Творчество шестиклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
Творчество шестиклассников | 82 КБ |
Литературное объединение
«Наше Лукоморье»
ГБОУ города Москвы «Школа № 345
имени А. С. Пушкина»-
Подразделение «353 им. А. С. Пушкина».
Руководитель – преподаватель
литературы Андреева А. Ю.
Заклятие смехом
Презентация творчества шестиклассников
Басня - короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Прежде чем приступить к пробе пера в этом жанре, нам пришлось разобраться, в чем основные отличия этого жанра от других.
По этому вопросу нам помогла статья В. А. Жуковского "О басне и баснях Крылова". Там указаны четыре главные особенности басни. Освоив это теоретически, мы приступили к творческому эксперименту. Ярко проявилась в работах моих учеников это басенное сращение своеобразия натуры животного и черт человеческой натуры. Петух, в сочинении шестиклассников, – кичливый («Заяц и Петух»). Соловей - певун, лисица хитра и изворотлива («Лиса, Заяц и Медведь»). У крысы натура крысиная («Волк, Цокотуха и Крыса»). Ворон мудр («Змейка и Ворон»). Бобер - труженик, медведь добродушен (Белки-шалунишки). Заяц - торопыга («Зайка и Черепаха»). Лошадь рассудительна («Лошадь и Палёвка») Кот ласковый («Кот и Мыши»). Это прослежено юными читателями в народных сказках о животных, в знакомых ученикам баснях, услышано на уроках литературы. Традиция соблюдена в собственных поэтических опытах. |
Мы же, внимательно «вглядываясь» в басенную форму, заметили еще и лаконичность названий, чаще – по именам действующих лиц и именно так назвали свои басни. Обратили внимание и на то, что названия животных в баснях пишутся с заглавной буквы и поняли, что это их имена. Осмыслили и то, что мораль, которая обязательна в композиции этого жанра, - своего рода афоризм, кратко, концентрированно клеймящий порок, высмеянный в ходе басенного повествования. Поняли и то, что в основу басни должен лечь краткий сюжет, чаще всего – один эпизод, в котором хорошо проявляется тот порок, та негативная черта, которую автор решил выставить напоказ. Уловили дети и то, что этот жанр допускает употребление разговорной, просторечной лексики. Ученикам стала понятна роль автора в качестве рассказчика, временами – комментатора к действиям его героев и, конечно, моралиста. Вникли дети и в то, как складывается характер героя басни: что великолепным средством их самораскрытия становятся их монологи или диалоги. Что усиливает их порочные наклонности присутствие героя-антипода, с выраженными положительными чертами характера. Ученики прочувствовали, что жанр басни древний, традиций у него много, скорее всего, поэтому ими не раз вкрапливались устаревшие слова и формы: «сей», «речами растекался», «небось», «мнишь», «эдак», приговорок , например, «не было печали», «ждёт-пождёт». Великолепно, на мой взгляд, создавался юными сатириками комический языковой фон, когда в одном контексте соседствуют слова и образы, заведомо не сочетаемые (просторечные и книжные): «повеличать», «господа» и «сидеть на ушах», «до ручья»; «драть глотку» и лирический образ – «там Соловей томился в клетке/ Грустил и пел весенней ветке»; «скумекал» и «зарю я предвещаю» и подобные оксюмороны. Нередко это замечательные самобытные находки детей. В некоторых случаях влияние только что изученных басен Дмитриева и Крылова очевидно, но разработаны свои сюжеты и переработаны образы. |
Объектом осмеяния шестиклассников стали нравственные пороки современников и ровесников: лень, неумение дружить, назойливые и бессмысленные нравоучения, неуважительное отношение к взрослым, зазнайство, желание приписать себе несуществующие таланты, неумение прощать, невоспитанность, назойливость, наглость сильных. И появилась даже политическая басня (не случайно – шли выборы в Мосгордуму). Умение писать стихотворные тексты нарабатывается у воспитанников нашей школы с младших классов. Прививается вкус к словотворчеству. Это славная традиция Пушкинской школы. Ежегодный литературный альманах, стать авторами которого стремятся все наши дети, - гордость нашей школы, её знак. |
Я, учитель словесности, рада тому, что не угасает поэтическая искорка в наших «пушкинятах». И еще тому, что в школе имени А. С. Пушкина любят и умеют смеяться. Детское заклятие смехом – это замечательное противоядие всему безнравственному, порочному, неприличному. |
А. Ю. Андреева,
учитель русской словесности,
руководитель литературного объединения
«Наше Лукоморье»
Басни
Орешина Анастасия, 6 – А класс
Волк, Цокотуха и Крыса
Усталый Волк к ручью тащился во трудах,
А Цокотуха у него сидела на ушах.
И Крысу тут они дорогой повстречали
(Как говорится: не было печали…).
-Откуда? И куда? (Ей было неизвестно),
А те в ответ: «Мы до ручья».
И Крысе стало интересно:
Поверят ли её речам?
И им в ответ: «Зачем же вам туда?
Ко мне пойдемте лучше, господа!
Я напою вас чаем,
Гостей повеличаю!»
Протиснулись те в нору, ждут
(А ожиданье – тоже труд…),
А Крыса землю раскопала
И от гостей прочь убежала.
Мораль речей, мораль людей:
Избави Бог и нас вот от таких друзей!
Ковалева Алиса, 6 – А класс
Две лисички
На свете жили две лисички,
Две непохожие сестрички.
Одна была трудолюбива,
Ну а другая – ох!- ленива.
Их попросила мать воды набрать-
Ведь старшим надо помогать!
Ленивая в норе осталась,
Другая к ручейку помчалась.
Вот ей-то ужин был награда,
Вторая ж облизнуться рада.
Коли не хочешь помогать,
Слюной ты будешь истекать.
Когда же ты помощник нужный,
Тогда получишь знатный ужин.
Баязитова Регина, 6 – А класс
Змейка и Ворон
Змея вползала на опушку леса,
Не знаю, для какого интереса.
Там примостился Ворон на суку.
Заметив Змейку, Ворон: «Круу! Кру!
Послушай-ка, Змея, ведь ты, небось, вкусна,
Уже пять дней не ел я. Жизнь тошна.
И вот – еда нашлась! Ура! Ура! Ура!»
Тут Змейка испугалась, отползла.
А Ворон тут речами растекался:
«А я б на месте на твоём не испугался,
А с нападающим подрался!»
Змея же рассердилась и шипит:
«И кто ж такие речи говорит?
Не надо поучать, ты тут не главный,
Я, между прочим, погостить пришла,
И драка в мои планы не вошла.
А ты, наверное, лентяй исправный,
Коли пять дней без пищи ты сидишь,
Царем себя, наверное, ты мнишь?
А мог бы на охоте поразмяться,
В лесу всегда найдешь, чем пропитаться.
А если уж ты не нашел еды,
То мог бы попросить интеллигентно.
Друзья помогут». И, не чувствуя беды
(С земли бывает много неприметно),
Змея проворно поползла назад.
А Ворон этому был только рад.
Он полетел за ней … и съел.
Таков вот Змейки той удел.
У каждого есть право говорить,
Но сильный может вас переварить.
Пашков Роман, 6 - А класс
Белки-шалунишки
Медведь однажды к дубу шел в тенёк,
И было тому Мишке невдомек,
Что Белка и Бельчонок там на дубе
Решили разыграть Медведя в шубе
И кинули в него назло большую палку,
Решили эдак проявить смекалку.
Медведь рассвирепел, сломал он белок домик,
Поймал он Белку, и Бельчонок стонет.
Ревет Медведь: «Зачем разыгрывали взрослых?
Хотите что ли хворостинок толстых?».
Всё ж шутит: «Ладно, будет вам уроком!
Но сломан дом, а ведь зима под боком…»
Медведь шаливших с миром отпустил,
А домик Мишка сам не починил,
Позвал мастерового он Бобра,
Пообещал и пищи, и добра.
Бобер отремонтировал домишко
И палку сгрыз, а Белкам дал по шишке.
Мораль: зачем разыгрывать друзей?!
Их помощь для тебя куда важней!
Ревин Денис, 6 – А класс
Заяц и Петух
Поднялся Заяц в гору впопыхах,
И там он встретил Петуха. Ах-ах!
Культурный Заяц вежливо сказал:
-Здравствуй, Петух! И как твои дела?
Петух надменно, грубо отвечает:
-Дела плохи у тех, кто мне сейчас мешает.
Иди отсюда прочь, рассвет я ожидаю,
Не знаешь что ли, что зарю я предвещаю!
Не понял Заяц, всё ж скумекал вдруг:
Петух стал важным - и ему не друг.
И так подумал Заяц вслух:
-Да, я пойду, а ты сиди, кичись.
Вокруг себя ты всё же оглянись!
Петух сидел, пыхтел – и внял морали сей:
-А у меня ведь вовсе нет друзей…
Пошел искать, но друга не нашел,
И, говорят, он ищет до сих пор.
Коль предлагают дружбу, ты бери,
А не предложат – сам друзей ищи!
Пушкарская Софья, 6 – А класс
Лиса, Заяц и Медведь
Погода чудная. Зверьё пошло гулять
И довелось им спор начать:
Кто лучше всех из них поёт.
Всяк глотку за себя дерёт.
Медведь и Заяц всё кричат.
Лиса, злым голосом ворча,
Бормочет что-то про себя.
Вот час прошел, прошло и два.
И тут настало время петь:
Заяц – пищать. Медведь – реветь.
Реакция – молчанье зала.
Но вот Лисичка наша встала,
Запела, голосом играла,
Уж так красиво и игриво.
-Ах, милый голос! Что за диво!
Но кто-то заглянул за штору-
Хлебнула Лисонька позору:
Там Соловей томился в клетке,
Грустил и пел весенней ветке.
-Обманщица! – кричал народ.
-Лисе – бойкот на целый год!
Никогда не надо врать:
Стыдно будет вспоминать!
Пешкова Екатерина, 6 – А класс
Кот Васьян и Ворона Импищада
И всюду в баснях есть порок, урок,
Но суть везде по-своему ясна.
Пойдёт всем впрок.
Умнейший Кот Васьян всегда был прав,
К тому ж – уживчивый кошачий нрав.
И все им восторгались: «Верим власти!»
Но вот – предвыборные и ему напасти.
Пришла к Коту ужасная досада:
Явилася Ворона Импищада
И сплетнями, как грязью, облила:
-Васьян, ты умный, занятой всегда,
Но, слышь ты, есть за городом другой,
Во всем тебя он лучше, «дорогой»:
В уме, в статьях газетных и речах-
Не быть тебе ни в мэрах, ни в судьях.
И уязвленный Кот поднялся с кресла,
Взял чемодан, надел берет, очки.
Куда уехал – Богу лишь известно.
Хотел служить, а получил тычки…
А в городе у власти – «совершенство»,
Пощады нет, Импищиаде лишь блаженство.
Не верь, тому, кто с целью хищно врёт.
В достоинствах своих не сомневайся,
Иначе кресло негодяй займет.
Не проворонь! Делами занимайся.
Попова Александра, 6 – А класс
Лошадь и Палёвка
Однажды Лошадь бегала по лугу,
Резвилась, разгоняла мышц скуку,
И чуть не раздавила малую Палёвку.
Хоть неуклюжая, но было ей неловко,
И Лошадь молвила нежнейшим голоском:
-Прости меня за неудобство: не хотела!
А Мышь, невежливо вильнув хвостом:
-Простить и извинить? Вот как запела!
Да ты мой хвостик в землю придавила!
Ха! Ты меня предельно оскорбила!
-Я понимаю, что в копытах сила,
Но боль тебе невольно причинила.
Но Мышь, поднявши нос, ушла.- Остынь!..
Избави Бог и нас от этаких гордынь!
Тишина Анфиса, 6 – А класс
Зайка и Черепаха
Раз Зайка прискакал к ручью умыться,
Тут Черепаха подползла к нему:
-Давай поспорим, кто быстрей домчится
До дома своего.
А Зайка рад был отличиться:
Ведь он быстрей, ловчей её.
-Бог в помощь! – ухмыльнулась Черепаха.
-На старт! Вниманье! Марш!
И Заяц наш, вошедши в раж,
Рванул стрелой
К себе домой…
Нет Черепахи. Ждёт-пождёт.
Пошел в тенёк ручья напиться.
Пришел. Пришлось здесь удивиться:
На месте Черепаха спряталась в свой дом.
А смысл спора был-то в том:
Бери не скоростью – умом!
Савин Иван, 6 – Б класс
Кот и Мыши
Жил на свете кот Матвей,
И любил же он мышей!
Им мурлыкал, их кормил,
Молочком своим поил.
Мыши те в ответ шуршали,
И скрипели, и пищали,
Спать Матвею не давали.
Терпит - терпит кот Матвей,
Наконец, созвал мышей:
-Успокойтесь, не шумите,
Мои нервы берегите!
Мыши дерзкие в ответ:
-Нам не нужен твой совет!
Не отец ты нам, не брат,
Здесь анархии парад!
Ты сиди-ка да молчи,
Грейся, котик, на печи!
Рассердился кот Матвей:
-Был я к вам родных добрей…
Вы ж кричали, вы ж вопили,
Да еще и оскорбили!..
Не пеняйте – ваш удел…
Молвил кот – и мышек съел.
Вывод мой теперь такой:
Берегите вы покой!
Будь с почтением к заботе!
А не то вы пропадете.
Савкова Ксения, 6 – Б класс
Кот и Мышата
Когда-то утром на рассвете
Мышата вышли погулять,
Тут мама-мышь их попросила:
-Семян на ужин бы достать!
Мышата мигом побежали:
Они ведь очень обожали
Обеды мамочки своей.
Корзинки подхватили
И в поле понеслись.
Вот первую набрали…
И вдруг - о Боже!- Брысь!-
Котище увидали.
-Замри! Не шевелись!
Но Кот, увидев крошек,
Решил их сразу съесть.
Но слышит: они просят
Зерна помочь догресть,
Да без корней и грязи,
Чтоб было вкусно есть.
А Кот надергал стеблей,
И землю не стряхнул,
Он все же очень вредный
И цену им загнул:
-Скорей обед тащите,
Что вам сварила мать,
Вы, мыши, не пищите,
Я буду здесь вкушать!
И с первою же ложкой,
Сломал передний зуб,
А от песочной крошки-
Тошнота, рвота, зуд.
Каков труд – такова и зарплата,
Зуб сломал – это только расплата.
Джинджолия Андрей, 6 – Б класс
Лиса
Как-то раз одна Лиса
Шла по лесу неспеша,
Тихо-тихо, не шурша,
Незаметно, ох, краса!
На опушке в этот час
Зайцы прыгали резвясь.
А Лисица тут как тут:
-Не меня ли зайцы ждут?
Замерла в траве, не дышит.
Шум да гам, кто ж там услышит?
-Сколько зайцев! Эх, бывает, -
Повезло! - она мечтает:
-Надо парочку поймать!
Еле-еле дождалась,
Только прыгнуть собралась,
Зайцы кинулись бежать,
А Лисица – их догнать.
За одним рванулась было:
Не успела, упустила.
Побежала за другим-
Ничего не вышло с ним.
А мораль от мудреца:
Не бегите в два конца.
Литературное объединение
«Наше Лукоморье»
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Под парусами
Как нарисовать ветку ели?
Голубая лягушка
Домик зимней ночью