Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
slova_-_parazity.doc | 136.5 КБ |
МОУ Борисоглебская средняя общеобразовательная школа
районная научно – практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Гуманитарная секция
Слова-паразиты в речи учащихся и
жителей нашего села
Доклад об исследовательской работе
научного характера по речи учащихся.
Автор: Дынер Евгения
МОУ Борисоглебской СОШ, 8 класс,
с. Борисоглебка, Новосибирской области
Научный руководитель:
Гизитдинова Рашида Галиулловна,
Учитель русского языка и литературы
первой квалифицированной категории
Контактный телефон руководителя:
8-383-66-49-123
с. Борисоглебка, 2012 год
Содержание
Введение ______________________________________________________2 - 3
1. Теоретическая часть.
1. 1. Слова-паразиты и причины их употребления._____________________4
1. 2. Классификация речевых паразитов.______________________________5
1.3. Способы борьбы со словами паразитами в научной литературе_______5-6
1.4. Вывод по первой главе.__________________________________________7
2. Практическая часть
2.1. .Слова – паразиты в художественной литературе.____________________8
2. 2 . Исследование слов-паразитов в речи телеведущих.__________________9
2. 3. Исследование слов-паразитов в речи в речи жителей нашего села______10-11
2. 4. .Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников ______ 12
2. 5. . Как избавиться от вредной привычки _____________________________ 13-14
2.6. Вывод по II главе. ______________________________________________14
Заключение _______________________________________________________ 15
Список литературы___________________________________________________16
Введение
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты.
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я попыталась разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.
Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы и жителей села слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.
Задачи:
Объект исследования – речь учащихся школы и жителей села.
Методы исследования:
Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до меня не было.
1.1. Слова-паразиты и причины их употребления
Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие.
Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
1.2. Классификация речевых паразитов
Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
Слова - паразиты могут быть разными частями речи.
Слова - паразиты как части речи
№ | Группа | Слова – паразиты |
1. | Звуки | э-э-э, мэ-э-э, |
2. | Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3. | Вводные единицы | Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4. | Местоимения, местоименные наречия | Это, это самое, как его, там |
5. | Переход из одной части речи в другую | Блин, черт |
6. | Модальные слова | Конечно, наверное, вероятно, кажется |
1.3. Способы борьбы со словами- паразитами в научной литературе
Ю. Дараган в работе «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи» представляет некоторые стратегии для снижения риска появления слов - паразитов в речи: это редукция (отказ от «рискованной» вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры.
1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!». Не в силах подобрать слова для детального изложения своих мыслей, говорящий пытается выйти из положения, снижая объем передаваемой информации.
Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация), упрощение (сокращение) текста. Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).
Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.
Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.
2. Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!». Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».
3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны». В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.
4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался». Говорящий может объявить о необходимости подумать.
Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:
1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».
2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».
Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов рекомендую школьникам:
излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);
1.4. Вывод
Проанализировав различную литературу, я сделала вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает. Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
1. Недостаточный словарный запас ( говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. Мода на некоторые слова.
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Мне стало интересно, действительно ли это так? В пример я решила взять произведение Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении очень много слов-паразитов встречается как в диалогах героев, которые по замыслу автора неграмотные генералы, так и в словах автора.
«-Что же мы будем, однако, делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако, каналья не утопи нас!...».
«Одним словом, о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».
В результате анализа диалогов участников и слов автора я пришла к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.
2.2.. Исследование слов-паразитов в речи телеведущих
Среди учащихся нашей школы самым популярным телешоу является «Дом-2». Я заметила, что многие ребята пытаются в своей речи подражать популярным телеведущим этого шоу. Мне стало интересно, а почему именно «Дом-2»? Записав несколько выпусков этой программы на диктофон и проанализировав речь Ксении Анатольевны Собчак, я заметила, что в её монологах присутствуют все группы слов паразитов: звуки, частицы, вводные единицы, местоимения, местоименные наречия, переход из одной части речи в другую, модальные слова.
«Ну, что, Тигран, так, ты едешь сегодня вечером на работу, а Юля, она ведь беспокоится…….Вся ваша жизнь, понимаешь, она, как бы это сказать, доступна для обозрения всем телезрителям………Вероятно, не все понимают, как нам кажется, всю нелепость ситуации….. Лёша, в принципе ты можешь поехать на выходной, но мэ-э-э, как бы это сказать…., используй это с пользой.»
Отбросив из этих предложений слова- паразиты, я получила сухой, неэмоциональный, «неживой» текст, который больше похож на отчёт, а не на живое общение.
«Тигран, ты едешь сегодня вечером на работу, а Юля беспокоится. Вся ваша жизнь доступна для обозрения всем телезрителям. Не все понимают всю нелепость ситуации. Лёша, ты можешь поехать на выходной, но используй его с пользой».
На основании этого я сделала вывод, что ведущие данного телешоу пользуются популярностью среди молодого поколения, в том числе и из-за манеры своего общения с участниками проекта. Используя в своей речи слова-паразиты, они становятся к участникам и зрителям более ближе, и потому многие пытаются им подражать.
2.3.Исследование слов-паразитов в речи в речи жителей нашего села.
В нашем селе имеется несколько социальных групп: интеллигенция (работники сельского совета, учителя, квалифицированные специалисты, работники культуры), рабочие, ученики, студенты, пенсионеры. Я решила выяснить, как слова- паразиты используют в своей речи представители группы интеллигенции и рабочих. Для этого я составила несколько анкет и попросила по 15 человек от каждой группы ответить на вопросы.
№ п/п | Вопросы анкеты. | Ответы учителей БСОШ % | Ответы работников МОУ Борисоглебский сельский совет. % | Ответы работников культуры. % | |||
да | нет | да | нет | да | нет | ||
1. | Употребляете ли вы слова паразиты в своей речи? | 94 | 6 | 100 | 0 | 100 | 0 |
2. | Как часто употребляете слова - паразиты? | 50 | 50 | 84 | 16 | 75 | 25 |
3. | Положительно ли вы относитесь к употреблению слов паразитов? | 48 | 54 | 84 | 16 | 75 | 25 |
№п/п | Слова паразиты | Ответы учителей МОУ БСОШ% | Ответы работников МОУ Борисоглебский сельский совет. % | Ответы работников культуры. % |
1 | Ьлин. | 94 | 100 | 100 |
2 | Ё-мое | 72 | 68 | 75 |
3. | Однако. | 42 | 32 | 0 |
4. | Это. | 42 | 92 | 75 |
5 | Как сказать. | 30 | 0 | 25 |
6 | Чёрт | 12 | 32 | 50 |
№п/п | «Боретесь ли вы со словами – паразитами?» | Ответы учителей МОУ БСОШ% | Ответы работников МОУ Борисоглебский сельский совет. % | Ответы работников культуры. % |
1. | да | 72 | 14 | 14 |
2. | нет | 28 | 86 | 86 |
В результате я получила статистические данные, которые показывают, что
2.4.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников
Очень часто на уроках в своем классе я замечаю: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?
Для проведения исследования мной составлена анкета «Слова–паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов–паразитов» и исследование «Употребление слов–паразитов обучающимися разных возрастных групп».
В анкетировании принимали участие ученики 5-11 классов (45 человек) Борисоглебской СОШ
2. 5. Как избавиться от вредной привычки?
Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, я попыталась определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников я провела такой эксперимент. Проанализировав результаты анкетирования, проводимого ранее, я выяснила, что слово-паразит «как сказать» в нашем классе не употребляется. В качестве эксперимента я решила начать употреблять это слово в своей речи. Через день я заметила, что моя одноклассница стала изредка вставлять это слово в свою речь, причем раннее его не использовала. Еще через день другая моя одноклассница стала употреблять это слово, а уже через три дня практически все люди в моём классе стали употреблять слово-паразит «как сказать». Аналогичный эксперимент я провела со своими друзьями вне школы, и результат оказался тем же.
Я сделала вывод, что в лексике людей некоторые слова-паразиты появляются в результате подражания друг другу, и если исключить пример для подражания, проблема отпадёт сама собой.
На уроке истории я законспектировала ответы двух своих одноклассников: Рената и Марины. Ренат слабоуспевающий ученик, не выполняющий технику чтения. Марина имеет по истории оценку «4».
Ответ Рената до исследования: «Ну, в Греции, как это, блин, царей, чёрт, фараонов, хоронили в, как там, э-э-э в этих (жесты руками). …Пруссия и э-э э ну, эта, как там, Франция, хотели мира, то есть, не так, чтобы, и короче говоря, у них произошла война…».
Ответ Рената после: «В Греции, царей, фараонов, хоронили в. …Пруссия и Франция, хотели мира, у них произошла война…».
Ответ Марины до исследования: «Рим вошёл блин в состав королевства, как его там, э-э-э Итальянского. ….Ну, в деле Дрейфуса, блин, было много, что, всколыхнуло всю мировую – э-э-э общественность…».
Ответ Марины после: ««Рим вошёл в состав королевства, Итальянского. ….В деле Дрейфуса,, было много, что, всколыхнуло всю мировую общественность…».
После того, как ответы были записаны, я исключила из этих конспектов слова паразиты и дала получившийся текст прочитать ребятам. Результат им не понравился, и сейчас ребята стараются не использовать слова паразиты в своей речи.
Значит, одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью
Понаблюдав за остальными ребятами в классе, и записывая слова – паразиты, которые они произносили на уроках в течении двух дней, я пришла к выводу, что слабоуспевающие учащиеся употребляют слова паразиты гораздо чаще, чем сильные ученики.
(Приложение 3)
2.6. Вывод
На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи. Их употребляют все социальные группы. Меньше других слова – паразиты используют в своей речи учителя. Чаще других ими пользуются ученики, особенно те, которые слабо успевают по всем предметам. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «ну». Самыми редкими являются такие слова, как «чёрт», «а-то». Слова- паразиты встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях, кроме того, популярные телеведущие так же используют их в своей речи на различных телевизионных программах. В большей степени борются с употреблением слов–паразитов как в своей речи, так и в речи учеников – учителя. Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в данном исследовании. По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms. Это направления для новых исследований.
Заключение
В ходе данного исследования было выявлено, что 100% учеников достаточно часто употребляют слова-паразиты, 60% школьников даже не замечают их в своей речи. Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты. Выпущен буклет–памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов–паразитов». На основании результатов моего исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Давайте беречь наш язык!
Список литературы
Девчата
Бабочка
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Белый лист
Комментарии
Очень актуальная тема не
Очень актуальная тема не только для детей! Обязательно воспользуюсь Вашим материалом!