В своей работе ученица рассматривает своеобразие темы малой родины в творчестве поэта-земляка В.В.Теперика, исследует средства речевой выразительности, помогающие создать неповторимый облик малой родины;
Актуальность исследования определяется значимостью данной проблемы для современной молодежи. Очень важно, чтобы нынешнее поколение не только созерцало красоту родного края (через поэзию прикасаемся к прекрасному), но и понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека. Творчество поэта Василия Теперика способствует воспитанию чувства любви к Родине, которое невозможно без трепетного отношения к тому уголку на планете, где ты родился и вырос.
Вложение | Размер |
---|---|
ch._1malaya_rodina_v_tvorchestve_poeta-zemlyaka_v.v.teperika.zip | 48.7 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Направление: литературное наследие и литературное творчество
Малая родина в творчестве поэта-земляка В.В.Теперика
Автор работы: Тюрина Елена Петровна
Место выполнения работы:
с. Красный Партизан Яшалтинского района РК,
МБОУ «Краснопартизанская СОШ
имени Героя России З.А.Даудова»
Руководитель: Погорелова В.И.,
учитель русского языка и литературы
2014
Введение
Пусть огромна земля, которая
Родина с первых дней,
Но всегда был моей опорою
Лишь один уголок на ней.
Д.Н. Кугультинов
Тема Родины - традиционная тема русской литературы. Ни один русский поэт не обошел стороной эту поистине вечную тему. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский,
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин... Великое чувство Родины помогают постичь и калмыцкие художники слова:
Д.Н. Кугультинов, С.К. Каляев, К.Э. Эрендженов, Б.С. Сангаджиева…
Но любовь к России начинается с любви к тому месту, где ты родился и вырос, сделал первые шаги, «увидел солнца луч впервые», - с любви к малой родине.
С берегов седого Маныча вошли в поэтический мир Григорий Кукарека, Валерий Прокопенко, Джангр Насунов, которые в своих стихах воспели неброскую красоту нашего степного края.
О поэте-земляке В.В.Теперике я услышала впервые на уроке литературы. Мое внимание привлекла «тоскующая нежность души» автора нескольких сборников, ни с одним из которых я не была знакома. Когда я прочитала сборник «Соленовский меридиан», то решила глубже исследовать его творчество, связавшись с помощью своего учителя и Интернета с самим мастером слова, проживающим сейчас в городе Тольятти. Интерес к поэзии Василия Теперика и определил выбор темы моей работы — «Малая родина в творчестве поэта-земляка В.В.Теперика»
Цели работы:
- определить место темы малой родины в творчестве поэта и раскрыть ее своеобразие;
- выявить изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть облик родного края.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
- изучить биографию и творчество поэта;
- проанализировать стихи поэта, изданные в сборниках с 2001 по 2014 год, и раскрыть своеобразие темы родины в творчестве поэта - земляка;
- провести исследование средств речевой выразительности, помогающих создать неповторимый облик малой родины;
- выяснить с помощью анкетирования, знакомы ли учащиеся нашей школы с творчеством поэта-земляка В.В.Теперика, и результаты представить в виде диаграммы.
Актуальность исследования определяется значимостью данной проблемы для современной молодежи. Очень важно, чтобы нынешнее поколение не только созерцало красоту родного края (через поэзию прикасаемся к прекрасному), но и понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека. Творчество поэта Василия Теперика способствует воспитанию чувства любви к Родине, которое невозможно без трепетного отношения к тому уголку на планете, где ты родился и вырос.
Методы исследования: изучение литературных источников, анализ, синтез, сравнение, интервьюирование.
Объект исследования: поэтическое творчество В.В.Теперика.
Предмет исследования: тема малой родины в творчестве поэта-земляка .
При анализе всего собранного материала выявлено, что лирика поэта ранее не являлась предметом исследования, ей уделяется недостаточно внимания как в средствах массовой информации, так и на уроках литературы (как региональный компонент), за исключеним редких публикаций его стихотворений в районной газете «Зори Маныча», в которой он работал в юности.
Практическая направленность: материалы исследования можно использовать на уроках литературы (как региональный компонент), при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах.
Мы провели анкетирование учащихся, чтобы выяснить, знакомы ли они с творчеством поэта-земляка В.В.Теперика, и его результаты отразили в следующей диаграмме (Приложение 1).
Глава 1. Слово о поэте-земляке
Путь в поэзию у Васи Теперика начался давно, еще в школьные годы. Самое яркое впечатление на мальчишку произвел фильм «Гамлет», который он посмотрел теплым летним вечером в стареньком сельском клубе.
Гамлет в исполнении Иннокентия Смоктуновского настолько поразил впечатлительного юношу, что, придя домой, он сразу написал что-то похожее на «поэму», отразив ней суть фильма. И тот вечер, когда он шел домой после фильма, ему до сих пор помнится, словно это было только вчера…
А в старших классах, когда одноклассники писали сочинение на свободную тему, Теперик «отличился». Написал на тему осени что-то философское: «Идет человек по парку возле Дома культуры в родном Соленом и размышляет: куда вы плывете облака, что ждет вас впереди?» И вывод из рассуждений: «Непредсказуема жизнь человека, вышагивающего по устланному осенними листьями парку, как непредсказуем и полет облаков в небе».
Учителя, особенно преподаватель русского языка Виктор Борисович Ногин, учили своих учеников мыслить неординарно, нестандартно. Позже Василию это пригодилось.
После окончания школы в 1965 году трое неразлучных друзей – Павел Кабанов, Иван Вершенник и Василий Теперик - уехали в город Новочеркасск, где в течение полугода в инструментальном цехе электровозостроительного завода осваивали профессию токаря. По окончании учебы Василий сдал экзамены на «отлично» и полгода работал по специальности. Потом друзей призвали в армию, а Василий, заболев, вернулся домой, в Соленое. Случилось это в 1966 году. Районный Дом культуры, директором которого был тогда Владимир Федорович Овечкин (в прошлом - военком Элисты, а ныне – председатель Республиканского Совета ветеранов войны и правоохранительных органов), располагался в Соленом (бывшей Яшалте). В нем В.Теперик и стал работать инструктором. Одновременно писал заметки и статьи в районную газету «Зори Маныча», в которой стал потом штатным корреспондентом.
В 1972 году круто изменил свою жизнь – уехал в город Тольятти Куйбышевской области и устроился на работу в 27 цех прессового производства Волжского автомобильного завода. Сразу же поступил на вечернее отделение автомеханического техникума, на факультет «Автомобилестроение». Сочинение на вступительном экзамене по русскому языку и литературе Василий вновь писал на свободную тему: «В жизни всегда есть место подвигу!» Из шестидесяти человек в группе только один наш земляк получил «пятерку». На заводе скоро был переведен в отдел по работе с персоналом. С июня 1973 года занимается радиовещанием: готовит передачи на различные темы и транслирует по радиоточкам завода.
На ВАЗе занимался общественной работой. С 1973 года и до ухода на заслуженный отдых в 2008 году являлся редактором производственной радиогазеты. За 30 лет им подготовлено 3288 радиопередач! С мая 1986 года утвержден редактором стенной газеты прессового производства «Пульс времени». Долгие годы сотрудничал с заводской газетой «Волжский автостроитель», неоднократно публиковался в городских изданиях, а также в калмыцких республиканских газетах.
За успехи в производственной деятельности имеет много наград и поощрений, ему присвоено звание «Ветеран Волжского автомобильного завода». Еще одна страсть Василия Васильевича Теперика – фотография. В последние годы увлекается пейзажными съемками (особенно в любимые времена года – весной и осенью). Лучшие работы были включены в персональную фотовыставку «Соберу в букет я мысли». Невольно обращаешь внимание на цикл работ, созданных на высоком профессиональном уровне, – «На Мамаевом кургане прописалась слава» и «Спасо-Преображенский собор». Фотовыставка стала значительным событием в Тольятти, о ней был опубликован ряд статей в городских газетах
(Приложения 2-5)
Но, конечно, главное состояние его души – поэтическое. Сначала Василий писал редко, для себя. Не задумывался, что его «творения» могут кого-то заинтересовать, заставить сопереживать после прочитанного.
Ранним морозным утром 1966 года ему пришлось ехать в кузове «газончика» в неблизкий в то время Сальск. Тогда поездка была проблемой: даже гравийных дорог не было. Светила полная луна. Тишина стояла вокруг какая-то неземная. Редко в каком из домов горел свет. Все это отложилось в сознании, а потом вылилось в строки первого стихотворения:
Вновь зима дохнула злою стужей.
Щеки раскраснелись на ветру.
Отзовись, услышь меня, послушай.
Город спит, зарывшись в дремоту.
Ночь светла, пустынная дорога,
Звездный, холодящий душу свет.
У меня сейчас одна тревога:
Ты не пишешь, писем долго нет...
За почти сорокалетний период творчества В.Теперик выпустил 5 поэтических сборников: «Соберу в букет я мысли», «Предчувствие весны», «Отлетала бабочкой заря», «По мостику раздумий я бреду», «Соленовский меридиан». Готовится к публикации сборник «В зеркале души черпайте радость», где собраны стихи, написанные в последние годы. В течение многих лет наш земляк собирал материал о Соленом, начиная с истории возникновения села и заканчивая событиями последних лет. Недавно в Тольятти вышла сначала первая, а затем вторая часть книги «Земляки», автором которой является В.В.Теперик.
Сейчас наш земляк помогает своей дочери Анжелике воспитывать юное дарование - внука Родиона, с которым совершает увлекательные походы, неизменно фотографируя великолепные виды Тольятти, рассказывает ему о далекой калмыцкой степи, которая навсегда забрала его сердце и часто снится ему по ночам. И эти воспоминания обретают жизнь в стихах:
Не знаю, почему мне снится речка,
Которую давно я переплыл?
Не знаю, почему мне снится свечка,
Которую давно я затушил?
Глава 2. Малая родина в творчестве поэта-земляка В.В.Теперика
2. 1. Малая родина – основная тема в творчестве поэта
Где бы мы ни жили, сколько бы времени ни отсутствовали в родных краях, а корни, связывающие нас с малой родиной, тянутся туда, где мы выросли, - в Приманычскую степь. С возрастом это чувствуется еще острее...
В.Теперик
Родина... Отчизна... Отечество... Таинственный, но живой организм, очертания которого мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ним навсегда. Именно Отечество наделило нас способностью мыслить, чувствовать, дало нам язык, литературу...
В.Песков говорил, что «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев... Корни - это наша история». А листья, как мне кажется, - это мы, люди. Листья вырастают на ветвях. Так, значит, ветви - это малая родина каждого из нас?
Родной край раскрывается человеку в детстве, а с годами, вслед за первым ощущением малой родины приходит любовь к нашей огромной стране - России.
Выжженная добела степь, птицы, парящие в бескрайнем небе, седой ковыль, склоняющийся от лёгкого дуновения ветра, принёсшего терпкий запах полыни и степных трав, задумчивые курганы, волшебные миражи…
Такая она, моя малая родина…
Тема малой родины красной нитью проходит через все творчество нашего поэта - земляка Василия Васильевича Теперика. Достаточно посмотреть на названия стихотворений, вошедших в сборник «Соленовский меридиан»: «Утро в Соленом», «Соленовское притяжение», «Тюльпаны Яшалты» , «Вспомнились соленовские весны», «Встреча со степью», «Лицо соленовской земли», «На Степной гуляют ветры», «Неповторим соленовский закат» и другие — и увидишь, что для поэта любовь к родным местам — священное чувство. Да и название самого сборника красноречиво свидетельствует о притягательной силе родного края, по которому тоскует сердце поэта. В одноименном стихотворении лирический герой даже утверждает:
Соленовский меридиан — он тоже есть!
И пусть на больших географических картах Соленое не обозначено даже маленькой точкой, но и поэту, и его землякам «знакома здесь любая кочка».
А дальше он, не скрывая своих чувств, открыто признается:
Там, где степь шептала песни,
Солнце грело горячо,
Полынь горчила, хоть ты тресни,
Лучик гладил мне плечо, -
Там провёл я детства пору,
Годы лучшие свои.
2.2. Соленое — родное село поэта — источник вдохновения и духовных сил
Для В.В.Теперика образ малой родины неотделим от Соленого, родного села, в котором он «впервые солнца свет увидел», «где бродило радостное детство» поэта («На Степной гуляют ветры»).
И точки этой, летом раскаленной,
На карте европейской лучше нет, -
утверждает и лирический герой стихотворения «Я земную радость познавал».
Поэт давно уже живет в Тольятти, но память неизменно возвращает его в родные места, о которых напоминают даже обычные мандарины, выставленные в новогодних витринах городского магазина:
Сегодня снег опять щекочет
Моё довольное лицо,
Напомнить, что ли, снова хочет
Родимое мое село,
Когда легко бежал из школы
С кульком конфет. Счастливый до небес!
Снег обнимал темнеющие долы…
А я в сугроб нечаянно залез.
И выпал мандарин на снег внезапно.
Строки, написанные поэтом, дышат любовью к родной земле и к людям,
на ней живущим, как, например, в стихотворении «Утро в Соленом»:
Мне легко здесь и уютно,
Спится крепко под луной.
И мысли бродят беззаботно,
Спешат куда-то чередой.
Я счастлив, побывав в Солёном,
Набравшись сил родной земли,
Где с солнцем обнимался раскалённым.
Теперь везу приветы в Жигули...
А уголок родной, что там остался,
В мой город в сердце увезу.
Здесь, в стране детства, даже петухи по-особому поют по утрам и такое все до боли знакомое и родное, что снится по ночам, не отпускает, не дает покоя. С любовью вспоминает поэт деревенскую печку в их родительском доме, которая была символом простого семейного счастья, покоя и умиротворенности:
От кирпичей тепло
струилось лихо.
А ночью, в осень,
становилось тихо.
Вздыхал и лаял
Шарик на цепи.
А печка мне
шептала:
- Спи уж, спи!
Поэт рад, что земляки смогли сохранить простые человеческие отношения, о которых он, теперь уже человек городской, вспоминает со светлой грустью:
В калитку к другу просто заходили,
В гости запросто к соседям шли...
Картины детства тоже навсегда остались у него в сердце. Они не только источник творческих сил, вдохновения, бодрости духа, но и «лучик жизненный», «маячок в душе, который не погас» («Утро детства»):
Мне утро это часто снится,
Давнишнее, что в память отошло.
И плохо, знаете, ночами спится:
Не забывается Солёное, мое село.
На титульном листе сборника «Соленовский меридиан» запечатлена старенькая школа, в которой учился поэт. О ней, о своих школьных учителях, одноклассниках и друзьях он неизменно вспоминает с большой любовью и чувством огромной благодарности. Именно со школой, давшей ему путевку в большую взрослую жизнь, долгими осенними и зимними вечерами ведет он только ему понятный диалог:
А ты совсем
не постарела:
Всё тот же
длинный коридор.
И душа моя
тихонечко запела,
Захотела вырваться
на школьный двор.
Я сдержать её не мог,
поверьте!
Волнуясь, робко в
школу захожу.
Я долго не был в ней,
заметьте.
И с любовью всё
гляжу, гляжу, гляжу!
А в философском размышлении «Забор жизни» он прямо признается:
И каждый раз, когда село я вспоминаю,
Горжусь, что вырос и учился в нем,
Другого места лучше я не знаю...
Гимном неброской красоте родного края, который навсегда взял в плен душу поэта, звучат и строки из стихотворения «Соленовский вальс», положенного на музыку и ставшего гимном села, который был исполнен на праздновании 150-летия Соленого:
Сердце в Соленое снова зовет...
Волны ковыльные, солнышка рай
В сердце своем навсегда сохраняй.
Выводы.
Село Соленое, где В.Теперик родился, вырос и где состоялся его литературный дебют, занимает большое место в его лирике. Об этом свидетельствуют многочисленные стихотворения из сборника «Соленовский меридиан», в которых он признается в любви к родному краю, где «часто гостит» его «тоскующая душа». Соленое является не только «лучшим местом на земле», но и источником духовных сил и творческого вдохновения.
2.3. Родная природа в лирике В.В.Теперика
Тема малой родины тесно связана в творчестве В.В.Теперика с темой природы Приманычья. И бескрайняя степь, штормящая серебристыми ковылями, и красные, как капельки крови, калмыцкие тюльпаны, протягивающие свои лепестки-ладони солнцу, нежно дарящему земле тепло и ласку, и высокое, бездонное небо - все нашло отражение в бесхитростных, непритязательных, но мудрых стихах поэта. Он неоднократно заявляет о своем единении и кровной связи с природой:
Дружески полынь меня встречает,
А ветер по-хозяйски обнимает.
( « Все та же степь...»)
Я солнышко в пруду пасу...
(«У Царыка»)
Тополя встречают, словно братья...
(«В моей школе - юбилей»)
Весна тихонько подмигнет...
(«Давно не брался за перо»)
Умывается со мной заря...
(«Утро в Соленом»)
Василий Теперик в своих стихах воссоздает неповторимый облик степи, ее безмерность. Приманычье – его природа, люди, история – это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая содержание его стихам, но и составляющая его художественный арсенал. Все здесь ему дорого, все восхищает глаз и волнует сердце.
О красоте и необычности родной земли, о своей любви к ней поэт-земляк говорит во многих своих пейзажных зарисовках. Автор изображает Приманычье в разное время года: «вот опять весна кружится там», «знаю, что у Маныча сейчас весна», «вспорхнуло лето бабочкой и скрылось», «а лето улыбается с утра и машет мне приветливо рукою», «осень сказки щедро подарила», «глаза у осени печальны», «шепнула осень клёну поутру», «неслышно осень подошла к окошку», «вновь зима дохнула злою стужей», «путь метелям и зиме открыт». Но в любое время года степь прекрасна, с нею связано много воспоминаний детства и юности, и каждая деталь, даже курган у Царыка, вызывает чувство восторга и легкой грусти из-за невозможности вернуть прошлое:
Пообносилась шапка у него.
И ростом стал он меньше. Отчего?
Дожди, ветра курган согнули ниже,
А для меня он стал лишь только ближе.
(«Курган скифов»)
Здесь, в родном краю, все неповторимо и прекрасно, и сам поэт это осознает:
В Солёном потрясающий закат,
Будто факел брошен в воду.
(«Неповторим соленовский закат»)
Символами степного края в лирике В.В.Теперика являются жизнестойкая акация (и это неслучайно, так как именно с этим неприхотливым, устойчивым к любой засухе деревом связана жизнь степняка), терпкая, горькая полынь, седой ковыль и гордость калмыцкой степи - тюльпаны. Сразу же в памяти всплывает образ есенинской березки, но сердцу жителя Приманычья все же ближе неброская, скромная красота акации:
И акации общаются со мной,
И бересток приветствует ветвями.
(«На Степной гуляют ветры»)
Их щёчки ветерок целует,
Их стан закутан в изумрудное пальто.
Перед глазами море яшалтинское бушует.
Слова восторга я тюльпанам говорю.
(«Слова восторга я тюльпанам говорю...»)
А память, словно фото, берегла
Полынь. Ковыль. Верблюжью колючку.
(«Вспомнились соленовские весны»)
Привычные, знакомые с детства картины природы под пером Василия Теперика превращаются в пронзительные лирические миниатюры, от которых невольно сжимается сердце читателя. Да и сам он не стыдится своих радостных и нежных чувств, которые ощущает при виде родных просторов.
Сбылось! У Царыка
я вечером стою!
Гляжу на камыши,
на воду.
И искренне в душе
пою, пою.
Я славлю степь-
полынную природу.
Закат, Царык!
Неповторимая краса!
Усталый луч
понежиться собрался.
У солнца-
удивлённые глаза!
Обрадовалось мне,
что я добрался.
Выводы.
Тема малой родины неразрывно связана в творчестве В.В.Теперика с темой природы Приманычья. Пейзажная лирика поэта проникнута глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Лирические миниатюры дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой. Он любит её, с детства живёт с ней в единстве, поэтому все деревья, травы, растения кажутся ему такими же живыми, как он сам, живущими своей особой жизнью, наделёнными своей душой и судьбой. Природа и человек в стихах автора сборника тесно слиты воедино: человек глядится в природу и познаёт свои законы и возможности, вечные тайны жизни.
2.4. Изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть тему малой родины
Чтобы создать живые, одухотворенные образы родной степи, близкие нам, читателям, автор поэтического сборника использует олицетворения. Метафоры, эпитеты, сравнения помогают создать яркие, запоминающиеся образы Приманычья.
Изобразительно-выразительные средства | Примеры из текста |
Эпитеты | «чубатые ковыли», «терпкий запах полыни», «заунывная песня ветра», «небесный трон» |
Олицетворения | «вспорхнуло лето бабочкой и скрылось», «отлетала бабочкой заря», «улыбнулось солнышко с утра», «ветер в окна рвался», «умывается со мной заря», «осень сказки щедро подарила», «луч понежиться собрался», «осень выбилась из сил», солнышко «затаилось в небе на мгновенье», «щекочет лучик незабудку», «тюльпанов щечки ветерок целует» |
Метафоры | «морщинки кургана», «маячок в душе», «шершавое лицо соленовской земли», тюльпанов «стан закутан в изумрудное пальто», «глаза тюльпанов», «щечки тюльпанов», «зеркало воды», «пообносилась шапка у кургана», «у тучки косы распустились над прудом», «заплаканные глаза осени», «дорожка памяти» |
Сравнения | курган стоит, «как матрос», «как кочевник - древний воин», «будто факел, закат». |
Выводы.
Чтобы создать поэтический образ родного края, поэт использует яркие изобразительные средства, которые помогают ему раскрыть неброскую красоту степных раздолий. Природа воспринимается поэтом одухотворённой, способной сочувствовать и сопереживать человеку.
Заключение
Творчество В.В.Теперика – одна из ярких, глубоко волнующих страниц местной поэзии, наполненных любовью к людям, к неброской красоте родной земли, проникнутых добротой, искренностью, чувством постоянного беспокойства за судьбу земляков. Его поэзия пробуждает в нас лучшие человеческие чувства.
Выводы:
- родное село, природа родной земли, её люди, различные периоды в истории страны и края стали предметом самых глубоких раздумий и сердечной привязанности поэта. Стихи передают нам чистую, возвышенную любовь к малой родине;
- пейзажные зарисовки В.В.Теперика проникнуты глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой.
- поэт одухотворяет природу, умело используя такие художественные приёмы, как эпитет, метафору, олицетворение, сравнение. Природа и человек в стихах нашего земляка тесно слиты воедино: человек всматривается в природу и познаёт свои законы и возможности, вечные тайны жизни;
- поэзия автора глубоко патриотична;
- теме родины поэт остался верен на протяжении всего своего творчества;
- стихи наводят на глубокие нравственно-философские размышления, дают возможность вникнуть в то, что происходит вокруг, понять своё предназначение.
В процессе исследования творчества В.В.Теперика я убедилась в очередной раз, что
поэзия — чудесный, неповторимый мир. А центральным образом его лирики стала малая родина — страна детства, юности, творческого становления. Белые акации, песни жаворонка, прозрачный воздух, задумчивые курганы, степные миражи — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к своей земле.
Литература
Электронные ресурсы:
http://www.museum.ru/M1353
http://www.proshkolu.ru/user/nosowa11/blog/169193/
Приложение 1
Результаты анкетирования по теме
"Знакомы ли вы с творчеством поэта-земляка В.В.Теперика?"
Строка 1. Знакомы с творчеством поэта - 5 человек (10%) Строка 2. Слышали, но не читали – 18 человек (36%)
Строка 3. Не знают такого поэта – 27 человек (54%)
Рисуем космос
Что общего у травы и собаки?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Любимое яичко
Военная хитрость