «буйными» ветрами. Употребление глаголов повелительного наклонения «сорвите, умчите» подчёркивают горячую просьбу о, возможно, опасном путешествии, но опасность не страшна листьям, ведь для них это движение – жизнь.
Ф.И.Тютчев в стихотворении активно использует олицетворение, оно помогает услышать листья, ведь они сами говорят о себе, словно поэт продолжает ту историю, которую нам рассказал листок М.Ю.Лермонтова.
В конце стихотворения многоточие показывает, что история листьев ещё продолжается так же, как продолжается жизнь человека, хотя всё проходит очень быстро и не всегда может вернуться. Для поэта это дорогое состояние.
После того, как стихотворение прочитано остаётся взбудораженное, приподнятое, энергичное настроение. Это благодаря рвению и бурным речам листьев.
Любимая пора многих людей, лето, вдохновляло и поэтов, и художников, и композиторов на создание ярких произведений .
Всё становится предметом изображения : жаркий летний день, лазурное небо с плывущими облаками, тихий вечер, рассвет перед ясным солнечным днём , темнеющее перед грозой небо , летний дождь.
В стихотворении Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…» рассказ об отношениях двух тучек друг к другу, будто бы двух детей между собой, об их ревностном отношении к маме-скале, а скала относится к ним, как мать к своим шумным детям.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Блуждания «хмурых туч» «знойным вечером» всё-таки закончились ссорой.
В стихотворении изображён летний горный пейзаж, который находится в постоянном движении, хотя начало стихотворения очень спокойное, неспешное, ленивое, но потом энергия тучек помогает повествованию, это подчёркивают глаголы «не уступили, огласили, грянул». Олицетворение и аллитерация( согласные «р», «с», «з») подчёркивают силу грозы-ссоры детей-тучек, которые никак не могут успокоиться, и только для горного эха эта ссора была забавна:
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось…
Однако эта ссора детей огорчает маму-скалу, ей хочется, чтобы дети дружили между собой. Скала показывает своим протяжным , тяжёлым вздохом, стоном, как ей тяжело видеть их ссоры , и тучи , всё поняв, присмирели у ног матери.
В финале стихотворения тучи « обомлели», то есть впали в оцепенение, замерли, успокоились, они осознали свою ошибку, сжалились над скалой, «улеглись» у её ног.
Слово «обомлели» помогает нам понять смирение, сожаление, понимание непокорных сначала туч. В сюжете стихотворения можно увидеть не только пейзажную зарисовку, но и словно сценку из нашей жизни, ведь мы – дети не всегда слушаем своих родителей.
Романс С.В.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева «Весенние воды» по своему настроению совершенно противоположен стихотворениям «Листья» и «По горам две хмурых тучи…». Композитор показывает, насколько прекрасна сила весны, сила жизни, могучая смелость ручьёв, которые сметают всё на своём пути, и от зимней грязи не остаётся и следа. «Молодые гонцы» весны радостно будят всех вокруг и сообщают о грядущем обновлении, ведь его так заждалась природа. Энергия музыки подчёркивает вдохновенную силу этого таинственного превращения, которое повторяется каждый год, однако после долгой зимы и природа, и человек ждут весеннюю капель с нетерпением.
Заключение:
Поэтов XIX века объединяет любовь к родине, родной природе, способность особенно остро чувствовать, внимательно наблюдать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И еще одним даром обладают поэты: даром «рисовать словами», поэтому стихи открывают нам красоту родного края, учат беречь природу и понимать её, ведь и природа, и поэзия – это настоящее чудо. Но открывается это чудо только умному, доброму и внимательному человеку.
Литература:
«Литературоведческий энциклопедический словарь» М.: 1987
«Энциклопедия Аванта +. Русская литература. От былин и летописей до классики 19 века». М.: 2001
«Энциклопедия юного филолога» М.:1989
http: // www. ovstug. debryansk.ru
Браво, Феликс!
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Горка
Галка в чужих перьях
Нечаянная победа. Айзек Азимов