Сочинение о малой родине
Вложение | Размер |
---|---|
Дорогая моему сердцу глубинка... | 21.67 КБ |
Дорогая моему сердцу глубинка…
Не хвалю свое болото-
Слава Богу, не кулик.
Мазать хаты позолотой
повернётся ли язык…
Но и попусту не хаю,
Серой синь не назову!
Не гощу, не проезжаю.
А живу я здесь, живу.
А. Плитченко.
Моя Родина – это великая страна! Родина – мать, Россия – матушка…По – моему, каждый человек, независимо ни от возраста, ни от национальности, ни от места проживания вкладывает в это понятие что-то своё , особенное, чистое, глубоко сокровенное. Это и нежная любовь к родителям, и необъяснимо – трепетная привязанность к родным местам, к месту рождения. Кто не знает свой край, не гордится им, сам лишает себя многих радостей.
В глубине России расположилась Земля Сибирская. Как светлая росинка вливается она в необъятные просторы «шестой части Земли».
История оставила нам в наследство разнообразные памятники -письменные и вещественные. Они есть в каждой местности. Сохранять и изучать их - значит воспитывать в себе уважение и любовь к Родине, чувства патриота и гражданина. Это память сердца о прошлом страны, чувство сопричастности к настоящему и будущему моей родины. Чем глубже знания о своей стране, о её культуре, тем сильнее и любовь к ней. В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, её материального и духовного наследия.
Багдад, Морское, Петровск, Петровановка, Верх-Ровенск когда-то входили в состав Мусинского сельского Совета. Теперь ни одного из них нет на карте Каргатского района. О них с грустью и печалью вспоминают лишь старики.
Село Мусы, по словам старожилов, получило свое название от имени первого новорожденного в небольшом таёжном домике - в семье Мифтаховых, обосновавшихся на этой территории в начале века, вероятно, в эпоху переселенческой политики Столыпина. Жилищами служили главным образом землянки и полуземлянки, и лишь намного позднее стали возводить дома из кирпича, дерева и дерна. Как поселение, свою историю Мусы ведут с 1911 года.Потомки первых поселенцев до сих пор живут в нашем селе: Мифтаховы, Хисматуллины, Галимовы, Идрисовы, Газизовы, Гусамовы, Миннуллины.
Главное здание - мечеть - было воздвигнуто уже в 1911 году на самом высоком месте села и долгие годы, до своего разрушения в 1966 году, оставалась в центре культурной и политической жизни всей округи.
Когда в страну пришла советская власть, в мечети организовали избу-читальню. По вечерам здесь собиралась молодежь. Электричества тогда не было. Поэтому парни и девчата по очереди приносили с собой керосин для ламп. Спорили, мечтали о светлом будущем.
В годы Великой Отечественной войны мечеть служила госпиталем для раненых и больных. Молитвами излечивали немощных, поддерживали в трудные моменты всех нуждающихся. Молитвы читали самые старые и уважаемые люди, мужчины. В послевоенные годы мечеть использовали как склад для хранения зерна,
стройматериалов. Но и тогда не суждено было утратить своего назначения нашей мечети.
В ее здании стали показывать кинофильмы, а старики все равно использовали одну комнату для того, чтобы совершать молитвенные обряды: читали намаз, изучали Коран.
В 1949 году колхоз купил оборудование для электростанции, и вскоре в домах мусинцев загорелись лампочки Ильича. А в бывшей мечети открыли сельский клуб с киноустановкой и библиотекой.
История мусинской сельской библиотеки тесно связана с жизнью замечательной женщины Магфири Хасановны Салеховой. Она работала учительницей начальных классов, заведовала клубом, была библиотекарем . Помнят мусинцы, как эта приветливая женщина встречала их в избе-читальне. Здесь можно было почитать газеты и журналы, сообща обсудить наболевшие проблемы.
Мечеть и изба-читальня долгое время оставались в нашем селе центром культуры. Лишь в 1966 году, когда открылся новый клуб, в него перебралась и библиотека
До разрушения мечети муллой был Багетов Тазендин - добрейший и бескорыстный человек. Все деньги, которые он получал за совершение обрядов, он приносил в колхозную контору - для восстановления жизни в послевоенное время. Он умер в 1968году, через два года после разрушения мечети. До настоящего времени на территории, где находилась мечеть, нет никакого здания; даже дороги и тропинки обходят стороной это мест.
В нашем селе проживают люди более чем десяти национальностей. И около половины составляют татары. А моя улица – яркий пример содружества людей разных национальностей, разных культур и взаимопонимания, терпимости. Да и как тут не быть дружбе, если чуть ли не каждая семья связана узами бракосочетания татарина и русской (или татарки и русского)!
Мусинцы - очень гостеприимный народ. У нас умеют и любят готовить. Секреты национальной кухни передаются из поколения в поколение. Во многих семьях и сейчас самовар является украшением праздничного стола, а чай с печеными изделиями - лучшим угощением. Чай любят пить из самоваров, очень горячий, с молоком. А на стол обязательно поставят вазочки с душистым вареньем: клубничным, малиновым, смородиновым; и от души предложат полакомиться нежной кисло - сладкой пастилой, которую многие делают сами из лесных ягод или различных садовых плодов
Каждая семья имеет свои вкусовые предпочтения, любит те или иные блюда. Каждая хозяйка может похвастаться своим «шедевром» татарской кухни, независимо от того, кто она сама по национальности. В Мусах в каждом доме во время праздника царит дух такой доброты и щедрости, что любой человек,
зашедший в дом , не выйдет, не отведав праздничного угощения . Русские и татары, белорусы и немцы, калмыки и украинцы вместе растят детей, пашут землю, радуются первым нежно – зелёным росткам… А объединяет жителей нашего села любовь к своему краю и добрым традициям. Всей деревней мы отмечаем и Курбан – Байрам, и Рождество, и Новый год, и Навруз…
Название праздника Сабантуй происходит от тюркских слов: «сабан» - плуг и «туй» - праздник. Проводится он в Мусах в честь окончания весенне-полевых работ уже столько лет на одном и том же месте. Это просторный луг недалеко от деревни -майдан.
Приближения Сабантуя с нетерпением ждут не только татары. Это желанный праздник для всех, кто живёт по соседству. Наш сабантуй – это праздник межнационального общения. Ведь гласит народная татарская пословица: «Средь полей ходить – землю познать, средь людей ходить – народ узнать». Сабантуй - любимейший праздник, праздник всегда древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино и красивые обычаи народа, и песни его, и пляски, и обряды.
Празднование Сабантуя – это всегда большое событие, и к нему долго готовятся. Сначала парни собирают по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Сбор подарков обычно сопровождается веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывают к длинному шесту, иногда молодые люди обвязывают себя собранными полотенцами и не снимают их до конца церемонии. Самым почетным подарком для будущих победителей считается вышитое национальным узором полотенце, которое имеет символический смысл, и с ним не идут в сравнение никакие ценные призы. Много лет таким почетнейшим переходящим призом служило полотенце Ахметзянова Минсагита, ветерана Великой Отечественной войны. Собирая сына на фронт, положила мать солдата в его котомку и эту вроде не нужную на войне вещь вместе с нехитрыми пожитками и пожеланиями вернуться. И вернулся солдат, и много сил вложил в становление и развитие родного колхоза.
С давних лет всем ходом праздника заведуют влиятельные старики деревни. Они посылают ребят собирать подарки, назначают жюри для награждения победителей, следят за порядком во время состязаний. Это своего рода Совет Сабантуя. На время праздника ему переходит вся власть в деревне. В день Сабантуя в деревне царит приподнятое настроение, все веселятся, радуются.
«Главный приз - живой баран батыру (богатырю), который победит в национальной борьбе на полотенцах «Кэрэш». Победил Марат Минебаев, АОЗТ «Чапаевское». Сначала он выиграл приз за поднятие гири, а потом в борьбе. Ему вручили полотенце -символ сабантуя. Он должен этот подарок хранить у себя до следующего года, а потом принести его на праздник». (Районная газета «За изобилие», 2010 год)
Борцам для победы требуется немало силы, хитрости, ловкости. Схватка происходит по строгим правилам. Соперник должен повисеть на твоем кушаке (полотенце) в воздухе, а потом оказаться на лопатках. Судят борьбу самые многоопытные и уважаемые старики - аксакалы, строго смотрят они за борцами: не было ли во время борьбы запрещенных приемов - на майдане нет места даже малой несправедливости.
Сабантуй - это праздник народа, богатого на творчество и мудрость, праздник уважения, веселья, единения и гостеприимства. В самой организации Сабантуя заключен принцип: «Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой!» Мелодичность татарской музыки, песен, аромат блюд татарской кухни, народные игры, конкурсы, состязания батыров, конные соревнования - все это способствует воспитанию интереса к местным традициям, обрядам и обычаям.
Обычаи и традиции народа являются важным элементом культуры, сохраняются и передаются из поколения в поколение через семью, превращаются в норму поведения, наклонности людей. Память и знание прошлого наполняют наш мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным.
Формирование национального самосознания - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни.
Кем станет маленький Муса Хакимов, тёзка первого новорожденного в селе? Может быть, именно ему, родившемуся более ста лет спустя после основания поселения, предстоит продолжать дела наших предков, быть сопричастным к жизни дорогой моему сердцу глубинки - села Мусы Каргатского района…
Я знаю, что у моей родины не только героическое прошлое и прекрасное настоящее. Я верю в наше счастливое будущее! Это самый родной мой край на земле! Я очень люблю свои Мусы. Только здесь растёт самая душистая ягода, светит самое яркое ласковое солнце, самые чистые и прозрачные родники утолят жажду путника студеной водой. Здесь живут родные мне люди.
Агния Барто. Сережа учит уроки
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Весёлая кукушка
Рисуем зимние домики
Лист Мёбиуса