Работа ученица 10 класса, представленная на городском конкурсе творческих работ "Встреча с Болдинской осенью"
Вложение | Размер |
---|---|
Образ стихии и её роль в художественной структуре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» | 44.5 КБ |
МБОУ СОШ №51
Научно- исследовательская работа на тему:
Образ стихии и её роль в художественной структуре поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
Работу выполнила:
Ученица 10 класса
Александрова Екатерина Романовна
Руководитель:
Дмитриева Елена Юрьевна
Вступление
Петербург, эксцентричный, искусственный город, строился как вызов всем стихиям природы, так как он создавался на месте, малопригодном для житья большого количества людей, ценой небывалых усилий и жертв. В поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин называет Петербург творением Петра, потому что город был построен наперекор всему. Однако природная стихия не подчиняется даже царям.
В своей научно-исследовательской работе я постаралась подробней изучить вопрос: какова роль стихии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»? Ведь неспроста А.С. Пушкин обращает наше внимание на явления природы. По моим данным, к характеру изображения стихии в «Медном всаднике» в разное время обращались многие ученые, поскольку оно выступает нервом произведения, одним из ключей к постижению его сути. В этом ряду назовем исследования Д. Мережковского, Г. Федотова, Н. Анциферова, Б. Томашевского, Б. Мейлаха, Г. Макогоненко, Ю. Борева и других, из последних - И. Альми, Г. Зотова, Ю. Сугино, М. Новиковой, С. Денисенко. Обратимся к определению, которое устанавливает многогранность явления стихии, его основные свойства и способствует выработке системного подхода к его воплощению в «Петербургской повести». Стихия - (греч. stoicheion - первоначальный элемент) - 1) один из основных элементов природы (вода, земля, воздух и огонь) в античной философии; 2) явления природы, предстающие как мощная разрушительная сила; 3) в переносном значении - неорганизованная сила, действующая в социальной среде; привычная среда [1, с.552]. Это современное понимание круга реалий, охватываемых понятием «стихия», становится в настоящей работе исходным.
Изучая поэму «Медный всадник» чаще всего рассматривают водную стихию, но мне бы хотелось ознакомиться не с одной, а с четырьмя стихиями. Как мне стало известно, в работе Ю. Сугино впервые было сказано о проявлении в пушкинском произведении основных четырех элементов природной стихии - воды, земли, воздуха и огня. «В поэме эти элементы, - считает исследователь, - с их многообразными формами эффективно изображены в каждом из ключевых сюжетных эпизодов и выражают различные явления стихийных сил» [2, с.15].
«Петербургскую повесть», в которой Пушкин воплотил художественную модель мироздания в его диалектике, нередко называют «поэмой воды и камня». Вода играет в поэме главенствующую роль, предстает в различных состояниях. Здесь проявляется ее женское, материнское природное начало, порождающее жизнь на своих берегах. Само течение реки символизирует вечный поток бытия - «Река неслася».
Водная стихия в поэме «Медный всадник» предстанет перед нами в двух образах. В одном автор использует возвышенную лексику, Нева торжественная и царственная, одетая в гранит и обрамленная металлом ограды - как символ покорности воли царя - «..Невы державное теченье, береговой ее гранит, твоих оград узор чугунный..». В другом- предстает она взбунтовавшейся бездной, хаосом, готовым поглотить все сущее. А.С.Пушкин сравнивает её с шайкой разбойников, которая свободолюбива и довольна своим «наглым буйством», Нева забирает добычу, оставляя после себя лишь «вопли, вой и скрежет» - «Ну вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу».
Огонь осмысляется мифологическим сознанием «как грозная и опасная стихия» [4, с.240], и в то же время как символ жизни - тепла, дома, семьи, когда он находится в сфере очага. В авторской интерпретации он как разрушительное начало в изображении беспощадной бунтующей Невы. Поэт использует здесь олицетворение -(«Но, торжеством победы полны, / Еще кипели злобно волны, / Как бы под ними тлел огонь» [3, т.Ш, с.268], подчеркивая ее разрушительную агрессию.
Стихия воздуха (одна из четырех главных стихий) предстает в поэме «Медный всадник» во взвихренном состоянии, в ипостаси шквального ветра, который «сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами». Здесь используется звукопись(ассонанс и аллитерация) для передачи той обстановки, которая царит в поэме в момент бунта стихий. Аллитерация- повтор «е», «ы» и «а» передает рев ветра, вой и весь тот хаос, что царит вокруг-«Погода пуще свирепела, / Нева вздувалась и ревела.. Там буря выла, там носились / Обломки.. Как ветер буйно завывая»[3, т.Ш, с.263]. А также автор использует ассонанс- при повторе «з», «д», «р» и «ч» создается чувство ,что мы слышим шум, клокот воды, подгоняемой ветром, тот же самый рев бури - «Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь.. Как дождь ему в лицо хлестал».
Особенность пушкинского произведения заключается в том, что в качестве первоэлемента земли в ней выступает камень, создавая особое смысловое поле. Камень в поэме воплощает в себе твердость и надежность, «окаменелую музыку творения» [5, с.236]. Камень - строительный материал города, его «дворцов и башен», он сковывает, пленяет водную стихию, провоцируя ее бунт. В этом плане он парадоксально заключает в себе разрушительную силу –«Нева всю ночь / Рвалася к морю против бури.. Но силой ветров от залива / Перегражденная Нева / Обратно шла, гневна, бурлива / И затопляла острова »
Присутствует также и цветопись. Это непременная черная мгла - «Над омраченным Петроградом» [3, т.Ш, с.263], «мгла ненастной ночи» [3, т.Ш, с.265], «Ночная мгла /На город трепетный сошла [3, т.Ш, с.269]. Черный цвет используется с целью показать тот хаос и ужас, который царит во мгле.
По наблюдениям Г. Макогоненко, «мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план - Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с действительным народным бунтом, стихийным мятежом» [6, с.176].
Мысль Пушкина связана с тем, что Петр не сумел найти ключ к природной и народной России. Можно во многом согласиться с японским пушкинистом Ю. Сугино в понимании ассоциативной связи природной стихии в «Медном всаднике» с широким спектром кризисных социальных явлений российской истории. Это и пугачевский бунт, и непокорность дикого горного народа на Кавказе, холера и холерные бунты 1830-1831 годов, восстание декабристов в очень дальней ассоциативности. В этом есть своя логика.
В 1833 году в период создания «Медного всадника» он работал и над «Капитанской дочкой», и над «Историей Пугачева». Мне кажется, что сравнение Невы с «шайкой разбойников» появилось у А.С.Пушкина под впечатлением от образа Емельяна Пугачева. «Злые волны, как воры лезут в окна», «наглым буйством утомясь», «Так злодей, / С свирепой шайкою своей / В село ворвавшись, ломит, режет, / Крушит и грабит; вопли, скрежет, / «Насилье, брань, тревога, вой!.. / И, грабежом отягощены, / Боясь погони, утомленны, / Спешат разбойники домой, / Добычу на пути роняя» [9, т.ІІІ, с.267] – эта грубая разговорная лексика характерна для народа и поэтому становится очевидным, что созданный поэтом образ Невы подобен «шайке разбойников». А бессоюзие дает динамику тексту, создают тревогу и беспокойство.
По наблюдениям С. В. Денисенко, «проявление стихийного начала в природе Пушкин связывает, прежде всего, с образом зверя и, в частности, лошади (коня)» [7, с.44].
В поэме «Медный всадник» через зверя, воплощающего в представлении Пушкина агрессию стихии, передается миг нападения Невы на город - «И вдруг, как зверь остервенясь, / На город кинулась» [3, т.Ш, с.265]- олицетворение,с помощью которого автор рисует разрушительную силу Если учесть, что Нева предстает здесь и в прямом, и в символическом значении, то становится хорошо видно отсутствие водораздела между природной и народной стихией. Этот момент «оживления» автором стихии в тексте («ветер выл», «дождь стучал не так сердито») тонко заметил С. А. Фомичев [8, с.198]. Главное в ней – разрушительная, безжалостная, спонтанная сила.
Образ побежденной стихии-Невы параллелен России в образе коня, поднятого на дыбы. Россия, переданная через метафору обузданного коня, и Россия, предстающая в метафоре реки – таков художественный путь ее постижения в «Медном всаднике».
Заключение
Итак, образ стихии в повести Пушкина «Медный всадник» помогает читателям понять смысл этих произведений и важные для автора идеи. «Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия — это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов.
Используемая литература:
1. Булыко А. Н. Большой словарь иноязычных слов. - М., 2004. - 704 с.
2. Сугино Ю. К вопросу о теме стихии в поэме Пушкина «Медный всадник» // Болдинские чтения / Под ред. Н. М. Фортунатова- Н. Новгород, 2002.-С. 15-27.
3. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. - Л.: Наука, 1977-1979.
4. Токарев С. А. Огонь // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. - М., 1991. - С.239-240.
5. Керлот Х. Э. Словарь символов. - М., 1994. - 608 с.
6. Макогоненко Г. П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). - Л., 1982. - 464 с.
7. Денисенко С. В. Конфликт человека и стихии в поэме А. С.Пушкина «Медный всадник» // Филология = Philologicа- Краснодар. - 1993. - № 1. - С. 42-45.
8. Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. - 304 с.
Вокруг света за 80 дней
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Горячо - холодно
Прекрасное далёко
Есть в осени первоначальной...