. Основное содержание.
· Интересные факты из истории
· Приметы
· Пословицы, поговорки
· Кошка в русских народных сказках
· Колыбельные песни
Вложение | Размер |
---|---|
lilya13g.doc | 45.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уринская средняя общеобразовательная школа»
671615, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Уро, ул. Школьная, 2
тел/факс.: (8-301-31)95-6-91; e-mail:uroschool@rambler.ru; http:/www. Uroschool1.far.ru
Исследовательская работа
Образ кошки в русском фольклоре
Работу выполнила Елшина Лиля
ученица 4 класса
Руководитель: Колмакова
Елена Григорьевна,
учитель начальных классов
2013 год
Содержание.
І. Введение.
ІІ. Основное содержание.
ІІІ. Заключение.
ІV. Литература.
І. Введение.
Актуальность проблемы: человек с самого детства связан корнями со своими предками. Но он испытывает нехватку знаний о своём прошлом. На примере образа кошки в русском фольклоре мы решили раскрыть эту тему.
Гипотеза: исследуя образ кошки в русском фольклоре на примере русских сказок, колыбельных песен, поговорок подтвердить её значимость в быту наших предков.
Цель:
- узнать, что привлекательного было в образе кошки для наших предков
Задачи:
1.Изучить народный фольклор, в котором встречается образ кошки на примере русских сказок, колыбельных песен, поговорок.
2.Познакомиться с народными приметами, пословицами, поговорками.
3.Определить, почему образ кошки встречается в русском фольклоре довольно часто.
Методы исследования:
1. Анализ материала.
2.Классификация понятий.
3.Литературоведческий поиск.
4.Поиск материала в сети Internet.
ІІ. Основное содержание.
Примерно 6000 лет назад люди приручили дикую кошку. Когда появилась кошка на Руси сказать сложно. Но то, что крестьяне всегда любили и берегли кошек это точно. Им доверяли стеречь хранилища муки, пшеницы. Когда вселялись в новую избу, то первой переступала порог кошка. Люди верили , что приход кошки принёс дому уют и благополучие. Интересный факт, как на Руси ценилась кошка. Гривна-слиток серебра весом 205 гр. Она делилась на ногаты (20-я часть) и куны (50-я часть). За куну можно было пообедать, правда, неплотно. Так вот, в своде законов 14 веке, устанавливается штраф за украденное животное.
За голубя платили 9 кун, за утку или журавля 30 кун, за лебедя 70 кун, за корову 40 кун, а за кошку, собаку или вола -3 гривны. Кошка приравнивалась по цене к волу! Это деньги немалые.
С кошками на Руси было связано много примет.
Ещё в России с кошками связано много пословиц и поговорок. Вот несколько из них.
Кошка в русских народных сказках.
В сказках кошка очень часто выполняет функцию помощника: она помогает своим друзьям или хозяину, избежать каких- либо неприятностей, даже спастись от смерти. Но это не мешает кошке иметь в разных сказках различный характер и облик.
В сказке «Волшебное кольцо» кот Васька так хочет выслужиться перед хозяином и быть им более любимым, чем собака, что обманывает эту собаку и вступает с ней в ссору.
Но что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку « Мудрая жена», где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, в которой кошки не водятся. Там она помогает «Корабельщику», убив угрожающих ему крыс только из преданности, а, не руководствуясь корыстными соображениями. Интересно, что в сказке кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек. Например: в сказке «Кот и Лиса», «Кот Котофеевич», Сказка «О петушке Золотом Гребешке». В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» – кот назван учёным.
Возвращаясь к теме плутовства кошки, можно сказать, что это качество сближает её с лисой. В сказке « Кот и лиса», кот даже женится на лисе, что делает эту пару сильнее других животных. В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует. Все действия кошки обдуманны. Она хитра и делает всё так, как ей удобно. И в этом тоже сближается с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки, например сказка «Кот, петух и лиса»… Из рассмотренных сказок не было найдено ни одной где кошка, в отличие от лисы, являлась бы исключительно отрицательным персонажем, но всё же образ кошки двойственен.
Народная память сохранила множество колыбельных песен. И в большинстве из них мы встретим образ кота. И это не случайно. Кот мягкий, тёплый, пушистый. Он любит поспать, а засыпая, уютно мурлычет, навевая дремоту и успокаивая. Поэтому он может быть отличной нянькой даже капризному малышу. Такой заботливой нянькой он часто и предстаёт перед нами в песенках.
Пошел котик на рынок,
Принёс котик перинок
Пошёл котя на торжок.
Принёс котя пирожок;
Пошёл котя по лавке,
Принёс котя баранки.
На кота воркота.
А на моего ребёночка – дремота.
Не удивительно, что в колыбельных песнях для убаюкивания детей звали кота. Раньше существовал обычай: прежде чем положить в колыбель ребёнка, туда клали кота, чтобы ребёнок не плакал. Мурлычет вот такой славный котик, поскрипывает колыбелька, потрескивает лучина, а мама тихонько поёт «байку»:
Котенька, коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мово Лёшеньку качать,
Прибаюкивати.
III Заключение
Проведя исследование, мы сделали вывод: кошка - это загадка, определить характер очень сложно. Например, о собаке говорят: «Собака – преданный друг, послушный, весёлый». О кошке так сказать не получится, да, она тоже преданная, но в доме считает, что она главная и общаться она будет с вами тогда, когда ей этого захочется. Такой же образ независимости, какой- то тайны, прослеживается и в народном фольклоре. Скорей всего, именно это и привлекает многих людей, и привлекало наших предков тоже. Поэтому образ кошки так часто встречается в русском фольклоре.
ІV. Литература.
365 сказок на ночь. / Сост. Жукова И.– М.,2006. – С. 400
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. - М., 1984. - Т. 1. - С. 48.
Сказки: Кн. 1 / Cост. Круглова Н. - М., 1988. - С. 197.
Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/ Обухов А.С. «Народное образование», 1999
Я – исследователь./Савенков А.И. – ООО изд. «Учебная литература», г.Самара, 2004
Организация проектной деятельности младших школьников/ Дубова М.В.- М., изд. «Баласс», 2011
Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст/ Соболева О.В.-М.. изд. «Баласс», 2009
Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов С. А., Фомина Л. Ф., 2002 №1 с.24-33
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М., 2002
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Весенняя гроза
Мост из бумаги для Киры и Вики
Ледяная внучка