В этом материале собраны исторические сведения о возникновении Спасо - Преображенского монастыря, его настоятелях, значении в жизни города. Сведения собраны не только из известных печатных изданий, но и собраны в результате бесед с местными жителями. Так же создана презентация из фото сделанных во время посещения монастыря и с благославения настоятеля.
Работа заняла 3 место в районном конкурсе "Мой храм"
Вложение | Размер |
---|---|
История Спасо-Преображенского Краснослободского мужского монастыря | 56 КБ |
istoricheskaya_spravka.doc | 56 КБ |
ГБС (К) ОУ «Краснослободская коррекционная
школа – интернат VIII вида»
Историческая справка
Спасо – Преображенский
мужской монастырь
Выполнила ученица 9 класса
Рузманова Лариса.
Руководитель
Шукшина Светлана Тимофеевна
2014 учебный год.
Спасо-Преображенский монастырь, или, как он назывался прежде, Спасская пустынь, возник в половине XVII столетия. Основал его примерно в 1650-х годах "черный старец" - монах, по имени Дионисий. Он поселился один в 5 верстах от города Красная Слобода в густом лесу на берегу реки Мокша. Монах сделал келейку, справлял все церковные службы и трудился ради Бога и ради спасения своей души. Жизнь этого пустынника в глухом лесу натолкнула жителей Слободы на мысль основать на этом месте монастырь. Одной из причин было то, что в то время считалось самым верным средством к спасению души после смерти - пострижение в монашество. А чтобы принять монашество хотя бы перед смертью, для этого нужен монастырь, и притом такой, который находился бы недалеко от жилья. Для основания монастыря нужны были материальные средства, и их выделил богатый благочестивый крестьянин по имени Путилка Дмитриев Баженов, из села Дмитриев Уса. Он закрепил в 1652 году за новой пустынкою (кельей Дионисия) все принадлежавшие ему земли по соседству с нею. Также необходимо было разрешение на основании монастыря от Патриарха. В Москву отправляются челобитчики из горожан просить Патриарха Никона о построении в новой пустынке церкви с тремя престолами. Главный престол должен быть освящен в память славного Преображения Господня, а придельные – правый в честь Казанской Божией Матери, а левый - в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Благословение было получено в особой грамоте от 6 августа 1655 года. Грамота эта до 1930 года хранилась в Спасо-Преображенском монастыре, затем в краеведческом музее, но, к сожалению, была утеряна в 70 х годах.
Уже через год после благословения Патриарха была поставлена деревянная Спасская церковь с двумя приделами – Предтеченским и Казанским. Главный престол в память Преображения Господня. Придельная Казанская церковь была освящена в феврале 1656 года. Первым известным настоятелем был монах Арсений (1676 – 1680 гг.). Монастырь рос, развивался, но медленно и напоминал скорее скит (в это время обитель называется Спасова пустынь, что рядом с Красной Слободой). Трудные времена монастырь переживал в эпоху царей Фёдора Алексеевича и Петра Алексеевича. И во многом эта община выстояла благодаря строгому уставу, введённому основателем монахом Дионисием и далее переработанным старцем Герасимом. Обитатели монастыря отличались непритязательностью в быту, трудолюбием, стоическим характером и строгой замкнутостью. Иеросхим Герасим особо чтим в монастыре. Пришёл он в Спасскую пустошь послушником во времена Дионисия и после нескольких лет искуса принял постриг. Через несколько лет с разрешения настоятеля покинул монастырь и ушёл за 80 вёрст от Слободы в пустынь у речки Саровка. Вырыв себе пещеру, Герасим долгое время жил отшельником в этих глухих таёжных местах, живя молитвами, соблюдением строгих постов и ограничивая себя во всём. Спустя 20 лет после ухода Герасима из этих мест и по его наказу иеромонах Исакиий воздвиг храм, положивший начало Саровскому Успенскому монастырю. Герасим же в 1671 году возвратился в Спасскую пустошь, но, пробыв там недолго, ушёл в глушь на реке Рябка и жить там пустынником. После возвращения в монастырь к братии жил там отшельником и в большой строгости к себе. Примерно в 1686 году, уступив просьбам братии, Герасим становится строителем монастыря. При нём монастырь отстоял свои права на земли и принял строгий пустыннический тип уклада. После смерти его останки похоронили возле стен деревянного Спасо – Преображенского собора. В 1795 году рухнул возведённый под крышу новый каменный собор и люди стали говорить, что произошло это оттого, что могила старца Герасима оказалась вне нового собора. При открытии гроба, выяснилось, что останки Герасима сохранились нетленными. Это говорит о святости Герасима. При настоятеле Геннадии гроб с мощами Герасима был установлен в склепе под пределом Казанской иконы Божьей Матери. Во время разрушения храма в Советские годы, склеп был разрушен и могила затеряна. Но, недавно, при начале работ по восстановлению храма мощи иеромонаха Герасима были найдены и, по словам отца Олимпия, перенесены временно в церковь Александра Невского. После восстановления и освещения храма мощи будут выставлены в нём.
Особую лепту в жизнь и уклад монастыря внёс иеромонах Саровской пустыни Геннадий. Став настоятелем Спасо-Преображенского монастыря он за собственные средства перестроил полуразвалившийся деревянный монастырь, сделав его каменным. В 1799 году был освящён Спасо -Преображенский собор, в 1801 – освящён Казанский придел, а в 1804 – Иоанна -Предтеченский. В 1810 году была заложена, а в 1817 освящена больничная Александро-Невская церковь.
Колокольня с надвратной Никольской церковью завершена и освящена была в 1857 году. К 1917 году монастырь представлял собой законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм, и отличался он от остальных монастырей Мордовского края единством архитектурного стиля. Весь ансамбль монастыря заключён был в квадрат со сторонами примерно 100 метров. Стороны этого квадрата составляли корпуса келий, стены, колокольня, наугольные павильоны – башни, хозяйственный корпус, церковь Александра Невского и мелкие строения. Ориентирован ансамбль монастыря на обзор со стороны реки Мокши и её пойменных лугов. При архимандрите Григории в 1903 году была освящена кладбищенская Успенская церковь - последняя в истории обители. При монастыре в то время было несколько учебных заведений, в том числе духовная школа, готовившая кадры для приходов. Процветало огородничество, земледелие и животноводство. Около стен монастыря вырос посёлок, миряне были заняты в монастырском хозяйстве.
Из настоятелей известны, кроме основателя Дионисия, строитель Арсений (1677-78), строитель Кодрат (1681), старец Герасим (1684–90), строитель Феодосий (1690), игумен Филарет (1702), игумен Маркел (1758), иеромонах Макарий (1759), игумен Исаакий (1760), игумен Иероним (1761), игумен Евфимий (1762), строитель Паисий (1773), иеромонах Иоанн (1774), иеромонах Досифей (1778), иеромонах Виктор (1782), иеромонах Варфоломей (1785), строитель Милетий (1788), иеромонах Иоанникий (1788), иеромонах Лаврентий (1790), иеромонах Иона (1790), иеромонах Геннадий (1793–1816), игумен Сергий (1816), иеромонах Дорофей (1817), иеромонах Паисий (1821), архимандрит Никон (1823-49), архимандрит Нифонт (1849-73), игумен Христофор (1873-1884), архимандрит Зосима (1884-88), архимандрит Григорий (1888 – 1910), затем архимандрит (с 1913 г. епископ) Григорий.
После разгона монастыря в 1928 году был снесен собор (на его месте был поставлен памятник Ленину) и кладбищенская церковь. Больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и требуют большого ремонта. В 1994 г. возобновлен как женский, с 1995 г. мужской монастырь. Сегодня, под управлением наместника – иеромонаха Иоанна (Мычка), выходца со Святой Горы Афон, монастырь восстанавливается.
Существуют несколько легенд из жизни монастыря и их рассказали супруги Шмырёвы, жители посёлка Преображенский. По их словам, перед первой мировой войной в монастырь из столицы должен был приехать большой церковный чин, его очень ждали, но война помешала. Тогда здесь решили, что наступившая война это наказание за грехи. И собрав драгоценности, вывезли их и закопали где-то в лесу. Затем перед революцией ждали ….., но поездка была сорвана революционными событиями в стране и тогда решили, что все эти события из-за грехов людских и чтобы как-то искупить, опять собрали ценности монастыря, вывезли их и закопали в глухом месте. Где эти места никто не знает, но легенда вот такая существует. Шмырёвы рассказали о том, как сбросили после революции с колокольни монастыря большой колокол, подаренный монастырю царём Фёдором Алексеевичем.
В пасхальную неделю я со своим воспитателем Светланой Тимофеевной побывала в Спасо – Преображенском монастыре. До этого я только читала о нём, о его истории и мне очень хотелось своими глазами увидеть, что же представляет собой монастырь сейчас, побывать на службе, поговорить с настоятелем монастыря. Я знала, что монастырь сильно пострадал, что не существует главного собора, что не действует колокольня. Но, то, что мы увидели на территории монастыря, нас очень порадовало: всюду были видны строительные и ремонтные работы. И главное, то, что уже готов фундамент для восстановления Спасо-Преображенского собора, а, значит, недалёк тот день, когда он будет завершён и порадует всех не только своей красотой и мощью, а будет служить людям в их духовном стремлении к лучшему, светлому, к Богу. Около фундамента будущего храма мы заметили несколько старых заброшенных могил, видимо это могилы тех, кого в давние времена хоронили у стен храма - людей, сделавших много хорошего для монастыря и города Краснослободска. Здесь был похоронен почетный гражданин Краснослободска купец И.М.Севастьянов (1771-1850), который после пожара в 1817 года вложил в восстановление города свои личные средства, за что был награжден правительственной золотой медалью. Мы видели даже несколько сохранившихся надгробий с именами. Затем мы прошли в церковь Александра Невского, где в это время проходила служба, отстояв её, мы вместе с другими прихожанами, прошли крестным ходом по территории монастыря. Я многого не знаю в церковной службе, и я впервые в своей жизни принимала участие в крестном ходе, но я почувствовала какой-то необъяснимый трепет, благодать и спокойствие. В церкви было очень красиво и торжественно, горели свечи, пахло ладаном и хотелось забыть все невзгоды и стать добрее и чище душой, помыслами. По окончании всей службы мы со Светланой Тимофеевной попросили благословения у отца Олимпия (иеромонах Ионна был в отъезде) и, попросив его ответить на наши вопросы, получили его согласие и интересную информацию для нас. Мы узнали, что в церкви находится одна из святынь монастыря - чудотворная Казанская икона Божией Матери. После разгона монастыря её спасли и хранили у себя местные жительницы, а когда монастырь стал опять действующим, то икону вернули на своё законное место. И даже было чудо – икона мироточила. Здесь также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Отец Олимпий рассказал, что найденные при восстановлении собора мощи подвижника иеромонаха Герасима находятся сейчас в Александро-Невской церкви и будут перенесены в собор после его восстановления и освящения. В монастыре в настоящее время подвизаются 7 монахов. Они не только совершают все церковные монастырские службы, но и работают по восстановлению зданий, построек монастыря.
После беседы с отцом Олимпием, посещением церкви и пройдясь по территории монастыря, я поняла, что не зря строились и сейчас восстанавливают храмы и монастыри. В этих местах человека охватывает покой, умиротворённость, он становиться чище, добрее, а это так необходимо в нашем суетном и несправедливом мире. Слово «благодать» для меня здесь, в монастыре, в церкви, обрело ясный, понятный моей душе смысл – давать добро, благо душе человека. Чтобы люди старались жить по Божеским заповедям, любить, ценить, уважать друг друга. Я хочу, что бы монастырь продолжал жить, чтобы его древняя история продолжалась, что бы было, куда прийти по зову души и знать, что есть люди, послушники монастыря, которые молятся за всех нас, за спасение Руси.
ГБС (К) ОУ «Краснослободская коррекционная
школа – интернат VIII вида»
Историческая справка
Спасо – Преображенский
мужской монастырь
Выполнила ученица 9 класса
Рузманова Лариса.
Руководитель
Шукшина Светлана Тимофеевна
2014 учебный год.
Спасо-Преображенский монастырь, или, как он назывался прежде, Спасская пустынь, возник в половине XVII столетия. Основал его примерно в 1650-х годах "черный старец" - монах, по имени Дионисий. Он поселился один в 5 верстах от города Красная Слобода в густом лесу на берегу реки Мокша. Монах сделал келейку, справлял все церковные службы и трудился ради Бога и ради спасения своей души. Жизнь этого пустынника в глухом лесу натолкнула жителей Слободы на мысль основать на этом месте монастырь. Одной из причин было то, что в то время считалось самым верным средством к спасению души после смерти - пострижение в монашество. А чтобы принять монашество хотя бы перед смертью, для этого нужен монастырь, и притом такой, который находился бы недалеко от жилья. Для основания монастыря нужны были материальные средства, и их выделил богатый благочестивый крестьянин по имени Путилка Дмитриев Баженов, из села Дмитриев Уса. Он закрепил в 1652 году за новой пустынкою (кельей Дионисия) все принадлежавшие ему земли по соседству с нею. Также необходимо было разрешение на основании монастыря от Патриарха. В Москву отправляются челобитчики из горожан просить Патриарха Никона о построении в новой пустынке церкви с тремя престолами. Главный престол должен быть освящен в память славного Преображения Господня, а придельные – правый в честь Казанской Божией Матери, а левый - в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Благословение было получено в особой грамоте от 6 августа 1655 года. Грамота эта до 1930 года хранилась в Спасо-Преображенском монастыре, затем в краеведческом музее, но, к сожалению, была утеряна в 70 х годах.
Уже через год после благословения Патриарха была поставлена деревянная Спасская церковь с двумя приделами – Предтеченским и Казанским. Главный престол в память Преображения Господня. Придельная Казанская церковь была освящена в феврале 1656 года. Первым известным настоятелем был монах Арсений (1676 – 1680 гг.). Монастырь рос, развивался, но медленно и напоминал скорее скит (в это время обитель называется Спасова пустынь, что рядом с Красной Слободой). Трудные времена монастырь переживал в эпоху царей Фёдора Алексеевича и Петра Алексеевича. И во многом эта община выстояла благодаря строгому уставу, введённому основателем монахом Дионисием и далее переработанным старцем Герасимом. Обитатели монастыря отличались непритязательностью в быту, трудолюбием, стоическим характером и строгой замкнутостью. Иеросхим Герасим особо чтим в монастыре. Пришёл он в Спасскую пустошь послушником во времена Дионисия и после нескольких лет искуса принял постриг. Через несколько лет с разрешения настоятеля покинул монастырь и ушёл за 80 вёрст от Слободы в пустынь у речки Саровка. Вырыв себе пещеру, Герасим долгое время жил отшельником в этих глухих таёжных местах, живя молитвами, соблюдением строгих постов и ограничивая себя во всём. Спустя 20 лет после ухода Герасима из этих мест и по его наказу иеромонах Исакиий воздвиг храм, положивший начало Саровскому Успенскому монастырю. Герасим же в 1671 году возвратился в Спасскую пустошь, но, пробыв там недолго, ушёл в глушь на реке Рябка и жить там пустынником. После возвращения в монастырь к братии жил там отшельником и в большой строгости к себе. Примерно в 1686 году, уступив просьбам братии, Герасим становится строителем монастыря. При нём монастырь отстоял свои права на земли и принял строгий пустыннический тип уклада. После смерти его останки похоронили возле стен деревянного Спасо – Преображенского собора. В 1795 году рухнул возведённый под крышу новый каменный собор и люди стали говорить, что произошло это оттого, что могила старца Герасима оказалась вне нового собора. При открытии гроба, выяснилось, что останки Герасима сохранились нетленными. Это говорит о святости Герасима. При настоятеле Геннадии гроб с мощами Герасима был установлен в склепе под пределом Казанской иконы Божьей Матери. Во время разрушения храма в Советские годы, склеп был разрушен и могила затеряна. Но, недавно, при начале работ по восстановлению храма мощи иеромонаха Герасима были найдены и, по словам отца Олимпия, перенесены временно в церковь Александра Невского. После восстановления и освещения храма мощи будут выставлены в нём.
Особую лепту в жизнь и уклад монастыря внёс иеромонах Саровской пустыни Геннадий. Став настоятелем Спасо-Преображенского монастыря он за собственные средства перестроил полуразвалившийся деревянный монастырь, сделав его каменным. В 1799 году был освящён Спасо -Преображенский собор, в 1801 – освящён Казанский придел, а в 1804 – Иоанна -Предтеченский. В 1810 году была заложена, а в 1817 освящена больничная Александро-Невская церковь.
Колокольня с надвратной Никольской церковью завершена и освящена была в 1857 году. К 1917 году монастырь представлял собой законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм, и отличался он от остальных монастырей Мордовского края единством архитектурного стиля. Весь ансамбль монастыря заключён был в квадрат со сторонами примерно 100 метров. Стороны этого квадрата составляли корпуса келий, стены, колокольня, наугольные павильоны – башни, хозяйственный корпус, церковь Александра Невского и мелкие строения. Ориентирован ансамбль монастыря на обзор со стороны реки Мокши и её пойменных лугов. При архимандрите Григории в 1903 году была освящена кладбищенская Успенская церковь - последняя в истории обители. При монастыре в то время было несколько учебных заведений, в том числе духовная школа, готовившая кадры для приходов. Процветало огородничество, земледелие и животноводство. Около стен монастыря вырос посёлок, миряне были заняты в монастырском хозяйстве.
Из настоятелей известны, кроме основателя Дионисия, строитель Арсений (1677-78), строитель Кодрат (1681), старец Герасим (1684–90), строитель Феодосий (1690), игумен Филарет (1702), игумен Маркел (1758), иеромонах Макарий (1759), игумен Исаакий (1760), игумен Иероним (1761), игумен Евфимий (1762), строитель Паисий (1773), иеромонах Иоанн (1774), иеромонах Досифей (1778), иеромонах Виктор (1782), иеромонах Варфоломей (1785), строитель Милетий (1788), иеромонах Иоанникий (1788), иеромонах Лаврентий (1790), иеромонах Иона (1790), иеромонах Геннадий (1793–1816), игумен Сергий (1816), иеромонах Дорофей (1817), иеромонах Паисий (1821), архимандрит Никон (1823-49), архимандрит Нифонт (1849-73), игумен Христофор (1873-1884), архимандрит Зосима (1884-88), архимандрит Григорий (1888 – 1910), затем архимандрит (с 1913 г. епископ) Григорий.
После разгона монастыря в 1928 году был снесен собор (на его месте был поставлен памятник Ленину) и кладбищенская церковь. Больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и требуют большого ремонта. В 1994 г. возобновлен как женский, с 1995 г. мужской монастырь. Сегодня, под управлением наместника – иеромонаха Иоанна (Мычка), выходца со Святой Горы Афон, монастырь восстанавливается.
Существуют несколько легенд из жизни монастыря и их рассказали супруги Шмырёвы, жители посёлка Преображенский. По их словам, перед первой мировой войной в монастырь из столицы должен был приехать большой церковный чин, его очень ждали, но война помешала. Тогда здесь решили, что наступившая война это наказание за грехи. И собрав драгоценности, вывезли их и закопали где-то в лесу. Затем перед революцией ждали ….., но поездка была сорвана революционными событиями в стране и тогда решили, что все эти события из-за грехов людских и чтобы как-то искупить, опять собрали ценности монастыря, вывезли их и закопали в глухом месте. Где эти места никто не знает, но легенда вот такая существует. Шмырёвы рассказали о том, как сбросили после революции с колокольни монастыря большой колокол, подаренный монастырю царём Фёдором Алексеевичем.
В пасхальную неделю я со своим воспитателем Светланой Тимофеевной побывала в Спасо – Преображенском монастыре. До этого я только читала о нём, о его истории и мне очень хотелось своими глазами увидеть, что же представляет собой монастырь сейчас, побывать на службе, поговорить с настоятелем монастыря. Я знала, что монастырь сильно пострадал, что не существует главного собора, что не действует колокольня. Но, то, что мы увидели на территории монастыря, нас очень порадовало: всюду были видны строительные и ремонтные работы. И главное, то, что уже готов фундамент для восстановления Спасо-Преображенского собора, а, значит, недалёк тот день, когда он будет завершён и порадует всех не только своей красотой и мощью, а будет служить людям в их духовном стремлении к лучшему, светлому, к Богу. Около фундамента будущего храма мы заметили несколько старых заброшенных могил, видимо это могилы тех, кого в давние времена хоронили у стен храма - людей, сделавших много хорошего для монастыря и города Краснослободска. Здесь был похоронен почетный гражданин Краснослободска купец И.М.Севастьянов (1771-1850), который после пожара в 1817 года вложил в восстановление города свои личные средства, за что был награжден правительственной золотой медалью. Мы видели даже несколько сохранившихся надгробий с именами. Затем мы прошли в церковь Александра Невского, где в это время проходила служба, отстояв её, мы вместе с другими прихожанами, прошли крестным ходом по территории монастыря. Я многого не знаю в церковной службе, и я впервые в своей жизни принимала участие в крестном ходе, но я почувствовала какой-то необъяснимый трепет, благодать и спокойствие. В церкви было очень красиво и торжественно, горели свечи, пахло ладаном и хотелось забыть все невзгоды и стать добрее и чище душой, помыслами. По окончании всей службы мы со Светланой Тимофеевной попросили благословения у отца Олимпия (иеромонах Ионна был в отъезде) и, попросив его ответить на наши вопросы, получили его согласие и интересную информацию для нас. Мы узнали, что в церкви находится одна из святынь монастыря - чудотворная Казанская икона Божией Матери. После разгона монастыря её спасли и хранили у себя местные жительницы, а когда монастырь стал опять действующим, то икону вернули на своё законное место. И даже было чудо – икона мироточила. Здесь также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Отец Олимпий рассказал, что найденные при восстановлении собора мощи подвижника иеромонаха Герасима находятся сейчас в Александро-Невской церкви и будут перенесены в собор после его восстановления и освящения. В монастыре в настоящее время подвизаются 7 монахов. Они не только совершают все церковные монастырские службы, но и работают по восстановлению зданий, построек монастыря.
После беседы с отцом Олимпием, посещением церкви и пройдясь по территории монастыря, я поняла, что не зря строились и сейчас восстанавливают храмы и монастыри. В этих местах человека охватывает покой, умиротворённость, он становиться чище, добрее, а это так необходимо в нашем суетном и несправедливом мире. Слово «благодать» для меня здесь, в монастыре, в церкви, обрело ясный, понятный моей душе смысл – давать добро, благо душе человека. Чтобы люди старались жить по Божеским заповедям, любить, ценить, уважать друг друга. Я хочу, что бы монастырь продолжал жить, чтобы его древняя история продолжалась, что бы было, куда прийти по зову души и знать, что есть люди, послушники монастыря, которые молятся за всех нас, за спасение Руси.
Лист Мёбиуса
Юрий Визбор. Милая моя
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Мальчик и колокольчики ландышей
Два плуга