Есть в России места, где первобытность этноса соперничает с красотой природы. Камчатка, несомненно, из таких мест, а ительмены – один из таких народов.
Вложение | Размер |
---|---|
est_v_rossii_mesta.doc | 487.5 КБ |
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
ученицы 8 б класса
АРЕФЬЕВОЙ ОЛЬГИ
Человек в известной степени вырастает,
когда он познает самого себя и свою значимость.
Внушите человеку осознание того,
что он есть, и он скоро научится быть также тем,
кем он должен быть.
Ф.Шеллинг.
Есть в России места, где первобытность этноса соперничает с красотой природы. Камчатка, несомненно, из таких мест, а ительмены – один из таких народов. Веками держась за край земли в 30 верстах от Долины Гейзеров, они сопротивлялись притяжению огромного материка. Их осталось немногим более тысячи человек. Статистика утверждает, что сегодня этот народ медленно, но верно растворяется в безлесых просторах камчатской тундры. Почти пятнадцать тысяч лет назад одно из полинезийских племен – тлинкиты - погрузило свой нехитрый скарб на плоты – катамараны и отправилось искать большую землю. Путешествие было долгим. Выжившие увидели над горизонтом заснеженную вершину. По одной из гипотез, именно так попали на Камчатку ительмены.
С таким вот багажом знаний я и отправилась впервые в ительменскую деревню «Пимчах», расположенную недалеко от поселка Сосновка. Почти одиннадцать лет назад у подножия горы Острой, вдали от суетной цивилизованной жизни, в первый раз прошел возрожденный в Елизовском районе Верой Иннокентьевной Ковейник, моей бабушкой, древний обрядовый праздник Алхалалалай – праздник очищения. В этот день ительмены просят прощения: у природы за нанесенную боль, а у животных – за их смерть, и благодарят за дары, чтобы реки были полны лососем, чтобы охота всегда была удачной.
Вот тогда – то загорелась Вера Иннокентьевна идеей построить в этом месте настоящее ительменское стойбище с летними балаганами и зимним жилищем, сделать их убранство таким, каким оно было много веков назад. Какого упорства, трудолюбия, энтузиазма стоило начало строительства этой деревеньки, знают немногие. Но жажда воплотить в реальность зов предков была так велика, что «Пимчах» стал явью.
Неимоверные усилия были затрачены на сооружение зимнего жилища. Войдя внутрь, сразу понимаешь, что появление на свет этого шедевра ительменского зодчества – настоящий подвиг: чтобы землянка не разрушалась, не заливалась дождем, грунт, положенный на бревна, аборигены всегда укрепляли дерном. Вот и «строителям» деревни пришлось выполнять эту трудоемкую работу – вырезать грунт в одном месте, а затем приносить и укладывать на крышу. Какой труд! Но и с этим справились. Посредине землянки расположена бревенчатая лестница, ведущая в жупан – верховой выход из жилища, которым могли пользоваться только мужчины. Женщинам же приходилось выбираться, буквально согнувшись в три погибели через невысокий (около метра) главный вход. По окружности стойбища располагаются летние жилища – балаганы, которые подняты высоко над землей с целью хранения съестных припасов от диких животных.
Руководил всей работой архитектор зимнего жилища Виктор Рыжков. Все постройки в общине выполнены в соответствии с описанием С.Крашенинникова. Ительменская деревня – своего рода музей под открытым небом. А в планах на будущее у общины – воссоздание многонациональной деревни, где будут представлены жилища всех национальностей, живущих на Камчатке.
Несколько дней я пробыла в тот первый раз в общине, а впечатлений хоть отбавляй! Ранним утром в «Пимчах» приехала съемочная группа из Японии – представители телекомпании «Асахи», снимавшая фильм о деятельности Камчатского Клуба друзей дикой природы. Община устроила для гостей небольшой концерт. Девочки, изучающие ительменский язык и танцы, продемонстрировали, чего они достигли за время учебы.
Проводив зарубежных гостей уже ближе к вечеру, все уселись в тесный кружок и стали с увлечением заниматься бисероплетением. Галина Михайловна Козлова, обучающая сосновских ребятишек этому древнему ительменскому мастерству, показывала нам основы рукоделия и своим мелодичным тихим голосом рассказывала прекрасную легенду о происхождении земли Камчатской:
«Летел над океаном создатель Ворон Кутха, устал, решил отдохнуть, нырнул под воду и достал камень со дна морского. А камень стал расти, рос, рос и вырос в полуостров. Это и есть Уаль – Коаль- чудесная страна».
С приходом русских этот полуостров стал называться Камчаткой. Кутха до сих пор остается главным богом ительменов. Несмотря на все его могущество, люди считают его глупым. Если бы он, Кутха, был умным, неужели создал бы вулканы, гейзеры, стремнины, ураганы? Разве создал бы он Долину Огня и Пара, магических сочетаний цветов и гипнотических звуков? Невежество Бога,однако, не умаляет его величия. Без Кутхи нельзя. Возможно, именно из суеверия древние обитатели Камчатки не разглашали тайны существования Долины гейзеров, и только в 1941 году при участии ительмена – проводника Анисифора Крупенина она была открыта.
Под мелодию старых легенд оказались неуслышанными шаги Леонида Афиногеновича Гречинина. Наверное, что – то подсказало ему именно в этот день поехать на сбор папоротника поблизости от «Пимчаха». Камчатский фотограф и поэт не только прочитал нам собственные стихи о природе, но рассказал много интересного о своем детстве. С наступлением ночи все с удовольствием укладывались спать в травяной балаган высоко над землей и на топчан в зимнем жилище. Всем обещался удивительный сон, который утром каждый, как истинный ительмен, должен был рассказать вслух и услышать в ответ разные комментарии.
А утром нас ожидало настоящее чудо – встреча с представителями культуры, которые в тот день собрались почтить ительменского тойона Федора Харчина. Знаменитая на весь мир Екатерина Гиль к удовольствию всех присутствующих продемонстрировала свои трогательные танцы. Евгений Гропянов читал стихи и отрывки из рассказов и повестей. Звучали песни, неторопливо тек разговор о том, как раньше жили камчадалы, как много изменений не в лучшую сторону произошло с недавних пор. Как я благодарна судьбе, что не пропустила ничего из увиденного и услышанного!
Гостей напоили – накормили, в путь – дорогу проводили. А я, заинтересовавшись судьбой и историей моего народа (о котором я, к великому стыду, знаю очень мало), упросила бабушку рассказать об этих необыкновенных людях – ительменах. И вот что я услышала.
Название народов – ительмены- означает «живущие здесь». Их жизнь в летнее время проходила раньше у воды и на воде. Передвигались они по рекам на долбленых лодках – батах, изготовленных из тополя. Мои предки ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки – запоры на реках. Отсутствие соли не позволяло заготовлять большие рыбные запасы, поэтому очень важным промыслом была охота – на лисиц, соболей, медведей, горных баранов; на побережье – на сивучей, тюленей, каланов.
У женщин – ительменок был обычай носить парики. Более всего почиталась та, у которой парик был больше и роскошнее. Эти модницы всегда ходили с непокрытой головой. Девушки же свои тяжёлые, чёрные, как вороново крыло, волосы заплетали во множество мелких косичек и для большего шика покрывали их волосяными накладками, сплетёнными в виде шапочек. Может быть, поэтому чукчи и коряки назвали ительменов камчадалами, ведь слово «камча» означает «кудрявый», «лохматый».
Своеобразной была и одежда ительменов, сшитая из соболей, лисиц, евражек, собачьих кож с обилием кисточек из горностая и меховыми опушками по рукаву, вороту, подолу, капюшону. Такое одеяние создавало также впечатление пушистости и лохматости. Г. Стеллер отмечал, что мужчины у ительменов носили шапки из птичьих перьев – подобные тем, что были у североамериканских индейцев.
Ительмены считали, что человек – хозяин своей судьбы. Всё зависит от случая. Надо жить сегодняшним днём. Чтобы прервать полосу неудач в своей жизни, не грех и покончить с собой. Всякая тварь воскреснет, даже последняя мушка. Мир после воскресения будет куда лучше этого. Бог не карает никого за грехи, нет также наказаний и воздаяний после смерти – те, кто жил богато, живут на том свете умереннее, бедные живут богаче, так что устанавливается равенство. Всё это рассказал камчадалам Хаэч – сын Кутхи – он же первый человек, который умер на Камчатке. Хаэч после смерти прокрался к дымовому отверстию и шёпотом передал своим эти сведения, однако ему пришлось умереть за это вторично. Такая вот история!
Умели ительмены работать, умели и отдыхать! К сожалению, праздников у них было мало – не позволяли суровые условия жизни. Но был один, любимый, от которого зависело продолжение рода. Этот праздник приходился на ноябрь, когда заканчивался лов рыбы и вообще – летние работы, и носил название «нусакум». Главный момент торжества состоял в том, что мужчины свешивали в дымовое отверстие юрты на ремне берёзу, которую называют «усауч». Люди, находящиеся вне жилища, держат её и не дают втянуть, а находящиеся внутри стараются заполучить её.
Добившись последнего, они от радости поднимают громкий крик и шум. Этот обряд предохраняет женщин от рождения близнецов. Появление на свет таких детей считается в стойбище жестоким несчастьем и страшным грехом. Полагая, что в этом виноват лесной волк, все выбегают из жилища и бросают роженицу на произвол судьбы; если близнецы оказываются вдобавок ещё и девочками, грех и беда ещё больше.
Традиционно осенью ительмены отмечали и Алхалалалай. Праздник начинается с тщательного выметения площадки посередине стойбища.
Мужчины и подростки под руководством шамана вкапывают в землю нового идола – бога лососевых рыб Хантая.
Начинается сам обряд очищения. Вся деревня проходит перед деревянным изваянием через огромный березовый венок, и каждый буквально стряхивает с себя грехи. Потом все собравшиеся танцуют под звуки бубна. Бубен не стихнет до тех пор, пока не закончатся силы у последней танцующей пары. Кажется, что искры энергии становятся видимыми и мелькают между зрителями и танцорами. Танец – это всегда продолжение жизни, а жизнь – дикий, опасный, но чарующий танец. Так живут и танцуют ительмены уже тысячи лет.
Но самой интересной и поучительной оказалась бабушкина история о предложении дружбы в ительменском племени. В былые времена этот народ не знал ни торговли, ни ссуд, ни кредитов. Кто опасался, что у него в чем – то может возникнуть нужда, отправлялся к лицу, пользующемуся его особым доверием и расположением, и предлагал свою дружбу. Весь секрет здесь заключался в том, что они оба тем самым в случае нужды обязывались по мере сил служить и помогать друг другу. Когда такое предложение дружбы принималось благосклонно, «явившийся за дружбой» зазывал своего товарища к себе в юрту, удалив из нее всех членов своей семьи. Затем оба ительмена раздевались донага, и хозяин так жарко натапливал юрту, что едва можно было терпеть жару. К тому же он в изобилии варил пищу и начинал потчевать гостя до тех пор, пока тому не становилось совсем худо. Гость обязан был съесть столько, сколько было угодно хозяину. В доказательство дружбы гость должен был есть и потеть, потеть и есть. Следующий этап – переговоры. Гость упрашивал хозяина взять себе его собак, платье, нарты и все, что он найдет у него в доме. Когда все наконец было забрано, хозяин открывал все ходы и дымоход, так что его друг мог наконец прийти в себя. В свою очередь и хозяин преподносил гостю подарки, при этом отдавая все самое худшее, что имел. После этого договор о дружбе считался состоявшимся. Теперь в случае нужды один брал у другого все необходимое без отдачи. Этот обычай кажется мне очень нравственным, ведь ради интереса не стоит обзаводиться друзьями, но, заключив дружбу, следует быть стойким даже при тягчайших обстоятельствах.
Вот так жили и живут сегодня мои предки. Маленькая деревенька затерялась в красивом распадке возле речки, а на карте России ее и вовсе не сыскать. Теперь я часто бываю в этом удивительном месте: зимой хожу на лыжах, летом – пешком. Я – частичка моего маленького ительменского народа, чувствую себя здесь более значимой. Почему? Не знаю пока. Здесь мне легче дышится, легче мечтается, здесь я знаю, чего хочу. Вот и сейчас я жду бабушку, чтобы под тихое потрескивание свечи снова полились волшебные звуки ительменской песни:
Небо лазурное над головой,
Гуси летят в голубой вышине,
Клики ликующих слышатся мне…
А завтра я снова отправлюсь в школу за знаниями, которых ждет от меня мой возрождающийся маленький народ, моя тундра.
За еду птицы готовы собирать мусор
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Стеклянный Человечек
Есть ли лёд на других планетах?