Образец текста и экзаменационная работа ученицы (23 балла)
Вложение | Размер |
---|---|
obrazets_sochineniya_s_ege_2014.docx | 17.52 КБ |
Воин и женщина – тема общечеловеческая у истоков европейской гуманистической традиции- несравненный разговор Гектора и Андромахи в VI песне «Илиады». Однако троянская героиня, отговаривая мужа от участия в бою (как позднее под конец поэмы, оплакивая его бездыханное тело), собственно, жалеет не его, а себя самое и сына, перечисляя, какие беды ждут вдову и сироту без заступника. В «Песне о Роланде» есть лаконичная и строгая, но тем более выразительная сцена, когда невеста героя, узнав о его гибели, наотрез отказывается от брака с наследником престола и тут же падает мертвой: самая мысль жизни без Роланда для нее несчастна. В этом много благородства и прямоты и немало гордости.
Но где в мировой поэзии найдем мы такую жену героя, как Ярославна, которая рвется обтереть кровавые раны на теле мужа, мгновенно и точно схватывая своим воображением, что тело это стоаждет в жару? Когда мы говорим о теме любви в русской литературе, невозможно не вспомнить плач Ярославны. Переложениями его, отзвуками, отголосками полна русская поэзия двух последних веков. Но его единственная в своем роде популярность имеет, как и всякая популярность, теневую сторону. Сколько раз эпическое причитание дочери Ярослава Осмосмысла превращали в чувственный романс! Конечно, мы вправе посетовать на бесцеремонность подражателей, насильственно приближавших плач Ярославны к совсем иному вкусу, когда-то салонному и сентиментальному, ныне угловатому и резкому. Однако кривое зеркало по-своему тоже отражает реальность.
Самое главное, что любовь в плаче Ярославны предстает не как влюбленность или страсть, не как куртуазное преклонение, а как жалость жены к мужу, во всем подобная жалости матери к сыну.
Поэтому плач матери по князю Ростиславу звучит внутри произведения «Слово о полку Игореве» как эхо голоса Ярославны. А когда нужно перечислить высшие радости жизни, помянуты «свычай и обычай» прекрасной Глебовны – жены Яр-Тура Всеволода. «Свычай и обычай» - тихое, повседневное, домашнее тепло.
Когда на нашей памяти Константин Симонов написал свое «Жди меня», его стихи стали не фактом русской поэзии, а фактом русской жизни. Еще не так давно простые люди у нас говорили о супружеской любви: «Жалеть». Представление о любви жены как о силе жалости, удерживающей воина на краю смерти, есть для нашей нравственной традиции необходимость.
«…Кровавыя его раны на жестоцемь его теле»… Эти слова можно повторять снова и снова. Без них и без всего, что им сродни, Россия не была бы Россией.
( С. С. Аверинцев)
В своей статье русский филолог, переводчик и поэт Сергей Сергеевич Аверинцев задается вопросом: на чём основана настоящая супружеская любовь?
Отвечая на данный вопрос, автор приводит в пример плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», являющийся важным аргументом в композиции данного произведения. Анализируя чувства, которые испытывает Ярославна к князю Игорю, Аверинцев говорит, что любовь Ярославны к Игорю предстает в этом произведении не как влюбленность или страсть, а как жалость жены к мужу, во всем подобная жалости матери к сыну. В этом она непохожа на троянскую героиню Андромаху в VI песне «Илиады», которая, отговаривая мужа от участия в бою, жалеет не его, а себя с сыном. Автор ставит акцент на том, что Ярославна готова «обтереть кровавыя его раны на жестоцемъ его теле», т.е. любовь Ярославны – это наглядный пример деятельной любви. В этом главное отличие Ярославны от героини из «Песни о Роланде», в любви которой хоть и присутствует немало благородства, прямоты и гордости, но нет настоящих живых чувств, готовности разделить судьбу с любимым человеком, желания помочь ему в любых трудностях. Аверинцев подчеркивает, что плач Ярославны близок самым разным эпохам русской жизни, т.к. в разные времена русские женщины провожали мужа в солдатчину, причитая при этом теми же словами.
Авторская позиция выражена явно. С.С. Аверинцев согласен с людьми, которые проводят параллель между понятием «супружеская любовь» и словом «жалеть». Автор уверен, что представление о любви жены как о силе жалости, удерживающей воина на краю жизни, есть для нашей нравственной традиции необходимость.
Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что отличительная черта настоящей супружеской любви – это готовность к самопожертвованию ради ближнего. В семейных отношениях люди, любящие друг друга по-настоящему, ставят интересы ближнего впереди своих собственных, а отсюда возникает и жалость по отношению к родному человеку и стремление помочь человеку в трудную минуту.
Наглядным примером истинной, настоящей любви я считаю отношения Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Соня испытывает и жалость, и, что самое важное, готовность пожертвовать собой ради него. Именно поэтому она следует за ним, когда Раскольникова отправляют в ссылку. Следовательно, Соня подобно Ярославне готова к деятельной любви.
Ярким примером того, когда отношения супругов нельзя назвать проявлением настоящей любви является супружеская пара Берга и Веры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Между ними нет ни взаимной привязанности, ни жалости друг к другу.
Таким образом, настоящая супружеская любовь основана на жалости к ближнему и на полной отдаче в отношениях друг с другом.
(Экзаменационная работа Черняк Юлии, 2014)
Новый снимок Юпитера
Самый главный и трудный вопрос
Девочка-Снегурочка
Рождественский венок
Плавает ли канцелярская скрепка?