Практическая значимость работы заключается в следующем: дуэль уходит своими корнями в далёкие рыцарские времена. Рыцарство, зародившись тысячу лет назад, и по сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин. Сегодня, как и во времена А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонотова, остро стоит вопрос о том, нужны ли нам честь, совесть, благородство, бескорыстие.В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят. Все споры решаются иными способами, но понятия «честь» и «достоинство» актуальны и в наше время. Авторы, описывающие поединки предыдущих столетий, смогли донести до нас трагизм дуэлей, несмотря на желание дуэлянтов отстоять честь и достоинство, свое или возлюбленной женщины.
Вложение | Размер |
---|---|
Истории возникновения дуэли в России, углубление знаний о русских писателях-дуэлянтах | 100.5 КБ |
ХХ научно-практическая конференция
«Олимп»
Россия, Иркутская область, посёлок Залари
Дуэли и дуэлянты
Автор работы: Ласкаева Екатерина,
ученица 9 «А» класса
Руководитель: Ковальчук Т.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Заларинская СОШ № 1
Залари, 2013 год
Содержание
Аннотация……………………………………………………………………………………..3
План исследования……………………………………………………………........................4
Глава I. Дуэль в России - больше чем дуэль!......................................................................5-7
Глава II. Писатели - дуэлянты…………………………………………………………..8-12
2.1. «Пусть теперь стреляет в других, моя прошла очередь»………………………….....8
2.2. «Не будь бы этой проклятой дуэли - и Пушкин был бы всё ещё живой»... ……9-10
2.3. «Ну что ж! Нас рассудит пара стволов роковых Ле Пажа…»………………...…11-12
Глава III. Герои-дуэлянты…………………………………………………………………13-14
3.1. Дуль в творчестве А.С.Пушкина…………………………………………………………13
3.2. Дуэль в творчестве М.Ю.Лермонтова…………………………………………………..14
«Дуэли и дуэлянты»
Ласкаева Екатерина Андреевна
Россия, Иркутская область, п.Залари,
МБОУ Заларинская СОШ №1, 9 «А» класс
Аннотация.
Широкое обращение русских писателей к теме дуэли даёт нам возможность понять причины конфликта, ведущие к такому исходу. И чаще это вовсе не истинное понятие о чести и достоинстве.
Практическая значимость работы: Дуэль уходит своими корнями в далёкие рыцарские времена. Рыцарство, зародившись тысячу лет назад, и по сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин. Сегодня, как и во времена А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонотова, остро стоит вопрос о том, нужны ли нам честь, совесть, благородство, бескорыстие.
Цель работы:
Узнать об истории возникновения дуэли в России, углубить знания о русских писателях-дуэлянтах, выявить уровень знаний учащихся о дуэли.
Задачи:
1) рассмотреть и изучить соответствующий материал, отобрать информацию для анализа;
2) систематизировать собранный материал, сделать выводы.
Методы: поисковый, описательный, сравнительно – сопоставительный, анализ и обобщение собранного материала.
«Дуэли и дуэлянты»
Ласкаева Екатерина Андреевна
Россия, Иркутская область, п.Залари,
МБОУ Заларинская СОШ №1, 9 «А» класс
План исследований.
Основополагающий вопрос: Дуэль – дань моде или способ решения проблемы?
План исследования:
Список используемой литературы
«Дуэли и дуэлянты»
Ласкаева Екатерина Андреевна
Россия, Иркутская область, п.Залари,
МБОУ Заларинская СОШ №1, 9 «А» класс
Научная статья
Глава I. Дуэль в России - больше чем дуэль!
То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель…
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Первая дуэль в России произошла в 1666 году между иностранцами, офицером Патриком Гордоном и майором Монтгомери. Позже число дуэлей стало быстро расти. 25 декабря 1682 года появляется указ, который устанавливает право служивых людей носить оружие, а также запрещает поединки.
Петр I разу же вступает в борьбу с дуэлями. Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты, но с ростом влияния на русскую жизнь иностранцев при Анне Иоанновне и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки учащаются. В 1787 году Екатериной Великой был издан «Манифест о поединках». Он действовал достаточно долго. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Если же поединок оканчивался бескровно, то участникам дуэли и секундантам устанавливался штраф, а обидчика пожизненно ссылали в Сибирь. Любой, узнавший о дуэли, был обязан донести о ней властям. А врачам строго запрещалось лечить раны, полученные на дуэлях. Яростными противниками дуэлей был Николай I. В XIX век, во времена правления Александра I случилась дуэльная лихорадка. «Я вас вызываю!» - звучало повсеместно. Так что же такое дуэль? (См. приложение №1).
1.2. Правила проведения дуэли
На дуэли мог драться только дворянин, только честный и благородный человек. Остальные сословия в России могли обладать достоинством — но не честью. Не допускался до дуэли человек, ранее отказавшийся от нее, несовершеннолетний или больной. Очень строго соблюдался запрет на дуэли между родственниками. Перед дуэлью все дворяне были равны.
Оскорбления, приводившие к дуэлям, условно делили на три категории. (См. приложение №2). С момента ссоры противники не должны были вступать друг с другом в прямое общение. Все переговоры велись через их представителей - секундантов. Они выступали судьями противников и поэтому должны были быть равного с ними происхождения, т.е. дворянами. Одна из задач секундантов состояла в том, чтобы попытаться примирить противников. Если этого не удавалось, вырабатывались условия дуэли - письменный документ, который требовал строгого соблюдения. Неумение пользоваться оружием не могло рассматриваться как основание для отказа от дуэли.
В 18 веке дуэльным оружием нередко служили шпаги, позднее чаще стали использоваться пистолеты. В оружейных магазинах наборы дуэльных пистолетов продавались свободно.
Правила проведения дуэли представляли собой так называемый дуэльный этикет.
1.3. Виды дуэлей
1. Дуэль на холодном оружии. Основным видом дуэльного оружия изначально было холодное, т.к. первоначально предполагалась готовность дворянина драться на дуэли тем оружием, которое он имеет при себе, поэтому естественным образом дуэльным стало постоянно носимое с собой клинковое холодное оружие: фламберг — двуручный (реже — одноручный или полуторный) меч с клинком волнистой (пламевидной) формы; сабля; меч, кинжал или дага; шпага; рапира. (См. приложение №3)
2. Дуэль на пистолетах. Видов дуэлей на пистолетах существует больше, чем на холодном оружии. Во всех случаях для дуэли использовались парные однозарядные пистолеты. Оружие не должно было быть знакомым никому из противников, этому придавалось большое значение. Противники приезжали на поле чести каждый со своей парой пистолетов, свидетельствовали честным словом, что оружие не пристреляно, затем жребием определяли, из чьих пистолетов стреляться. В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли «до результата» или «до ранения», в подобной ситуации пистолеты заряжались вновь, и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий. (См.приложение №4)
С помощью дуэлей в России в 19 веке решались вопросы долга, чести и достоинства.
Глава II. Писатели-дуэлянты.
2.1. «Пусть теперь стреляет в других, моя прошла очередь» (Грибоедов – Якубович)
Летом 1817 года Александр Сергеевич поступает на службу в Коллегию иностранных дел, оставив военную службу по настоянию родственников, до которых доходят слухи о его светских приключениях и очень свободной и независимой жизни в столице. А осенью того же года случился эпизод, поразивший современников и сказавшийся на дальнейшей судьбе блестящего русского дворянина, поэта, драматурга, дипломата и музыканта Александра Грибоедова. Это был типичный случай романтической дуэли из-за соперничества. Случилась так называемая четвертная дуэль. (В.Завадовский – Шереметев, Якубович – Грибоедов). Дуэль с Якубовичем повторилась в 1818 году.
Грибоедов в 1818 году уезжает из Петербурга, став секретарем посольства в Персии. Прямо на ступенях гостиницы в Тифлисе его встречает Якубович и ситуация повторяется. Вразумить «кавказца» невозможно, дуэль состоялась, но Грибоедов промахивается, пуля проходит рядом с головой Якубовича. Сам же Александр Сергеевич оказывается раненным в левую ладонь первым выстрелом своего яростного противника. Якубович тоже промахнулся, он целил в живот, а повредил Грибоедову мизинец. Александр Сергеевич, как известно, был великолепным пианистом и даже сочинял мелодии, так существуют несколько его очаровательных музыкальных пьес. После этой дуэли Александр Сергеевич носил на левом пальце специальную накладку, разработал руку до прежней ловкости и играл по-прежнему замечательно. По этому пальцу и было опознано впоследствии его растерзанное фанатиками тело, которое они еще несколько дней таскали по городу, жестоко глумясь над трупом и скинув его в общую яму.
В возмещение вины за эту кровавую бойню в Тегеране персидский шах отослал русскому царю в подарок огромный алмаз, украшенный рубинами и изумрудами.
2.2 «Не будь бы этой проклятой дуэли - и Пушкин был бы всё ещё живой»... (Пушкин – Дантес).
В жизни А.С.Пушкина было 29 дуэлей - состоявшихся и несостоявшихся! Причем, в большинстве случаев виновником их был он сам, за что и состоял на полицейском учете, как дуэлянт. (См. приложение №5). Реальных дуэлей у него было пять:
- с однокашником Вильгельмом Кюхельбекером; с поэтом Кондратием Рылеевым; с офицером Генерального штаба Зубовым; с полковником Старковым и последняя, роковая, с Дантесом…
4 (16) ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца». В нём содержался косвенный намёк на внимание к Н. Н. Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя. Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Так как Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов.
10 января 1837 года Екатерина Гончарова стала женой Дантеса. После свадьбы Дантеса и Екатерины конфликт между Пушкиным и Геккерном (приемный отец Дантеса) не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток («казарменных каламбуров») в адрес Пушкина и его семьи. (7 февраля) 1837 года Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо (в своей основе сочинённое ещё во время первого конфликта в ноябре), где, чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, он отказал им от дома. Пушкин знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерн через секретаря французского посольства виконта д’Аршиака письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов; Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли.
27 января (8 февраля) 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Пушкин упал после выстрела Дантеса, у его пистолета дуло забилось снегом, и он попросил сменить пистолет. Д’Аршиак стал возражать, но Дантес знаком остановил его, и Пушкину дали другой пистолет. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам, они становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак. Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерн.
Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12.
Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей под руководством Н.Ф.Арендта, поэт скончался 29 января (10 февраля) 1837 года в 14:45. В момент его кончины были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии. Официально было объявлено, что отпевание состоится в Исаакиевском соборе, однако оно состоялось в ночь с 31 января на 1 февраля в Конюшенной церкви, куда смогли попасть только ближайшие друзья Пушкина и члены иностранных миссий под присмотром большого количества жандармов. По поручению Николая I гроб с телом Пушкина для перевозки к месту погребения сопровождал друг Пушкина А.И.Тургенев.
2.3. «Ну что ж! Нас рассудит пара стволов роковых Ле Пажа…» (Лермонтов – Мартынов)
Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей. 6 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала, словно невзначай, вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную ещё в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да ещё будто бы дурно отзывался о нём в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошёл к Лермонтову и потребовал от него объяснений. Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались. Зимой 1840—1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но по настоянию бабушки возвращается на Кавказ для дальнейшей службы.
В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым. Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в Школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправляющийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова. Впоследствии современники считали, что прототипом княжны Мери была Наталья Соломоновна — сестра Мартынова.
Из показаний Н.С. Мартынова, данных 17 июля 1841 г. на следствии по делу о дуэли: «С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт одним словом, все чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки…….. На вечере в одном частном доме, за два дня до дуэли, он вызвал меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. Я решился положить этому конец. При выходе из этого дома, я удержал его за руку, чтобы он шёл рядом со мной; остальные все уже были впереди. Тут, я сказал ему, что я прежде просил его, прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он ещё раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать. Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего секунданта, — и возвратился к себе…»
Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх, Мартынов — прямо в грудь поэту.
Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей. Официальное известие о его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»… Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. (См. приложение № 7)
Среди русских писателей и поэтов 19 века были дуэлянты, которые честь и достоинство ценили превыше всего.
Глава III. Герои-дуэлянты
3.1. Дуль в творчестве А.С.Пушкина. Произведения А.С. Пушкина - всегда демонстрация самых высоких нравственных принципов. Дуэль – одно из средств характеристики героя, его жизненного выбора, ценностных ориентиров.
1. «Капитанская дочка».
Участники: Гринев и Швабрин. Причина дуэли: Швабрин задел честь Марьи Ивановны, что Гринев не мог оставить безнаказанным. Роль дуэли: эта сцена помогает понять характеры героев. Гринев готов отдать свою жизнь, защищая честь Марьи Ивановны. Швабрин совершил подлость, сначала оговорив девушку, а затем, ранив Гринева, когда дуэль должна была прерваться. Поединок Швабрина и Гринева изображен иронично.
Вся сцена выглядит, как пародия на дуэль и на саму идею дуэли.
2. «Евгений Онегин»
Участники: Онегин и Ленский. Причины дуэли: легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского (это все говорит о скуке, которая преследовала Онегина и в деревне). Секунданты: Зарецкий – со стороны Ленского, лакей Гильо – со стороны Онегина.
Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным. На дуэль Онегин привёз в качестве секунданта слугу-француза. Правила дуэли нарушены: поединки, как дела чести, могли состоятся только между людьми с дворянским титулом. Следовательно, и секунданты обязаны быть благородного сословия. Итак, они сошлись: Онегин первым и последним выстрелом в этой дуэли смертельно ранил Ленского. Дуэль в романе – странная, однако эта странность отнюдь не исключает трагичности происходящего.
3.2. Дуэль в творчестве М.Ю.Лермонтова
Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо. Сцену дуэли композиционно можно разделить на две части: ночь перед дуэлью и сама дуэль. Вторая часть представляет собой не синхронные дневниковые записи героя, а воспоминания об эпизоде, который Печорин пишет в крепости Максим Максимыча. Показателен тот факт, что даже спустя время герой не винит себя в совершенном поступке.
Печорин до конца пытается избежать кровопролития, но Благородство Печорина, его искренняя доброжелательность выводят Грушницкого из себя. Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Грушницкий поступает не лучшим образом, соглашаясь с ним и другими консультантами на бесчестный поступок, а именно: при подготовке оружия к дуэли пистолет Печорина остался незаряженным.
Смысл дуэли заключается в том, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков.
Эпизоды дуэлей являются яркими страницами всех перечисленных произведений. Авторы уделяют большое внимание дуэльным поединкам и героям, участвовавшим в них, т.к. именно дуэли помогают понять характер героев, увидеть их истинное лицо.
В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят. Все споры решаются иными способами, но понятия «честь» и «достоинство» актуальны и в наше время. Авторы, описывающие поединки предыдущих столетий, смогли донести до нас трагизм дуэлей, несмотря на желание дуэлянтов отстоять честь и достоинство, свое или возлюбленной женщины.
Пустой колос голову кверху носит
Вокруг света за 80 дней
В поисках капитана Гранта
Барсучья кладовая. Александр Барков
Кто чем богат, тот тем и делится!