1.
Актуальность данной работы заключается в том, что мы будем анализировать слово из ежедневного обихода.Таких слов, о значении и происхождении которых мы не догадываемся, много! Нам необходимо больше узнавать о них. Мы постарались выяснить, как понимают смысл слова «СВЕТ»люди разных возрастных групп.
Объектом исследования является семантика слова как значимый элемент речи.
Предмет исследования - (филология)
2.Цель:
-составление паспорта слова «СВЕТ» с учетом его лингвостилистического анализа и исследования коммуникативных возможностей употребления в школе (в разных предметных областях обучения).
Исходя из поставленной цели, мы определили следующие
3. Задачи:
1. Изучить основную литературу по теме: словари, справочники, энциклопедии, проанализировав дефиниции слова «свет».
2. Обобщить и систематизировать все собранные материалы о слове «свет».
3. Рассмотреть особенности сочетаемости слова «СВЕТ» в фольклоре, художественной литературе и в разных предметных областях школьного обучения для создания его стереотипного образа.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы и приемы исследования:
1). Теоретические (анализ, обобщение, сравнение)
2). Эмпирические (опрос.анкетирование )
Гипотеза: Если внимательно изучить слово, то можно узнать много интересного и значимого о прошлом языка и о современных возможностях употребления данной языковой единицы.
Проблема:
- какие языковые компоненты формируют современное значение слова «свет» и осознают ли участники образовательного процесса толкование данной лексемы в рамках русской национально-культурной традиции?
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование "В поисках света.Портрет одного слова" | 77.7 КБ |
Лексикографический портрет слова СВЕТ | 2.77 МБ |
XIVГородская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее».
Тема: «В поисках света…Портрет одного слова».
Авторы: Иванова Я.В., Мензурова Д.,
ученицы 8 Б класса
МБОУ «СОШ № 2 им. А.И.Исаевой»
г. Нефтеюганска
Руководитель: Рипп Лариса Васильевна,
учитель русского языка и литературы.
2014г.
«В поисках света…Портрет одного слова». Авторы: Иванова Я., Мензурова Д.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 2
им. А.И. Исаевой» г.Нефтеюганск
Актуальность.
Каждое слово уникально. Оно может иметь множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над отдельно взятым словом, а воспринимаем его в совокупности с другими.Актуальность данной работы заключается в том, что мы будем анализировать слово из ежедневного обихода. Таких слов, о значении и происхождении которых мы не догадываемся, много! Нам необходимо больше узнавать о них. И мы постарались выяснить, как понимают смысл слова «СВЕТ» люди разных возрастных групп.
Исследовательская работа ориентирована на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. В современной лингвистике такой подход связан с анализом «сгустков культуры в сознании человека». (По Ю.С.Степанову).
Цель: составление паспорта слова «СВЕТ» с учетом его лингвостилистического анализа и исследования коммуникативных возможностей употребления в школе (в разных предметных областях обучения).
Задачи:
1. Изучить основную литературу по теме: словари, справочники, энциклопедии, проанализировав дефиниции слова «свет».
2. Обобщить и систематизировать все собранные материалы о слове «свет».
3. Рассмотреть особенности сочетаемости слова «СВЕТ» в фольклоре, художественной литературе и в разных предметных областях школьного обучения
3. Этапы исследования.
1.Поисковый (подбор материала, чтение научной литературы, работа со словарями)
2.Аналитический (анализ изученного материала, анкетирование учащихся)
3.Обобщающий (обобщение результатов исследования)
4. Методы исследования. 1).Теоретические(анализ, обобщение, сравнение)
2). Эмпирические ( опрос, анкетирование).
Гипотеза:если внимательно изучить слово, то можно узнать много интересногои значимого о прошлом языка и о современных возможностях употребления данной языковой единицы.
«В поисках света…Портрет одного слова» Авторы: Иванова Я., Мензурова Д.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 2
им. А.И. Исаевой» г.Нефтеюганск
План исследования.
Лингвисты отмечают, что в языке отражаются события, происходящие в жизни народа, его культура, мораль и нравственный уровень.В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь русский язык - это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.Можно возразить, что вовсе не обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами, ведь мало кто из учащихся впоследствии станет лингвистом, языковедом. Но нельзя не согласиться с тем, чтонедостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого человека, каким бы делом он ни занимался.Язык нужно беречь и задумываться над каждым сказанным словом. Для исследования мы взяли слово «свет», которое так часто употребляем в нашей повседневной речи, но иногда не полностью понимаем смысл его. Нам захотелось больше узнать об этом слове исоздать его многоаспектный художественно-лингвистический портрет.
Лексикографический портрет- это описание слова, при котором исследуется семантика слова, его сочетаемость, фразеологические, стилистические, прагматические, коммуникативные и другие свойства каждого лексического значения данного слова.Мы провели анкету и выяснили, как понимают смысл этого слова учащиеся разных возрастных групп и в разных предметных областях школьного обучения.
Проблема:какие образы (ассоциации) рождает слово «свет» в сознании современного школьника?
Методы исследования.1).Теоретические(анализ, обобщение, сравнение)
2). Эмпирические (опрос, анкетирование).
Список литературы:
«В поисках света…Портрет одного слова» Авторы: Иванова Я., Мензурова Д.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2
им. А.И. Исаевой» г. Нефтеюганск
Содержание научной статьи.
«Как ни коротки слова, все же они требуют самого
серьезного размышления». Пифагор Самосский.
Древнегреческий философ Сократ говорил своим ученикам:«Заговори, чтобы я тебя увидел». Мы точно не знаем, когда и как люди начали разговаривать.Это было оченьдавно. Но представление о том, как ценили слово представители разных народов, сохранилось. «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие», - поучал египетский фараон своего сына более 4 тысяч лет назад. Человек же, который мог произнесённое слово зафиксировать на папирусе, почитался выше военачальника и вельможи. Однажды в истории Египта писец стал фараоном. В Древнем Риме ораторы, искусно владеющие словом, вершили политику. К их голосу прислушивались императоры, боясь обличения. В Средние века в Европе, когда свирепствовала инквизиция, существовали индульгенции. Были расценки на папские грамоты об «отпущении грехов». Наши предки, славяне, понимали значение слова очень просто: то, что сказано, осуществится. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В понимании наших предков, хорошие и добрые слова могли излечить, помочь, спасти, защитить. Злые, плохие слова могли вызвать болезнь, могли причинить человеку вред, погубить его. Не преувеличивали ли древние значение слов, ставя знак равенства между словом и жизнью человека? Пожалуй, нет. Человек выражает свои мысли и чувства при помощи слова. Грязные мысли и чувства ведут за собой грязные слова и плохие поступки. Чистые мысли и чувства сопровождают хорошие слова и добрые поступки. Эта связь закономерна.
Знать выразительные возможности языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всём их структурном многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка.Вопросами «толкования слова и его коммуникативными возможностями» занимались многие русские лингвисты: Даль В. И., Щерба Л. В., Лихачев Д. С.,Ожегов С.И.,Розенталь Д. Э. и многие другие. Основные положения исследований этих лингвистов легли в основу теоретической части нашей работы.
Итак, в чем сила слова? Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом, же можно и посеять зло, отравить душу, ранить. Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам самим Богом. С какой осторожностью надо употреблять его? Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару? Подумай, прежде чем сказать: “Зачем я это говорю? Для чего?
Тезис:каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа. Как создать многоаспектный художественно-лингвистический портрет слова?
Лексикографический портрет- это описание слова, при котором исследуется семантика слова, его сочетаемость, фразеологические, стилистические, прагматические, коммуникативные и другие свойства каждого лексического значения данного слова.Какие языковые компоненты формируют современное значение слова «свет» и осознают ли участники образовательного процесса толкование данной лексемы в рамках русской национально-культурной традиции.
2.Из истории вопроса.
«Нет магии сильней, Чем магия слова»…
(Анатоль Франс)
Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт — основной документ для каждого. Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей — в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано?
Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие - то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), какие-то пришли из других языков (это — слова заимствованные). Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - (устаревшие), а есть недавно появившиеся на свет. Это неологизмы. В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой-либо территории (диалектизмы) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова). Если собрать всю информацию о слове, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу.
Мы попытались собрать сведения о слове «свет», посмотреть историю его происхождения и понять, насколько широк диапазон взаимодействия слова «свет» в разных предметных обл. школьного обучения с точки зрения семантики, словообразования и словоупотребления.
На вопрос:«Что создал Бог в первый день Творения?» возможны варианты ответа:
а) твердь? Б) СВЕТ? В) воду? Ответ дает БИБЛИЯ. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
И рече Бог: да будет свет. Первое Божие слово описано в Священной Книге Библии о сотворении мирапо Слову Божьему:
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Свет зародился и существует с момента появления человека на планете Земля. Он помог выжить в суровых условиях первобытного общества, существовал в течение всей истории человечества, помогает людям в жизни и в наше время.
3.Основная часть. Паспорт слова «свет».
Глава 1. Этимология слова.
Светоносной, солнечной природой, по народно-христианским воззрениям, обладают Бог Отец и Иисус Христос, ангелы и святые, тьму воплощают дьявольские силы. Если рай располагается на востоке и именуется «пресолнечным», то ад локализуется на западе и погружен во тьму. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла.(Русская энциклопедия )
(`Словарь символов` трактует следующее понимание слова «свет»)
Свет символизирует проявление божества, космическое творение, логос, универсальный принцип, содержащийся в явлении, изначальный интеллект, жизнь, истину, просветление, прямое знание, бестелесное, nous, источник блага. Излучение света олицетворяет новую жизнь, даруемую божеством.Свет - первое творение. Имеет власть разгонять зло и силы тьмы. Он - слава, радость, блеск. Свет, озарение, является результатом сверхъестественных сил, либо передает их. Ассоциируется с дождем, символизируя нисхождение небесных благодатных сил. Ощущение света - это встреча с абсолютной реальностью. Свет связан с началом и концом, он существовал в Золотом Веке, а после Грехопадения его сменила тьма. Обретение рая подразумевает восстановление первоначального света. Достичь света - значит прийти к центру. Свет и тьма являются двумя аспектами Великой Матери: жизнью и любовью, смертью и погребением, творением и разрушением. Свет Солнца олицетворяет прямое знание в отличие от косвенного или аналитического знания ...
В народной традиции воплощение миропорядка (белый свет), красоты, истинности, праведности.
(Этимологический словарь русского языка ).
Общеславянское слово индоевропейской природы в значениях «противоположность тьме, сияние, рассвет, утро», а также «свет духовный», «просвещение» широко употребляется с древнерусской эпохи (с XI в.).
Древнерусское слово восходит к общеславянской основе svetь и далее – к индоевропейскому корню kuei>kvei-t. Общеславянское – svetь (свет). Древнерусское – св(ять)ть. Из *světъ после падения редуцированного ъ и перехода «ять» в е. Того же корня, что авест. «светлый, белый»spaēta, лит. šviẽsti «светить», без s — лат. vitrum «стекло», нем. weiß «белый». Родство с цвет (< *květъ), звезда требует дополнительной аргументации. См. свеча, витрина. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света.Что такое свет? (по Евклиду около 300 лет до н.э.)
Современное научное значение слова «свет» (1) – «лучистая энергия, излучаемая раскаленным или горящим телом, которая воспринимается глазом и делает видимым окружающий мир»; «электромагнитное излучение, возникающее при всяком изменении электромагнитного поля во времени».
2.Свет `Современная энциклопедия`
СВЕТ, в узком смысле - электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (4,0?1014 - 7,5?1014 Гц). Волны различной длины воспринимаются как разные цвета: от 760 нм (красный) до 380 нм (фиолетовый).
Стимул для зрения, в особенности электромагнитное излучение с длинами волн между приблизительно 400 и 700 нанометрами. Свет может характеризоваться или как отдельные частицы (кванты), или как волны; последние наиболее полезны для работы в области психологии, как видно из определения, приведенного выше.
В широком смысле свет - весь диапазон электромагнитного излучения, рассматриваемый в оптике: инфракрасное, видимое и ультрафиолетовое излучение> (смотри Оптическое излучение>).
Глава 2. Семантические свойства (толкование)
Значение слова СВЕТ по Ожегову:
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды
(перен.). Лицо осветилось внутренним светом (перен.: стало одухотворённым).
2. Тот или иной источник освещения; Зажечь с. Принести с. (лампу, свечу). Подойти поближе к свету. Стать против света. Посмотреть что-н. на с. (так, чтобы просвечивало). При дневном свете.
3. Освещённость, состояние, когда светло. На свету (при свете, при освещении). В окнах с.
4. В некоторых выражениях: рассвет, восход солнца
(разг.). До свету и от свету (перед рассветом). Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва начало рассветать).
5. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мои ясный! * В два света — о Помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света. В свете чего, предлог с род.п. — с точки зрения чего-н., имея в виду что-н.
Значение слова СВЕТ по Ефремовой:
1) а) Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.
б) Освещение, исходящее от какого-л. источника.
в) перен. Внутренняя озаренность, возникшая под влиянием какого-л. чувства.
2) а) Место, откуда исходит освещение.
б) Освещенное место, пространство.
3) Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улице.
4) разг. Восход солнца; рассвет.
5) Светлое пятно на картине, передающее наибольшую освещенность какого-л. участка изображаемого; блик.
6) Употр. как символ истины, разума, просвещенности или радости, счастья.
2. м.
1) Земля, Вселенная.
2) Люди, населяющие Землю.
3. м.
1) (иноск.) Общественная среда, общество, собрание.
2) Избранный круг, высшее общество.
3)Жизнь мирян, светская жизнь(противоп. Светская жизнь).
Глава 3. Морфологические и синтаксические свойства слова.
Существительное мужского рода, единственного числа, именительного падежа, неодушевленное, 2-е склонение (тип склонения 1a– по классификации А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы. В специальных значениях употребляется во мн. ч. и склоняется по схеме 1c (света́, свето́в, света́м, света́ми, о света́х). Корень: -свет-.
Произношение
Им. све́т *све́ты
Р. све́та *све́тов
Д. све́ту *све́там
В. све́т *све́ты
Тв. све́том *све́тами
Пр. све́те *све́тах
М. на свету́ —
Разд. све́ту —
Глава 4.Синонимы и антонимы слова «СВЕТ».
Слово «свет», как и многие слова русского языка, является многозначным, что позволяет ему сочетать в себе различные оттенки значений. В системе языка оно имеет синонимы, антонимы и входит в состав фразеологизмов, т.е. взаимодействует с другими словами, имея схожее с ними значение, противопоставляясь им или образуя вместе с другими словами отдельную лексему.
Мир (62) Земля (87) Солнце (18) | Вселенная (13) | Планета (23) | Поднебесная (16) |
Знать (58) | Общество (49)
| Аристократия (11) селебрити–знаменитость | Бомонд (7) Элита (истеблишмент)
|
Источник (44) Освещение (28) | Лампа (36) | Сияние (21)
| Сверкание (15)
|
Блеск (50) | Свечение (13) | Мерцание (10) | Подсолнечная (15) |
Огонь (43) Свеча (13) | Пламя (14) | электричество | ток, |
Цвет (41) Проблеск (5) | Излучение (22) | Отсвет (8) | Пламень (5) |
Заря (16) | Рассвет (8) | Зорька (8) | Восход (3) |
Светлана (2) | Светик (2) | Светка | Светланка |
Глава 5. Словоупотребление слова «свет». Синонимы к слову(57 синонимов)
Синоним Частота
Знать (58) — 373 948
Земля (87) — 78 389
Мир (62) - 53 061
Солнце (18) — 35 574
Огонь (43) огнь 35 017
Цвет (41) - 26 058
Общество (49) — 17 515
Пламя (14) — 8 818
Лампа (36) — 8 407
Источник (44) 8 183
Рассвет (8) - 6 993
Блеск (50) - 5 855
Свеча (13) — 5 643
Планета (23) - 3 928
Светлана (2) - 3 882
Заря (16) — 3 433
Светка (4) — 2 260
Сияние (21) — 2 241
Освещение (28) — 2 071
Вселенная (13) — 1 999
Восход (3) - 1 373
Отсвет (8) - 834
Излучение (22) — 800
Проблеск (5) - 670
Свечение (13) — 528
Мерцание (10) — 447
Аристократия (11) — 372
Поднебесная (16) — 370
Сверкание (13) — 224
Зорька (8) — 189
Подсолнечная (15) — 183
Пламень (5) — 181
Светик (2) — 163
Бомонд (7) бомонд- 124
Освещенность (4) — 88
Блистание (8) — 22
Подлунная (16) — 8
Быша (1) быш 5
Электросвет (2) - 1
Белый свет (14) –
Божий мир (14) божий мировен –
Божий свет (14) –
Большой свет (5) –
Бренный мир (14) мировен
Высшее общество (5) — –
Высший свет (5) высший свет –
Дольний мир (14) -
Земная юдоль (14) —
Земной шар (5) –
Наша планета (5) –
мир, вселенная
истеблишмент- правящие круги общества, элита,
селебрити – знаменитость
бомонд - аристократия
ток, электричество
освещенность, освещение, светлынь
день, рассвет.
Антонимы:тьма, темнота, мрак, горе,тень, быдло, люмпен, темень, ночь, закат.
6. Фразеологизмы и устойчивые сочетания.
Новый Свет
Старый Свет
яркий свет
дневной свет
неоновый свет
туши свет — амба
белый свет
зелёный свет
на свете
ни свет ни заря
тот свет
этот свет
появиться на свет
увидеть свет
производить на свет/произвести на свет
по белу свету
свет клином сошёлся
ругать на чём свет стоит
конец света
часть света
вокруг света
высший свет
свет в конце туннеля
пролить свет (на что-либо)
выезжать в свет
в невыгодном свете
большой свет
свет не видел
7. Пословицы и поговорки:
Ученье – свет, а неученье – тьма, бранить на чем свет стоит, выводить на свет божий, мыкаться по свету, на край света, на чем свет стоит, не жилец на свете, ни за что на свете, отправить на тот свет, производить на свет, сживать со свету.
8. Какие слова образованы от слова свет?
Свет Светленный Светлогорец Светозарность
Свет божий Светленький Светлогорск Светозарный
Света Светлеть Светлогорский Светозарович
Светавший Светлеться СветлогорцыСветозаровна
Светает Светлеющий Светлогрудый Светозатенение
Светало Светливший Светозащитный
Светать Светлина СветлокрылыйСветозвукопанорама
СветающийСветлинскийСветлолицыйСветозвукоспектакль
СветелСветлитьСветлоокийСветоизлучающий
СветелкаСветлицаСветлоокоСветоизмерительный
СветелочкаСветличныйСветлоокрашенныйСветоклапанный
СветелочныйСветлоСветлостьСветокопир
СветецСветло-бежевыйСветлотаСветокопировальный
СветившийСветло-голубойСветлотныйСветокопировальня
СветившийсяСветло-желтыйСветлоярскийСветокопирование
СветикСветло-зеленыйСветлухаСветокопировка
СветилоСветло-золотистыйСветлыСветокопировщица
СветильникСветло-карийСветлыйСветокопия
СветильничекСветло-каштановыйСветлым-светлоСветокультура
СветильничныйСветло-коричневыйСветлыньСветолечебница
СветильныСветло-красныйСветлякСветолечебный
СветильныйСветло-оранжевыйСветлячокСветолечение
СветильняСветло-розовыйСветлящийСветолов
СветимостьСветло-русыйСветоаэрационныйСветоловушка
СветитСветло-серыйСветобоязньСветолюб
СветитсяСветло-синийСветоводСветолюбивость
СветитьСветло-сиреневыйСветоводныйСветолюбивый
СветитьсяСветлобородыйСветоводолечениеСветолюбие
СветкаСветлобрюхийСветовоздушныйСветомаскировка
СветлаСветлованныйСветовойСветомаскировочный
СветланаСветловатыйСветогорскСветометрический
СветлановСветловатьСветогорскийСветометрия
СветлановаСветловатьсяСветограммаСветомузыка
Светлая седмица СветловинаСветодальномерСветомузыкальный
СветлевшийСветловодскийСветодиодСветонаправляющий
СветлееСветловолосыйСветодиодныйСветонепроницаемость
СветлейшийСветлоглазыйСветозарСветонепроницаемый
СветленныйСветлоголовыйСветозарностьСветоносность
9. Литература в СВЕТЕ…
1.Слово «свет» широко используется в фольклоре (пословицы и поговорки).
Слово «СВЕТ» во фразеологизмах, пословицах и поговорках.
2.Слово «свет» в литературе представлено ещев былинах и духовных стихах, где «святорусская» или «светлорусская» земля изображается как залитое светом открытое, бескрайнее пространство, целый мир, «белый вольный свет». Эпитет «светлый» вообще сближается со «святой»: светоносность рассматривается как проявление истинности, праведности и святости (нимб в иконописи).
3. В сказке..Загоревал Иван- Царевич неутешно…и пошел искать жену свою по белу свету… Солнечный свет изливается на человека как Божья благодать, и он же отвращает нечистую силу.
Фольклор как жанр УНТ освещает духовные свойства слова через эпитеты:
словарь эпитетов литературного русского языка указывает следующие примеры эпитетов, с которыми употребляется слово свет в произведениях русской литературы: святорусская, светлорусская земля, белый свет, вольный свет, светлый, святой, чистый, яркий, ясный.
4.В литературе 19 века духовная традиция слова «свет» сохраняется в творчестве В.А.Жуковского, в балладе «Светлана». Значение старославянского имени подчеркивает глубокую веру героини в Бога, передает ее душевное состояние и отношение автора к ней («милая моя Светлана»)
5. Великие классики русской литературы в своем творчестве слово «свет» могут интерпретировать и как традиционную, устаревшую сегодня, форму обращения (А.С.Пушкин) и как представление знати, избранного круга, высшего общества, мира в целом…(Л.Н.Толстой, Н.А. Островский).
« Я успел уже приглядеться к нравам и обычаям так называемого "света"... лица... приглашенные на бал, обед или ужин, чаще всего принимают в соображение не столько достоинства гостеприимных хозяев, сколько удобства их дома и качества их повара».
(По Крылову И.А.)
Благодаря родственным связям он имел доступ в так называемый "свет", но тщательно избегал его.
(Григорович.Встреча)
Скажи мне, князь, не знаешь ты
Кто там в малиновом берете?..
"Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я".(Григорович.Мой дядя Бандурин)
Ранний Горький в литературе на рубеже веков, как и герои его произведений, верит в Человеческое достоинство, чистота помыслов которых устремлена в море солнечного света, как источника энергии в поисках истины и разума.
…И вот вдруг лес расступился перед ним. Люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем… Тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река».(М.Горький «Старуха Изергиль»)
…Светить всегда, светить везде, до дней последних донца,
светить —и никаких гвоздей! Вот лозунг мой —и солнца! (Маяковский В.)
Этот оригинальный поэтический образ звучит и в строках Маяковского органично смело... «Светить всегда, светить везде»…
Художники видели свой источник света и человека в нем, как частичку мироздания.
«Свет Мира» Уильям Холман Хант
«Свет фонарей» Леонид Афремов
«Осенний марафон»
11.Мы нашли много высказываний великих людей о слове «СВЕТ», которые констатируют развитие толкования слова во времени и в пространстве.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу- все равно, что лишить мир солнечного света. (Цицерон)
Для каждого предназначен его личный конец света. (Ягодзинский )
Потом пустился я в большой свет, и вскоре общество мне также надоело. (М.Ю.Лермонтов )
Жизнь сурова, но ее озаряет свет вечности…(Дали)
На площади темно, нет нигде намека на свет, а то, что проносится перед глазами, бесформенно, мутно и непонятно. (Л.Н.Андреев)
Вот вызывая тревогу, блеснул яркий солнечный свет, но навстречу снова надвигалась облачная стена. (И.А.Ефремов)
И вспомнил еще, что нигде он ни бывал счастлив, кроме родного края, а он объехал весь свет. (М.Гришин).
И вдруг опал электрический свет- остался только багрово- тусклый накаленный в лампочке волосок. (А.И.Солженицын)
После бесплодных попыток вызвать у нас смех, Гайдай рассердился и приказал осветителямвыключить свет в павильоне, оставив только дежурную лампу. ( Ю.Никулин)
12.В результате исследования, мы выяснили, что слово «СВЕТ» очень часто употребляется в собственных наименованиях.
Светогорск - Ленинградская область
Светлый Яр- Волгоградская область
Светловодск- Кременчуг
Светлогорск –Калининградская область
Светлый -Калининградская область
Светлоград - Ставропольский край
Светлодарское – Донецкая область
Светозарево – Сербия
Фильмы:«Свет и цвет» 1843, Британия; «Свет в окне» 1980, Россия; «Жара и
солнечный свет» 1987, США; «Когда наступит конец света..» 1991;
«Конец света» 1999 США; «Лунный свет» 2002, Нидерланды;
« Свет мой» 2007, Россия; «Свет в конце тоннеля» и др…
Книги: «Вокруг света без билета», «Лунный свет» Ги де Мопассан; «Вокруг света за восемьдесят дней» Ж. Верна; «Сердце нaпродaжу, или Я вижу свет в конце тоннеля» Юлия Шиловa.
13. Области употребления слова «свет» (производные)
Выдающиеся люди | Физ-кие явления | Био организмы | Устройства |
С.И.Светославский-худ-ик | Светимость | светляки | Световод |
Е.Ф.Светланов-пианист | Световое излучение | Светящиеся бактерии | Световой карандаш |
А.Н.Световидов-ихтиолог | Световой поток | Анчоусы светящиеся | Светомузыка |
М.А.Светлов-поэт | Световая волна | Светящиеся рыбы | Св-копирование |
Г.П.Светлицкий-художник | Свечение моря | Светящиеся грибы | Светоизлучающий диод |
А.В.Свечников-дирижер | Светобоязнь | Светокультура растений | Светофор |
Светоний Гай Транквил- Римский историк | Светолечение | Светильник Светлица |
Анкетирование (аналитические данные).
В ходе своего исследования мы решили выяснить, существует ли проблема понимания исходного значения слова «свет» и употребление его понятийного аппарата в нашей школе в разных предметных областях школьного обучения; узнать, как словари расширяют границы нашего мира, что нам может сказать слово о духовных ценностях русского народа, какие образы рождает слово в сознании поэта, художника, музыканта?
Желание найти ответ на этот вопрос и подтолкнуло нас к исследованию данного вопроса:
« Каков диапазон взаимодействия слова «свет» в разных предметных областях школьного обучения с точки зрения семантики, словообразования и словоупотребления, и все ли языковые компоненты, формирующие современное толкование данного слова, известны учащимся?.
Мы составили анкеты и провели ассоциативный эксперимент среди старшеклассников и обучающихся основной школы.
Общепризнанно, что чтение классической литературы формирует личность, прививает любовь к «живому слову», является образцом правильной, чистой речи.
Для определения уровня лингвистической культуры мы провели 1 анкетирование среди учащихся 9-11 классов, предложив выполнить задания анкеты №1:
1. Любите ли Вы читать?
2. Есть ли в вашей домашней библиотеке Словари?
Проанализировав данные анкет, можно выделить несколько ключевых моментов: 1)интерес к классической литературе находится на невысоком уровне. В лучшем случае наши ученики читают программные произведения к урокам литературы, предпочитая киноверсию книге;2)многие ребята не имеют ни одного словаря. Становится ясно, что в лучшем случае имеется орфографический или толковый словарь.
Лингвокультурологический подход к литературному языку в системе взглядов Л. В. Щербы, В.Л. Янинапредполагает бережное отношение к литературному языку исравнивается с расстроенным музыкальным инструментом, «с той только разницей, что инструмент можно немедленно настроить, а стилистическую структуру языка нужно создавать веками».
В последнее время ученые задумываются над разработкой индивидуальных ассоциативных словарей для школьников, чтобы с их помощью проследить картину развития языковой личности. Этот весьма полезный лингвистический эксперимент, по мнению Ю.Н. Караулова,«позволит отразить тотальную языковую компетентность или знание языка в массе индивидуальностей, то есть судить об отношении испытуемых к тому или иному явлению»…
В ходе ассоциативного эксперимента ребятам было предложено слово- стимул «свет», на который должна была последовать словесная ассоциативная реакция, зафиксированная письменно. Результаты эксперимента показали, что безусловным лидером среди реакций на данное слово является семантический признак «надежда». Следующую зону понимания представляют положительные ассоциации: радость, вера, утро. Всего 70 реакций. Есть и негативный ассоциации: пожар, огонь, молния. Всего 40 реакций.
Таким образом, очевидно, что в сознании наших ребят понятие «свет» среди 114 вариантов ответов анкеты ассоциируется больше с положительными эмоциями и ощущениями, чем с отрицательными.
В третьем эксперименте (анкета № 3) предлагалось ответить на вопросы, целью которых было исследование языкового сознания наших школьников.
Каждому из участников опроса нужно было назвать:
а) однокоренные слова к слову «свет»-100 % (понимания и подбора однокоренных слов);
б) продумать область употребление значенияслова «свет» в преподаваемых в школе предметах: предметы гуманитарного цикла (русский яз., литература, история)-51 %, химия, биология, география- 19 %, физика, математика, астрономия- 25%, ин.яз-5?
в)вспомнить афоризмы о «свете»-12% анкет.
Из бесед с ребятами, учителями и по собственным наблюдениям, мы убедились, что учащиеся нашей школы владеют языковыми нормами, но понимают лексическое значение данного компонента по-разному.
Результаты употребления слова «свет»в преподаваемых в школе предметах:
РУССКИЙ ЯЗ., ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ | ХИМИЯ,БИОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ | ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ | ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ |
Источник энергии -10 доброта-12 радость-5 жизнь-15 | Вселенная-7
| Преломление солнечных лучей -14 | Социальное понятие-5 |
Чистота души, образ жизни-15 | Часть света-10 | Любое оптическое излучение-7 | Ligh (свет) -5 |
Общественная среда -9 | Стороны света, экологический фактор -6 | Одна из форм электромагнитного поля-7 |
|
Описания людей -12 | Условие протекания реакции -3 | Воспринимаемое зрением-7 | |
Божество -14 | Географическое положение -5 | Солнце-9 | |
Высший свет, высшее общество, элита -5 | Явления в природе -2 | Преломление света-5 | |
Свет науки (надежда) 6 | Реакции на свету-5 |
Выводы:
Работая над портретом слова «свет», изучая литературу по теме, беседуя со старшеклассниками, изучая высказывания писателей о ценности каждого его слова, о бережном отношении к нему, мы доказали для себя справедливость слов академика И.И. Срезневского: «Каждое слово для человека есть свидетель, памятник, факт жизни народа».
В ходе проделанной работы мы сумели собрать много информации о слове «СВЕТ» и сделали следующие выводы, проанализировав данное слово с точки зрения лексики, морфологии и словообразования, определив его роль в устном народном творчестве, литературе и искусстве.
1.слово «свет» произошло на общеславянской основе языка с X1 века;
2.слово является многозначным и понимается людьми по-разному;
3. слово «свет» на протяжении столетий приковывает к себе внимание людей; часто употребляется в фольклоре, литературе, науке, искусстве;
4.слово «свет» многое рассказало о жизни нашего народа;
5. значение слова известно всем возрастным категориям жителей.
Таким образом, язык является стройной системой, в которой все взаимосвязано.
Каждое слово имеет уникальное лексическое и грамматическое значение. Поэтому слова взаимодействуют, объединяясь в одни грамматические и лексические классы и противопоставляясь другим на основе определенных признаков.
Мы считаем, что цель исследовательской работы – создать портрет слова «свет» - достигнута.
Поставленные задачи - изучить основную литературу по теме: словари, справочники, энциклопедии, художественные и краеведческие издания; обобщить и систематизировать все собранные материалы о слове «свет»-выполнена.
Данная работа может быть использована на лингвистических конференциях, на уроках русского языка, внеклассного чтения, на классных часах.
Гипотеза - если внимательно изучить слово, то можно узнать много интересного и значимого о прошлом своего народа, своей страны - находит свое подтверждение.
На проблемный вопрос - возможно ли создать портрет слова? – мы отвечаем утвердительно.
Список литературы:
1.Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Русское слово в мировой культуре. СПб., 2003.
2.Шмелёв А. Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 134—135, 143, 148—150.
3.Шмелёв А. Д. Сквозные мотивы русской языковой картины мира //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 452—453.
4.С.В.Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. М.»Просвещение», 2011-176с.
5.А.Г.Нарушевич. Русский язык.Проекты? Проекты…Проекты! Ростов –на-Дону, «Легион»,2013.-75с.
6.Словари.
7. Интернет – ресурсы.
Оглавление:
1.Введение.
2. Основная часть. Паспорт слова «Свет».
§ 1. Этимология слова;
§ 2. Семантические свойства;
§ 3. Синонимы и антонимы слова;
§ 4. Родственные слова;
§ 5. Слово «свет» во фразеологизмах, пословицах и поговорках;
3.Анкетирование учащихся.
§ 6. Выводы.
4.Заключение.
5.Приложения.
6. Список литературы.
Приложение № 2.
№ | АССОЦИАЦИИ | КОЛИЧЕСТВО | КАЧЕСТВОв % | ||
1 | надежда | 14 | 4 | ||
2 | радость | 12 | 3,4 | ||
3 | вера | 8 | 2,3 | ||
4 | утро | 7 | 2 | ||
5 | любовь | 5 | 1,4 | ||
6 | яркость | 5 | 1,4 | ||
7 | тепло | 3 | 0,9 | ||
8 | счастье | 3 | 0,9 | ||
9 | солнце | 3 | 0,9 | ||
10 | заря | 2 | 1,3 | ||
11 | добро | 2 | 1,3 | ||
12 | святость | 2 | 1,3 | ||
13 | блеск | 2 | 1,3 | ||
14 | легкость | 2 | 1,3 | ||
15 | горячность | 1 | 0,7 | ||
16 | надежность | 1 | 0,7 | ||
17 | знание | 1 | 0,7 | ||
18 | ослепление | 1 | 0,7 | ||
19 | освещение | 1 | 0,7 | ||
20 | пожар | 10 | 2,8 | ||
21 | огонь | 9 | 2,5 | ||
22 | ожог | 5 | 1,4 | ||
23 | молния | 2 | 1,3 | ||
24 | слепота | 2 | 1,3 | ||
25 | жжение | 2 | 1,3 | ||
26 | Темнота-тьма | 1 | 0,7 | ||
27 | беда | 1 | 0,7 | ||
28 | ярость | 1 | 0,7 | ||
29 | раздражительность | 1 | 0,7 | ||
30 | удар | 1 | 0,7 | ||
31 | резкость | 1 | 0,7 | ||
32 | ночь | 1 | 0,7 | ||
33 | холод | 1 | 0,7 | ||
34 | свеча | 1 | 0,7 | ||
35 | романтика | 1 | 0.7 | ||
Большое - маленькое
Пчёлки на разведках
Рисуем крокусы акварелью
Сила слова
Четыре художника. Осень