Я обращаюсь к творчеству русских поэтов: А.Пушкину, И.Никитину, И.Бунину, Ф.Тютчеву, Н.Некрасову и творчеству поэтов-земляков Г.Игнатову и Т.Алексееву.
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_r.poeziya_rodnoy_prirody.doc | 110 КБ |
ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
(Реферат по литературе)
Выполнил:Соколов Роман Юрьевич,
ученик 7 класса МОУ «Цыгановская ООШ»
Руководитель: Ширямова Татьяна
Николаевна, учитель русского языка
и литературы МОУ «Цыгановская ООШ»
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.Тютчев
Многие из нас мечтают побывать в необыкновенных местах, полюбоваться необыкновенной красотой, но часто мы совсем перестаём видеть или не замечаем красоту родных мест. Своей работой я хотел привлечь внимание своих сверстников и взрослых людей к поэтическим образам природы, попробовать всмотреться и оценить окружающую нас красоту, суметь услышать и увидеть проникновенные поэтические строки русских авторов и современных поэтов, которые живут рядом с нами, пронаблюдать изменения в самом себе. На уроках литературы в 7 классе мы знакомились со стихами русских поэтов о родной природе. Я хотел бы расширить и углубить представление о красоте пейзажной лирики, проследить на стихах поэтов-классиков и поэтов-земляков, какие чувства вызывают картины природы в сердце каждого из нас, как поэтические строки помогают видеть и слышать красоту родного края. Я обращаюсь к творчеству русских поэтов: А.Пушкину, И.Никитину, И.Бунину, Ф.Тютчеву, Н.Некрасову и творчеству поэтов-земляков Г.Игнатову и Т.Алексееву. Начиная с младших классов, на уроках словесности мы знакомились с жизнью наших предков, с их представлениями о могуществе и силах природы, так как без исторических знаний сложно понять любой материал.
Наши предки по-особому воспринимали то, что происходит вокруг них в природе; всюду чудились им могучие существа, благие и злые. Благодетельным существом считали они солнце, потому что оно своим светом прогоняло ночную тьму, своим теплом согревало землю. Предки наши думали, что солнце, как живое существо, ведет постоянную борьбу с холодом и тьмою. Зимой, по древним верованиям, мороз брал верх над солнцем — вся природа замирает. С приходом весны входит в силу — просыпается "мать – сыра - земля": показывается трава, реки взламывают лед, появляются птицы. Люди радостными песнями встречали ясное солнце, радовались его победе — победе жизни над смертью, молили его, чтобы оно дало побольше тепла и света. Черные тучи представлялись первобытным людям страшными чудовищами, драконами, громадными птицами — врагами солнца. В ударах грома видели люди небесную борьбу бога - громовника с чудовищем-тучей: огненные стрелы-молнии пронизывают тучу, вызывая потоки дождя, капли живой воды льются с неба, и земля расцветает, входит в еще большую силу. Наши предки молились и приносили благодарность небесному воителю и могучему ветру, помогающему в борьбе. Не всегда эти боги благодетельные для человека: иногда солнце выжигает землю, ветер дует с такой яростью, что выворачивает с корнем деревья, удары молнии убивают людей и скот. Тогда в ужасе молили первобытные люди грозных богов о пощаде, готовы были принести жертвы, чтобы умилостивить богов, показать им полную свою покорность.
У древних славян отчетливо выделяются два культа — культ природы и культ предков.
Много древних языческих праздников в честь бога-солнца до сих пор удержалось у нашего народа. Накануне Рожества под окнами односельчан дети и молодежь поет и величает Коляду (одно из названий солнца). Этот обычай сохранился с тех пор, когда язычники радовались прибавлению дня, считая, что солнце одерживает верх над тьмой и холодом. Обычай на Святках (от Рождества до Крещения) гадать, переряживаться — тоже языческий. Весну (во время теперешней масленицы), когда солнце уже заметно входило в силу, предки наши встречали опять радостными песнями и празднествами. В разгар лета, в конце июня, совершается праздник Купалы (еще одно из название солнца). Солнце в эту пору в полной силе, но с этого времени наступает поворот к осени. В ночь праздника Купалы принято было совершать такой обряд: колесо, обернутое соломою, зажигали и испускали с горы. Катящееся огненное колесо знаменует солнце, сходящее с прежней своей высоты. Кроме того, зажигали костры , прыгали через огонь, купались в реке, поскольку почитали огонь и воду, верили, что они имеют очистительную силу.
Особых языческих храмов у наших предков не было; они молились своим богам в лесной глуши, у озер, у рек, а потом и в городах. Они устраивали открытые святилища, имевшие обыкновенно форму круга, из дерева или камня. В жертву приносили животных, молились, гадали по разным приметам. Верили славяне и в предзнаменования — думали, что боги разными приметами дают людям возможность узнавать будущее. Те люди, которые умели объяснять знамения и гадать, назывались волхвами, кудесниками, ведунами. Люди считали, что заклинаниями, волхованиями можно отвратить или накликать беду. За предзнаменования принимали не только затмения солнца, появление молодой луны, но вой собаки, карканье вороны, кукование кукушки и тому подобное.
Славяне делили год на две половины — зиму и лето. И поскольку природа оживает весной, то и началом нового года считался день первого марта — первый день весны. Названия времен года, месяцев у наших предков связывались с особенностями жизни природы в тот или иной сезон. Наблюдения за погодой велись на протяжении столетий. Этот опыт был важен и для земледельца, и для охотника. Постепенно сложился народный календарь природы, в который наряду с погодными приметами вошли пословицы и поговорки, относящиеся как к году в целом, так и к отдельным месяцам, дням, явлениям природы, животным, растениям, птицами (см. приложение «Народные приметы»). Например, известно, что если кошка во сне закрывает нос хвостом или лапой — это к большим морозам. Природные приметы показывают замечательную точность, особую наблюдательность и поэтичность народного взгляда на мир.
Человек – дитя природы. С первых своих шагов он ощущает могучие силы окружающего мира. Человек растет, взрослеет - и его отношение к природе изменяется. Оно становится более многосторонним и осознанным. Ученый наблюдает природные явления и открывает всемирные законы. Техник ставит их на службу людям. Лесовод не дает оскудеть зеленым запасам Земли и тем помогает природе сберечь свои силы. А поэт ... поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в образы, с помощью которых рассказывает нам о сложных законах жизни человеческой души. Так природа помогает человеку лучше понять самого себя.
Отличие поэтического отношения к природе от научного, практического заключается, прежде всего, в том, что поэт наделяет ее переживаниями, свойствами и чертами живого существа, иными словами - одушевляет. Такое отношение к природе уходит корнями в седую древность. В книге "Поэтические воззрения славян на природу собиратель русских народных сказок А.Афанасьев говорит, что источником народного словесного творчества было
"сочувственное созерцание природы, которое сопровождало человека в период создания языка". Иначе говоря, человек воспринимал могучие силы природы как нечто живое, способное чувствовать, поэтому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней. Представление о единстве человека и природы, отличающее славянский фольклор, переходит в русскую классическую поэзию 18-19 веков и от нее - в наши дни.
Александр Сергеевич Пушкин в главах романа в стихах "Евгений Онегин", в стихотворениях "Осень", "Зимнее утро" достиг удивительного сочетания возвышенности чувств и яркости каждой детали описываемого. Нам всем знакомы строки из его замечательных стихов: «Унылая пора! очей очарованье!» или: «Мороз и солнце; день чудесный!»
После Пушкина, который сказал: "Уж небо осенью дышало", мы уже не задумываемся над тем, может ли небо действительно дышать? Вслед за поэтом мы одухотворяем природу и только удивляемся новизне его точности: "Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча, еще бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл".
Точность у Пушкина не только художественная, но и физическая: пруд сначала именно застывает, покрываясь тонкой пленкой первого льда, то есть "останавливается" сверху, а не промерзает. Пруд останавливается, а ручей еще бежит, так как его течение сильней ...
Приметы, которыми поэт описывает зиму, поистине великолепны:
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает ...
"Высокая поэзия ... и гусь?" Но посмотрите, как ярко, образно рисует картину поэт, как нарастает стремительность действия: гусь вовсе не так уж тяжел, он начинает казаться тяжелым потому, что не может плыть, находиться в привычной среде. И у Пушкина эта прозаическая, бытовая деталь вырастает до настоящей зимней приметы. Изящество, простоту и легкость звучания придает стихотворению и размер, которым оно написано.
"Здоровью моему полезен русский холод", - признавался весело поэт, и оттого зима в его стихах вся блеск и сверкание. Вспомним знаменитое стихотворение А.Пушкина "Зимнее утро" .
Н.В.Гоголь считал, что
"прочесть как следует произведение лирическое - вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать ... нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его".
Вообще, во всей отечественной литературе прошлого века зима, как наиболее оригинальное явление нашей природы, нашего контрастного климата, становится определенным символом национального мироощущения. В стихотворениях Ивана Савича Никитина, одного из наиболее близких традиционному фольклорному творчеству поэтов 19 века, зима изображена как народный праздник, гулянье, отдохновение от летних крестьянских работ. Зима воспринимается Никитинскими героями как нечто "свое", родное, "матушка-зима", "гостья зима". Она для русского человека - добрая заступница от невзгод и даже от врагов.
(стихотворение "Встреча зимы".)
Наверное, не менее символичен и значим, чем зима, для русского человека образ леса. Россия - лесная страна. Лес - красота, богатство, гордость нашей страны. С ним неразрывно связана судьба русского народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя и птицу, ягоду и грибы. Лес часто вдохновлял художников, и нам известны великолепные картины Шишкина, Саврасова, Левитана. А какой откроется нам красота русского леса в стихотворении Никитина "Лес"? Описывать лес можно по-разному: глазами охотника, собирателя трав, лесника
Автор относится к лесу, как друг. Доказать это можно строчками стихотворения. В самом начале автор обращается к лесу на ты: "Шуми, шуми, зеленый лес!" Есть строчка "как я любил" ... Можно сказать, что автор любуется лесом, привык понимать его таинственный язык "как что-то близкое, родное". Обратите внимание на слово "величавый", то есть гордый, спокойный, могучий. Автор относится к лесу не только с любовью, но и с уважением, гордостью, как к старшему сильному другу. Любовь к лесу и уважение, восхищение его угрюмой силой богатыря и поэтической красотой.
Следуя своим наклонностям и вкусам, лирические поэты выбирали из круговорота многообразных картин и явлений русской природы наиболее им близкое и понятное. Иван Алексеевич Бунин отдавал предпочтение осени. К изображению природы Бунин подходит иначе, чем, например, Пушкин. Для Бунина важно не одной деталью, пусть даже предельно конкретной, обозначить переходность состояния природы, но развернуть перед читателем объемную, многостороннюю картину.
Стихотворение Бунина "Листопад" можно назвать "каталогом" картин русской осени. Поэт перечисляет цвета осенней палитры: желтый, багряный, лазурный ... Кончаются цвета - Бунин обращается к звукам ... Затем приходит черед запахов, шорохов, мгновенных движений ... И вдруг столь усердно и подробно раскрываемая перед читателем картина оживает: " ... Осень тихой вдовой вступает в пестрый терем свой". Образы стихотворения оригинальные, чисто бунинские, но отношение к природному явлению то же, что и у всех крупных русских поэтов прошлого века: оно способствует пониманию окружающего нас мира как живого, чувствующего и ранимого существа.
А вот Федор Иванович Тютчев с замечательным по глубине чувством воспел в своих стихах весеннее обновление. Этот выбор не случаен. В творчестве Тютчева русская поэзия приближается к вершинам своей музыкальности, а именно весна и лето, наиболее насыщенные звуками времена года. Сравним два стихотворения Тютчева о грозе: "Весенняя гроза" и "Неохотно и несмело..." В первом стихотворении гроза неожиданная, внезапно налетевшая.
Люблю грозу в начале мая
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик прыснул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Картина грозы выглядит радостно и светло. Это забава, игра природных сил. А во втором стихотворении гроза не неожиданная. Напряжение нагнетается постепенно. Гроза всколыхнула природу, но не нарушила общего покоя. В стихотворении применен прием олицетворения, из-за чего картина получается особенно выразительной. Стихотворения русских поэтов о природе нередко вдохновляли композиторов на создание романсов - "сольных лирических песен с инструментальным сопровождением". Красота слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека. Композитор Рахманинов на слова Тютчева написал романс "Весенние воды".
О чем бы ни писали русские поэты 19-го века: о временах года, о родных просторах или крестьянском труде - мир природы в их стихах несет высокие нравственные ценности. Каждое поэтическое слово предстает перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны. Творческая манера каждого из поэтов своеобразна, однако, при всех индивидуальных различиях Пушкина, Никитина, Бунина и Тютчева объединяет одно: глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам - в наследство, на память.
Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного зимнего утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природы. В лирике Н.Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Поэтому у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе. Раннее стихотворение Некрасова "Родина". Воспоминания о детстве воскрешают в памяти автора "темный, темный сад", "серый, старый дом", который теперь "пуст и глух". Предельно скуп и лаконичен язык, не привлекателен пейзаж, лишенный привычных идиллических настроений, которые обычно окрашивают воспоминания о детских годах. Но в некрасовской "Родине" "знакомые места" напоминают лишь об отвратительной помещичьей жизни, полной "бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства". Аллеи темного сада неразрывно связываются в памяти лирического героя с "болезненно-печальным" обликом горячо любимой матери, погубленной деспотом-отцом. Понятной становится последняя строфа стихотворения, где поэта не огорчают, а радуют следы разрушения старой помещичьей усадьбы.
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом.
Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении "Несжатая полоса". Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным, изнурительным трудом.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху. Природа у Некрасова не равнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе. В "Железной дороге" действие происходит тоже поздней осенью. Но картина природы, открывающая стихотворение, наполнена уже другим, бодрым, радостным настроением.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Здесь пейзаж играет иную роль. Прекрасная картина русской осени, в которой "нет безобразья", противопоставляется тем беззакониям, произволу, насилию, которые царят в жизни людей. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Природа вливает в лирического героя новые силы, наполняет его бодростью, страстным желанием свободы, жаждой настоящего большого дела. В стихотворении "Рыцарь на час" осенняя природа радует глаз зеленеющей гладью, золотой долиной льнов, "величавым войском стогов". Это новое настроение, связанное с появившейся надеждой поэта на коренные преобразования в жизни России, находит свое выражение в том, что впервые в некрасовской лирике появляется стихотворение, посвященное весне, — "Зеленый Шум". В нем это самое радостное время года символизирует не только пробуждение и обновление природы, но и начало новой счастливой и свободной жизни.
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему...
В стихотворении "Дома — лучше!" с особой силой зазвучали патриотические мотивы, горячая любовь к родине, ее могучим лесам, бескрайним полям. Некрасовские пейзажи согреты авторской любовью к той единственной стране, в которой он может быть поэтом, которая мила и дорога его сердцу.
Хотя стихи названных поэтов написаны давно, но они понятны каждому из нас. Природа радует нас своей красотой, воспитывает в нас чувство прекрасного.
Мы по заданию учителя выполняли рисунки к стихотворениям о природе и рисунки на тему
"Мой любимый уголок природы" - вот они перед вами (см. приложение).
Радует единство этих работ в видении красоты родной природы, радует, что все смогли увидеть очарование природы, ее привлекательность, ее душу, понять ее язык. Этому тоже надо учиться, учиться понимать ее неяркие краски. А для этого нужно определенное настроение, нужно уметь вслушиваться в ее звуки, всматриваться в ее краски.
Я живу в небольшом сибирском селе, где есть прекрасные уголки. Это наши леса, озёра, луга, маленькая речушка недалеко от моего дома и могучий Чулым, чарующий своими прекрасными пляжами. Совсем маленьким туда я ездил с отцом не рыбалку, отдыхать всей семьёй в летние жаркие дни. Я много раз оставался в ночную на рыбалке. Там очень хорошо смотреть на закат, вода на Чулыме в вечернее время становится такая теплая и спокойная, что так и хочется окунуться! Поэтому в одном из сочинений, очарованный этой красотой я написал, что буду рыбаком, как папа. А ещё мне нравится отдыхать на песке, купаться в воде, плохо только не построили приспособлений для ныряния, а так всё хорошо. В сборнике стихов своего земляка Г.Игнатова я прочёл стихотворение под названием «Рыбалка», которое передаёт и мои чувства, так как посвящено знакомым местам. Стихотворение «Деревня моя» - тоже о моём селе. Эти и другие стихи Г.Игнатова не претендуют на высокое мастерство, их слова просты и понятны, но приятно узнавать знакомые места, образы знакомых людей, приятно осознавать свою сопричастность ко всему (см. приложение).
Лето такое короткое, что не успеешь оглянуться, как опять идти в школу. Здесь меня встречает школьная роща, которую посадили первые ученики в 1969 году, 35 лет назад. Из маленьких саженцев выросли могучие ели, сосны, пихты, берёзы и тополя. Смотрю на неё и начинаю понимать, что роща олицетворяет бег времени: меняется время года , люди – меняется роща. Всё это находит отклик в душе. В пятом классе я написал сочинение о роще осенью.
Осень в школьной роще.
Наступила осень, осень золотая, стали дни короче. Тускло солнце светит очень. Льют дожди, бывают лёгкие морозы.
Опали листья в нашей школьной роще.
Тополя, берёзы и осины, елки, сосны, все друзья-деревья стали разноцветны и красивы.
Я прошел по нашей школьной роще, под ногами и в воздухе шуршали, кружились листья. Золотая осень разукрасила все наряды деревьев-друзей.
После трудных уроков так хорошо выйти в школьную рощу!
Как хорошо осенью в лесу, как красивы все деревья!
На душе легко, как летом в речке!
В школе я бываю большую часть времени, поэтому с рощей я встречаюсь ежедневно и уже могу замечать малейшие перемены. Из окна своего класса мы учились на уроках русского языка рассматривать картины: смотришь в рамку окна и выбираешь лучший пейзаж. Забавно, что рамки картины можно легко менять и самому чувствовать себя художником. Этот опыт я применил уже в младших классах, вот что у меня получилось.
За окном
За окном своим я вижу
Кое-где листочки желтые летают,
У соседки картошку копают,
А ещё я вижу, небольшую рощицу.
На речке лес стоит на горизонте.
Хмурый тут стоит детсад,
Нет вокруг него деревьев,
И лишь одна осинка там стоит, желтеет.
Детишки носятся, играют в садике своём.
Всю ночь шел дождик, лужицы стоят кругом.
Именно о таком отношении к природе говорит русский поэт Н. Рыленков.
( стихотворение Н. Рыленкова "Все в тающей дымке...")
Мы должны не только научиться чувствовать удивительную, застенчивую, неброскую красоту родной природы, но и понимать, насколько она хрупка, ранима, иногда беззащитна перед человеком (хотя сам он является частью природы). Один за другим исчезают на Земле целые виды животных, птиц и растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря. Часто в обращении с природой человек похож на дикаря - безобразного, жестокого, безрассудного.
Мы много говорили о взаимоотношениях с "братьями нашими меньшими" и приходили к выводу, человек наносит вред природе своими необдуманными поступками. Природа состоит из священных частичек: травы, деревьев, людей, животных, птиц, бабочек, солнечных лучей... Этот список очень длинный. И хорошо, если люди чувствуют и понимают эту святость. Если нет - плохо!
Об этом говорит в своих стихотворениях другой наш земляк Тимофей Алексеев. Поэт с грустью повествует о том, как сам человек выступает в роли разрушителя:
КАК УРАГАН ПРОШЁЛ, ИЛЬ ШЕЛКОПРЯД.,
ТОРБИНСКИЙ БОР ЛИШЬ В ПАМЯТИ ОСТАЛСЯ:
КРАСИВЫЙ, СТРОЙНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ РЯД.,
КТО ЗДЕСЬ БЫВАЛ, ИМ ВОСХИЩАЛСЯ..
…..НО ВОТ ПРИШЛА БЕДА В РОДИМЫЙ КРАЙ,
НАШ БОР ТОРБИНСКИЙ ВЫРЕЗАТЬ РЕШИЛИ.
И ЗА КОРДОН СВЕЗЛИ ЕГО В КИТАЙ…
ВЫ СВЯТОТАТСТВО, ЛЮДИ, СОВЕРШИЛИ!
СО СТОНОМ ПАДАЛИ ДЕРЕВЬЯ, УМИРАЯ,
СРЫВАЯ КОЖУ С БЕЛЫМ МХОМ,
И ТРАКАМИ ДАВИЛИ, ДОБИВАЯ,
ПОДРОС СОСНОВЫЙ, НАЗВАНЫЙ ДРЮЧКОМ.
….И УЛЕТЕЛИ. КАК РАСТАЯВ В НЕБЕ ПТИЦЫ
ВОКРУГ ИЗРЕЗАНА, ИСТЕРЗАНА ТОРБА,
НО СЛОВНО КРОВЬ ЕЩЁ ТЕЧЁТ ЖИВИЦА…
ДА ТИХО СТОНЕТ У ВОДЫ ВЕРБА…
И у Г.Игнатова, и у Т.Алексеева есть стихотворения с одинаковым названием «Забытая деревня». Прочтёшь – и такая тоска охватывает душу! Невольно разделяешь чувства поэта:
Какая-то тяжесть в груди, словно болен,
И в сумерках видится – тени плывут.
А дальше, как обвинение нам всем, покинувшим, предавшим свою малую родину:
И вслед закричит мне сорока-болтушка:
-Зачем приходил? И уходишь как вор…
После прочтения этого стихотворения мы рисовали любимые цыгановские места, мечтали, в каком доме хотели бы жить, говорили о поэзии деревенской жизни. Именно после таких уроков, после встреч с замечательными людьми своего края понимаешь, что нужно жить в согласии с окружающим миром, уметь находить радость в любом дне, в любом явлении. А для этого нужно чаще поднимать свой взор на звёздное небо, смотреть на листву под ногами, слушать стук дятла в школьной роще, восхищаться красками осеннего леса за околицей… А помогут нам в этом поэтические родники. Нужно учиться у мастеров слова выражать свои чувства, понимать прочитанное, развивать своё воображение. Я думаю, что с каждым днём я всё больше и больше ощущаю поэзию в своём сердце от созерцания родных мест, от соприкосновения с прекрасным.
Приложения
СВЯТОТАТСТВО
ТИМОФЕЙ АЛЕКСЕЕВ
КАК УРАГАН ПРОШЁЛ, ИЛЬ ШЕЛКОПРЯД,
ТОРБИНСКИЙ БОР ЛИШЬ В ПАМЯТИ ОСТАЛСЯ.
КРАСИВЫЙ, СТРОЙНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ РЯД,
КТО ЗДЕСЬ БЫВАЛ, ИМ ВОСХИЩАЛСЯ.
А ОН ТАИНСТВЕННЫЙ И ЦАРСТВЕННЫЙ УТРАМИ
СКВОЗЬ ДЫМКУ СВЕТЛЫМ ВОСКОМ ОТЛИВАЛ,
СМОЛИСТЫЙ ЗАПАХ, СПУТАННЫЙ ВЕТРАМИ,
ОКУТЫВАЛ И ДУШУ ВРАЧЕВАЛ.
И ЦЫГАНОК В СОСНОВОЙ ЗЕЛЕНИ, КАК ОКО.
В КУВШИНКАХ, ЛИЛИЯХ С ПРОХЛАДНОЮ ВОДОЙ.
И ДЛИННЫМ ВОЛОСОМ ТАМ ПЛАВАЛА ОСОКА,
И ПЕНЬЕ СИНИХ ПТИЦ ЗВУЧАЛО НАД ТАЙГОЙ
НО ВОТ ПРИШЛА БЕДА В РОДИМЫЙ КРАЙ,
НАШ БОР ТОРБИНСКИЙ ВЫРЕЗАТЬ РЕШИЛИ.
И ЗА КОРДОН СВЕЗЛИ ЕГО В КИТАЙ…
ВЫ СВЯТОТАТСТВО ЛЮДИ СОВЕРШИЛИ!
.
СО СТОНОМ ПАДАЛИ ДЕРЕВЬЯ УМИРАЯ,
СРЫВАЯ КОЖУ С БЕЛЫМ МХОМ,
И ТРАКАМИ ДАВИЛИ, ДОБИВАЯ,
ПОДРОС СОСНОВЫЙ НАЗВАНЫЙ ДРЮЧКОМ.
УЖ НЕ СЛЫХАТЬ И ПЕНЬЕ СИНИХ ПТИЦ,
ЯНТАРНАЯ СМОЛА ЗАСТЫЛА НА ПЕНЬКАХ,
И ЦЫГАНОК, ОСТАВШИСЬ БЕЗ РЕСНИЦ,
ВЕСЬ В ХВОЙНЫХ ВЕТКАХ, КАК В ВЕНКАХ…
А СКЛАДБИЩА СМОТРЕЛА МАТЬ МОЯ…
КАК ВАРВАРЫ СРЫВАЛИ ТЁС С ЧАСОВНИ,
ВОКРУГ ЛЕТАЛА, СЫПАЛАСЬ ХВОЯ,
И ЛЕС ШЕПТАЛ МНЕ: « ПОМНИ, ПОМНИ…»
И УЛЕТЕЛИ. КАК РАСТАЯВ В НЕБЕ ПТИЦЫ
ВОКРУГ ИЗРЕЗАНА, ИСТЕРЗАНА ТОРБА,
НО СЛОВНО КРОВЬ ЕЩЁ ТЕЧЁТ ЖИВИЦА…
ДА ТИХО СТОНЕТ У ВОДЫ ВЕРБА…
ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ
Тимофей Алексеев.
Склонилась рябина к худому забору,
В пожухлой траве красноватые листья,
И солнце садилось за речку, за гору,
Последним лучом умываются кисти.
И спутанных трав освещает перину,
Заросших садов шишковатый репей.
И хмелем увитую горечь-калину,
Как не было долго в деревне людей…
Немое молчание, крик только птицы,
Задравшие шею, стоят журавли
У старых колодцев с зеленой водицей,
В колодезных срубах живут муравьи.
Заброшенность всюду, и ветры гуляют,
Тоскою несет от полей и домов.
Да птицы ночные бесшумно летают,
Садятся на мой покосившийся кров…
Какая-то тяжесть в груди, словно болен,
И в сумерках видится – тени плывут.
Остаться же здесь я, право, не волен,
Здесь старость и память повсюду живут.
Под скрипы бадьи на железной цепочке
Уйду я за солнцем в багровую даль,
И тихо прощаясь, мне шепчут листочки,
И небо всплакнет в свою рваную шаль.
Проводит меня, будто мама-старушка,
Деревня забытая и дырявый забор.
И вслед закричит мне сорока-болтушка:
-Зачем приходил? И уходишь как вор…
По темным тропинкам и лужам с листвою
Прошлепаю молча в сырых сапогах.
Но явственно вижу, как там за спиною
Деревня родная осталась в слезах…
Г.И.ИГНАТОВ
Деревня моя.
Ах, деревня моя, ты деревня!
Жизнь стою у твоих я ворот,
Ты зовёшь меня, будто царевна,
И хранишь от тоски и невзгод.
До сих пор освещают зарницы
Возвращенье с осенней страды,
Слышу шепот созревшей пшеницы,
Вижу рожь в переливах волны.
Вижу бархатный луг за рекою,
Осенённый алмазной росой,
Цепь озёр и наш стан над сосною,
Мать, взмахнувшую острой косой.
Знаю я: хлебороб во мне гибнет,
Ждёт наш дом у отцовских ворот,
Жду – при входе в избу с печки прыгнет
На плечо, с песней, Сенюшка-кот.
А когда лист с берёз облетает
И звучит с неба плач журавлей,
Что-то главное звук отрывает
От души заплутавшей моей.
РЫБАЛКА
Умытое солнце встаёт из реки,
Года мне считает кукушка,
Тоскливо кричат на песке кулики,
А заводь всё вьёт завитушки.
Срывается с веток прибрежных капель,
Мне ноги роса обжигает,
Невидимый где-то кричит коростель,
О чём он тоскует, рыдает?
Я снасти тихонько снимаю с плеча,
Боюсь – не спугнуть бы мне щуку,
А в заводи чёртом ныряет карча,
Всё ходит и ходит по кругу.
Над водами стелется тихо туман.
Вдруг мой поплавок закачало.
Я дёргаю удочку: снова обман.
Но это – всего лишь начало.
Федор Иванович Тютчев
Люблю грозу в начале мая.
Люблю грозу в начале мая
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик прыснул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
И.Бунин
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в глазури голубой
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый, солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчание
В лесу и синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Заворожённый тишиной…
Народные приметы
Январь — Лютовей, трескун, снеговик, просинец (наступает прояснение,
синеют небеса), ломонос-береги свой нос.
Длинные и частые сосульки в январе — к хорошему урожаю.
В январе морозы злее, а налим — живее.
Январь — весне дедушка.
Январь на порог — прибыло дня на воробьиный скок.
Январю-батюшке — морозы, февралю — метелицы.
Февраль — вьюговей.
Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам.
Теплый февраль приносит холодную весну.
Ушел февраль-недотрога — семена ближе к порогу.
Февраль — месяц лютый, спрашивает: как обутый?
Март — ветронос, водотек, грачевник, протальник.
Март — утро года.
В марте и на корыте едешь.
В марте курица из лужицы (под порожком) напьется.
Март у матери-зима шубу купил, а через три дня ее продал.
Пришел март-марток — надевай двое порток.
Апрель — снегосгон, цветень, березень.
Апрель с водою, а май — с травою.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Май — листвень.
Бывает май — под кустиком рай, а то такой май — коню сена дай, сам
на печь полезай.
Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден!
В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
Майский мороз не выдавит слез.
Май холодный — год хлебородный.
Малая птичка соловей, а май знает.
Июнь — хлеборост.
Знойный июнь — на боровики плюнь.
Июнь, в закрома дунь: нет ли жита по углам забыта.
Пришел июнь-разноцвет — отбоя от работы нет.
Июль — грозник, молнии мечет — зубы калечит.
Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.
Июльское приволье — для пчел раздолье.
Август — жнивень, месяц жатвы.
В августе серпы греют.
Батюшка август работой-заботой мужика крушит, да после теплит.
Августовская ночь длинна, вода — холодна.
Дуб в августе желудями богат — к урожаю.
На зимний стол август готовит разносол.
Овсы и льны в августе смотри.
Сентябрь — вересень (цветет вереск), листопадник.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
В сентябре (октябре) одна ягода, да и та — горькая рябина.
Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд.
Октябрь — грязник.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
Октябрь часто плачет в платок зари красной.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
Ноябрь — полу зимник, бездорожник.
Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует.
Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
Ноябрь — сумерки года.
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
Декабрь — студень.
Год декабрем кончается, а зима начинается.
Декабрь спросит, что лето припасло.
С декабря прирост света начинается, а с ним и люти прибавляется.
Литература:
1. Алексеев Т. Порченая. Стихи. г.Асино, 2003г.
2. Астафьев В. Рассказы.
3. Бунин И. Избранное. 1 том.
4. Игнатов Г. Цыганово. Г.Асино, 1994г.
5. (По книге Сиповского В.Д. "Родная старина".) Устное народное
творчество и древнерусская литература
6. Тютчев. Ф. Лирика. Письма.
Под парусами
Как нарисовать зайчика
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Мастер-класс "Корзиночка"
"Разделите так, как делили работу..."