Объект исследования: устная речь учащихся Алексейковской СОШ и материал анкетирования.
Предмет исследования: особенности лексикона современного школьника в процессе общения.
Цели работы: описать и проанализировать коллективный речевой портрет учащихся Алексейковской СОШ на уровне лексики и фразеологии.
Задачи:
1. Ознакомиться с работами, посвящёнными анализу процессов в современной лексике.
2.Изучить лексикон школьников и выявить его особенности.
3.Определить степень влияния различных факторов на речь подростка.
Гипотеза исследования:
1.Процессы, происходящие в лексике современного русского языка, отражаются в речи учащихся Алексейковской СОШ в большей или меньшей степени.
2.Школьники используют в своей речи лексику различных сфер употребления.
3.Значительную часть словарного запаса учеников составляет школьный сленг.
4.В официальном общении в школе учащиеся стараются придерживаться норм литературного языка.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 1.01 МБ |
Слайд 1
Социальный проект Речевой портрет учащихся нашей школы . Работу выполнила: Михайлова Анастасия, ученица 11 класса МОУ Алексейковская СОШ. Учитель: Серебрякова Татьяна Васильевна.Слайд 2
Актуальность темы. Актуальность выбранной темы очевидна. В последние годы активно обновляется лексика языка, его фразеология, появилось много заимствованных слов. Речь россиян становится всё менее литературной. Русский язык засоряется разнообразными сленговыми выражениями, просторечными словами, табуированной лексикой. Школьники – это возрастная группа, которая наиболее открыта изменениям. Их речь содержит большое количество собственно подростковых слов. Во время обучения в школе ребёнок формируется как языковая личность. Наша работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного подростка. Именно сегодняшние школьники будут оказывать в дальнейшем влияние на отбор и сохранение норм языка. В этом заключается актуальность исследования.
Слайд 3
Объект исследования: устная речь учащихся Алексейковской СОШ и материал анкетирования. Предмет исследования: особенности лексикона современного школьника в процессе общения. Цели работы: описать и проанализировать коллективный речевой портрет учащихся Алексейковской СОШ на уровне лексики и фразеологии. Задачи: 1. Ознакомиться с работами, посвящёнными анализу процессов в современной лексике. 2.Изучить лексикон школьников и выявить его особенности. 3.Определить степень влияния различных факторов на речь подростка. Гипотеза исследования: 1.Процессы, происходящие в лексике современного русского языка, отражаются в речи учащихся Алексейковской СОШ в большей или меньшей степени. 2.Школьники используют в своей речи лексику различных сфер употребления. 3.Значительную часть словарного запаса учеников составляет школьный сленг. 4.В официальном общении в школе учащиеся стараются придерживаться норм литературного языка.
Слайд 4
Основные понятия: Языковая личность - любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе созданных им текстов. Речевой портрет – воплощённая в речи языковая личность. Коллективный речевой портрет – описание языковых явлений, присущих определённому кругу людей, объединённых по какому-либо признаку (национальному,возрастному,социальному). Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по профессии или возрасту. Социолект – речь одной социальной группы. Идиолект – речь индивидуального лица.
Слайд 5
Активные процессы в современной лексике русского языка. Язык – явление, постоянно меняющееся и развивающееся 1. Уходят из употребления : устаревшие или устаревающие слова. 2.Возвращаются: а) многие слова, связанные с религией; б) слова, которые долго не были в употреблении( губернатор, департамент и т.д.); а) новая фразеология ( дикий рынок, шоковая терапия, средний класс, лицо кавказской национальности, потребительская корзина и т.д.). Новыми в таких фразеологизмах являются именно сочетания слов, а не слова как таковые. б) сленг, жаргонизмы ( клёво, прикинь, стопэ и т.д.) 3. Создаётся:
Слайд 6
4. Развитие компьютерных технологий в современном мире привело к созданию специального языка, который состоит из собственно компьютерного сленга (клава, хакер, комп, ноут и т.д.); 5.В настоящее время развивается всеобщая тенденция к огрублению речи. Внелитературная и даже табуированная лексика (русский мат) всё чаще проникают в язык печати, радио и телевидения; 6.Активно развивается процесс заимствования иноязычных слов. В данной работе одна из задач: пронаблюдать, какие из этих процессов нашли наибольшее отражение в лексиконе школьников.
Слайд 7
Речевой портрет – воплощённая в речи языковая личность. Проанализировав анкеты учащихся, мы выяснили что для их лексики свойственны единицы всех форм речи: литературной, просторечной, жаргонной. Также школьниками используются термины, заимствованные слова, слова-паразиты. По данным анкетного опроса учащихся общеупотребительной лексикой пользуются 100 % специальные слова употребляют 60,52 % Сленг 78,94 % Табуированную лексику используют 26,31% Общеупотребительной лексикой, речью, приближенной к литературной, школьники пользуются при устных ответах на уроках, в письменных работах, разговорах с учителями и другими взрослыми, а из учеников, отметивших использование слов-терминов, 76 % приводят примеры, но некоторые путают специальное слово с общеупотребительным или жаргонизмом. Такой вывод позволяет сделать анализ анкет, выполненных учащимися нашей школы.
Слайд 8
Важной характеристикой лексического портрета учёные считают знание и использование в речи фразеологических выражений. Для исследования этой части лексического портрета учащимся были предложены 20 фразеологизмов, взятых из учебника русского языка. Учащиеся должны были объяснить фразеологизмы на собственном лексическом уровне. Верно были объяснены Наибольшее количество правильных объяснений дано выражениям Волосы дыбом (28 человек) Делать из мухи слона (24 человека) Обвести вокруг пальца (24 человека) В рот воды набрал (22 человека) Как рыба в воде (15 человек) Заметать следы (14 человек)
Слайд 9
Затруднились объяснить следующие выражения: а) Вылететь в трубу б) Ум за разум заходит в) Заткнуть за пояс г) Не на жизнь, а на смерть Из десяти современных фразеологических единиц учащимся оказались понятны следующие выражения: а) Новый русский (11 человек) б)Лицо кавказской национальности(6 человек) в) Силовые министерства (3 человека) Вызвали затруднения: Средний класс, дикий рынок, шоковая терапия.
Слайд 10
Вывод: 1.В официальной обстановке учащиеся контролируют свою речь, стараясь держаться в рамках литературной нормы; 2.Фразеологизмы не входят в активный словарный запас школьников, что говорит о небольшом речевом опыте учащихся; 3.Метафорический смысл фразеологизмов большинству опрошенных непонятен.
Слайд 11
Компьютерная лексика – это слова, тематически связанные с компьютерной сферой и сферой компьютерного общения. Самые представленные в анкетах слова: Части компьютера (7 слов): монитор, мышка, процессор и т.д. Действия компьютера (11 слов): завис, глючит, форматнуть, грузит и т.д. Компьютерные игры (9 слов): сонька, стратегии, стрелялки, гонки и т.д. Носители информации (4 слова): флешка, флеха, болванка, жесткий диск. Название глобальной сети (4 слова): нэт, инет, Wi-Fi , паутина. Наименование компьютера (3 слова): комп, компик, ноут. Совсем не указали учащиеся таких слов, как портал, чат, ник, сайт, блог. Это говорит о том, что активными пользователями социальных сетей учащиеся пока не являются. Часть слов, используемых ребятами, являются компьютерными терминами (монитор, клавиатура, процессор, принтер). Большинство компьютерных слов сленговые: клава, флеха, винда, виста, болванка, компик. Таким образом, компьютерная лексика – важная составляющая лексического портрета учащихся нашей школы.
Слайд 12
Жаргонные слова и выражения (сленг) Сленг – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по профессии или возрасту . Сленг используется большинством учащихся, но 26 % понимают значение термина на уровне интуиции, 26 % знают его научное определение, 42 % затрудняются определить это понятие. На вопрос: «Употребляете ли вы в своей речи сленг?» Ответ: «Да» - 50% «Нет» - 8% «Иногда» - 26% «Не знаю» - 9% Сленгом учащиеся пользуются в разных ситуациях: «В кругу друзей» - 53% «В школе» - 39% «На улице» - 39% «Среди сверстников» - 34% Настроение на использование сленга не влияет, это отметили 48%, в хорошем настроении употребляют сленг 21%, в плохом 21%.
Слайд 13
По мнению учащихся одобряют сленг: «одноклассники и сверстники» - 48% «никто не одобряет» – 16% «все одобряют» – 10,5% Обогащает ли сленг русский язык? «нет» - 29% «скорее да, чем нет» - 26% «скорее нет, чем да» - 16% Наличие сленговых слов и выражений говорит о: принадлежности к молодёжной субкультуре – 32% желании быть как все – 24% желании выделиться из толпы – 16% затруднились ответить – 21% Ответы свидетельствуют о том, что учащиеся употребляют сленг, чтобы вписаться в молодёжный круг общения Абсолютное большинство ребят считает, что у сленга есть будущее - 42%; другие уверены, что сленг изменится, но сохранится как язык молодёжи – 34%; а 13% предполагают, что будущего у сленга нет.
Слайд 14
Нами составлен словарь сленговых слов и выражений учащихся, в котором представлены слова различных тематических групп. 1.Сфера школы - наименования предметов: природа, физра, матика, немец, фра, руссиш, геша, литер; - наименования оценок: пара, кол, тройбан, трояк; наименования учителей и учеников: училка, козёл, ботаник, лошара, очкарик, лох, чувак, пацан. 2.Сфера оценки - положительная оценка: классно, жесть, офигенно, клёво, круто, прикольно, здорово, да ты чё, ваще, класс, всё о,кей, сто пудово,всё чётко, нормуль, супер; - отрицательная оценка: фигня, накосячил, печалька, ни о чём, отстой. 3.Сфера досуга: - бухать, тусить, бабло, косяк, сталкер, зажигать, отрываться, ужраться. 4.Жаргон сферы быта - слова, называющие части тела: башка, грабли, лыжи, пузо, мамон, хавальник; - одежда, обувь: прикид, кросы, труселя, портки; - слова, называющие технику: комп, клава, тачка, буфер, ноут, мобила. Словарь сленговых слов и выражений.
Слайд 15
Словарь активного сленга подростков . Сленг обновляется с течением времени, появление новых понятий и исчезновение старых происходит довольно быстро. В ходе работы мы сравнили словарь активного сленга подростков (100 слов) и словарь сленга учащихся 5-11 классов нашей школы. Заметные изменения произошли в составе сленга. Сохранилось сленговое значение у 87% слов: Аська – социальная сеть; Блин – разочарование, неудача; Базар – разговор; Бухло – алкогольные напитки; Бабло – деньги; Засечь – увидеть; Задрал – надоел; Клёво – отлично; Кросы – кроссовки; Лохануться – сделать что-то не так; Фиолетово – безразлично.
Слайд 16
Часть сленговых выражений (7%) изменили значение полностью или частично: Бич (заразный) – бомж; Выпендриваться (придираться) – выпендриваться, борзеть; Косяк (ошибка, неудача) – сигарета с наркотиком; Пень (пентиум) – глупый человек, дятел; Рулит (всё контролирует) – ведёт, круче всех. Не употребляются учащимися следующие сленговые выражения (5%): Галимо – много; Кривой- некрасивый; Корявый – некрасивый; Кул – хорошо, отлично; Тренер- главный. Используют ученики слова-паразиты: блин, ну, типа, короче, что говорит о бедности словарного запаса.
Слайд 17
В результате исследования мы выяснили, что в состав речевого портрета учащихся нашей школы (5-11 кл.) на уровне лексики входят: - общеупотребительные слова - специальная лексика, термины - школьный сленг - компьютерная лексика - сниженная грубая лексика Среди источников пополнения лексикона выделены следующие: -общение со взрослыми в школе (42%) -фильмы и телепередачи (42%) -общение со сверстниками в школе(39%) -общение в семье (37%) -книги (34%) -общение со сверстниками вне школы (29%) -общение с интересными людьми (26%)
Слайд 18
Выводы: Выдвинутая гипотеза оказалась верной. В речи учащихся используется лексика, различная по сфере употребления: литературная, просторечная, жаргонная, табуированная. Речь, близкая к литературной, в основном используется учащимися в официальной обстановке: на уроке, в общении с учителями и другими взрослыми. Словарный запас школьников ограничен, фразеологизмы не входят в активный словарь. Процессы, происходящие в лексике., также отразились в речи школьников: использование языка компьютера, иностранных слов, сниженной лексики. Значительную роль в лексическом портрете учеников играет школьный сленг, что объясняется желанием отделить себя от мира взрослых, дать знак «я свой». Все опрошенные отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова помогают им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое. Использование слов-паразитов говорит о бедности словарного запаса, эти слова употребляются тогда, когда учащиеся волнуются или затрудняются подобрать нужное слово. Это приводит к упрощению языка.
Слайд 19
Список литературы 1.Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. Центр дистанционного образования МПГУ. http :/ www / hi - edu . ru / e - books / xbol 2.Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания. http // hglib . ru 3.Гольдин В.Е., Сдобнова А.П. Языковое сознание школьников в современной коммуникативной ситуации. http // goldinve . narod ./ ru / publ . htm 4.Мамаева С.В. своеобразие речевой культуры школьника-подростка. http . www emissia . org / offline /2007 5.Жилинская А.Л. Критерии понимания школьниками-подростками метафорического значения, 2004 г. www / fpo / ppsy / d 8. html 6.подростковая субкультура и её влияние на развитие личности. http // Referat . work . ru 7.Сленг. Русский язык. http // rusuror . ru
Слайд 20
Приложения Анкета для учащихся №1 1.Используете ли вы в повседневной речи : 9. Одобряют ли вашу сленговую речь …? А) общеупотребительную лексику; А) родители Б) специальную лексику; какую, приведите примеры слов; Б) учителя В) посторонние люди Г) одноклассники и сверстники В) школьный сленг; приведите 2-3 примера Д) никто не одобряет Е) все одобряют Ж) свой вариант ответа Г) табуированную лексику 10.Понимаете ли вы сленг окружающих вас людей? 2. Как ты считаешь, определяет ли речь уровень А) да Б) нет В) иногда Г) всегда Д) свой вариант воспитанности ученика? 3. Влияет ли речь на взаимоотношения с одноклассниками? 11. В каком настроении вы употребляете сленг? 4. Откуда ты пополняешь свой словарь? А) в хорошем Г) не зависит от настроения А) Общение со взрослыми в школе; Б) в плохом Д) свой вариант Б) общение со сверстниками в школе; В) всегда В) общение со сверстниками в компании (во дворе, в секции и т.д.) 12. Как вы думаете, обогащает ли сленг русский язык? Г) общение с интересными людьми; А) да В) скорее да, чем нет Д) сленг обедняет речь Д) общение в семье; Б) нет Г) скорее нет, чем да Е) сленг делает речь более Е) из книг; яркой, выразительной Ж) из фильмов и телепередач? 13.Наличие сленговых слов в речи говорит о … 5. Твоё «любимое» словечко: А) недостаточной образованности человека; 6. Как вы понимаете значение слова «сленг»? Б) высокой культуре общения человека; А) не знаю его значения; В) принадлежности к молодёжной субкультуре; Б) понимаю на уровне интуиции; Г) речевой небрежности; В) знаю его научное определение; Д) желании быть как все; Г) затрудняюсь ответить Е) желании выделиться из толпы; 7. Употребляете ли вы сленговые слова? Ж) затрудняюсь ответить; А) да Б) нет В) иногда Г) не знаю З) свой вариант 8. В каких ситуациях вы употребляете сленг? 14. Как вы думаете, есть ли у сленга будущее? А) дома при общении с родителями; А) да Б) в школе; Б) нет В) на улице; В) сленг изменится, но сохранится как язык молодёжи Г) в общественных местах; Г) затрудняюсь ответить Д) в кругу друзей; Д) свой вариант ответа Е) среди сверстников; Ж) в общении с людьми, которые старше меня на 2-7 лет; З) при разговоре с учителями; И) везде; К) нигде
Золотой циркуль
Сказка на ночь про Снеговика
Зимний лес в вашем доме
5 зимних аудиосказок
Волшебная фортепианная музыка