На конкурс детского и юношеского литературно - художественного творчества, посвященного 1150-летию славянской письменности представлен реферат «Слов драгоценный дар…». Эта работа об особенностях поэтической речи известного поэта пушкинской поры Н.М.Языкова, которому 4 марта исполняется 210 лет со дня рождения. Знаменательная дата широко будет отмечаться в Ульяновской области, так как Н.М.Языков родился, вырос и большую часть жизни провел в Симбирском крае. Данная тема актуальна.
Автор не мог не обратиться к творчеству великого поэта, потому что уже давно его заинтересовала поэзия великого мастера.
Во вступительной части обращается внимание на периодизацию творчества Языкова, на жанровые и тематические особенности стихотворений.
В главной части реферата автор останавливается на характерных особенностях «языковского» стиля, на художественно- выразительных средствах его поэзии ( использование разговорных пластов лексики, эпитетов, метафор, сравнений, повторов, звукописи) и приводит примеры из произведений поэта.
В заключении автор делает вывод об особенностях стихотворной речи Н.М.Языкова и приводит высказывание Н.В.Гоголя. Материал изложен последовательно, логично. Автор проводит наблюдения над стихотворным текстом и над языковым материалом, делает обобщения.
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание и особенности поэтической речи Н.М.Языкова. | 75.54 КБ |
Областной конкурс детского и юношеского литературно- художественного творчества, посвященного 1150-летию славянской письменности.
Номинация: «Литературоведение», «Литературное краеведение», «Искусствоведение».
Название работы: « Слов драгоценный дар…» (Содержание и особенности поэтической речи Н.М.Языкова.)
Наименование вида работы: реферат.
Фамилия, имя, отчество: Пчелинцева Мария Андреевна.
Дата рождения: 1999
Домашний адрес, телефон: 433103 Ульяновская область, Вешкаймский район, село Бекетовка, улица Новая Линия, 57-0-94
Наименование ОУ(полный адрес), телефон, класс: МОУ Бекетовская СОШ, 433103 Ульяновская область, Вешкаймский район, село Бекетовка, улица Центральная 49; 57- 2-10; 7 класс
Фамилия, имя, отчество педагога- руководителя: Игнатова С.М., учитель русского языка и литературы
Краткая аннотация
На конкурс детского и юношеского литературно - художественного творчества, посвященного 1150-летию славянской письменности представлен реферат «Слов драгоценный дар…». Эта работа об особенностях поэтической речи известного поэта пушкинской поры Н.М.Языкова, которому 4 марта исполняется 210 лет со дня рождения. Знаменательная дата широко будет отмечаться в Ульяновской области, так как Н.М.Языков родился, вырос и большую часть жизни провел в Симбирском крае. Данная тема актуальна.
Автор не мог не обратиться к творчеству великого поэта, потому что уже давно его заинтересовала поэзия великого мастера.
Во вступительной части обращается внимание на периодизацию творчества Языкова, на жанровые и тематические особенности стихотворений.
В главной части реферата автор останавливается на характерных особенностях «языковского» стиля, на художественно- выразительных средствах его поэзии ( использование разговорных пластов лексики, эпитетов, метафор, сравнений, повторов, звукописи) и приводит примеры из произведений поэта.
В заключении автор делает вывод об особенностях стихотворной речи Н.М.Языкова и приводит высказывание Н.В.Гоголя. Материал изложен последовательно, логично. Автор проводит наблюдения над стихотворным текстом и над языковым материалом, делает обобщения.
« Слов драгоценный дар…» (Содержание и особенности поэтической речи Н.М.Языкова.)
Языков Николай Михайлович (4[16].03.1803—26.12.1846 [7.01.1847]), поэт.
4 марта 2013 года отмечается 210 лет со дня рождения Н.М.Языкова – одного из интереснейших поэтов первой половины XIX века. Жизнь и творчество поэта пушкинской поры давно привлекали меня. «Слов драгоценный дар…» - так оценил творчество поэта великий Пушкин. Попытаемся разобраться вместе в содержании и особенностях поэтической речи Н.М.Языкова.
Творческая судьба его сложилась в целом удачно: начал печатать свои сочинения в 1819 году и в короткое время приобрел себе огромную известность. О самобытности лирики Языкова, своеобразии его дарования писали знаменитые современники поэта: А.С. Пуш-кин, Е.А.Баратынский, К.Аксаков, И.В. Киреевский и многие другие. Они отмечали глав-ные черты языковского стиля – удалую силу, молодой восторг, юношескую свежесть.
Творчество Н.Языкова обычно делят на два периода: первый – 20-е годы, связанные с пребыванием его в городе Дерпте(ныне Тарту); второй – 30-40-е годы, проведенные Языковым в Москве, Симбирской губернии и за границей.
Для художественного творчества Николая Языкова характерно большое разнообразие тем: тема Родины, политического вольномыслия и свободы, темы поэзии, любви , дружбы и братства, родной природы воплощались в стихотворениях разных жанров. Это и звуч-ные, веселые студенческие стихи и песни, самобытные элегии, написанные в явном несоответствии жанру «унылой» элегии; стихотворения- размышления, обращения, воспоминания и т. д. Языковым, сторонником мелких поэтических форм, было написано и несколько крупных произведений: незавершенная поэма «Ала»(1824), повесть в стихах «Сержант Сурмин»(1839), драматическая сказка «Жар- птица»(1836).
Большим своеобразием отличаются многочисленные стихи, песни , «вакхические» элегии Языкова, написанные в дерптский период(1822-1829), когда поэт учился на философском факультете Дерптского университета. Выступив вдохновенным певцом шумных дерптских нравов, студенческой вольницы, Языков создал образ удалого, мыслящего студента, который не только предается радости жизни, но и защищает право самому «творить свою судьбу»:
Мы вольно, весело живем,
Указов царских не читаем,
Права студентские поем,
Права людские твердо знаем…
Многие стихи Языкова этого периода были положены на музыку и стали популярными песнями в кружке русских студентов. Особую известность получили песни «Мы любим шумные пиры»(1823), «Из страны, страны далекой»(1825) и более поздняя – «Пловец» ( «Нелюдимо наше море…»,1831)
Семь лет, проведенные в Дерпте, стали целой эпохой в жизни поэта – период большого творческого подъема и литературной славы. Завоевав древний город, он быстро выдвинулся в первый ряд русских поэтов. Он писал об этих годах:
Здесь муза песен полюбила
Мои словесные дела;
Здесь духа творческая сила
Во мне мужала и росла. («Воспоминание»)
В этот же период проявилось и своеобразие его поэтической речи. Оценивая в стихах собственное творчество, он подчеркивал:
Настроил я, младый и вдохновенный,
Мои стихи на самобытный лад…
Имея в виду самостоятельный характер не только содержания, но и формы своих сочинений.
Остановимся на некоторых особенностях стихотворной речи Языкова, которые, на мой взгляд, определяют манеру его письма как своеобразную, индивидуальную.
Языков широко использовал в своих стихотворениях живую разговорную лексику, снижено - грубоватые, просторечные слова, наименования бытовых реалий. Подобного рода элементы относились к числу «смелых и резких слов и оборотов», которыми Языков способствовал разрушению «словесных оков, лежавших на языке и фразеологии» (В.Г.Белинский). Слова и обороты разговорного характера включал не только в дружеские послания, но и студенческие песни, элегии, лирические стихи разного содержания. Это, например, такие слова и сочетания, как: гульба, пирушка, подареньице, страсть залетная, слава- пустомеля, помыкать вдохновением, канючить, болтать, подавно, несносно и под.
Тон доверительной беседы придавали стихотворениям Языкова вводные слова и устойчивые выражения: правда, бывало, так сказать, Христа ради, не худо бы, что не можно, то не можно; уж заодно, ты да я…
Среди распространенных приемов в стихах Языкова можно отметить контрастное соединение слов высоких, поэтических и слов «непоэтического» звучания, например: Не вовсе чуя бога света В моей неполной голове…(«А.С.Пушкину», 1825); Люблю тебя… В ученых спорах и трудах, с Мечом, цевницею и ломом. (« Отъезд», 1829). Вместе с тем Языков широко использует и традиционную поэтическую лексику, фразеологию, символику. Это значительный пласт языковых средств поэта. Это многочисленные перифразы, описательно – метафорические сочетания, слова- символы, слова- образы, связанные с темами войны, жизни и смерти, любви, пейзажа , например: Под чужими небесами отцветет весна моя («Чужбина»); Великое светило дня… Шаром восходит огневым.(«Тригорское»); И мыслить, и мечтать, и страстно любоваться перед светильником труда.(«А.Н.Языковой»). Как и другие поэты пушкинского окружения, Языков не только использует многочисленные клише поэзии, но и создает новые формы, соединяя слова и обороты разговорной речи с традиционно- поэтическими, например: «поэт, поэты» - парнасский демагог, ездок Пегаса, «поэзия» - поприще стихов, бытописанье русских муз, парнасские дела; «муза» - высокая подруга, девица вдохновенья… и т.д. Новизну звучания и значения сообщали перифразам и словам прилагательные – определения : моей камены сын ослушный(Языков о себе, «Барону Дельвигу»), …странноприимный наш Парнас;… недостойная богов…Шальная вольничает муза(о поэтах- ремесленниках,( «Графу Хворостову») …
Эпитеты составляют существенную часть богатой системы тропов поэта. Часто употреблялись типично языковские « постоянные» эпитеты: бурный, удалой, буйный, разгульный и под. Например, бурный(1) и удалой(2) сочетались с существительными конкретными и абстрактными: 1- жар объятий, лад, товарищ, пучина, юность, беседа, море, вода, тучи; 2- хор звуков, жизнь, вольница, дружба, красота, камена, лодка, фуражка, восторги, напевы, вдохновенья. гуляки. руки и т.д. В стихотворении «Д.В.Давыдову» Языков называет стихи бурноудалыми созданиями. К названным эпитетам примыкают и другие определения с оттенком значения вольности, свободы, силы – могучий, могущественный,с вободный, отважный, беззаботный.
Романтический характер поэзии Языкова нашел выражение в неожиданных по свежести и новизне определениях, например: тишина у поэта сладкая, высокая, живая, вялая, пышная. Как необычные воспринимаются и такие сочетания: старость жадная, ветреная молва, усыпительная радость, надежды злые, гармоническая ложь, угрюмая глубина, благовоспитанный бред, обыкновенное божество, сокрушительное питье …
Яркая образность поэтической речи Языкова, отмечавшаяся современниками поэта, проявлялась и в использовании метафор, оригинальных сравнений. В языковских метафорах отпечатались и радостное настроение пирующего студенчества (И хлопали пробки, и звонко и в лад С бокалом бокал целовался), воспоминания поэта о годах юности( в одинокий мой приют То заходил бессонный труд, То ночь с гремушкой забегала), размышления о жизни, творчестве (Как поэзия моя… скучает иль играет, Бездействует иль нет, молчит иль распевает?) Метафора – излюбленное средство поэта в разработке темы природы, которой он посвятил такие стихотворения, как: «Две картины»(1825), «Ночь»(1827), «Развалины»(1828), «Утро»( 1831), «Буря»( 1839), «К Рейну»(1840), «Вечер»(1841), «Море»(1842). В названных стихотворениях наблюдается пристальное внимание автора к миру природы, её тонкое понимание, умение передать вызванные этим миром чувства представления в зримых образах :
Костер бурлил и разливался.
И лес угрюмый пробуждался,
Хмельным испуганный огнем. («Отъезд»)
Образцом пейзажной лирики Языкова является стихотворение «Тригорское» - одно из произведений поэта, связанных с именем Пушкина. Большой ценитель поэзии Языкова, Пушкин с восхищением отозвался об этом стихотворении в 1826 году: «Милый Николай Михайлович – сейчас из Москвы, сейчас видел Ваше «Тригорское» Спешу обнять и поздравить Вас. Вы ничего лучше не написали…». Впечатляющие картины «Тригорского», воссоздающие природу в её утренней свежести, полдневной неподвижности, грозной ночной непогоде: «Поля, холмы благоухают; С них белой скатертью слетают И сон и утренняя мгла; Росой перловой и зернистой Дерев одежда убрана…»
Языковские сравнения отличаются разнообразием окраски,переплетением смысловых нюансов, например: «И, как щит перед сраженьем, светел месяц золотой»(«Чужбина»), «Встает ли свирепое море волнами, Волнами хватая тебя, как руками»(«Маяк»),о днях: «Как туча, сумрачны они, Зато, как туча,быстролетны»(«Разбойники»).Языков прибегает нередко к развернутым сравнениям, желая дать боле полное представление о явлениях, объектах, лицах. Характерным является для стилистики поэта включение сравнений, сопоставлений в заключительную часть стихотворения.
Широко распространен в творчестве Языкова и принцип повтора. В сфере языковских образов выявляются повторяющиеся, по- разному раскрывающиеся образы моря, паруса, ладьи, пловца. сражающегося с бурей…(«Нелюдимо наше море…»)Повтор используется по-разному: в произведении повторяются или ключевые важные слова, или вступи-тельные и конечные строфы, или какие-то начальные элементы(анафора). Поэт использует этот прием с целью создания завершенной композиции.
Выразительность стихотворений Н.Языкова достигалась и ритмическими вариациями размеров, стремительностью темпа поэтической речи, звуковой организацией стиха. Энергичность, бойкость языковской фразы обеспечивалась концентрацией однотипных наименований, чаще всего динамичных глаголов:«Молодое сердце бьется, То притихнет и дрожит, То проснется, встрепенется, Словно выпорхнет, взовьется И куда-то улетит…»
Мастерски использовал поэт и звукопись: И вал-великан, головою качая, становится в ряд, и ряды говорят…(«Буря»).
Многочисленные особенности стихотворной речи Н.М.Языкова сформировали тот неповторимый «языковский « стиль, в котором ощущалась сила и власть поэта над словом. «Имя Языкова пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, и ещё как бы хвастается своей властью»,- писал Н.В.Гоголь. И с эти нельзя не согласиться. Самобытная, смелая поэзия Языкова благотворно влияет и на наш язык.
Компас своими руками
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Как зима кончилась
Зимняя сказка
Под парусами