"Чужая и непонятная" война в объективе "потерянного поколения" (Первая Мировая война в литературе, изобразительном искусстве, народном творчестве)
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotova_rabota.doc | 1006.5 КБ |
Международная междисциплинарная конференция учащихся и учителей «Забытая трагедия. Россия в Первой мировой войне»
«Вторая отечественная» в искусстве (литература, живопись, фотография, кинематограф, музыка)
«Чужая и непонятная» война в объективе «потерянного поколения» (Первая Мировая война в литературе, изобразительном искусстве, народном творчестве)
Автор работы Животова Светлана Алексеевна,
ученица 11 класса МКОУ «Савинская СОШ»
Научный руководитель: Феофанова О.В.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Савинская СОШ»
Палласовка, 2014
Оглавление
Введение ......................................................................................................................................3
Глава I. Первая мировая – «чужая и непонятная» война…………………………...4
Глава II. Первая мировая война в мировой литературе…………………………….4
2.1. Проза и публицистика о Первой мировой войне………………………………..5
2.1.1.Проза и публицистика о Первой мировой войне в зарубежной литературе………………………………………………………………………………………5
2.1.2.Проза и публицистика о Первой мировой войне в отечественной литературе………………………………………………………………………………………7
2.2.Первая мировая война в поэзии…………………………………………………...9
Глава III. Вклад художников, композиторов и народа в искусство о Первой мировой войне………………………………………………………………………………...12
3.1.Труд художников………………………………………………………………..…12
3.2.Пропаганда…………………………………………………………………………14
3.3.Шедевры композиторов………………………………………………………...…14
3.4.Народное творчество………………………………………………………………15
Глава IV. Театральное искусство……………………………………………………….16
Заключение……………………………………….....................................................................16
Приложения…………………………………............................................................................
Список источников………………………………………………………………………...…18
От камня, брошенного в воду,
Далеко ширятся круги.
Народ передает народу
Проклятый лозунг: «мы – враги!»
(В. Брюсов, «Круги на воде»)
Введение.
У нас в школе есть очень хороший музей Боевой и Трудовой славы, в нём собрано много экспонатов по всем вехам истории нашей страны. Я являюсь в музее экскурсоводом, изучаю материалы, провожу экскурсии. И … заинтересовала меня тема Первой мировой войны в литературе, изобразительном искусстве и народном творчестве. В музее очень мало сведений по данному направлению и я решила это исправить. Ведь без должного внимания до сих пор остаются творения композиторов, художников, писателей о войне, забытыми стали работы отечественных философов, социально-этическая мысль периода этого промежутка времени. В данном случае речь идет не просто о воскрешении в памяти тех или иных памятников культуры Серебряного века, ведь не исследована бóльшая часть культуры того времени, значение и ценность которой не получили признания в обществе. Также мало осмыслена и роль творческой интеллигенции в формировании каких-либо идей, суждений, идеологий, которые воздействуют на восприятие войны и отношение людей к послевоенному миру. Помог мне начать свою работу урок литературы о зарубежных писателях 20 века, ведь Первая мировая война является кардинальной темой искусства в данном периоде времени, я узнала, что роман Э.Хемингуэя «Прощай, оружие» посвящено именно «Второй отечественной», а также (что немало важно) является одним из первых литературных произведений об этой войне. Не медля, я принялась к его чтению и открыла для себя много неизведанного. В финале автор приводит своего героя к осознанию жестокости, потерянности человека в этом огромном враждебном мире, бессмысленности жизни. Лёгкая рука Хемингуэя познакомила меня с крылатым выражением, используемым по сей день в качестве характеристики людей, прошедших эту войну, - «потерянное поколение». Ведь большая часть участников этой войны вышли из нее, разуверившись во всем: в человеке, в возможности изменения к лучшему, они вышли из войны травмированными ею. Именно эту часть молодых людей, которые соприкоснулись с войной, стали называть "потерянное поколение". Роман «Прощай, оружие!» показывает генезис этого поколения, приоткрывает завесу над той бездной, в которую оно заглянуло на войне.
Тогда я не понимала всю глубину и смысл, которые таит в себе это «потерянное поколение», но, прочитав много информации на «просторах» интернета, сделала для себя вывод, что литература «потерянного поколения» складывалась в течении десяти лет после окончания Первой мировой войны в европейских и американской литературах. Официальное её появление – 1929 год. Именно в этот период были созданы три романа: «На западном фронте без перемен» Э.М.Ремарка, «Смерть героя» Р.Олдингтона и «Прощай, оружие» Э.Хемингуэя. О последнем я, кстати, позже услышала на видеоконференции, которую проводил Гончаров А.И., в СОШ №11 – нашем ресурсном центре. «Все вы – потерянное поколение» - слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн стали эпиграфом к другому, первому роману Хемингуэя «Фиеста. И восходит солнце», они оказались верным определением общего ощущения утраты и тоски, которые передали авторы названных книг, прошедшие через войну. В их произведениях было столько отчаяния и боли, что их определили как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались идеалы и ценности, которым учили с детства, поэтому герои книг писателей «потерянного поколения», как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи принадлежат к интеллигенции. Трудно представить – это мои ровесники. Они надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю. Сколько же я ещё не знаю…
Цель: приоткрыть завесу над той бездной, в которую заглянуло «потерянное поколение» на войне.
Задачи:
1.Художественное воплощение Первой мировой войны в разных литературах (отечественная и зарубежная).
2. Отражение Первой мировой войны через мастерство художника, композитора, народа (частушки, песни)
3. Как раскрылась тема войны в театральном искусстве.
1.Первая мировая - «чужая и непонятная» война.
Изучая творчество И.А.Бунина на уроках литературы, я «наткнулась» на обращение, напечатанное 28 сентября 1914 г. В «Русских ведомостях было опубликовано составленное И.Буниным обращение «От писателей, художников и артистов», в котором выражен протест против жестокости войны и варварства Германии, в результате чего «гибнут в пожарищах драгоценные создания искусства, храмы и книгохранилища, сметаются с лица земли целые города и селения, кровью текут реки…»; прозвучала тревога, что может прорасти «семья национальной гордыни и ненависти», что «пламенем может перекинуться ожесточение к другим народам». Внимание к нравственной значимости публицистики военных лет позволило бы избежать неправомерности обвинений творческой интеллигенции в «добровольном признании в собственной несостоятельности, окрасившим все предреволюционные годы и во многом предопределившем судьбу культуры, а может быть и России». В этом упреке социально-политического характера выразилась суть многих современных суждений об отношении интеллигенции к войне. Но ведь в годы войны публицистическое слово Л.Андреева, М.Волошина, В.Короленко, а также, полные гуманизма произведения поэзии и прозы, запечатлевшие ратный труд соотечественников, взывавшие к состраданию к семьям погибших, к беженцам, детям, военнопленным, были духовным противовесом революционным устремлениям большевиков, призывавшим к «поражению своего правительства».
Все тяготы Первой мировой войны я надеялась увидеть в различных видах искусства, поэтому обратилась в библиотеку за литературой, «побывала» на просторах интернета, «покопалась» в архивах нашего школьного музея.
2.Первая мировая война в мировой литературе.
2.1.Проза и публицистика о Первой мировой войне.
2.1.1.Проза и публицистика о Первой мировой войне в зарубежной литературе.
Основной темой искусства 20 века стала Первая мировая война, именно она определила личные судьбы и сформировала художественные индивидуальности таких писателей, как Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй, значительно повлияла на творчество многих писателей стран Европы. Многие поэты и прозаики оставили свою жизнь там, на этой кровопролитной войне. Меня удивило то, что первыми литературными свидетельствами о Первой мировой войне были романы зарубежных писателей, ведь среди участников войны были и русские авторы, которые, видя и ощущая на себе все тяготы войны, первыми могли вызваться на написание произведений о важном историческом событии нашей страны. Но сопоставив временные рамки, я поняла, что, скорее всего, на поздний выпуск произведений отечественных авторов повлиял запрет свободы слова. И хотя разными были условия и последствия этой войны для всех стран, каждое правительство преследовало свои интересы. Однако художественное воплощение «Второй отечественной» в разных литературах имеет и общие, типовые черты в пафосе и проблемах, так и в поэзии.
Роман А.Барбюса «Огонь» поразил меня. Хочу заметить, что за этот роман А.Барбюса удостоила Гонкуровской премии. Автор излагает всю правду, которая была на Первой мировой войне. Он увидел войну такой, какая она была на самом деле. Язык книги прост и понятен каждому, много сравнений, эпитетов, введён в художественный стиль разговорный язык. Всё это помогает понять и увидеть происходящее в далёкие годы. Автор использует фразы, глубокий смысл которых поначалу тяжело понять, но всё же «Огонь» - необычайная книга о войне. Тут совсем немного битв, сражений, здесь нет каких-либо эффектных сцен. Империалистическая война в «беспощадно правдивой», по словам М.Горького, книге Барбюса – это прежде всего «чудовищно тяжкий труд простого солдата» (именно так писал автор с фронта), это его повседневное времяпрепровождение в окопах, это холод, голод, одичание. Одним словом, война – это уничтожение людей и созданных ими же ценностей, приведение всего сущего к единому знаменателю зловещей, пустынной «лиловой равнины», образ которой автор показывает в самом начале романа. И знаете, прочитав это произведение, я подумала о сегодняшней ситуации на Украине. И стало действительно страшно. Я пожалела, что познакомилась с романом «Огонь» так поздно, потому что для меня оно открыло новый мир, показало всю сложность жизни тех дней. Я стала зорче смотреть на людей, открыла для себя, что они не так просты, как могут показаться, когда видишь их, людей с огрубевшими руками и немногословной речью, за тяжелым трудом, на ветрах, под дождем и палящим солнцем. Приложение№1
Набрав в библиотеке разных книг о Первой мировой войне, меня привлекло название одной из них - «На Западном фронте без перемен». Мне знакома эта фраза, мы иногда говорим так в быту, если всё по-старому. Решила почитать и не могла остановиться… Этот роман Эрих Мария Ремарка первый, принесший автору успех. В эпиграфе к нему Э.М.Ремарк пишет: «Эта книга не является обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Но, по-моему, мнению, роман всё же вышел за эти рамки. Он стал и обвинением, и исповедью. Мне запомнился один момент с участием Пауля Боймера, когда военные события переплетались с воспоминаниями о мирной жизни и раздумьями о несправедливости и зле мира. Об этой злободневной теме написала стихотворение моя одноклассница Настя Утропова:
«Современность» (используется сленг)
Небо закрыли свинцовые тучи,
Люди тупят,деградируют, глючат.
Смог лишил света,воды и тепла,
Воздух испортил, и жизнь навсегда.
Мир захватил всемогущий Инет,
Больше любви и сознания нет.
Наши глаза ослепляет туман,
Он же пафос, наркотик,обман.
Людьми управляют деньги и власть,
Связи нужны чтобы в грязь не упасть.
Души зависли в простейшей игре,
Что-ж, уступать продолжаем мы тьме..
В память врезались строки Пауля, вглядывавшегося в документы убитого им француза: «Прости меня, товарищ! Мы всегда слишком поздно прозреваем. Ах, если бы нам почаще говорили, что вы такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям также страшно за своих сыновей, как и нашим, и что мы одинаково боимся смерти, одинаково умираем и страдаем от боли». Эти бы слова написать на большом плакате вместо рекламы по всей стране и в интернете на каждой страничке.
«На Западном фронте без перемен» - это роман о жизни четверых одноклассников, главный герой – Пауль Боймер. Его поколение «потерянное» уже потому, что пережило все ужасы войны, не пережив ещё ничего в своей короткой жизни. Приложение№2
Роман «Прощай, оружие» Э.Хемингуэя, упомянутый мною ранее, содержит очень яркие и сильные эпизоды сражений, военных будней. Когда я его читала, мне на секунду показалось, что я была там, рядом с героями, чувствовала вместе с ними их боль, переживания, отчаяния. Не каждому автору удается помочь читателю «дотронуться» до книжных страниц, окунуться в их глубину. Э.Хемингуэю это удалось и я могу с уверенностью сказать, что он замечательный автор, несмотря на то, что роман «Прощай, оружие» вызвал неординарные отзывы.
Помимо войны, изображенной в романе и являющейся основной его темой, автор показывал простые человеческие чувства, такие, как любовь, сострадание, искренность. Генри и Кэтрин, несмотря на все ужасы войны, сохранили красоту и чистоту своих душ. Они победили эту войну своей любовью. Приложение№3
Я остановилась на «ведущих» книгах, которые представляют литературу о «Второй отечественной», «ведущих» по выраженному в них пафосу: от революционного оптимизма до полного пессимизма и отчаяния. Вместе с тем можно выделить художественные особенности, роднящие рассмотренные книги о войне:
1.Антивоенный пафос;
2.Обвинительный тон осуждения в поиске виноватых в войне;
3.Бескомпромиссность критики, личной, потому что сами авторы прошли через войну.
2.1.2.Проза и публицистика о Первой мировой войне в отечественной литературе.
В советском литературоведении считалось чуть ли не общепринятым несколько десятилетий подряд пренебрежительно судить о Первой мировой войне. Она фактически разрушила оптимистическую культуру Европы, смяла все достижения после наполеоновского мира, сделала насилие легитимным орудием разрешения международных споров и инструментом социальных перемен. Она оставила после себя невиданную злобу народа. Эта война не была для литературы главным событием, она просто воспринималась в контексте духовной жизни России и Европы конца 19века - начала 20 века. Всем известно, что на фронтах войны были военные корреспонденты, многие из которых были опытные поэты и прозаики: В.Горянский, Н.Каржанский, И.Жилкин, С.Кондурушкин, В.Муйжель, Ф.Крюков, Е.Чириков, А.Толстой и другие. В военные годы появлялись первые публицистические и литературные опыты будущих мастеров своего слова М.Пришвина, В.Катаева, И.Шмелева, К.Тренева – авторов очерков и рассказов о «Второй отечественной». Также без должного внимания остаются неоценённые читателями записи в дневниках, эпистолярное наследие М.Волошина, Л.Андреева, М.Горького, Д.Мережковского и З.Гиппус. В забвении пребывают произведения малоизвестных писателей и поэтов, которые погибли на войне. Я решила найти первые работы, которые посвящены этой проблеме и сразу же обратила внимание на монографию О.Цехновицера «Литература и мировая война 1914-1918гг.». Бесспорно, её главным достоинством является обширный именной указатель практически всех произведений и авторов о Первой мировой войне. Приложение№4
Через 35 лет В.П.Вильчинский – малоизвестный литературовед в своей статье «Литература 1914-1917 годов» выделил в русской литературе периода 1914-1917гг. важнейшие темы. Он отметил достоинства военной прозы А.Толстого, а также считал, что О.Цехновицер имел излишне политизированные суждения, и я с ним отчасти соглашусь. К сожалению, я не нашла эту статью в библиотеке, но смогла ознакомиться с ней на страницах глобальной сети – интернета.
Особенность изучения отечественной литературы периода Первой мировой войны в том, что к ней гораздо чаще обращаются философы, историки, психологи, социологи, нежели литературоведы.
Одним из более известных произведений русскому читателю о Первой мировой войне является роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Это великое философское произведение, поднимающее вечные вопросы бытия, показывающее жизнь целого поколения людей, переживших кровавые годы Первой мировой войны. За этот роман Б.Пастернак получил Нобелевскую премию. Автор поделился с читателями многогранными размышлениями о тяготах войны, об опыте целого поколения, к которому принадлежал сам автор. Больше всего мне запомнились его размышления о хрупкости каждой человеческой судьбы, о её уникальности. Судьба главного героя и самого писателя слились воедино. Приложение№5
Найдя материал об отечественных прозаиках, я просто не могу не упомянуть хотя бы фамилию человека, который, тратя свои силы, писал об этой кровопролитной войне, чтобы мы, сегодняшнее поколение, смогли увидеть их подвиг. Ведь целый пласт периодической печати был не изучен и не освоен, хотя имел высокохудожественные свидетельства очевидцев событий – военных корреспондентов и простых людей. Каждый из них поднимал свою проблему в произведении: изображение российской деревни того времени (И.Шмелев), художественно-философское осмысление Первой мировой войны (Ф.Степун), антивоенная публицистика (Л.Андреев, Д.Мережковский), изображение труженика войны (С.Федорченко). Научное внимание привлекли произведения не только известных мастеров слова (Ф.Сологуб, Л.Андреев, А.Толстой), но и начинающих, малоизвестных авторов (Т.Щепкина-Куперник, Я.Годин, В.Пруссак, А.Липецкий), многие обогащали и питали философскую мысль (С.Булгаков, В.Эрн, Н.Бердяев, С.Франк). В годы Первой мировой войны существовала так называемая «фронтовая» литература ( В.Муйжель, С.Кондурушкин, Я.Окунев, Ф.Крюков), которая первой смогла прилечь внимание к этическим проблемам войны. Литература военных лет отразила духовный опыт российской интеллигенции в кризисное для страны время.
Писатели хотели дословно передать ощущения войны, её непостижимость, чувство смерти рядом с собой… Такая мысль билась в голове писателей-фронтовиков Ф.Степуа, Я.Окунева, А.Толстого, Н.Гумилёва, Ф.Крюкова, В.Катаева, Б.Тимофеева. Также исследователями литературы в период Первой мировой войны было замечено сравнение поэзии с сейсмографом. Этот прибор «предсказывает» потрясения, во время которых он только лишь отмечает силу колебаний. Такое «явление сейсмографа» было характерно перед войной (А.Блок) и во время войны (М.Волошин).
Я считаю, что прозаики тоже сделали подвиг, только в искусстве. Литература как часть культуры способствовала сохранению духовной памяти о войне, помогала людям зафиксировать её в самосознании, несмотря на то, что была разная, в ней смешивались эстетические, политические, философские начала, а также не учитывались жанры и условия времени.
Хочу отдельно отметить Леонида Андреева. Да, с его творчеством знакомы не все, но, по моему мнению, его статьи замечательны. Его слова «Нет смерти для того, кто любит родину» из одноимённой статьи поразили меня. И я знаю, такие люди – главное богатство. Но литературовед А.Нинов высказал замечание о публицистике Л.Андреева: «С момента объявления войны Л.Андреев развил необыкновенно интенсивную публицистическую деятельность. Его статьи «В сей грозный час», «Любите солдата, граждане!», «Торгующим в храме», «Франция, прости!» и др. перепечатывались в десятках изданий, русских и зарубежных. Они составляли весомый вклад в шовинистическую пропаганду, развёрнутую российской печатью».
Отечественная литература заняла достойную позицию в период Первой мировой войны. Внутри этого драматического периода выделяются: 1914 год – всплеск интеллектуальной мысли и эмоциональной реакции на начало войны; 1915 год – период «вхождения» нашей страны в войну, понимание ее затяжного характера; 1916 год (предреволюционный) – время, которое потребовало понимания опасности военного поражения и его последствий. В прозе и публицистике писатели выражали тревогу по поводу накапливающейся злобы, опасности «войны всех против всех». Время подтвердило правоту слов А.Чеботаревской – русской писательницы, переводчицы, драматурга: «Нельзя любить родину завтрашнюю, не любя родину сегодняшнюю». В одном интернет-источнике я прочитала очень точные слова по отношению к писателям: «Можно сказать, что «военная» литература не вызвала должного резонанса в общественном сознании. Но это уже не вина тех, кто выражал озабоченность по поводу нарастающей напряженности и усталости в войсках и в тылу»…
2.2.Первая мировая война в поэзии.
Подавляющее число поэтов писали такие разные, но такие похожие стихи о Первой мировой войне:
Максимилиан Волошин в своём стихотворении «Под знаком льва» как бы прячет всю действительность происходящего:
Томимый снами, я дремал,
Не чуя близкой непогоды;
Но грянул гром, и ветр упал,
И свет померк, и вздулись воды.
Вселяет веру и дух поэт-фронтовик Н.Гумилёв в себя и в русский народ в стихотворении «Георгий Победоносцев»:
Идущие с песней в бой,
Без страха — в свинцовый дождь.
Вас Георгий ведёт святой —
Крылатый и мудрый вождь.
В стихотворении «Наступление» Н.Гумилёв писал:
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
В этом стихотворении чувствуется боль. Боль, от которой никуда не деться…И невозможно предугадать как сложится твоя дальнейшая жизнь.
Поразили стихотворения Зинаиды Гиппус. Особенно взяло за душу одно без названия:
Сегодня на Земле
Есть такое трудное,
Такое стыдное.
Почти невозможное —
Такое трудное:
Это — поднять ресницы
И взглянуть в лицо матери,
У которой убили сына.
Но не надо говорить об этом.
Сильное стихотворение. Ведь это действительно ужасно. Какая бы это ни была война, будь то Отечественная, будь то Первая мировая, всякая отняла у матерей самое дорогое – дитя. И ни одна не хотела бы слышать о смерти своего ребенка…
«Молитва матери» Сергея Есенина тесно перекликается со стихотворением З.Гиппус:
На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молится старушка, сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит она поле, это поле боя,
Сына видит в поле — павшего героя.
На груди широкой запеклася рана,
Сжали руки знамя вражеского стана.
И от счастья с горем вся она застыла,
Голову седую на руки склонила.
И закрыли брови редкие сединки,
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.
У С.Есенина откликом на эту войну стала не только «Молитва матери», но и историческая поэма «Марфа посадница», стихотворения «Богатырский посвист», «Узоры» и др.
Я не случайно эпиграфом к своей работе взяла именно слова В.Брюсова, взятые из его стихотворения «Круги на воде»:
От камня, брошенного в воду,
Далеко ширятся круги.
Народ передает народу
Проклятый лозунг: "мы - враги!"
Это стихотворение понравилось мне больше всего, я бы сказала оно «забило» во мне тревогу. Как всё точно сказано… Всё больше убеждаюсь, что В.Брюсов – потрясающий автор, мастер своего слова, который в 4-ёх строках мог изложить всю ситуацию, происходящую в мире в годы Первой мировой войны.
Но не только эти слова Валерия Брюсова оставили отпечаток в моём сердце. Стихотворение «Умершим мир!» не менее пронзительно:
Умершим мир! Пусть спят в покое
В немой и черной тишине.
Над нами солнце золотое,
Пред нами волны - все в огне.
Умершим мир! Их память свято
В глубинах сердца сохраним.
Но дали манят, как когда-то,
В свой лиловато-нежный дым.
Умершим мир! Они сгорели,
Им поцелуй спалил уста.
Так пусть и нас к такой же цели
Ведет безумная мечта!
Умершим мир! Но да не встанет
Пред нами горестная тень!
Что было, да не отуманит
Теперь воспламененный день!
Умершим мир! Но мы, мы дышим,
Пока по жилам бьется кровь,
Мы все призывы жизни слышим
И твой священный зов, Любовь!
Умершим мир! И нас не минет
Последний, беспощадный час,
Но здесь, пока наш взгляд не стынет,
Глаза пусть ищут милых глаз!
«Умершим мир! Их память свято в глубинах сердца сохраним» - повествует поэт. И мне бы хотелось, чтобы в сердцах всех жителей нашей страны всегда было место состраданию, милосердию, чтобы мы всегда помнили историю нашей Родины и чтили подвиг тех, кто отдал жизнь за мир на земле!
Снова хочу обратить внимание на стихотворение З.Гиппус «Тише»:
Поэты, не пишите слишком рано,
Победа еще в руке Господней.
Сегодня еще дымятся раны,
Никакие слова не нужны сегодня.
В часы неоправданного страданья
И нерешенной битвы
Нужно целомудрие молчанья
И, может быть, тихие молитвы.
Эти слова являются обращением к другим писателям, потому что многие предрекали разные итоги Первой мировой войны.
Ранее я писала про «явление сейсмографа» в прозе. Это явление было также замечено и в поэзии. Строки А.Ахматовой, В.Иванова, В.Ходасевича передали ощущение тревожное состояние приближающееся войны.
Прочитала много стихов современного автора Юрия Пятибата. Я очень рада, что узнала о таком талантливом человеке. Теперь он один из моих любимых поэтов, наряду с З.Гиппус. У него есть такие строки:
Мы рассказать хотим о той,
Нарочно кем-то позабытой,
Но не такой уж и далекой
Войне,
О Первой мировой!
Замечательные слова. Нынешнее поколение должно понимать их суть и не допускать того, чтобы эта война осталась забытой. Подвиг людей, погибших там, не должен быть забыт. Никогда.
Анна Ахматова писала:
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Она говорит об отчаянном желании предотвратить и изменить неумолимый ход событий.
А вот у В.Маяковского было неоднозначное отношение к войне. Об этом свидетельствует его автобиография, в которой эмоции меняются от «принял взволнованно» до «отвращения и ненависти к войне». Это было замечено и исследователями его творчества (Ю.А.Карабчиевский, И.М.Машбиц-Веров, А.А.Михайлов, и др.).
Литературные произведения отразили общественное настроение на протяжении различных этапов войны, которое менялось в сознании воюющего народа. И проза, и поэзия показали нам, что герои Первой мировой войны – особое поколение, и я не согласна с тем, что оно забыто. Какие бы ветры не дули, они всё выдержали, потому и воспеты писателями и поэтами.
3.Вклад художников, композиторов и народа в искусство о Первой мировой войне.
3.1.Труд художников.
Важное историческое событие нашей страны не могло не привлечь внимание и чувства советских художников. В одной из интернет статей я прочла очень меткое высказывание: «Война дала художнику драматическую возможность напомнить политику, что в заботе о будущем человечества никак нельзя забывать нынешнего человека». Спустя десятилетия, едва ли можно усомниться в этом.
Именно годы войны, по мнению многих искусствоведов, характеризуются наибольшим осознанием художниками социальной роли искусства в жизни общества. Отрицательная оценка довоенного периода, когда господствовало модернистское искусство, прозвучала в статье К.Петрова-Водкина «На рубеже искусства», написанная в 1917 году: «Варилось ядево для объевшихся. Образовались кадры деятелей «приятного» искусства, «острого» искусства, «тонкого» искусства… Не было и проблесков героического искусства и перевелись словно на веете народные герои». Живописец считает, что первым глобальным испытанием стал «ужас европейской войны» : «дрогнуло искусство в своих недрах, но не сумело ни благословить, ни проклясть кровавой бури народов…». В Словах Петрова-Водкина выражалась ответственность художников за отечественную культуру. В этой же статье живописец также сказал, что «…художественный мир делится на свои «классы»: талантливость и бездарность. Настоящий художник всегда в «партии авангарда» ищущего человечества». На мой взгляд, К.Петров-Водкин резко судит об отечественной культуре, хотя на некоторых художников такое обращение повлияло. Но несмотря на осуждения другие, Петрова-Водкина также осуждали. Современный историк так говорил о картине К.Петрова-Водкина «На линии огня», созданной в 1916 году: «Картина «не получилась», думается, потому, что сам художник должен был в ходе работы ощутить ложность общей идеи, положенной в её основу: война, поначалу сплотившая какую-то часть русского общества, давно уже опостылела большинству. Экспонированная в дни Февральской революции, картина «На линии огня» оказалась написанной явно не ко времени и вызвала отрицательную общественную реакцию». Но всё же мнение историка не принимают за «идеал» характеристики этой картины, многим до сих пор остается непонятным, что он имел под понятием «ложная идея войны». Приложение№6
Самыми известными художниками периода Первой мировой войны считаются единицы, но их, художников, также как и писателей, было подавляющее количество.
Поживши бок о бок с войной, художники близко увидели кадры, которые, не медля, старались перенести на бумагу.
Один из русских баталистов А.Ю.Аверьянов в 1914 году создал картину «Атака казаков в Восточной Пруссии». Автор, воочию ощущая бой на себе, старался передать эти ощущения на холст, передать всё происходящее в той схватке, показать насколько это было тяжело… Приложение№7
Похожую картину написал В.Мазуровский под названием «В атаку». Те же чувства, те же эмоции, тот же настрой передают обе картины. Приложение№8
Не менее реалистичен рисунок «Бой под Ярославом на галлицийском фронте» Николая Самокиша, написанный в 1915 году. Приложение№9
Также у Н.Самокиша, помимо замечательных картин «Схватка», «преследование» и др., есть картина «Атака на турецком фронте», насыщенная не только яркими красками, но и гневом, злостью, целеустремленностью к победе изображенных на ней противников. Приложение№10
Многие художники остались на сегодняшний день неизвестными, но сохранились их картины, такие, как «Атака британцев». Приложение№11
Хочется отметить П.П.Карягина и его «Ужас войны. Дошли!», Е.Самокиша («Схватка с австро-венграми»), Э.Шиле («Русский военнопленный»), Г.Доброва («Старый воин»), М.Щеглова ( «Доброволец»), Н.Гончарову (14 литографий) и многих других.
3.2.Пропаганда.
Пропаганда включала в себя различные плакаты, карикатуры и т.д. В начале войны «плакатность» характеризовала искусство военного времени, а также «лубочность», которая считалась непременным упрощением. Тем самым многие недооценивали творческую индивидуальность.
Благодаря видеоконференции, упомянутой мною ранее, которую блестяще провёл А.И. Гончаров, я поняла, что пропаганда сыграла важную роль в годы Первой мировой войны. Александр Иванович предоставил зрителям разнообразные карикатуры и плакаты, выпускаемые в этот период времени.
На самом деле их очень большое количество, и каждая из них оказывала влияние. И как сказал А.И.Гончаров: «Пропаганда нужна, важна, необходима».
3.3. Шедевры композиторов.
В этом году я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, и тема для меня по-особенному интересна. В произведениях музыки того времени на смену жестокости войны противопоставляются прекрасные жизненные основы, рождаются очищающие начала трагического. Лучшими примерами тому являются творения С.Рахманинова «Всенощное бдение», А.Кастальского реквием «Братское поминовение героев» и др.
М.Бонч-Томашевский - советский кинорежиссер в своей статье о культурной жизни России военного времени писал о значимости концертов хора М.Пятницкого в военные годы. По его словам, внимания заслуживает не только репертуар, но и благотворительная деятельность организатора хора, как и других музыкантов, помощь соотечественникам, ставшим жертвами Первой мировой войны. Я согласна с его мнением, ведь в годы войны было тяжело прокормить даже себя, не говоря уже о других. Такие люди, оказывающие бескорыстную помощь другим, заслуживают уважения.
В1916 году талантливым французским композитором Клодом Дебюсси было написано «Рождество детей, не имеющих больше крова»("Noël des enfants qui n'ont plus de maison") – одно из самых потрясающих сочинений о жестокости и тяготах войны. И знаете, прослушав несколько фрагментов из этой книги, в сердце сжались тоска, боль, сострадание…
Тема смерти и бренности зазвучала в "Могиле Куперена" ("Le Tombeau de Couperin") Мориса Равеля. Ярким примером музыкального пацифизма является композитор Ганс Эйслер (Hans Eisler) и его вокальные сочинения: оратория "Против войны" ("Oratorium gegen den Krieg") и зонг "Эпитафия на могиле погибшего во Фландрии" ("Epitaph auf einen in der Flandernschlacht Gefallenen") на текст друга Эйслера Бертольта Брехта (Bertolt Brecht). Их сочинения замечательны, но сами композиторы не были фронтовиками. Она не ощущали на себе всю эту тяжесть военной жизни, которую ощутили на себе многие другие, в числе которых был Ральф Вон Уильямс, который только через 4 года после окончания войны решился на написание Третьей симфонии(«Посторальной»).
На самом деле композиторов-фронтовиков и просто композиторов было много, но трудно перечислить все достоинства и созданные шедевры каждого. Немалая часть написанных сочинений была утеряна, многие авторы остались неизвестными…
Отечественный композитор Игорь Стравинский в 1914 году написал знаменитую «Историю солдата». Она уникально, потому что сочетает в себе элементы инструментально-танцевальной сюиты с пантомимой. Когда я слушала её, перед глазами невольно встает солдат, возвращающийся домой…
3.4.Народное творчество.
Народное творчество, не меньше чем другой вид искусства, было распространено в годы «Второй отечественной». 1914-1918гг. – время интереса к народному, исконно русскому, национальному искусству, обусловленное тем, на чьи плечи легли военные тяготы. Стремление увидеть в народе истоки нравственных сил и самобытности объясняет обращение к лубку, использование в творчестве мастеров слова фольклорных видов творчества. В поэтическом сборнике «Современная война в русской поэзии», написанном в 1914 году, есть раздел «Народное творчество», где есть частушки и песни по темам «Война», «Мобилизация». В нём оказались строки З.Гиппус, А.Ахматовой и безымянной частушечницы:
Сдали Шурочку в солдаты
И угнали на войну,
Не успели срисоваться
С ним на карточку одну!
И хоть мной было найдено не так много сведений о народном творчестве, всё же я считаю, что оно больше чем другие вехи искусства поднимает народный дух в бою, придаёт силы, поэтому не должно быть не замеченным.
4. Театральное искусство.
В статье В.П.Вильчинского, о которой я писала ранее, говорится и о театральном репертуаре, направленность которого определяется красноречивыми названиями пьес, шедшими в то время на столичной и провинциальной сценах: «За Русь святую» А.Ремизова, «Позор Германии» М.Дальского, «В царстве чертей и немцев» А.Дрожанина, «Одураченный немец, или Вильгельм-колонист» В.Леонидова, «Реймский собор» Г.Ге и другие.
Но все эти пьесы не пользовались успехом у зрителей, а «Позор Германии» была так и названа – «позор» сцены. Та же участь выпала на долю драмы Л.Андреева «Король, Закон и Свобода», которая справедливо поставлена современниками в один ряд с барабанными пьесами, призванными будить патриотизм и ненависть к врагу. О.Цехновицер оценил это произведение как сугубо монархическое, а вот В.П.Вильчинский не согласился с этим: «Слабая в художественном отношении, эта плакатная пьеса была написана в определенных исторических условиях, о чём не следует забывать». Я также придержусь мнения второго литературоведа.
В начале 20 века был мощный подъем демократического направления, который был связан с ростом революционного движения. Но талантливые актёры смогли отодвинуть главную тему на второй план, поставив на первый героико-романтическое чувство. Одним из таких актёров была М.Н.Ермолова, а также другие актёры Малого театра - О.О. Садовских, А. П. Ленского, М.П., А. И. Южина, Г. Н. Федотовой и выдающиеся актёры Александринского театра – К.А.Варламова, В.Н.Давыдова, М.Г.Савиной и др.
И всё же с приходом Первой мировой войны в театральном искусстве наступила некоторая пауза. Переживая реальные потрясения, люди шли в театр, чтобы отдохнуть. На сцену пришла "второсортная" драматургия, но только "Маскарад" в постановке Всеволода Мейерхольда прозвучал мощным аккордом, предвещая перемены и мятежи.
Заключение.
«Нельзя любить Россию завтрашнюю, забывая о России сегодняшней» - я восхищаюсь словами критика и поэта А.Чеботаревской, сказанными во время этой, унёсшей тысячи жизней, войны. И эти слова – моё мнения сегодня, ведь проблема, поднятая А.Чеботаревской, злободневна. Её важность очевидна, прежде всего, тем, что эта проблема является неотъемлемой частью вопроса о месте войны в нашей памяти.
Заслуга искусства в годы «Второй отечественной» не только в оказании помощи пострадавшим от войны, но и во внимании к человеку, превознесении человеческой жизни. При всех тяготах войны и очевидности её последствий (которые никогда так не выступали на первый план) художественная масса людей ставила вопрос глубже – они были заинтересованы ценой человеческой жизни.
И всё-таки, какой притягательной силой обладает исследовательская работа. Страницы истории перенесли меня в то время, а стихи, произведения искусства, фильмы помогли увидеть величайший подвиг простых людей и осознать, какими силами им этот подвиг дался. Ведь тема Первой мировой войны в искусстве (литературе, живописи, музыке, театре, народном творчестве) интереснейшая, и если её глубоко исследовать, то уместить в 20 страниц просто невозможно. Я не остановлюсь на этом, я буду над этим работать, чтобы доказать, что мы помним о героях этой войны не только в юбилейные годы. Память о них остаётся в сердцах поколений, благодаря фильмам, книгам, картинам…
Список используемой литературы.
1. Гражданская, З. Солдат Мира, солдат Революции (о творчестве А. Барбюса) / З. Гражданская // Октябрь. – 1973. – № 5. – С. 174–179.
2. Грибанов, Б. Г. Эрнест Хемингуэй: герой и время / Б. Г. Грибанов. – М.: Худ. Лит., 1980. – 255 с.
3. Гиленсон, Б. А. Эрнест Хемингуэй / Б. А. Гиленсон. – М., 1991.
4. Зарубежная литература. ХХ века: учеб. для вузов / Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. – М.: Высш. шк.; изд. центр «Академия», 2000. – С. 342–356.
5. Зарубежная литература. ХХ век: учеб. для студ. / под ред. Н. П. Михальской [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003. – С. 144–147.
6. Засурский, Я. Н. Американская литература ХХ века / Я. Н. Засурский. – М., 1984.
7. Лявонава, Е. А. “Я жыў, але ранейшага мяне на векi няма …”: Першая сусветная вайна ў творчасцi М. Гарэцкага i А. Барбюса / Е. А. Лявонава // Роднае слова. – 1999. – № 3. – С. 24–30.
8. Шабловская, И. В. История зарубежной литературы (ХХ век, первая половина) ∕ И. В. Шабловская. – Минск: Изд. центр Экономпресс, 1998. – С. 51–55.
9. http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya-2.htm
Приложения.
Приложение№1
Приложение№2
Приложение№3
Приложение№4
Приложение№5
Приложение№6
Приложение№7
Приложение№8
Приложение№9
Приложение№10
Приложение№11
Знакомимся с плотностью жидкостей
Император Акбар и Бирбал
За еду птицы готовы собирать мусор
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Финист - Ясный сокол