Цели исследования:
Задачи работы:
Методы исследования:
Практическая значимость работы:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkinskiy_vypusk_litseya.doc | 216 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 8»
Направление:
Литература
Пушкинский выпуск Лицея.
Его роль в истории и литературе.
Выполнила:
Кононова София,
МАОУ «Гимназия № 8», 7Б
Учитель:
Ибрагимова Елена Викторовна,
МАОУ «Гимназия № 8»
учитель русского языка и литературы
Пермь – 2014
Содержание
Введение:
1. Цели и задачи………………………………………………………………….стр.3
2. Актуальность…………………………………………………………………..стр.4
I. История лицея:
II.Наставники:
2.1.Директора Лицея…………………………………………………………стр.9
2.2.Профессора и преподаватели………………………………………….стр.12
III. Пушкинский выпуск Лицея……………………………………………...…...стр.14
3.1.След в литературе……………………………………………………….…стр.16
3.1.1.Дельвиг Антон Антонович…………………………………………..стр.16
3.1.2.Кюхельбекер Вильгельм Карлович………………………………….стр.19
3.1.3.Пушкин Александр Сергеевич………………………………………стр.21
3.1.4.Журналы лицея……………………………………………………….стр.23
3.2. След в истории:
3.2.1.Пущин Иван Иванович……………………………………………….стр.25
3.2.2.Горчаков Александр Михайлович ……………………….………....стр.26
3.2.3.Матюшкин Фёдор Фёдорович…………………………………….....стр.28
Заключение………………………………………………………………………..стр.30
Список источников и литературы……………………………………….……….стр.31
Введение
1.Цели и задачи
Цели исследования:
Задачи работы:
Методы исследования:
Практическая значимость работы:
2.Актуальность
Сегодня ведутся активные поиски путей реорганизации образовательных систем, обновления содержания, методов, приемов обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с современными требованиями общества.
На пресс-конференции Владимир Путин, при ответе на вопрос об образовании ответил следующее:
«Вопросы об образовании о причин усложнения процесса реформации и пока низких результатах реформ, на наш взгляд состоят в том, что нарушается важное методологическое правило: обновление не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление – это тонкая ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт.
Знание этого методологического правила требует от разработчиков инновационных стратегий тщательного изучения исторического и учебно-воспитательного опыта, обращения к учебным заведениям прошлого, продемонстрировавшим высокий уровень результативности своей деятельности.»
В этом отношении особый интерес для современных педагогов представляет Царскосельский лицей, созданный на рубеже двух веков и впитавший в себя лучшие идеи эпохи Просвещения.
В него принимались дети разных возрастов ( от 10 до 16 лет) из знатных, но обедневших дворянских фамилий. Программу деятельности Лицея разрабатывали блестящие умы России – Сперанский М.М., Малиновский В.Ф. и др., которые были увлечены идеями республиканского правления, свободы личности, ее всестороннего развития.
Результаты деятельности Лицея оказались весьма впечатляющими. Более трети выпускников пушкинской поры стали видными государственными деятелями, дипломатами, военными, литераторами, чьи имена навсегда вошли в российскую историю. Среди них гениальный поэт, мыслитель, историк и провидец А.С. Пушкин. Что же обеспечило такую неординарную продуктивность учебного заведения?
Что мы, далекие потомки, могли бы взять из опыта Лицея при разработке наших планов обновления школы, превращения ее в учреждение, способное воспитывать личность высокообразованную, гуманную, творческую, нравственно устойчивую, преданную своей земле и своему народу, уважающую не только национальные, но и общекультурные ценности и, одновременно, свободно ориентирующуюся в пространстве информации?
I.История лицея
«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.»
Созданию Лицея предшествовал кризис системы образования дворянских детей в конце 18 – начале 19 вв. Дворянские отпрыски учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам. В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.
Отсутствовала единая система образования, которая бы отвечала запросам общества. Терялись родной язык, историческая память. На государственной службе находились люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал Карамзин – пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве.
В этих условиях передовыми представителям общества выдвигается идея организации учебного заведения нового типа для поднятия крайне низкого образовательного уровня чиновничества и улучшения работы государственного аппарата. Проект был разработан Сперанским М.М., который считал, что это учебное заведение уже в ближайшем будущем принесет свои плоды.
В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации.
Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить без пощады «ерунду наук», сократить учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.
И вот, 10 августа 1810 года император утвердил разработанное Сперанским Постановление о лицее, а само открытие учреждения состоялось 19 октября 1811 года. Это было первое в России учебное заведение с таким названием, и выбрано оно было отнюдь не случайно. Сперанский опирался на образцы высокой античности, в частности на пример легендарного афинского ликея, основанного Аристотелем, и считал, что Царскосельский лицей должен быть так же проникнут духом романтизма и свободной мысли. В аналогичном ключе была выдержана программная речь, с которой обратился к воспитанникам в день торжественного открытия учреждения адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, говоривший об обязанностях гражданина и воина, о любви к родине и долге перед ней. На всю жизнь мальчикам запомнились слова: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».
В первом пункте устава учебного заведения говорилось: «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий». Размещение его именно в Царском Селе (корпус был перестроен из старого здания архитектором Василием Петровичем Стасовым) было обусловлено тем, что поначалу предполагалось обучение в нем братьев императора Николая и Михаила. Хотя этого не случилось, лицей располагался там 32 года.
Согласно Постановлению о лицее все родители (только дворяне, естественно), имеющие детей соответствующего возраста и заботящиеся об их образовании, могли ознакомиться с уставом новой школы. Уникальность лицея состояла в том, что Александр I уравнял его в правах с российскими университетами, хотя на учебу принимали мальчиков 10-12 лет.
1.2.Образовательные задачи Лицея
Первостепенное значение в Лицее придавалась «облагораживанию сердца».
Обучение было рассчитано на шесть лет – начальный курс и окончательный курс, по три года каждый.
В начальный курс, кроме гимназических наук, входили политэкономия, статистика, коммерческие науки, технологии.
Окончательный курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного.
Общее образование считалось фундаментом всякой специальной подготовки.
Изучение родных и иностранных языков начиналось с раннего возраста. Все выпускники Лицея свободно читали иностранных классиков, легко говорили на немецком и французском языках, великолепно владели русской устной и письменной речью. Развивался вкус к изящному слову.
Соблюдался принцип последовательного изучения наук. Например, факт увязки истории с географией, особенно в начальном курсе. Рекомендовалось сравнение древних и современных названий.
Особое внимание уделялось курсу истории. Считалось, что «задача ее есть представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падение его в разных гражданских постановлениях»
Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов (права и обязанности, этика, логика, политическая экономия и т.д.) Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся.
Соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично – 1, хорошо – 2…худо – 0)
Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.
В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо».
В Лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». Библиотека была источником, из которого каждый «почерпал свои вдохновения» списки книг для прочтения составлялись педагогами.
Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т.д.
Устранялась возможность утомления. Час учения сменялся отдыхом в комнатах или на воздухе с «приличной возрасту свободой». Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной».
1.3.Основные факторы эффективности деятельности Лицея.
Суммируя опыт Лицея, можно выделить следующие основные факторы, способствующие эффективности его учебно-воспитательной деятельности
Первый фактор – искреннее и глубокое уважение к личности воспитанника со стороны всех взрослых, работающих в Лицее.
Как известно, Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания. Сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся.
Для широко образованных и воспитанных на идеях Руссо директоров Лицея Малиновского В.Ф. и Энгельгарда Е.А. были чужды авторитаризм и формализм. «Только путем сердечного участия в радостях и горестях питомца, - излагал свое кредо Энгельгард, - можно завоевать его любовь». Педагоги, в первую очередь директора, часто встречались с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановка, беседовали с ними на животрепещущие темы, обсуждали вопросы добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читали свои стихи, говорили о литературе.
В Лицее стремились глубоко и всесторонне познать воспитанников. Без каких-либо тестов, путем педагогического наблюдения и интуиции ежегодно составлялись развернутые характеристики на всех учащихся, поражающие своей психологической корректностью.
Только в атмосфере уважения в единстве с требовательностью воспитатели Лицея смогли совершить чудо – передать свои мысли идеи, жизненные ценности так, что воспитанники естественно приняли их и сделали регулятором своего поведения.
Комфортный моральный климат рассматривается и современными педагогикой и психологией как один из ведущих факторов эффективности работы учебного заведения.
Второй фактор – разносторонняя деятельность лицеистов, обращенная к различным сторонам их психики – интеллектуальная, физическая, сенсорная, художественно-эстетическая. Программа Лицея включала в себя не только традиционные учебные предметы, но и верховую езду, гимнастику, прогулки, танцы. Всемерно поощрялось литературное и художественное творчество лицеистов. Существовали самодеятельные группы по интересам, литературные объединения, издавалось несколько литературных журналов.
Преподаватели руководствовались принципами, записанными в «Положении о Лицее», - «Возбуждать собственное действие ума детей. Дети не должны быть праздными». Причем подчеркивалось, что «праздность ума более вредна, чем праздность телесных сил».
Третий фактор – целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости лицеистов. Преподавание истории Отечества, словесности и литературы, беседы с офицерами, вернувшимися из военных походов, определяли жизненные стратегии лицеистов, безграничную любовь к своему Отечеству.
Любовь к Отчизне, утверждал Ушинский, самое глубокое и неистребимое чувство в человеке. Оно составляет стержень его нравственности. Иногда общество переживает духовно-нравственный кризис, но любовь к Отечеству выступает сдерживающим фактором для деструктивных сил.
Четвертый фактор (ведущий) – профессионализм преподавателей. В Лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но были творчески увлеченными людьми, писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Их знания и увлеченность предметом передавалась ученикам, развивая любознательность и творческие поиски.
Особое значение имел общественно-нравственный облик педагога. Лицеистам в этом отношении повезло. Их окружали, учили, с ними общались люди, в основном с четко выраженной прогрессивной общественной позицией, отстаивающей идеи добра и справедливости.
Пушкин после окончания Лицея так писал об одном из своих учителей Куницине: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Им чистая лампада возжена…».
II.Наставники
2.1. Директора лицея
Ф.И.О. | Годы жизни | Годы службы в лицее |
Малиновский Василий Федорович | 1765-1814 | 1811-1814 |
Энгельгардт Егор Антонович | 1775-1862 | 1816-1823 |
Малиновский Василий Федорович
В. Ф. Малиновский происходил из семьи духовного звания. Отец его, протоиерей, Федор Авксентьевич служил при Московском университете, питомцем которого стал сам В. Ф. Малиновский. Семья Малиновских имела старинные связи с семьей Пушкиных. Один из братьев Малиновского, Павел Федорович, был свидетелем на свадьбе родителей А. С. Пушкина. В. Ф. Малиновский окончил философский факультет университета. Превосходно знал иностранные языки, в том числе греческий, древнегреческий и латынь. Первым, кто повлиял на формирование общественных взглядов Малиновского, был знаменитый русский просветитель, книгоиздатель Н. И. Новиков. Борьба против деспотизма, за просвещенное правление, с юных лет стала любимой мыслью Малиновского.
Изучив английский язык, он получил назначение в штат русской миссии в Англии. В 1791 году он женился на Софье Андреевне Самборской — дочери образованного и патриотически настроенного священника, от которой имел трех сыновей и трех дочерей. Возвратившись в Россию, был направлен на конгресс в Яссы, завершивший русско-турецкую войну, где, пользуясь своим отличным знанием турецкого языка, служил переводчиком.
После длительного перерыва в службе, в 1800 году был назначен консулом в Молдавское княжество. Он исполнял эту должность так совестливо и полезно, что молдаване любили его и уважали.
Возвратившись в Москву в 1802 году, Малиновский издавал журнал «Осенние вечера», в котором напечатал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона». Выпустил в свет под инициалами В. М. начатые в Ричмонде «Рассуждения о войне и мире». В том же году он обратился к канцлеру графу Кочубею В. П. с проектом «Об освобождении рабов» — одного из первых проектов отмены крепостного права в России.
В Москве Малиновский бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, давшем приют 30 девицам бедного состояния. В этой скромной должности и в материальной нужде застало его в 1809 году известие об открытии Лицея в Царском Селе. В июне 1811 года. Василий Федорович получил назначение на должность директора Царскосельского лицея. Тяжело сложилась директорская пора Малиновского. Сначала грянула война 1812 года, затем в том же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей.
Педагогическая деятельность В.Ф. Малиновского продолжалась чуть больше двух лет, да и она оказалась для потомков заслоненной более энергичной фигурой второго директора Лицея — Е.А. Энгельгардта. Пожалуй, только слова Ю.Н. Тынянова о том, что под влиянием В.Ф. Малиновского «в Лицее выросли первые декабристы» [3], заставили взглянуть на В.Ф. Малиновского немного иначе, вспомнить, что такие понятия, как «лицейская система воспитания», «формирование лицейского духа» неразрывно связаны с его деятельностью.
Царскосельский Лицей в глазах общественности издавна связывался с именем Е.А. Энгельгардта, потому что В.Ф. Малиновский оказался в забвении еще в прошлом столетии и — такова ирония судьбы — к этому оказался причастен И.И. Пущин. В его воспоминаниях о Лицее первый директор предстает человеком тихим, робким и слабым, как бы случайно оказавшимся на этом месте.
Злополучная история с речью, которую произнес директор при открытии этого учебного заведения, привела к созданию ложной исторической репутации В.Ф. Малиновского (с легкой руки И.И. Пущина), и долгое время человек, стоявший у истоков самого прославленного впоследствии учебного заведения, незаслуженно оставался в тени, и объективно его деятельность стала оцениваться только в XX столетии современными исследователями.
Энгельгардт Егор Антонович
Известный русский писатель и педагог Е.А. Энгельгардт (Георг Рейнгольд фон Энгельгардт) родился 12 августа 1775 года в Риге в протестантской семье. Происходил из лифляндской ветви знаменитого рода Энгельгардтов.
В марте 1816 года происходит главное событие в жизни Энгельгардта - он назначается директором Царскосельского лицея, сменив на этом посту умершего в 1814 году В.Ф. Малиновского. 1816 год для многих воспитанников Лицея стал "счастливейшим годом", как сказал Пушкин. После периода междуцарствия в Лицее, связанного с определенным упадком преподавания, Энгельгардт восстанавливает его уровень, прилагает усилия к тому, чтобы юноши, живущие - в соответствии со строгостями устава - в определенной изоляции от общества, тем не менее не теряли навыков светского обращения. Для этого он знакомит лицеистов со своей семьей и разрешает для них отпуск в пределах Царского Села, где перед ними распахиваются двери многих аристократических домов. С этой же целью в 1821 году Энгельгардт задумал основать в Лицее "Общество лицейских друзей полезного".
Энгельгардт поддержал основные традиции лицейского воспитания, заложенные первым директором лицея Малиновским. Вслед за Малиновским он стремился налаживать и улучшать быт Лицея, создавать семейный уют. Высокогуманный, высоконравственный девиз Малиновского - "общая польза", легший в основу обучения в Лицее, нес в себе понятие о назначении человека, целью жизни которого должно стать основное стремление - приносить пользу, служа "общему благу", то есть народу, Отчизне. Это было и девизом Энгельгардта, который говорил: "доколе человек не умер, он должен иметь беспрестанно в виду великую цель: споспешествовать и общему благу".
При Энгельгардте было только три выпуска (1817, 1820, 1823 годы), но со многими из своих воспитанников он навсегда сохранил почти родственные отношения. Умный, трогательно-заботливый и преданный друг, не изменяющий ни при каких обстоятельствах ни своим привязанностям, ни своим правилам и убеждениям, Е.А. Энгельгардт остался в благодарных сердцах многих воспитанников нравственным образцом педагога и человека.
На церемонии Пушкинского выпуска 1817 года Е.А. Энгельгардт с уверенностью говорил о выпускниках: "Они могут быть полезны! Они будут полезны!.." Был зачитан список воспитанников с "означением преимуществ, с коими каждый из них по мере успехов и достоинства" определяется на службу, розданы медали, похвальные листы и свидетельства. Наконец Энгельгардт обратился к воспитанникам с напутственным словом: "Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...".
Многие воспитанники Лицея оставили свои воспоминания о Е.А. Энгельгардте, наполненные искренней благодарностью к своему наставнику. Бывшие лицеисты, жившие вне Петербурга, приезжая в столицу, непременно посещали приют своего детства - Царское Село - и своего старого директора.
В октябре 1823 года Энгельгардт был вынужден уйти с поста руководителя Лицея, поскольку тот поступил в военное ведомство, под начало Великого князя Константина Павловича и графа Коновницына. Дух военной дисциплины претил педагогу, и он не желал лично вводить в подведомственном учебном заведении соответствующие преобразования. На педагогическое поприще Энгельгардт уже не возвращается: в 1834 году он становится директором редакции "Земледельческой газеты", а с 1852 года - членом-корреспондентом Ученого комитета Министерства государственных имуществ. Е.А. Энгельгардт в течение своей жизни был также членом обществ: Поощрения лесного хозяйства, Вольного экономического, Русского географического, Императорского человеколюбивого, учреждения училищ для взаимного обучения, а также Курляндского литературы и искусств. Некоторое время он был старшиной реформатской церкви Санкт-Петербурга.
Умер Егор Антонович Энгельгардт через три месяца после 50-летия Лицея, в 1862 году. Похоронили его на Смоленском лютеранском кладбище, недалеко от входа. Надгробие Е.А. Энгельгардта постигла та же участь, что и многие другие памятники на этом кладбище. Камень с его могилы был украден и только совсем недавно, на частные сбережения, установлен новый.
1.5. Профессора и преподаватели
Ф.И.О. | Предмет | Годы жизни | Годы службы в лицее |
Кошанский Николай Федорович | Русская и латинская словесность | 1781-1831 | 1811-1823 |
Куницин Александр Петрович | Нравственные и политические науки | 1783-1840 | 1811-1820 |
Кайданов Иван Кузьмич | История, география, статистика | 1782-1845 | 1811-1841 |
Карцов Яков Иванович | Физико-математические науки | 1784-1836 | 1811-1836 |
Гуаеншильд Фридрих Матвеевич | Немецкая словесность и литература | 1780-1830 | 1811-1822 |
Де Будри(Марат) Давид Иванович | Французская словесность и литература | 1756-1821 | 1811-1821 |
Чириков Сергей Гаврилович | Рисование,выполнял обязанности гувернера | 1776-1853 | 1811-1841 |
Калинич Фотий Петрович | чистописание | 1788-1851 | 1811-1851 |
Теппер де Фергюсон Людвиг Вильгельм | Музыка и пение | 1775-1823 | 1816-1819 |
Галич Александар Иванович | Русская и латинская словесность | 1783-1848 | 1814-1815 |
Георгиевский Петр Егорович | Русская и латинская словесность | 1791-1852 | 1815-1852 |
Вальвиль Александр | фехование | ?-после 1850 | 1812-1824 |
Эбергардт Иван Федорович | танцы | ?-после 1859 | 1816-1859 |
Эльснер Федор Богданович | Артиллерия, Фортификация и тактика | 1770-1832 | 1816-1820 |
Учебно-воспитательный процесс организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Особое внимание уделяли подбору профессоров, которые заведовали кафедрами. Им устанавливали VII классный чин и годовой оклад в две тысячи рублей, а также предоставляли благоустроенную квартиру вблизи лицея.
Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета доктор философии и свободных наук, профессор Н. Ф. Кошанский. Его дополнительной обязанностью было обучение латинскому языку. Выпускники лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Вергилия и других классиков. Приглашенный из Швейцарии профессор Д. И. де Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Директор требовал, чтобы воспитанники обращались к преподавателям и общались между собой на этом языке. Уроки по данному предмету проводили ежедневно. кроме того, мальчикам рекомендовали в свободное время читать французскую литературу в подлинниках. Немецкому языку и словесности лицеистов обучал профессор Ф. - Л. де Гауеншильд. Его отличали методическое мастерство, личная дисциплинированность и требовательность к воспитанникам. Заслуженный профессор И. К. Кайданов с 1811 по 1841 годы преподавал в лицее исторические науки и написал несколько учебников и пособий. Профессором нравственных наук был уже упоминавшийся А. П. Куницын. Он читал лекции по логике, психологии, нравственности, различным отраслям права, политической экономии и финансам.
Хотя учебный план Царскосельского лицея неоднократно изменялся, всегда сохранялась его гуманитарно-юридическая основа. Тем не менее естественные науки отнюдь не пребывали в забвении. Так, Я. И. Карцев основал кафедру физико-математических наук, устроил физический и минералогический кабинеты. Согласно программе математику в этом учебном заведении подразделяли на чистую и прикладную, а физику — на теоретическую и техническую. Профессор Карцев вел и курсы по некоторым разделам военных наук (артиллерии, фортификации, морскому делу и другим). Но основным специалистом был профессор А. М. Пушкин, который читал лекции по полевой фортификации и другим предметам. После его смерти в 1821 году должность профессора по военным наукам предложили капитану А. В. Устинову. Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и другие науки.
Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов работы. Однако строго соблюдался главный принцип обучения: лицеисты не должны были пребывать в праздности. Преподавателям запрещалось просто диктовать новый материал. Они обязаны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На слабо подготовленных педагоги обращали особое внимание, занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Учителя не переходили к отработке нового материала, если кто‑то из лицеистов не усвоил предыдущего. По каждому разделу программы обучения были установлены определенные методические правила, которым строго следовали. Одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, — гласил устав, — состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие».
III.Пушкинский выпуск
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Ф.И.О. | Годы жизни | Прозвище | Служба после лицея |
Юдин Павел Михайлович | 1798-1852 | - | Коллегия иностарнных дел |
Малиновский Иван Васильевич | 1796-1873 | казак | Военная служба |
Корф Модест Андреевич | 1800-1876 | Маодинька,дъячок | Министерство юстиции |
Ржевский Николай Григорьевч | 1800-1817 | Дитя,кис | Военная служба |
Стевен Федор Христианович | 1798-1851 | Швед | Министерство просвещения |
Вольховский Владимир Дмитриевич | 1798-1841 | Суворочка | Военная служба |
Матюшкин Федор Федорович | 1799-1872 | Плыть хочется | Морская служба |
Пущин Иван Иванович | 1798-1872 | Большой Жанно | Военная служба |
Пушкин Александр Сергеевич | 1799-1837 | Француз,егоза | Коллегия иностарнных дел |
Саврасов Петр Федорович | 1799-1830 | Рыжак,рыжий | Военная служба |
Гревениц Павел Федорович | 1798-1847 | Бегребниц | Коллегия иностарнных дел |
Илличевский Алексей Домианович | 1798-1837 | Олосенька | Министерство финансов |
Маслов Дмитрий Николаевич | 1799-1856 | Наш Карамзин | Государственная канцелярия |
Корнилов Александр Алексеевич | 1801-1856 | Сибиряк | Военная служба |
Ломоносов Сергей Григорьевич | 1798-1857 | Крот | Коллегия иностарнных дел |
Данзас Константин Карлович | 1801-1870 | Осада,данцига,медведь | Военная служба |
Горчаков Александр Михайлович | 1798-1883 | Франт | Коллегия иностарнных дел |
Броглио Сильверий Францевич | 1799-1820 | Маркиз | Военная служба |
Тырков Александр Дмитриевич | 1799-1843 | Курносый кеп | Военная служба |
Дельвиг Антон Антонович | 1798-1831 | Тося,султан | Департамент горных и соляных дел |
Мартынов Аркадий Иванович | 1801-1850 | - | Министерство просвещения |
Комовский Сергей Дмитриевич | 1798-1880 | Лис,фискал | Министерство просвещения |
Костенский Константин Дмитриевич | 1797-1830 | Старик | Концелярия министерства финансов |
Есаков Семен Семенович | 1798-1831 | - | Военная служба |
Кюхельбекер Вильгельм Карлович | 1797-1846 | Кюхля | Министерство иностранных дел |
Яковлев Михаил Лукьянович | 1798-1868 | Паяц 200 номеров | Департамент правительствующего Сената |
Гурьев Константин Васильевич | 1800-1833 | Отчичлен из лицея | - |
Мясоедов Павел Николаевич | 1799-1868 | Поль,глупон | Военная служба |
Бакунин Александр Павлович | 1799-1862 | - | Военная служба |
Корсаков Николай Александрович | 1800-1820 | - | Коллегия иностарнных дел |
В 1811 году Лицей открыл свои двери для первых 30 учеников. В августе 1811 года из 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс. Первый список учащихся утвердил сам император Александр I..
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии.
Первый выпуск Лицея навсегда останется в истории этого учебного заведения и России как самый известный. Никогда прежде и никогда позднее ни одно учебное заведение России не выпускало из своих стен такого количества талантливых людей.
3.1.След в литературе.
В 1811-1817 годы в лицее сильно увлекались новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Этот интерес способствовал объединению молодых людей в литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас и др.). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы», между его членами шли поэтические состязания. стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера с 1814 года стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). Поэтическое творчество воспитанников и их любовь к литературе особенно поощрял профессор Н. Ф. Кошанский, а также его преемник А. И. Галич.
3.1.1 Дельвиг Антон Антонович
(1798—1831)
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
А.С.Пушкин «19 октября»
Поэт, видный литературный деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был связан тесной дружбой с Баратынским, Плетневым. Довольно неудачно служил (в департаменте горных и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке — помощником библиотекаря, под началом баснописца Крылова, и т. д.).
Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение — патриотическая ода "На взятие Парижа" — помещено в "Вестнике Европы" в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха "Северные цветы" ставит Д. в центр литературной деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, "друга и советника" старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных литературных салонов эпохи.
В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского "Литературную газету" — боевой орган "литературой аристократии", деятелей "чистого искусства" — поэтов-дворян, противопоставляющих себя "лавочникам" от лит-ры, журналистам-профессионалам типа Булгарина (см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта.
Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественно-государственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция которого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. Личное бытие самого Д., отрешенная "тихая жизнь", свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток.
В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из которых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д. является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем "чистой поэзии", чуждой каких бы то ни было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором "чистых" поэтических форм ("Дельвиг — поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах", — писал о нем Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве все новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества: Д. один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Д. появились за семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение "Жаворонок"), с успехом применяет самые разнообразные "древние метры", пишет "вольным размером" русских народных песен; исканиями и опытами Д. в значительной степени подготовлено в творчестве Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдинской осени 1830. При богатстве и разнообразии поэтической формы содержание стихов Д. отличается крайней ограниченностью, почти скудостью, вращаясь в узком кругу все тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о "тихом", усадебном уюте в своем скромном "наследственном селенье"; "беспечная" жизнь в "домике простом", "замкнутом на ключ" "для знати жеманной"; "покой в безвестности"; "забвенье мирских забот" и легкие эпикурейские забавы в "веселом кружке вакхических друзей"; "умеренное желанье" — "проспать весь век" с тем, чтобы от милых и ленивых "просонок" жизни "беззаботно" перейти к "сновиденьям" непугающей смерти, где ждет встреча с ранее ушедшими "милыми тенями", льющими в бокалы "тень Аи" — таковы основные настроения и эмоции поэзии Д. Тон ее, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той поры, — по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с сосредоточенной безнадежностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых произведений Пушкина. В творчестве Д. "новейшее уныние", свойственное в той или иной степени всем поэтам плеяды, проявляется в форме легкой грусти об "увянувшей юности", "исчезнувшем мае", "конченном пире", "пролетевших временах", "златых днях екатеринина века", грусти, находящей такое же легкое разрешение за чашей, "венчанной минутными розами", или на груди у "Лидии младой". Характерно-излюбленный образ поэзии Д. — "улыбающийся" старец среди "милых юношей и дев", в сочувственном кругу молодежи, юных друзей, новых поколений.
Жанровая эволюция Д. вполне соответствует общему характеру его поэтического творчества, развивающегося на основе поэтики французского и русского классицизма XVIII и начала XIX в., влияние которой с самого начала умеряется в Д. одновременным влиянием немецкой литературы. От культа Державина, от торжественной "Пиндаровой" оды, воспевающей "героев и судей", — Д. переходит к малым "домашним жанрам" горацианской оды, анакреонтической песни, альбомной записи, дружеского послания, элегического дистиха и т. п. Однако наиболее характерным жанром зрелого Дельвига является жанр идиллии, которая и своей тематикой (лирическое воспоминание — рассказ в эпоху "железного века" о "золотом веке", о мирном "аркадском" быте счастливых поселян) и своим эмоциональным колоритом легкой незатуманенной печали полнее всего выражает основную настроенность его творчества. Этот лирический жанр пришелся особенно по вкусу его товарищам по плеяде. "Идиллии Д. для меня удивительны: какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы", — писал о них Пушкин. Наоборот, современная Д. разночинская критика особенно ценила его подражания "русским народным песням", — параллельный жанр, который, наравне с идиллией, Д. особенно охотно культивировал в зрелые годы своего творчества (скрещение жанров греческой идиллии и русской песни в "русской идиллии" Д. "Отставной солдат") и который является последней стадией в процессе "снижения" дворянских классических жанров XVIII в. Песни Д. являются конечно только стилизациями под "народные" песни, однако в то же время они представляют несомненное движение вперед от соответствующих опытов Нелединского-Мелецкого, Дмитриева и др. Некоторые из песен Д. оказали большое влияние на поэтическое творчество Кольцова. Большинство их положено на музыку Глинкой, Даргомыжским, Алябьевым и др. Иные, оторвавшись от своих лит-ых корней, и посейчас пользуются широкой безымянной известностью ("Ах, ты, ночь ли, ноченька", "Не осенний мелкий дождичек", и др.). Интерес к поэзии Д., высоко оцененной современниками, с начала 40-х гг. почти совершенно замирает вплоть до второго десятилетия XX века, когда делается попытка снова выдвинуть Д. в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды.
3.1.2Кюхельбекер Вильгельм Карлович
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
А.С.Пушкин «19 октября»
Жизненный путь Вильгельма Карловича Кюхельбекера был тернист и труден. Особенно трагична судьба его произведений.
На протяжении почти столетия после его смерти крупнейшие произведения поэта не были опубликованы; за эти годы многочисленные исследования литературоведов - пушкинистов вывели на свет огромное количество острот и пародий, карикатур и нелепых случаев, связанных с именем Кюхельбекера. Поэт был заранее уничтожен в глазах своих возможных читателей, которые ещё не знали и не читали его произведений. Только в 1930-е годы нашего века, трудами русского писателя Ю.Н.Тынянова (1894-1943), поэт был впервые воскрешён. Его известный роман "Кюхля" увидел свет в 1925 году. Автор не только возродил к жизни многое, если не всё, что было написано Кюхельбекером, но и рассказал о нём так, что временная дистанция, отделяющая читателя от декабриста, соученика и друга Пушкина, становится легко преодолимой.
Сейчас Кюхельбекера уже никто не назовёт забытым поэтом; его стихи издаются и переиздаются; выявлены и опубликованы его письма; изучаются его взгляды в области философии, литературной критики, народного творчества и даже лингвистики. Однако стихи его порой трудны для понимания, его торжественно-ораторский стиль, античные и библейские образы кажутся архаичными.
В.К.Кюхельбекер родился в Петербурге 10 июня 1797 года. Отец его, саксонский дворянин, статский советник Карл фон Кюхельбекер, был образованным человеком, учился праву в Лейпцигском университете одновременно с Гёте и Радищевым, был агрономом, специалистом по горному делу, в юности писал стихи. Он переселился в Россию в 70-х годах XVIII века. В Петербурге он управлял Каменным островом, принадлежавшим великому князю, позже императору Павлу I, и был первым директором и устроителем Павловска.
Кюхельбекер был принят в Лицей по рекомендации Барклая де Толли - родственника матери. Но на первых порах ему пришлось не легко. Неуклюжий, рассеянный, к тому же глуховатый, он по началу служил предметом ежедневных насмешек товарищей, подчас вовсе не беззлобных. Кюхельбекер хорошо учился, лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию. В его оценочном листе сплошные отличные оценки, только по математике, физике и фехтованию он не блистал. Рисование же его не привлекало. Кюхельбекер всегда был готов делиться знаниями с друзьями. Его стихи и поэмы встречаются почти в каждом номере лицейского журнала со странным названием "Лицейский мудрец". Его лучшими друзьями были Пушкин и Дельвиг. Всем лицеистам выписывалась специальная литература, в соответствии с их наклонностями и будущей профессией. Кюхельбекер мечтал об учительстве, поэтому для него выписывались словари, книги по педагогике и психологии. 9 июня 1817 года в Лицее прошёл первый выпуск. Вильгельм Кюхельбекер был удостоен серебряной медали.
Сразу по окончании Лицея он поступает в Главный архив иностранной коллегии и одновременно начинает читать лекции по русской литературе в Благородном пансионе, при Главном педагогическом институте, активно сотрудничает в журналах, едет во Францию, где происходит его встреча с Гёте, служит на Кавказе, издаёт альманах "Мнемозина". Голова его заполнена творческими планами, которым не суждено, было сбыться в связи с событиями 14 декабря 1825 года.
Вильгельм был принят в Северное общество за месяц до восстания, в ноябре 1825 года. Хотя он не знал деталей программы общества, у него была своя чёткая продуманная программа, полностью согласная с идейными исканиями декабристов. Кюхельбекер выделял следующие побудительные причины, укоренившие в нём вольнодумный образ мыслей и заставившие вступить в тайное общество: злоупотребления государственных чиновников особенно в судопроизводстве, угнетение крестьян помещиками, совершенный упадок в торговле и промышленности, развращение нравов и невежество народа, неизбежные в состоянии рабства, поверхностное воспитание и обучение юношества и крайнее стеснение российской словесности (лекция о блистательных качествах русского народа и о русском языке была прочитана в Париже в 1821 году).
В середине июня 1845 года Вильгельм Карлович тяжело заболел.
Друзья были обеспокоены состоянием здоровья Кюхельбекера. Общими усилиями они добились разрешения на переезд поэта в Тобольск, где бы он мог получить медицинскую помощь. 7 марта 1846 года Кюхельбекер прибыл в Тобольск. Но поправить здоровье оказалось невозможным. 11 августа 1846 года, в 11 часов 30 минут ночи поэт-декабрист умер от чахотки.
Закончился славный и тягостный путь последнего из трёх лицейских поэтов, Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Он был талантливым и мужественным человеком. Память жива о нём. Миллионы людей с интересом читают и будут читать его произведения. Значит, жил, радовался и страдал он не зря.
Кюхельбекер - это ещё один пример того, что активная причастность человека к истории, к освободительному движению не обрекает его на утрату своей индивидуальности, а напротив, обогащает его как личность, придавая высший смысл его существованию..
3.1.3.Пушкин Александр Сергеевич
(1799- 1837)
Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Рассматривается как создатель современного русского литературного языка, а его произведения — как эталон языка, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии.
Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно, со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.
Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве.
Летние месяцы 1805—1810 будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал (1745—1818, урождённой Пушкиной[10], из другой ветви рода), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже («Монах», 1813; «Бова», 1814), в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину» (1815), «Сон» (1816).
Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати, в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр Н.к.ш.п.
В начале 1815 года Пушкин читает в присутствии Гавриила Державина своё патриотическое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (напечатано в журнале «Российский музеум» в том же году за полной подписью автора).
Ещё на лицейской скамье Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле.
Ранняя поэзия поэта передавала ощущение быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждений.
В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения. Элегия становится основным его жанром.
Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 в чине коллежского секретаря (10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях «Арзамаса», в 1819 вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия» (см.Декабристы). Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819). В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма закончена в мае 1820 и после публикации вызвала ожесточённые отклики критиков, возмущённых снижением высокого канона.
В ноябре 1836 года развился конфликт поэта с поручиком Геккереном (Дантесом), принятым на службу в русскую гвардию по письменной рекомендации императору Николаю I герцогини Беррийской (жена второго сына Карла X), поднявшей ранее вандейское восстание (1832 год)[17], и введённым в светское общество Петербурга усыновившим его нидерландским посланником (министром) бароном Луи Геккереном. Ссора, причиной которой была оскорблённая честь Пушкина, привела к дуэли, непосредственным поводом которой было оскорбительное письмо Пушкина[18] посланнику Луи Геккерену в январе следующего года.
27 января на дуэли поэт был смертельно ранен в бедро; пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.
3.1.4.Журналы лицея
Лицеистов объединяло чувство любви к отечественной литературе. Рукописные журналы носили названия: “Вестник”, “Неопытное перо”, “Юные пловцы”, “Для удовольствия и пользы”, “Лицейский мудрец”, “Мудрец-поэт” (или “Лицейская антология”).
Существовал и “Словарь”, о котором Пушкин вспоминал в черновом наброске “19 октября 1825 года”:
Златые дни! Уроки и забавы,
И чёрный стол и бунты вечеров,
И наш словарь и блески мирной славы,
И критики лицейских мудрецов!
Лучшие рассказы, сочинённые лицеистами, записывались, передавались для прочтения друзьям. Такие записи и составили основу первого литературного рукописного журнала – «Императорского Царскосельского Лицея Вестник». Издателем журнала, как и первой газеты, был Николай Корсаков, привлекший к сотрудничеству Вильгельма Кюхельбекера. Николай Корсаков был на редкость талантливым и одарённым молодым человеком. Он прекрасно пел и сочинял музыку, великолепно играл на гитаре, легко и свободно писал в стихах и прозе, обладал способностями издателя.
Неоконченный первый номер “Лицейского Вестника” сохранился. На его страницах были помещены стихотворения Илличевского и Кюхельбекера, рассказ о ссоре Горчакова, Маслова и Ломоносова, окончившейся примирением, были разделы “достопамятных происшествий”, хроники.
Однако в феврале 1812 года последовал запрет администрации на сочинительство. По мнению автора одной из лучших книг олицеиста Якова Грота, “кратковременное запрещение сочинять было вызвано тем, что молодые люди... слишком неумеренно предавались страсти к авторству во вред урока”.
Запрет на сочинительство был отменён лишь в апреле 1812 года .И лицеисты вновь стали издавать свой рукописный журнал.
“Скажу тебе новость, нам позволили теперь сочинять…” - так напишет летописец Лицея Алексей Илличевский.
После официального разрешения буквально как грибы после дождя появляются многочисленные рукописные издания. Один из них – журнал “Для удовольствия и пользы”. Он просуществовал год, вышло 12 номеров. Среди авторов и издателей были лучший ученик Лицея Владимир Вольховский, Семён Есаков, Алексей Илличевский, Вильгельм Кюхельбекер, Дмитрий Маслов, Михаил Яковлев.
Из вышедших 12 – ти номеров сохранился лишь один - прибавление к номеру в виде небольшой тетрадки из плохой желтоватой бумаги. В этом прибавлении помещены “Слова истинного русского”, принадлежащие перу Михаила Яковлева (1813). Это патриотическое произведение было навеяно военной кампанией 1812 года. Публикации журнала проникнуты патриотическим дум.
Как люди осведомленные и просвещенные, лицеисты решили использовать модное в то время увлечение литературной полемикой и создать собственный журнал, оригинально пародирующий профессиональную прессу.
Название журнала варьировалось. Вначале было «Для удовольствия и пользы», затем «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец,— «Лицейский мудрец». Вид этого рукописного издания был изящен. Небольшая книжка в красном сафьяне с золотым тиснением. Посредине в венке — название и дата: 1815. Год, когда воспитанники перешли на старший курс.
Первый номер открывался обращением к читателям: «Ахти, читатели, какой я молодец! Ничто не может переменить моего снисходительного характера. Дни и месяцы летели, все переменилось: стулья ломались, стекла бились в дребезги и являли плачевнейшие доказательства того, что всё в мире тленно, а я <...> я не переменяюсь, та же услужливость, те же мудрые изречения, тот же трудолюбивый характер»,— заявлял о себе Мудрец без лишней скромности.
Он обещал, что номера его будут «выходить редко, да метко», что он будет не что иное, как «архив всех Древностей и достопримечательностей лицейских», сулил помещать «поговорки, новые песенки, вообще все то, что занимало и занимает почтеннейшую публику».
3.2.След в истории.
3.2.1.Пущин Иван Иванович
(1798-1872)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
"И. И. Пущину", 1826
Декабрист, лицейский товарищ Пушкина, один из самых близких его друзей. Прослужив короткое время, по окончании курса в Царскосельском лицее, в гвардейской конной артиллерии, Пущин принял звание судьи московского надворного суда, хотя эта служба в глазах тогдашних дворян считалась унизительной. Прапорщик лейб-гвардии Конной артиллерии, с 1822 поручик, с 1823 судья в Московском надворном суде. Участник "Священной артели", член "Союза спасения", "Союза благоденствия", "Северного общества". Принадлежал к наиболее революционному крылу декабристов, был приговорен к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой. С 1826 - в Шлиссельбургской крепости, с 1828 - в Нерчинских рудниках, в 1839-56 - на поселении в Туринске, Ялуторовске.
Автор "Записок о Пушкине".
Знакомство Пущина и Пушкина состоялось во время приемных экзаменов в Лицей. "Со светлым умом, с чистой душой, - говорит о нем один из современников, - с самыми благородными намерениями, он был в Лицее любимцем всех товарищей".
Последняя встреча произошла в селе Михайловском, куда Пущин приехал 11 января 1825 для свидания с опальным поэтом: "Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил...".
В 1827 Пушкин через А. Г. Муравьеву послал ссыльному Пущину в Читу стихотворение "Мой первый друг, мой друг бесценный". "Отрадно отозвался во мне голос Пушкина", - с волнением рассказывал Пущин многие годы спустя.
По свидетельству К. К. Данзаса перед смертью Пушкин сказал: "Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать". Преждевременную смерть поэта Пущин считал "народным горем", потерей "величайшего из поэтов".
Пушкин был знаком с семьей Пущина - дедом, родителями, братьями и сестрами.
3.2.2.Горчаков Александр Михайлович
(1798-1883)
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
А.С.Пушкин «19 октября»
Горчаков Александр Михайлович (1798, Хаапсалу - 1883, Ницца) - государственный деятель. Род. в старинной дворянской семье. Учился дома, затем в Петербург, гимназии, а в 1811, после того как "выдержал блистательно" приемные испытания, поступил в Царскосельский лицей, где под прозвищем "Франта" попал в замечательное братство 30 мальчишек, воспетых А.С. Пушкиным. В 1817 Г. окончил Лицей с золотой медалью, проявив "примерное благонравие, прилежанием отличные успехи по всем частям наук". Определенный в Министерство иностранных дел, он ревностно отдался службе. "В молодости я был так честолюбив, - вспоминал Горчаков, - что одно время носил яд в кармане, решаясь отравиться, если меня обойдут местом". Его первыми впечатлениями на дипломатическом поприще были конгрессы в Троппау, Лайбахе и Вероне в 1820 - 1822, проводившие в жизнь реакционные постановления Священного союза. Огромная работоспособность, безупречное знание иностранных языков, остроумие и широта кругозора позволили Горчаков сделать большую дипломатическую карьеру в Лондоне, Риме, Берлине, Флоренции и Вене.
В 1856 после проигранной Крымской войны и полного краха дипломатии не любившего Горчакова Нессельроде новый царь Александр II назначает Горчакова министром иностранных дел. По принятому обычаю, как и любому новому министру, III Отделение поднесло Горчакову подарок: дело, заведенное на него в прежние времена, где он прочел о себе, что "не любит Россию". Вот как проявилась негромкая связь с лицеистами-декабристами верноподданного дипломата. Понимание Горчаковым необходимости решения отсталой Россией внутренних проблем, проведения реформ - от военной до цензурной - требовало осторожной внешней политики. Эту осторожность Горчаков выразил удачной фразой: "Россия не сердится, она собирается с силами". Это значило, что Россия временно не станет активно вмешиваться в европейские дела и не будет жертвовать своими интересами ради поддержки принципов Священного союза. Главной задачей внешней политики Горчаков считал необходимость отмены унизительных статей Парижского договора 1856 о нейтрализации Черного моря. В 60-х гг. Горчаков находился на вершине карьеры: выполняя обязанности министра, он входил в состав высших гос. учреждений России, а в 1867 получил чин гос. канцлера. В 1870, использовав военное поражение Франции, слабость Австро-Венгрии, поддержку Пруссии и политическую изоляцию Англии, Горчаков направил русским посольствам циркуляр о решении России не соблюдать те статьи договора, к-рые ограничивали ее права и безопасность. Главным достижением внешнеполитической деятельности Г. было подписание в 1871 в Лондоне конвенции, позволившей России иметь на Черном море военный флот и строить военно-морские базы. Успех рус. армии в русско-турецкой войне 1877 - 1878 и выгодный для России Сан-Стефанский мирный договор (1878) были сведены на нет противодействием Англии и Австро-Венгрии, и поэтому на Берлинском конгрессе 1878 Россия лишилась плодов победы. Как писал Александру II Горчаков, "Берлинский трактат есть самая черная страница в моей служебной карьере". После чего по состоянию здоровья Горчаков фактически отошел от дел. Горчаков оказался последним из лицеистов первого выпуска, к которому были обращены пушкинские строки:
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?"
Был похоронен под Петербургом.
3.2.3.Матюшкин Фёдор Фёдорович
(1799 — 1872)
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
А.С.Пушкин «19 октября»
Родился 10 июля 1799 года в Штутгарте, где его отец служил советником русского посольства. Первоначальное образование получил в пансионе при Московском университете, затем учился в Царскосельском лицее, по окончании которого поступил в 1817 году волонтёром во флот и в молодых чинах участвовал в ряде кругосветных и полярных экспедиций под начальством В. М. Головнина (в 1817—1819 годах на шлюпе «Камчатка») и барона Ф. П. Врангеля (в 1820—1824 годах). В свою книгу о путешествии Врангель включил два отчёта Матюшкина о поездках к берегам рек Большого и Малого Анюя и по тундре к востоку от Колымы, с описанием местностей и нравов жителей. Врангель назвал один из описанных им мысов в Чаунской губе мысом Матюшкина. В 1825—1827 годах Матюшкин в чине лейтенанта вновь сопровождал Врангеля в плавании на шлюпе «Кроткий» вокруг света.
С 1828 года Матюшкин в качестве вахтенного начальника находился в Средиземноморской эскадре графа Л. П. Гейдена, участвуя с ней в блокаде Дарданелл, и был награждён орденом св. Владимира 4-й степени.
30 июня 1831 года, в чине капитан-лейтенанта, командуя бригом «Ахиллес», в сражении с идриотами острова Пароса, отличился при атаке корвета «Специя», взорванного им под огнём береговых батарей; за это дело ему был пожалован бант к ордену св. Владимира 4-й степени. 16 декабря 1831 года он за проведение 18 морских кампаний был награждён орденом св. Георгия 4-й степени (№ 4615 по кавалерскому списку Григоровича—Степанова).
Вернувшись в 1834 году в Кронштадт, Матюшкин некоторое время командовал фрегатом «Амфитрида», но вскоре был переведён в Черноморский флот. Командуя фрегатом «Браилов» и кораблём «Варшава», крейсировал у Кавказских берегов, неоднократно перевозя десантные отряды и принимая деятельное участие в делах против горцев; в 1838 году участвовал в битве против горцев и при взятии местечек Туапсе и Шапсухо и за отличие произведён в капитаны 2-го ранга. В 1840 году произведён в капитаны 1-го ранга и в 1849 году — в контр-адмиралы.
Переведённый на Балтику, Матюшкин был назначен командиром 3-й бригады 3-й дивизии Балтийского флота и в 1850—1851 годах плавал у берегов Дании, Шлезвига и Голштинии. За успешную блокаду Кильского залива, во время которой он командовал бригадой линейных кораблей, Матюшкин был награждён орденом св. Владимира 3-й степени. Этим плаванием окончилась строевая деятельность Матюшкина.
Назначенный в 1852 году вице-директором инспекторского департамента, он посвятил себя административной деятельности: участвовал в составлении нового морского устава, исправлял должность главного командира Свеаборгского порта, состоял членом морского генерал-аудиториата, цензором от морского министерства, членом разных комитетов и с 1858 года председателем Морского учёного комитета. 26 августа 1856 года Матюшкин был произведён в вице-адмиралы и 30 августа 1861 года назначен сенатором и с 1865 года был первопристутсвующим во 2-м отделении 5-го департамента Сената, 9 июня 1867 года произведён в адмиралы.
Среди прочих наград Матюшкин имел ордена св. Станислава 1-й степени (1853 год), св. Анны 1-й степени (1861 год) и св. Владимира 2-й степени с мечами (1864 год).
Скончался Матюшкин в Санкт-Петербурге 16 сентября 1872 года, похоронен на Смоленском кладбище.
Учившийся вместе с Матюшкиным в Царскосельском лицее Пушкин вспоминает о нём в стихотворении «19 октября»:
Счастливый путь! С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!
Когда Пушкин умер, в комитет по сооружению памятнику великому поэту вступил и полный адмирал, сенатор Фёдор Фёдорович Матюшкин. Ему также посвящено стихотворение Александра Городницкого «Матюшкин».
Заключение
19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет они обучатся, получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники. Люди разных дарований и склонностей, именно в Лицее они получили возможность для их реализации, здесь были заложены нравственные основы их деятельности.
Лицей воспитал видных государственных деятелей, дипломатов, таких, как Горчаков и Ломоносов; известного морехода Матюшкина; не слишком преуспевших, но добросовестных и честных чиновников «службы царской»( Маслов, Юдин, Гревениц), храбрых офицеров( Данзас, Есаков и др.) ; целую плеяду поэтов, знатоков и любителей музыки, талантливых, всесторонне одаренных людей( Дельвиг, Корсаков, Яковлев, Илличевский и др.), и наконец, видных деятелей декабристского движения ( Пущин, Вольховский, Кюхельбекер).
Особую воспитанность и широкую образованность выпускников Лицея, и прежде всего первого курса, отмечали все современники, называвшие этот выпуск «блистательным». Вскоре он стал зваться «пушкинским». Пушкинскому первому выпуску предстояло прославить не только свои имена, но и учебное заведение, которому лицеисты были обязаны успехам на разных поприщах служения своей стране.
После выпуска I курса Лицей в Царском Селе существовал еще двадцать семь лет как учебное заведение, готовившее юношей « к важным частям службы государственной». Но лицейская система образования и воспитания претерпевала преобразования. Простота отношений с педагогами и наставниками исчезла, навсегда были уничтожены отголоски свободомыслия. Лицейская республика уходила в далекое далекое прошлое. Лицей начал резко менять свое лицо. А первые педагоги стали жить лишь воспоминаниями о прежнем «золотом веке» Лицея.
Список источников и литературы
1) Яковлева Е.С.
Царскосельский лицей http://www.ruslibrary.ru/default.asp?trID=392
2) В ЛИЦЕЕ 1811—1817
http://www.optilink.ru/Users/murzov/Pushkin/DocPus/113.htm
3) Литературная энциклопедия
http://slovari.yandex.ru/dict/litenc/article/le3/le3-1901.htm
4) Императорский Царскосельский лицей http://ru.wikipedia.org/wiki/Царскосельский_лицей
5)о лицеистах
http://www.newacropol.ru/study/child/licey/litzeist/
6) Царскосельский лицей: Альма-матер российской элиты
http://www.zarplata.ru/a-id-13850.html
7) Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М.: Правда, 1989
8) Руденская М.П., Руденская С.Д. С Лицейского порога. Выпускники Лицея 1811-1917.
9)Скатов Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. Л.: Дет.лит., 1990
Свадьба в Малиновке
Убунту: я существую, потому что мы существуем
В Китае испытали "автобус будущего"
Лиса Лариска и белка Ленка
Рисуем ананас акварелью