Ученический труд исследовательского характера на доступном материале, цель которого состоит в анализе эпизода рассказа В.Солоухина "Трава"
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_epizoda_trava.docx | 40.02 КБ |
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ: « Русский язык и литература»
Анализ
эпизода литературного произведения
на примере рассказа В. Солоухина «Трава»
Автор: Пятаева Юлия Владимировна,
учащаяся 9 класса
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
Научный руководитель: Козлова Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы,
высш.кв.катег., Победитель ПНПО-2009г.
Нефтегорск, 2013
3
Содержание
Введение…………………………………………….………4
1.Основная часть……………………………………………5
2.Вывод……………………………………………...………7
3.Заключение………………………………… ………….…8
4.Литература…………………………………………….….9
5.Приложения……………………………………………....10
4
Введение
Цель работы: проанализировать эпизод литературного произведения В.Солоухина «Трава».
Задачи: развернуто и доказательно разобрать аспекты данного эпизода согласно плану
(см. Приложение 2. [по 2, 4] )
Актуальность работы – в необходимости воспитания и развития нравственных качеств у подрастающего поколения.
Объект исследования – художественный образ главного героя эпизода, арестанта.
Методы исследования:
1) работа с первоисточниками и со справочной литературой;
2) сравнения;
3) обобщение материала;
4) инклюзии.
Предметом исследования - текст, святоотеческая и научная литература, словари, дополнительная справочная литература, другие источники.
Новизна работы - пополнение имеющейся базы знаний за счет святоотеческой литературы.
Назначение работы – пособие для учителей и учащихся.
Практическая значимость – работа может служить пособием для учащихся и преподавателей МХК, ОПК, литературы и русского языка или как наглядность, раздаточный материал, при изучении духовных тем на занятиях в Воскресной и общеобразовательной школе на факультативных занятиях, тематических классных часах, на внеклассных мероприятиях.
5
1.Основная часть
Когда ученики нашего класса выполняли пробную работу (ГИА), меня в этот день не было в школе по уважительной причине. Ребята поделились со мной впечатлениями от прослушанного текста изложения, и у меня появился огромный интерес и желание проанализировать его, ссылаясь на научную литературу и на наследие святоотеческой мысли.
Тема исследуемого эпизода – семечко, а если мыслить шире – тема жизни.. В основе эпизода лежит необычное событие, а именно: «в безжизненном каменном мешке, в оторванности от обыденной жизни планеты, арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что все это поистине величайшее чудо». Его волновало лишь одно - случайно прилипшее к книжной странице, семечко. Что таит оно в себе, какую тайну? Что вырастет из него? Какой плод оно принесет? «Сумев увидеть и понять в семечке великое чудо, наше сознание невольно делает еще один шаг и тотчас натыкается на глухую, абсолютно черную, непроницаемую завесу, отделяющую нас от тайны тайн». Именно в легковесной шелушинке могут скрываться… сады… или колосящееся пшеничное поле, если взять столь знакомое всем пшеничное зерно. Данный эпизод - вольная трактовка-размышление автора по мотивам Евангельской "Притчи о сеятеле": "...Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!». Затем Иисус пояснил ученикам значение этой притчи: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать»" (Мф.13:3-9, 18-23). [3, с.24]
Чтобы понять данный эпизод произведения и его героя - необходимо мыслить глубинно и видеть мир более духовно потому, что в зерне, как таковом, есть смысл - как зародыше жизни, или в другом смысле - как начаток нового мироздания. "Притча о сеятеле" символически изображает веру человека точно так же, как и в "Притче о добром семени и о плевелах" (Мф.13;24-30,36-43) [там же, с.24-25], и в "Притче о зерне горчичном" (Мф.13;31,32). [там же, с.25].
Здесь также уместно привести размышления, публикуемые впервые, на тему науки и религии (в том числе о вере и пшеничном зерне) архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Вера и знание… неотделимы друг от друга, но вместе с тем нетождественны, имеют совершенно различные цели, отвечают различным интересам человеческого духа и требованиям земной жизни.», «…богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны. Мы можем разложить пшеничное зерно на его составные части и видеть и осязать их. Но той внутренней энергии, той жизненной силы, которая должна быть в зерне и благодаря которой возможен рост и строение новых зерен, мы не можем показать как видимый элемент. Однако мы и не видя признаем, что внутренняя энергия зерна действительно существует — таится в каждом семени. Мы признаем разум у человека, хотя также видеть его не можем….»[1, с.25]. Да, по тексту, вот такая «завеса остается непроницаемой».
Кроме присутствия автора, основным участником эпизода является арестант-революционер. Сам по себе факт необычный. Арестанты бывают разными. Здесь: арестант - революционер. Революционер, -а, м. 1. Участник революционного движения, революции (в1 знач.), сторонник революционных методов борьбы. Профессиональный р.(посвятив-- ший всего себя революционной борьбе). 2. Человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-н. области жизни, науки, производства. Р. в науке. II ж. революционерка, -и (к 1 знач.). [6, с.325]. Понятие «революция» связано с понятием «разрушение». Отчего, почему происходят революции? Одним словом, от неустроенности. А со стопроцентной точностью определить причины революции, как и причины любого другого важного исторического события, никогда невозможно. Итак, наш герой – арестант пребывает в одиночке, камере заключения. Он узник. Ему скучно, поэтому он решается занять себя чем-то, например, чтением книг.
2.Вывод
Каково же значение художественного образа семечка в контексте эпизода через понимание нравственной сути взаимоотношений героев произведения?
Именно здесь – основа конфликта исследуемого текста. Конфликта как вопроса, который и предстоит нам решить. Так в чем же состоит конфликт? Конфликт есть столкновение, разногласие, спор, как художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. У человека-арестанта произошел конфликт общественный, потому он и сидит в одиночке. А вот в одиночке уже мы видим совсем другое…У героя происходит внутренний конфликт. Но он не «сломался», а наоборот, он пытается выйти из кризисного состояния душевного, и на помощь приходит духовное. Дело в том, что человек никогда не начнет решать проблему, если не поймет, что она у него есть. Какова же проблема этого художественного эпизода? Проблема - в познании жизни как таинства.
Какова речь героя? Он молчит. Согласно тексту, у него в камере «появилась банка с землей» для того, чтобы посадить семечко. Значит, он попросил об этом кого-то. И никаких реплик, нет ни внутреннего монолога, включающего в себя переживания героя. «Молчание есть таинство будущего века».[ 5 ].Арестант смиренно искупает полученное наказание, пытаясь помочь живому существу, семечку, пребывающему вместе с ним в камере. Он нежно ухаживает за ним, как за ближним, ведь рядом больше нет все равно ни дущи…Да он один, но далеко не одинок. С ним семечко и Бог. И он прекрасно это понимает.
Авторская позиция тоже ясна – автор на стороне героя-преступника, но не преступника-героя, это разные понятия. И он не осуждает его, а радуется за него и вместе с ним. Человек, ограниченный свободой, это несвободный человек. Но он не падает духом, а возрастает. Почему? Потому что он знает, что он свободен по природе своей как творение Божие, и может выбирать, с Кем он?
В целом этот исследуемый эпизод занимает кульминационное место в произведении В.Солоухина «Трава» в целом». А название «Трава» - не случайно, и Притча о сеятеле объясняет это. «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным». Тернии – это трава, что заглушает Слово Божие.
3. Заключение
В тексте нет конкретного описания портрета арестанта. И это очень важно. Потому что он – образ собирательный, безликий. Все мы, люди, арестанты своего рода, заключены в себе, как каменном мешке, как в оболочке из своих страстей. Многим ли владеет человек? В материальном плане – кто чем, но вот в духовном - у него, бедного, нет ничего своего, кроме своих грехов. Так что, кто во что богатеет… А чтобы быть богатым духовно, то есть иметь духовный опыт жизни, для этого надо много потрудиться, и чтобы стяжать Дух Святой, надо научиться нестяжанию материальных благ. В этом помогает человеку вера. Вопрос веры не праздный интерес, а вопрос жизни и смерти.
Какова же идея? Идея – о таинстве жизни. И о чем этот эпизод? О семечке веры, что может дать плод. Лишь в доброй земле, но не на камне и не в тернии доброе зерно-семечко может дать добрый плод. Согласно тексту, «семечко измазалось в земле, само стало как земля, слиплось, слилось с остальной массой, относительно огромной, если даже и всего-то земли было там треснутый негодный горшок».
И наконец ответим на проблемный вопрос, кем был и кем стал литературный персонаж? Он - сеятель. Он превратился из революционера-арестанта в арестанта-сеятеля, своего рода благовествователя, коими призваны стать все люди без исключения, и по слову Тертуллиана: «Душа по природе своей христианка», а это многому обязывает и призывает человека в любой ситуации быть человеком. Он радуется своим молодым зеленым всходам. А если человек радуется, значит, он способен любить. По Сухомлинскому, «любовь – великая воспитательница». И лишь только тот, кто способен любить, может называться достойным сыном своего народа. А какой человек способен радоваться, пребывая в «каменном мешке»? Лишь тот, который нашел смысл жизни, который способен любить и быть счастливым. Итак, семечко как величайшее чудо, которое происходит только по вере, дало плод, и человек стал способным измениться к лучшему. Это ли не чудо?! Лишь попав в экстремальную ситуацию, человек смог увидеть красоту природы, которая и без того всегда всегда рядом.
Здесь необходимо задуматься...неужели, чтобы испытать чувство радости, а значит, стать счастливым, надо попасть в беду?
Это был риторический вопрос, на который, не нужен ответ. И все же вдруг у кого-то появится желание на него ответить?.. (по см. Приложение 2).
4.Литература
1.Духовный собеседник №1 2005г./ В свете истины. (http://www.sobesednik.orthodoxy.ru/html/arhiv/1_2005/v_svete_istiny_1_05.html )
2.Как написать сочинение. Сост. Н.М.Елкина. - М., 1997.
3.Новый Завет. Псалтирь. Притчи. / Российское библейское общество, М.,1999г.- отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».
4.Полтавец Е. Как писать сочинение: Для школьников и абитуриентов. - М.: ЗАО ИЗД-во ЭКСМО-Пресс, 2009.
5. СМИ: Православный телеканал «Союз». Передача «У книжной полки с Ольгой Баталовой.
6. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов /
РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. Отв.ред.Н.Ю.Шведова, - М., 2008:
Издательский центр «Азбуковник».- 1175с.
Приложения
Приложение 1
Текст исследуемого эпизода
…Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Кроме самого арестанта в камере не было ничего живого. Каменные стены, железная кровать, тюфяк, набитый мертвой теперь соломой, табуретка, сделанная из бывшего живого дерева. Ученый человек тотчас прервет меня и скажет, что плесень в углу тоже есть жизнь и разные там бактерии в воздухе... Но не будем педантами. Забудем даже про то, что в тюремном тюфяке могли водиться совсем уж живые существа. Будем считать условно, что кроме самого арестанта никакой жизни в камере не было. И вот ему принесли стопу книг. Он стал книги читать и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное, право же, меньше булавочной головки семечко. Арестант аккуратно это семечко отделил и положил на лист бумаги. Непонятное волнение охватило его. Впрочем, если вдуматься, то волнение арестанта можно понять. Как дышим воздухом, точно так же бездумно мы обдуваем головки одуванчиков, раздавливаем в пальцах созревшую ромашку, пересыпаем с ладони на ладонь сухое зерно, лузгаем семечки подсолнуха, щелкаем кедровые орешки. Но в особенной обстановке, в безжизненном (как мы условились) каменном мешке, в оторванности от обыденной жизни планеты, арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что все это поистине величайшее чудо (и в этом еще дополнительное чудо) помещается в крохотной, едва различимой соринке. При своем тюремном досуге арестанту не трудно было вообразить, что, допустим, оголилась земля и осталось от бывшего пышного изобилия, от роскошного даже, как бы праздного зеленого царства, одно это, последнее, случайно прилипшее к книжной странице, семечко. Ну да, в одной коричневой легковесной шелушинке могут скрываться гигантский сосновый ствол, крона, подобная зеленому облаку, и даже впоследствии целая сосновая роща. Или бело-розовые яблоневые сады, если взять глянцевое, лаковое, остренькое с одного конца зернышко яблока, или колосящееся пшеничное поле, если взять столь знакомое всем пшеничное зерно. Но как узнать, что скрывается в семечке, если оно не знакомо нам по своему внешнему виду? Сумев увидеть и понять в семечке великое чудо, наше сознание невольно делает еще один шаг и тотчас натыкается на глухую, абсолютно черную, непроницаемую завесу, отделяющую нас от
тайны тайн. Если бы в распоряжение арестанта, обладающего таинственным семечком, были отданы все современные химические и физические лаборатории мира с их сложными реактивными, утонченными анализами и электронными микроскопами, если бы эти лаборатории изучили каждую клетку семени, если бы они после клетки добрались потом до молекулы, до атома, до атомного ядра, если бы они даже расщепили все атомы, из которых составлено семя, они все же не сумели бы приподнять черной завесы и не узнали бы, какое растение (какой формы листья, какого цвета, какого вкуса плоды) заключено в семечке, так просто лежащем на листе бумаги, перед вопрошающим, но бессильным взглядом человека. Короче говоря, все ученые мира, вооруженные современными знаниями и современной техникой, не смогли бы все равно помочь тому арестанту и прочитать ту программу, которая вложена в семечко и у которой только две судьбы в этом мире. Либо погибнуть вместе с семечком при неблагоприятных условиях, либо включиться, прийти в действие, в осуществление и тогда показать, проявиться и сделаться видимой для простого человеческого глаза. И тогда чудо превратилось бы в повседневность и будни: одуванчик, подорожник, ромашка с белыми лепестками, ядреная морковка или душистый укроп (порезать в суп). Завеса остается непроницаемой.
Что из того, что мы вмешиваемся в жизнь растения, скрещиваем, создавая всякие черемухо-вишни, картофелетоматы и много всего мичуринского. Все равно мы манипулируем при этом с видимыми результатами тайной программы, с цветами, почками, ветками, а не с самой программой, зашифрованной надежным шифром.
Так радиотехник может уметь починить приемник, хорошо разбираясь в проволочках и гаечках, но ничего не знать о теоретической сущности радиоволн. Так наши пращуры пользовались огнем, не сознавая, что тут происходит соединение веществ с кислородом, бурное окисление, сопровождаемое выделением тепла и света. Так мы пользуемся теплом и светом напропалую, все еще не зная их конечной, а вернее, начальной сути.
Но подобные рассуждения увели бы нас далеко, а главное, совсем развеяли бы ту обстановку романтичности и таинственности, которая создалась в одиночной камере Шлиссельбургской крепости, когда заключенный обнаружил в книге неизвестное, случайное семечко. У заключенного не было другого способа разгадать тайну, кроме как посадить семечко в землю и предоставить дальнейшее самой природе.
Тюремный ли режим тех времен допускал подобные сантименты, по сговору ли со сторожем, но у арестанта появилась банка с землей. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю, и оно тотчас потерялось в ней. Теперь, если бы человек снова захотел отыскать семечко и отдельно положить его на бумагу, то вряд ли ему это удалось.
Семечко измазалось в земле, само стало как земля, слиплось, слилось с остальной массой, относительно огромной, если даже и всего-то земли было там треснутый негодный горшок. В красивой классической легенде узник поливает цветок в темнице своими слезами. В нашем, не столь уж романтичном случае обошлось без слез, но можно было из своей кружки отдавать немного цветку. Впрочем, пока еще не цветку, а черной земле, хранящей тайну поглощенного ею семечка…. (В.Солоухин. Трава,)
Приложение 2
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим в виде полного плана:
15
Краткая аннотация
Работа «Анализ эпизода литературного произведения на примере рассказа В.Солоухина «Трава» представляет собой труд исследовательского характера, цель которого состоит в анализе эпизода литературного произведения В.Солоухина «Трава».
Творческая задача заключается в исследовании на доступном материале согласно развернутому плану методических рекомендаций М. Елкиной и Е. Полтавец и в доказательном разборе аспектов данного эпизода.
Работа имеет следующую структуру:
1Основная часть 2.Вывод 3.Заключение 4.Литература 5.Приложение
- В основной части проанализирован текст эпизода с ссылкой на научную и святоотеческую доступную литературу.
- Вывод о значении художественного образа семечка в контексте эпизода дан через понимание нравственной сути взаимоотношений героев произведения.
- Заключительная часть содержит четкое определение о жизнеутверждающем значении художественного образа семечка.
- Список литературы оформлен правильно.
- Приложение содержит текст анализируемого эпизода и план-методика.
ТЕЗИСЫ
Когда ученики нашего класса выполняли пробную работу (ГИА), меня в этот день не было в школе по уважительной причине. Ребята поделились впечатлениями от прослушанного текста изложения, и у меня появился огромный интерес и желание проанализировать его, ссылаясь на научную литературу и на наследие святоотеческой мысли. Цель данной работы: проанализировать эпизод литературного произведения В.Солоухина «Трава». Творческие задачи: развернуто и доказательно разобрать аспекты данного эпизода согласно плану методик Е.Полтавец и М.Елкиной. Актуальность работы – в необходимости воспитания и развития нравственных качеств у подрастающего поколения. Объект исследования – художественный образ главного героя эпизода, арестанта. Методы исследования: работа с первоисточниками и со справочной литературой; сравнения; обобщение материала; инклюзии. Предмет исследования - текст, святоотеческая и научная литература, словари, дополнительная справочная литература, другие источники. Новизна работы - пополнение имеющейся базы знаний за счет святоотеческой литературы. Назначение работы – пособие для учителей и учащихся. Практическая значимость работа может служить пособием для учащихся и преподавателей МХК, ОПК, литературы и русского языка.
Тема исследуемого эпизода – семечко, а если мыслить шире – тема жизни.. В основе лежит необычное событие: «в безжизненном каменном мешке, в оторванности от обыденной жизни планеты, арестант посмотрел на семечко другими глазами. Какими такими другими? Духовными. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что все это поистине величайшее чудо». Понять можно только тогда, когда принимаешь… И вот тогда может совершиться чудо, ведь чудо есть «костыль веры». Его волновало лишь одно - случайно прилипшее к книжной странице, семечко. Что таит оно в себе, какую тайну? Что вырастет из него? Какой плод оно принесет? «Сумев увидеть и понять в семечке великое чудо, наше сознание невольно делает еще один шаг и тотчас натыкается на глухую, абсолютно черную, непроницаемую завесу, отделяющую нас от тайны тайн». Именно в легковесной шелушинке могут скрываться… сады… или колосящееся пшеничное поле, если взять столь знакомое всем пшеничное зерно. Данный эпизод - вольная трактовка-размышление автора по мотивам Евангельской "Притчи о сеятеле": "...Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!». Значение этой притчи: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать»" Чтобы понять данный эпизод произведения и его героя - необходимо мыслить глубинно и видеть мир более духовно потому, что в зерне, как таковом, есть смысл - как зародыше жизни, или в другом смысле - как начаток нового мироздания. "Притча о сеятеле" символически изображает веру человека точно так же, как и в "Притче о добром семени и о плевелах" Здесь также уместно привести размышления, публикуемые впервые, на тему науки и религии (в том числе о вере и пшеничном зерне) архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Вера и знание… неотделимы друг от друга, но вместе с тем нетождественны, имеют совершенно различные цели, отвечают различным интересам человеческого духа и требованиям земной жизни.», «…богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны. Мы можем разложить пшеничное зерно на его составные части и видеть и осязать их. Но той внутренней энергии, той жизненной силы, которая должна быть в зерне и благодаря которой возможен рост и строение новых зерен, мы не можем показать как видимый элемент. Однако мы и не видя признаем, что внутренняя энергия зерна действительно существует — таится в каждом семени. Мы признаем разум у человека, хотя также видеть его не можем….»Кроме присутствия автора, основным участником эпизода является арестант-революционер. Сам по себе факт необычный. Арестанты бывают разными. Здесь: арестант - революционер. Революционер как человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-н. области жизни, науки, производства. Понятие «революция» связано с понятием «разрушение». Отчего, почему происходят революции? Одним словом, от неустроенности. А со стопроцентной точностью определить причины революции, как и причины любого другого важного исторического события, никогда невозможно. Итак, наш герой – арестант пребывает в одиночке, камере заключения. Он узник. Ему скучно, поэтому он решается занять себя чем-то, например, чтением книг. В чем же состоит конфликт? Здесь главное, что у человека-арестанта произошел конфликт общественный, потому он и сидит в одиночке. А вот в одиночке уже мы видим совсем другое…У героя происходит внутренний конфликт. Но он не «сломался», а наоборот, он пытается выйти из кризисного состояния душевного, и на помощь приходит духовное. Дело в том, что человек никогда не начнет решать проблему, если не поймет, что она у него есть. Какова же проблема этого художественного эпизода? Проблема - в познании жизни как таинства.Какова речь героя? Он молчит: никаких реплик, нет внутреннего монолога, включающего в себя переживания героя. «Молчание есть таинство будущего века». Арестант смиренно искупает полученное наказание, пытаясь помочь живому существу, семечку, пребывающему вместе с ним в камере. Он нежно ухаживает за ним, как за ближним, ведь рядом больше нет все равно ни дущи…Да, он один, но далеко не одинок. С ним семечко и Бог. И он прекрасно это понимает.Авторская позиция тоже ясна – автор на стороне героя-преступника, но не преступника-героя, это разные понятия. И он не осуждает его, а радуется за него и вместе с ним. Человек, ограниченный свободой, это несвободный человек. Но он не падает духом, а возрастает. Почему? Потому что он знает, что он свободен по природе своей как творение Божие, и может выбирать, с Кем он? В целом этот исследуемый эпизод занимает кульминационное место в произведении В.Солоухина «Трава» в целом». А название «Трава» - не случайно, и Притча о сеятеле объясняет это. «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным». Тернии – это трава, что заглушает Слово Божие. В тексте нет конкретного описания портрета арестанта. И это важно. Потому что он – образ собирательный, безликий. Все мы, люди, арестанты своего рода, заключены в себе, как каменном мешке, как в оболочке из своих страстей. Многим ли владеет человек? В материальном плане – кто чем, но вот в духовном - у него, бедного, нет ничего своего, кроме своих грехов. Так что, кто во что богатеет… А чтобы быть богатым духовно, то есть иметь духовный опыт жизни, для этого надо много потрудиться, и чтобы стяжать Дух Святой, надо научиться нестяжанию материальных благ. В этом помогает человеку вера. Вопрос веры не праздный интерес, а вопрос жизни и смерти. Какова же идея? Идея – о таинстве жизни. Лишь в доброй земле, но не на камне и не в тернии доброе зерно-семечко может дать добрый плод. Согласно тексту, «семечко измазалось в земле, само стало как земля, слиплось, слилось с остальной массой, относительно огромной, если даже и всего-то земли было там треснутый негодный горшок». Итак, кем был и кем стал литературный персонаж? Он превратился из революционера-арестанта в арестанта-сеятеля, своего рода благовествователя, коими призваны стать все люди без исключения, и по слову Тертуллиана: «Душа по природе своей христианка», а это многому обязывает и призывает человека в любой ситуации быть человеком. Он радуется своим молодым зеленым всходам. А если человек радуется, значит, он способен любить. По Сухомлинскому, «любовь – великая воспитательница». И лишь только тот, кто способен любить, может называться достойным сыном своего народа. А какой человек способен радоваться, пребывая в «каменном мешке»? Лишь тот, который нашел смысл жизни, который способен любить и быть счастливым. Итак, семечко как величайшее чудо, которое происходит только по вере, дало плод, и человек стал способным измениться к лучшему. Это ли не чудо?! Лишь попав в экстремальную ситуацию, человек смог увидеть красоту природы, которая и без того всегда всегда рядом. Здесь необходимо задуматься...неужели, чтобы испытать чувство радости, а значит, стать счастливым, надо попасть в беду? Это был риторический вопрос, на который, не нужен ответ. И все же вдруг у кого-то появится желание на него ответить?..
Шелковая горка
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
В Китае испытали "автобус будущего"
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Развешиваем детские рисунки дома