Исследовательская работа посвящена изучению поэтических символов в песнях семейских. Научиться понимать семейский распев, который творится несколькими мастерами, весьма не просто. Чтобы постичь всю красоту и величие семейской песни, необходимо научиться её слушать, а для этого следует обратиться к поэтическим текстам. Изучение поэтической символики послужило ключом к пониманию песенного текста. Исследование связано с обращением к конкретным песенным текстам с целью выявления значений того или иного символа. Актуальность исследования обусловлена характерным для последнего времени повышенным интересом к природе знака, символа. Ведь в поэтической символике, как в капле воды, отражается подлинно народная культура , которую надо бережно сохранять.
Цель исследования: выявить особенности поэтической символики в песенных текстах семейских.
Задачи исследования: 1.Осуществить классификацию символов, употребляемых в песнях семейских. 2.Рассмотреть стилистические особенности функционирования символов. 3. Определить функции общекультурных и обрядовых символов в песенном тексте.
Методы исследования: метод лингвистического анализа - описательный метод ( прием лингвистического наблюдения, приём контекстного анализа, приём стилистической оценки ) Проводимое исследование позволило прийти к следующим выводам:
- осуществлённая классификация символов в песенном творчестве семейских показывает, что традиционные и обрядовые символы переплетаются, создавая единую систему;
- при определении функций поэтических символов обнаружено, что самобытность культуры семейских отразилась на их песенном творчестве, поэтому у символов появились новые значения;
- доказано, что поэтический смысл употребления символов состоит в том, что они помогают глубже раскрыть чувства, лучше осмыслить действительность.
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskaya_simvolika_v_pesnyakh_semeyskikh_zabaykalya.docx | 392.19 КБ |
oglavlenie.doc | 24 КБ |
plan_issledovaniya.doc | 33.5 КБ |
titulnyy_list_arefevoy_iriny.doc | 24 КБ |
Поэтическая символика в песнях семейских Забайкалья
Арефьева Ирина
Забайкальский край
Петровск - Забайкальский район
п. Тарбагатай
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
11 класс
Научная статья
Введение. Кто такие «семейские»?
Семейскими называем потомков раскольников, образовавших группу русского старожилого населения Забайкалья. Семейских называют также старообрядцами или староверами. В общей сложности семейское население Забайкалья в наше время составляет свыше ста тысяч человек.
История семейских Забайкалья тесно связана с расколом, произошедшим в русской православной церкви в серединеXVII века в царствование Алексея Михайловича. В 1765 – 1768 гг. около пяти тысяч староверов были расселены в 30 деревнях Забайкалья. Потомков староверов и поныне зовут « семейскими», так как ссылались они семьями, с женами и детьми. Селились старообрядцы часто в глухой тайге, иногда отдельными селениями. Они свято берегли все, что связывало их корнями со своими предками, поклонялись старине. В Читинской области местом близкого расселения семейских является Красночикойский район. [ 7, 9] Моя бабушка Макушина Евдокия Ивановна из семейских. Она проживает в Новом Загане и каждый год участвует в фестивалях семейской песни. Она очень переживает, что молодежь теряет корни, равнодушна к семейской песне.
Вывод: Потомки семейских живут рядом, и это вызывает интерес к их традиционной культуре
Глава 1. Семейские песни – редкостное хранилище языка и самосознания народа.
1.1. Песня - одно из ценных достояний духовной культуры семейских Забайкалья
До 30- х годов XX века у старообрядцев бытуют песни только религиозного содержания. Это объясняется тем, что «мирские» народные песни находились под строжайшим запретом. Но как ни сильны были религиозные законы старообрядческого устава, народные песни не были им чужды, так же, как не были чужды стремления к лучшей жизни, мечты о победе добра над злом. Никакая сила не могла вытравить народную песню из души старообрядца: ведь он всегда чувствовал себя прежде всего русским человеком. В удобный момент песня веселила сердце, помогала хоть на час сбросить с себя гнетущую печаль и вдохнуть радость жизни. Душа поющего человека подобна шкатулке с драгоценностями, он раздаёт их пригоршнями, обогащая других своими духовными сокровищами. Не мог жить русский человек без бойкого слова и песни. Забайкальский писатель Евгений Куренной, изучающий быт и культуру семейских, писал: «поют, словно кружево плетут». Песни семейских действительно являются одним из ценных достояний их духовной культуры. Поэтические достоинства текстов песен, возможно, не украсят общерусское песенное наследство, но как выразительна их мелодия, сохранившая в себе черты древнерусской мелодической культуры [3, 5]
Вывод: Сохранение и исполнение старинных народных песен семейскими - «гражданская доблесть»
1.2. История поэтической символики.
В русской поэтической символике, как в капле воды, отражается история нашего народа и его культуры. Можно утверждать, что каждая эпоха имела свою символику или по – своему подходила к ней. История поэтической символики, взятая в целом, очень поучительна и показательна – хотя бы в плане наблюдения за тем, что остается в сознании народа и что исчезает, какова была идеология и психология людей прошлого, их вкусы и запросы. Начало русской символики уходит в дописьменные времена. Примерно 20%русских символов, реально имеющихся в наших поэтических текстах, составляют древние исконные символы. Из поколения в поколение они передавались в песнях. Древние исконные символы были созданы прежде всего реальной жизнью народа, окружающей природой; наблюдения за различными явлениями общественной жизни и природы рождали в сознании людей ассоциации, получившие выражение в речи.
Символ ( от греч. – знак, предзнаменование) – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи. Символ – это особый знак, через который была когда – то осмыслена действительность, а теперь служит уже ключом к пониманию песенного текста. Символ заключает в себе большее, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение. Но символ в художественной литературе не столько источник эмоциональных, субъективных ощущений, сколько знак, определяющий характер времени.[4, 63]
Вывод: Символ – это особый знак, через который была когда – то осмыслена действительность, а теперь он служит ключом к пониманию песенного текста.
Глава 2. Поэтическая символика в песнях семейских Забайкалья.
2.1. Классификация символов, встречающихся в песнях семейских
В текстах песен семейских были выделены следующие группы символов: группа «Мир человека»:
а) жизнь, деятельность, внешность человека (например, песня, сон, волосы, слёзы, глаза )
б) предметно-вещный мир (дом, зеркало, крест, узор, оружие , венок, узел )
Группа «Мир Природы» (физические символы) разделена на 4 составляющих:
а) мир животных (ворон, волк, конь, собака, кукушка, соловей )
б) мир растений (берёза, трава, мята ,калина – малина, рябина, полынь)
в) четыре стихии: огонь, вода, земля, воздух (пепел, огонь, река, снег, дождь, солнце, ветер, вьюга, овраг, берег и др.);
г) время и пространство (дорога, ночь, день, рассвет и др.). .
Следует также отметить, что символы, связанные с жизнью человека, часто сплетаются с символами, относящимися к природе. Такой синтез создаёт особую атмосферу текста как такового. Так на уровне текста выражается славянский взгляд на окружающую действительность, где природа и человек состоят в неразрывной связи друг с другом. Достаточно понятна аналогия между расцветом природы и счастливой любовью и, наоборот, увяданием природы и концом любви, разлукой.[7,121]
1.Сохнет, вянет во полюшке т(ы)равушка за.., ох, засыхает,
Ой, да засыхает(и) травка да бе…без дождя, за.., ой, засыхаеть.
Ой, да засыхает(и) травка да бе…без дождя
2.Рос( говорит) (у) поле да аленьк(а)й цвяточек, и (е)тот начал
Ой, да этот начал цветик за…засыхать, и (э)тот начал,
Ой, да и начал(ы) цветик за…засыхать.
3.Был у Машеньки миленький да дружочек, и тот начал,
Ой, да и тот начал Машеньку за…забывать, и тот начал,
Ой, да и тот начал Машеньку за…забывать.(с. Архангельское Красночикойский район)
Вывод: Через символ выражается славянский взгляд на действительность.
2.2. Особенности поэтической символики в песнях семейских.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если песни семейских - это русские народные песни, то поэтическая символика должна быть традиционная .
Лирические песни «семейских», отражающие черты их домашней жизни, посвящены главным образом теме любви, семейной жизни. Поэтические символы в этих песнях формируются под впечатлением какого – то сходства. Так калина ассоциируется девушкой, с ее любовью, вероятно, по схожести деревца с девушкой.
Калина – малина да ягодка моя, ой,
Я была у маменьки на роду одна.
Я была у маменьки на роду одна, ой,
Рано меня маменька замуж отдала.
То же можно сказать и о рябине как символе девушки ( «Ты рябина моя, рябинушка»
с. Укыр Красночикойского района).[ 3, 51] Сравним с известной народной песней «Калина – малина, ягодка моя». Действительно, символы «калина» и «рябина» являются традиционными, и таких символов достаточно много.
У семейских есть немало проголосных песен, в которых выражаются глубокие чистые чувства любящих. Так, обычай встреч девушек с молодыми людьми у воды, на берегу реки, на мосточке ассоциируется с идеей любви: пить воду – любить, выстраивать мост через реку – способствовать любви, переходить реку – вступать в брак. На берегу реки ждет девушка своего возлюбленного. ( «На реченьку» с. Урлук Красночикойский район).[ 7,161] (см. приложение II)
Втречается в песнях семейских и поэтический символ «ходить по калинову мосту», что означает «искать, хотеть разгульной, веселой любви»
По калиному мосточку, калининькому
Тут ишел, шел детина молоденькай (с. Куйтун)
Еще более сложное отношение к любви травы мяты.
Не топчи – ка, мил, кудрявый, зеленую мяту.
Я не для тебя садила, не для тебя поливала
3. Не для тебя садила, не для поливала
Для того дружка сажала, кого ожидала.( « Не ходи – ка, мил кудрявый» с. Новая Брянь) [3,72]
По русским народным преданиям мяту, собранную в троицын день, кладут под подушку, чтобы увидеть во сне будущую невесту. Представление об этом растении перекликается с античным мифом о нимфе Менте, любимой Плутоном, которую его ревнивая супруга превратила в мяту.
Встречается в песнях семейских исконный славянский символ горя, горькой жизни- полынь
1 Казак полыночку рвал, да в огонёчек он(ы) клал.
2.В огонёчек он клал, да всё растапливал.
3.Свои раны с молитвой, да перевязывал.( «Казак полыночку рвал» с. Аблатукай)
Среди семейских Забайкалья активно бытуют преимущественно протяжные лирические песни( «тяжелые») песни любовного содержания: о тоске по милому, о печали девушки, которую мать «на горе родила, худой долюшкой наделила», о тоске ее по родному дому. В таких песнях появляется поэтический образ кукушки –символ одинокой женщины. О тяжелой доле замужней женщины поется в песне «Калина – малина да ягодка моя», где превращение женщины в птицу отражено в образе кукушки. «Сделаюсь кукушечкой, в сад полечу», - поет молодая женщина, мечтающая улететь в родительский дом. (с.Энгорок) [3, 129] (см. приложение 4)
Попробуем сравнить песенный текст семейской песни с известной народной:
Не кукуй громко, кукушка,
Над осиной проклятой,
Сядь на белую берёзу,
Покукуй над сиротой.
Припев: В лесу, говорят, в бору, говорят,
Растёт, говорят, сосёнка.
Понравился мне миленький,
Пригоженький мальчонка.
Эта народная песня и символ кукушки – одинокой женщины в ней ещё раз подтверждают, что в семейской песне сохранена традиционная поэтическая символика.
Горюет об умершем сыне мать в песне «Как на этих на полатях» (с.Менза):
Поэтический же символ « соловей» сопровождает всех влюбленных. Птица традиционно – символ свободы. Совершенно не считаясь с чувствами молодых, родители нередко отдавали дочь замуж за нелюбимого человека или заставляли сына жениться на нелюбимой девушке ( « Соловей во клетке» с.Архангельское Забайкальский край) [ 7, 119]
Вывод: Поэтические символы придают песне семейских особую эмоциональную выразительность, помогают глубже раскрыть чувства.
В ходе дальнейшего исследования выдвинута гипотеза: если семейские « в силу религиозно – этических убеждений сохранили в своем быту и духовной жизни многие, если не все, стороны обрядности в «чистом», неискаженном виде», то искать особенности поэтической символики надо в обрядовых песнях.
Часть поэтической символики в песнях «семейских» имеет явное древнерелигиозно – обрядовое происхождение, она связана с гадательными обрядами. Например, витье венков ассоциировалось со счастливой любовью; венки обычно плелись в троицын день и передавались любимому как брачный обет. Венок выступал и показателем любви: его бросали в воду и смотрели, поплывет он или утонет; с первым, как правило, связывали счастливую любовь, со вторым – разлуку, измену.
Са той травы сар(ыэ)ву, восар(ы)ву я цвето(во)к
Да я сорву, рву –ка цветок, сав(ы)ю и ой – та завью венок.
Ты , мой друг, на(я)си о вате…ватеря(ва)ай,
Да ты носи вынка, мой друг, да ты, ох да не забывай. (с. Куйтун Забайкальский край)
Неотъемлемым атрибутом троицкого цикла семейских является береза как одна из ипостасей мирового дерева. Универсальность этого символа в том, что как пространственная модель эта вертикаль объединяет мир живых и умерших. Обряд заключается в действиях, производимых с березой (украшение лентами, янтарями; хождения вокруг села; выбрасывание в поле, сжигание).Старообрядцы Забайкалья на троицкие праздники украшали в доме березовыми ветками чаще всего именно те места, где, по поверью, обитали души умерших предков (божница), или пограничье между мирами (окно, дверь). Культовая символика березы прослеживается только в обрядовых действиях. В фольклоре отразился более поздний процесс, связанный со свадебным обрядом. Поэтический символ в этом значении встречается в песне «Развивайся ты,береза» с. Малоархангельск) [7,149] (см. Приложение III )
1.Развивайся ты ,б(я)реза, на тебе пришел эта мороз,
Развивайся ты , б(я)реза,на тебе пришел эта мороз,
2. « Я мороза не боюся, придет время ра…разовьюсь,
Я мороза не боюся, придет время ра…разовьюсь.»
3. «Собирайся, девка красна, я приехал за…за тобой,
Собирайся, девка красна, я приехал за…за тобой»
4.Покатились (в) девке слезы по румяному лицу,
Покатились(в) девке слезы по румяному лицу.
5.«Ты красивый и богатый, ты смеешься надо мной,
Ты красивый и богатый , ты смеешься надо мной
Семейно – бытовая обрядность староверов отличалась необычно строгим соблюдением традиционных устоев, жизненного уклада. В семьях семейских дети воспитывались в атмосфере покорности и послушания. В досвадебный период от молодежи, в особенности от девушек, требовалась безупречность поведения. В некоторых песнях сохранились отголоски этих строгих обычаев.
1.Веселая – то голова, да не ходи мимо сада,
Не ходи мимо сада, не прокладывай следа, да.
2.Не ходи мимо сада, да не прокладывай следа,
Дороженьку не тори, худу славу не клади, да..
3.Дороженьку да не тори, да худу славу не клади,
Худа славушка прийдет, никто замуж не возьмет, да(«Веселая голова»с .Малоархангельск
В свадебной песне «Из кружка конь поворачивался» (с. Архангельское)[3,117] встречается обрядовый символ. Оказывается, утром свадебного дня невеста продавала ленты из косы. Каждую ленту подруги выкупали деньгами. « Ой, вы ленточки – баленточки мои, да, заплетите в косы русые, да», - просит девушка, испугавшись жениха. В «семейских» песнях данной тематики появляется символ «слеза» - в народной традиции не только естественное выражение горя, печали, но и форма ритуального поведения. Плач невесты – необходимый элемент свадебного обряда семейских, со слезами невеста прощается с прошлой жизнью:
Ох, велять, да плачи – ка, дев(ы)ка, ох,плачь, кра…ну кра…
…ох…снова, да плачи – ка го…рюй,
Да, оха, плачь, горюй – то, тоскуй по ем.
Ох, по ем,да со горючих – да ли слез, слез – то (во)де..,эх, (во)де…
…э, девушки да бы…(о)спра(е)..,
Ре…ой, да,ох,быстры речки,спро…спротекли.( «Сторона ты моя, да сторонушка» с. Укыр)
« Не наплачешься за столом – не навоешься за столбом», - суеверно считала невеста перед свадьбой; она плакала настоящими слезами с тайной надеждой на то, что замужем никогда плакать не будет. Однако надежды невесты не всегда осуществлялись. С первых дней замужества девушка сталкивается с прозаической стороной семейной жизни. Горечь и отчаяние от безысходности своего положения переполняют ее сердце. «Вернуться под отчий кров», где можно обрести укрытие от житейских неурядиц, - вот желание молодой женщины. Главная символическая функция дома – защита. Меняется функция символа «дом», если жить невозможно с нелюбимым, в его доме все чужое, поэтому женщина поет: «Пускай этот домик пылает огнем» ( «Сронила колечко» с. Урлук) [7, 157] (см. Приложение V)
Вывод: Смысл многих поэтических символов в песнях семейских надо искать в их обрядовой культуре.
2.3. Влияние песенной культуры казаков на творчество семейских.
Значительное влияние на песенное творчество семейских оказала песенная культура казаков, это объясняется территориальной близостью семейских поселений к казачьим станицам. Общение с казаками на протяжении нескольких веков сказалось у семейских в частичном заимствовании песенного репертуара. В песне «Ой, да по ту сторону Байкала» умирает от тяжелой раны солдат [7,137] (см. приложение VI) Просит солдат ворона слетать на родную сторонушку, передать поклон родной маменьке. Образ ворона в данном тексте восходит к славянской мифопоэтической традиции, где и ворон, и волк выступают в роли спутников и добрых помощников человека. Надо добавить, что символика ворона обусловлена двумя моментами: его черным цветом и резким криком. В этой песне молчащий ворон, а это добрый знак. Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мертвых. Таким образом, ворон преимущественно вестник несчастий, смерти
Вывод: Взаимопроникновение культур казаков и семейских способствует обогащению поэтической символики.
Заключение.
Проводимое исследование позволило прийти к следующим выводам:
- осуществлённая классификация символов в песенном творчестве семейских даёт возможность понять, что феномен символа является одним из результатов культурной деятельности человека. Это особый знак, через который была когда – то осмыслена действительность, а теперь он служит ключом к пониманию поэтического текста;
- при рассмотрении особенностей символов в песнях семейских становится ясно, что поэтический смысл употребления символов состоит в том, что они, не обогащая сколько – нибудь заметно конкретного содержания песни, помогают выразить это содержание в форме яркой образности, дают возможность глубже раскрыть те или иные чувства, придать песне большую эмоциональную выразительность;
- славянские символы переплетаются с общекультурными, создавая единую систему;
- при определении функций поэтических символов обнаружено, что самобытность культуры семейских отразилась на их песенном творчестве, поэтому у символов появились новые значения.
В качестве перспективы дальнейшего исследования возможно продолжение рассмотрения более широкого круга поэтических символов в песенных текстах других слоев населения Забайкалья, например, казаков.
Литература.
1. Белякова Г.С. Славянская мифология – М.: Просвещение, 1995г.-197 с
2. Болонев Ф.Ф. «Семейские».-Улан – Удэ, Бурятское книжное издательство,1985г. -145с
3. Дорофеев Н.И. «Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев» -М.: «Советский композитор»,1989г. -453с
4 .Иванов В. В.Краткий словарь традиционных символов русской поэзии. Ряш №4-5, 1977г – 38с
5. Наделяева О.Е. Знаковая система русской культуры - Чита: ЧИПКРО, 2007
6.Мировая художественная культура. 10 – 11 классы: дополнительные материалы к урокам авт. – сост. О.Е.Наделяева. – Волгоград: Учитель,2009. -198 с
7. По ту сторону Байкала: Песни Читинской области. Под ред. Т.М. Зенковой. – Чита: Поиск, 2004г. -350с
8. Сторона ты моя, сторонушка: Песни семейских Восточного Забайкалья. Под ред. В.С.Левашова – Вектор, 2001г. – 240с
Приложение I
1.Как пойду, выйду я на речку, посмотрю на быструю:
Я не вижу ли там милого, любезного своего.
2. Я не вижу ли там милого, любезного своего,
Эх, любезного, я прежнего, своего – то сердечного.
3. Ах, любезного прежнего, (э)да своего сердечного,
Ах, мне сказали да про милого, будто бы болен, нездоров.
4. Мне сказали про милого, будто болен, нездоров,
Ах, он болен, нездоров, да и без вести пропал.
5. Ох, он болен, нездоров, да и без вести пропал.
Ох, я вчяра яго видала – вон по вулочке шагал.
6. Я его вчера видала – вдоль по вулочке шагал,
Ох, вдоль по вулочке шагал – то, сильно громко просвистал.
«На реченьку» с. Урлук Красночикойского района
Фестиваль «Бичурские янтари»
Оглавление
Аннотация
План исследования
Научная статья
Введение. Кто такие семейские. 1
Глава 1. Семейские песни - редкостное хранилище языка и самосознания народа
1.1.Песня – одно из ценных достояний духовной культуры семейских Забайкалья 2
1.2. История поэтической символики 2
Глава 2. Поэтическая символика в песнях семейских Забайкалья
2.1. Классификация символов, встречающихся в песнях семейских Забайкалья 3
2.2. Особенности поэтической символики в песнях семейских Забайкалья 3
2.3. Влияние песенной культуры казаков на творчество семейских. 7
Заключение 8
Список литературы 9
Приложение I Текст песни «На реченьку» с. Урлук Красночикойский район 10
Приложение II Школьники на фестивале семейской песни «Бичурские янтари» 10
Приложение Ш Текст песни «Развивайся ты, берёза» с. Малоархангельск Красночикойский район 11
Приложение IV Текст песни « Калина – малина да ягодка моя» с. Энгорок Петровск – Забайкальский район 11
Приложение V Текст песни «Сронила колечко» с. Урлук Красночикойский район 12
Приложение VI Текст песни « Ой, да по ту сторону Байкала» с.Малоархангельск Красночикойский район 13
Приложение VII Школьники на фестивале семейской песни «Бичурские янтари» 14
Поэтическая символика в песнях семейских Забайкалья
Арефьева Ирина
Забайкальский край
Петровск - Забайкальский район
п. Тарбагатай
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
11 класс
План исследования
Причина обращения к фольклору семейских Забайкалья – в повсеместном всплеске интереса к подлинно народной культуре, древним традициям. Наблюдая, как семейские трепетно хранят и пытаются передать дивные песенные сокровища, понимаешь, что нужно изучать культуру своих предков. Ведь она является отражением души русского человека, его характера, чувств. Я из рода семейских. Много лет назад предки моей семьи поселились в глухой тайге на реке Чикой, за Байкалом, потом переселились ближе к железной дороге. Сейчас моя бабушка живёт в селе Новый Заган, где много семейских. Бабушка – солистка ансамбля «Рябинушка». Я довольно часто слышу, как эти женщины поют. Заслушаешься! Раньше мне было не важно, о чём поют, просто наслаждалась пением. Потом начала прислушиваться к словам, понять которые трудно, потому что пение семейских- это многоголосное пение, где слова делятся на части и подхватываются на полуслове. Познакомившись с содержанием некоторых песен, поняла, что нужно обратиться к символике, чтобы понять, в чём самобытность культуры семейских.
Гипотеза: Если я научусь понимать и истолковывать символы в песнях семейских, то смогу не только более глубоко постигнуть смысл любого поэтического текста, но и лучше осмыслить самобытность культуры семейских.
Исследование велось по следующему плану:
1.Беседы с бабушкой Макушиной Евдокией Ивановной, солисткой семейского хорового ансамбля «Рябинушка»(с.Новый Заган), который является постоянным участником республиканских фестивалей в г. Улан- Удэ, в с. Мухор- Шибирь, в с. Бичура ( «Играй, гармонь» с Геннадием Заволокиным), в с. Гашей
Цель: знакомство с традициями в семейской семье,с историей жизни моих предков, с историей расселения семейских по Бурятии и Забайкалью, с семейской старинной песней.
2.Участие в фестивале семейской песни «Бичурские янтари» (2009г) вместе с бабушкой.
Цель: увидеть многообразие семейских сарафанов, встретиться с вечными семейскими традициями воочию, познакомиться с укладом жизни, получить наслаждение от семейского распева старинных песен
3.Общение с бабушкой, запись под диктовку текстов некоторых песен( «Родная сторона», «Барыня», «Сронила колечко», «Из кружка конь поворачивался»и т.д.)
Цель: знакомство с содержанием песен, т.к. при многоголосном исполнении трудно понять, о чём же так вдохновенно поют семейские .
4. Подбор литературы об истории семейских: «Семейские» Ф.Ф.Болонева, Энциклопедия Забайкалья.
Цель: чтобы понять, о чём поют, надо знать историю жизни, традиции, обряды и т.д. 5.Изучение сборника песен семейских Восточного Забайкалья «Сторона ты моя, сторонушка» В.С.Левашова, сборника «Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев» Н.И.Дорофеева, сборника «По ту сторону Байкала» под редакцией Т.М.Зенковой
Цель: выбор песен для лингвистического анализа
6.Знакомство с «Кратким словарём традиционных символов русской поэзии В.В.Иванова, с книгами О.Е.Наделяевой « Знаковая система русской культуры», «Мировая художественная культура» и работами Л.В.Камединой
Цель: изучение значений традиционных поэтических символов и их роли в песенном тексте
7.Знакомство с обрядовым фольклором - своеобразным, ярким звеном в традиционной культуре семейских (праздник Троицы, свадебная обрядность)
Цель: определение значений символов, связанных с обрядами
8. Подбор народных песен и песен семейских с одним и тем же символом.
Цель: сравнение и определение, является символ традиционным или характерным только для песенного текста семейских.
9. Прослушивание песен, исполняемых ансамблем «Живая старина», выбор наиболее понравившихся
Цель: использовать песни для сопровождения доклада во время конференции
10.Составление тезисов доклада
Цель: соблюдение регламента выступления
11. Подготовка презентации
Цель: просмотр фильма о фестивале «Бичурские янтари», выбор кадров для презентации
12.Подготовка костюма семейской девушки ( в нашей семье он хранится уже 120 лет) для выступления на конференции «Шаг в науку»
Цель: использовать костюм для презентации исследования
Всероссийский научный форум « Шаг в будущее»
Секция культурологии
Исследовательская работа
Поэтическая символика в песнях семейских Забайкалья
Выполнила: Арефьева Ирина Андреевна,
ученица 11 класса
МОУ СОШ п. Тарбагатай
Научный руководитель: Никитенко Зинаида Дорофеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории МОУ СОШ п. Тарбагатай
Почтовый адрес: 673040 Забайкальский край,
Петровск- Забайкальский район, п. Тарбагатай,
ул. Кооперативная, дом 26(школа)
Контакты: автор: 8-914-474-58-88
руководитель: 8-924-476-34-91
МОУ СОШ п. Тарбагатай: 8-302-36-45-524
Тарбагатай, 2011г.
Как нарисовать зайчика
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
На горке
Вокруг света за 80 дней
Зимний лес в вашем доме