Цель школьного пректа :
изучить местный говор села Летник Песчанокопского района.
Гипотеза:
Говор села Летник возник благодаря переселенцам из центральной России, многие черты курско-орловских говоров сохранились в речи местных жителей и сегодня
Задачи:
1.Определить особенности речи жителей села Летник.
2.Рассмотреть историю и причины возникновения местного говора.
3.Проанализировать особенности речи жителей села Летник.
Вложение | Размер |
---|---|
Говор | 22.02 КБ |
Муниципальное бюджетное обще образовательное учреждение Летницкая средняя общеобразовательная школа №16 имени Героя Социалистического труда Нины Васильевны Переверзевой.
Исследовательский проект
«Летницкий говор»
подготовили: Михайлова Алёна,
Костина Аня 11 класс
Руководитель: Витебская Г.Н.
с. Летник
2013 год
В своем проекте мы хотели бы рассказать о возникновении летницкого говора, как и откуда он к нам пришёл.
Цель:
изучить местный говор села Летник Песчанокопского района.
Гипотеза:
Говор села Летник возник благодаря переселенцам из центральной России, многие черты курско-орловских говоров сохранились в речи местных жителей и сегодня
Задачи:
1.Определить особенности речи жителей села Летник.
2.Рассмотреть историю и причины возникновения местного говора.
3.Проанализировать особенности речи жителей села Летник.
Методы исследования: Наблюдения, встречи с носителями языка, интервью, сравнение, сопоставление.
Актуальность исследования: обусловлена тем , что в условиях возросшего интереса к историческим ценностям, изучение русских народных говоров приобретает особую значимость.
Изучение говора дает бесценный материал для проникновения в истоки языка, его историческое прошлое, позволяет понять процесс становления и развития русского литературного языка.
Летницкая земля испокон веков- земля крестьянская, деревенская. Однако в конце 20 столетия и в начале 21 века происходит стремительный процесс урбанизации, т.е. молодёжь навсегда покидает родные места, оставаясь в городах. Когда-то в селе жило до 12 000 человек, а сейчас около 3 000, когда-то в школах было по 4 параллельных класса, а сейчас по одному классу, в которых всего 10-15 учащихся. Село стареет. Уходит из жизни старшее поколение односельчан, а вместе с ними уходит в прошлое и образный язык наших предков, который, создавался на протяжении столетий.
И нам, молодым, необходимо сохранить национальную самобытность, свою культуру, свой язык. Один из путей сохранения национальной русской культуры – изучение местного говора и сохранение его для последующих поколений. Ни одно утраченное слово нельзя восстановить никакими «раскопками». Местный говор позволяет проследить историю языка, сохранить для потомков всё его богатство.
В ходе работы нами проведён сбор диалектной лексики в процессе непосредственного общения с её жителями.
Нашими респондентами были:
-Ельников Дмитрий Леонтьевич, родился 30 октября 1939 года, по образованию строитель.
-Костин Михаил Дмитриевич, родился 7 октября 1941 года, образование семилетнее, работал шафёром.
А сейчас вы увидите жительницу нашего села Пашетневу Веру Савельевну(86 лет), с ярко выраженным летницким говором.
Видео, представленное нами,отражает народно- разговорную речь, являя собой образец исторического «человеческого» документа, а сам исходный диалектный материал, безусловно, является очень ценным.
Текст являет собой монолог жительницы сельской местности старшего поколения об её прошлом, связанном с историей страны…
Слова респондентов мы использовали для сравнения летницкого говора с курско-орловскими.
Сравнивая говоры, мы увидели много общего:
сходства в фонетике:
-Произношение гласных : -произношение [е]на месте орфографического[я]: в курско-орловском: Грезь и наоборот няма, в летницком идешь
- Произношение согласных : яшшык и темнотишша
-Замена звука [в] на [у] в начале слова : унук, уперёд, у хати
-Замена звука [ф] и [ф`] на [хв] : Телехвон, хвамилия, хвартук
-Мягкое произношение окончания в существительном : На линейкях, балалайкю
-Диалектные слова : Ничё, Нынче, Телевизер, Тверстый, Хварать, Снимки, Давича, Стренуть, Толченка, Лисапед, Нянька
Сходства в морфологии:
Морфологические особенности проявляются в разных частях речи:
в глаголах:
-Окончание гл. 3 л. Ед. ч. [т`],отражающие древнерусское [ть],вместо литературного[т]: Он несеть, Она идеть, играють
-Окончание гл. 3 бл. Мн. ч. I спр. [ють] вместо [ять]:
видють, просють
в существительных:
-окончание И.п. мн. Числа сущ. Ср.р. на [и]-[ы]: сёлы, окны
Утрата категории ср.рода:
Тут мой полотенец(м.р) висел.
Съел мой яблок(м.р)
Также сходство говоров проявляется в Местоимениях: Мене, Тобе, енти
В наречиях: Када, тада, иде
вывод:
Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования , оказалась верной. В речи жителей Летника и курско-орловских говорах много общего и в фонетике, и в морфологии, и в орфоэпии, и в лексике. Следовательно, местный говор берёт свое начало от орловско-курских переселенцев.
Летницкий говор является довольно устойчивой речевой системой , но в основном для старшего поколения.
Таким образом, изучение говоров, изучение каждого диалектного слова - это познание истории своего народа, своего края. В словах дошли до наших дней отзвуки далёких времён. И лексику эту надо беречь. Недаром И.А. Бунин утверждал:
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Список литературы:
1. А .А. Озеров – На Черкасском тракте
2. В .И. Даль - О наречиях русского языка.
3.Словарь С.И. Ожегова.
4.Интернет –ресурсы. Википедия .
5. http:// ru.wikipedia.org
6. http:// cheloveknauka.com
Военная хитрость
За чашкой чая
Рисуем тыкву
У меня в портфеле
Знакомые следы