Сказка про нас.
Работу выполнила: Козырева Диана
В школьном государстве, в красноярском царстве жили пятиклассники. Ходили они в школу, изучали науки разные, в том числе и русский язык. Много тем они прошли.
Однажды им объявили, что к ним в гости приедет сама королева Орфографии из страны Русского языка. Будет она проверять у пятиклашек правила «Правописание гласных о,е, и, ы, ю,у, я,а после ц. А пятиклассники это правило знали наизусть. Они даже таблицу составили. Вот такую:
Правописание гласных букв О, Е, А, Я, У, Ю, И, Ы после Ц
Буквы -О-, -Е- после Ц.
Правило | Примеры | Исключения
|
Под ударением пишется О, без ударения пишется Е |
лицО, трусцОй; полотенцЕ, оконцЕ | Муха-ЦОкотуха, цОкотать, а также некоторые иноязычные слова: герцОг, палаццО, скерцО, меццО и др. |
Буквы -И-, -Ы- после Ц.
Буква -И- пишется:
Правила
| Примеры | Исключения |
В корнях слов | цИркуль, медицИна, цИфра | цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул на него «Цыц!» |
В существительных с окончаниями -ЦИЯ, -ЦИЙ, -ЦИЗМ | революцИя, патрицИй, классицИзм |
нет
|
Буква -Ы- пишется:
В суффиксе слова
| лисицЫн, ЦарицЫно |
В окончаниях слов
| улицЫ, птицЫ, бледнолицЫй |
В словах-исключениях | цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул на него «Цыц!» |
Буквы -А-, -Я-, -У-, -Ю- после Ц.
После Ц не пишутся буквы Я, Ю, а пишутся соответственно А, У.
Например: цапля, отцу.
Исключения:
Правило не распространяется на некоторые нерусские собственные имена, географические названия, фамилии и т.д.
Например: Цюрих, Цюрупа, Дацюк.
Когда приехала королева Орфография, пятиклассники блеснули своими знаниями. Королева была очень довольна.
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_skazk1.docx | 15.12 КБ |
Лингвистическая сказка «Падежи всегда важны, падежи всегда нужны»
Работу выполнили: Козырева Диана, Маймашева Диана, Шевченко Даниил.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были шесть братьев-падежей. Все они были красивые, покладистые и в то же время мобильные. Всегда в нужное время, в нужном месте оказывались, каждый четко выполнял свою функцию.
Первый падеж Именительный, то есть он дает слову имя, также как и у каждого ребенка есть тоже свое имя. Например, свая. Предмет, который мы забиваем в грунт для опоры при постройках, имеет название свая. Насекомое, обитающее в степях, в Крыму, на Кавказе зовется цикада. Имя может иметь и живое существо и не живое, не одушевленное. Отвечает на вопрос Кто? Что? Именительный падеж старше всех своих братьев и не имеет ни одного предлога, все их раздал остальным братьям, которым предстоит правильно подбирать их.
Родительный падеж. Вот таким он родился. Отвечает на вопросы Кого, Чего? К нему можно применить отрицание "нет" Например, нет сваи. Дружит с предлогами "от", "без" "c", "до" "у", "около" и "для". Например, не обойтись без сваи, желаю счастья от всего сердца.
Дательный падеж. Щедрый очень, дарит всем подарки. Происходит от слова "дать". Отвечает на вопрос Кому, Чему? Дружит с предлогами "к" и "по". Например, дать цикаде, бить по свае. Дать к чему? К чаю. Когда мы пишем письма друзьям, то мы видим, что на конверте написано слово "кому". Здесь встречается этот необходимый падеж.
Следующий падеж Винительный. Никого он не обвиняет, просто так называется. Отвечает на вопрос Кого? Что? К нему можно применить глагол "вижу". Вижу цикаду. Вижу что? Сваю. Вижу девочку. Вижу Кого? Девочку. Может дружить с предлогами "про", "через", "за". Например, расскажу про цикаду.
Творительный падеж. Его величают творцом и гордецом. К нему можно применить глагол "Горжусь". Отвечает на вопросы Кем? Чем? Горжусь cвоей ложкой. Горжусь чем? Своей сваей, забитой в грунт. Дружит с предлогами "перед", "под" и над.
Предложный падеж. Мечтательный юнец. Самый младший среди своих братьев. Отвечает на вопросы О ком? О чем? К нему можно применить глагол "мечтать" Например, мечтает о золотой свае. О чем? О цикаде. Этот падеж имеет уже свой один единственный предлог "О", с которым он не разлучен, как мы с одеждой.
И вот решили как-то братья-падежи покинуть свое государство, отправиться за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридевятое государство. Собрались они в путь-дорожку. Не успели они перейти границу своей страны.
Что тут началось, такая путаница, такая неразбериха. Никто друг друга понять не может. Послали они гонца за братьями.
Гонец догнал и начал объяснять братьям про то , что происходит в их государстве, а они понять его не могут. Смекнули братья, заняли свои места в предложении, и сразу всем все ясно стало.
Самый богатый воробей на свете
"Морская болезнь" у космонавтов
Домик зимней ночью
Упрямый зяблик
Военная хитрость