«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер слова Иван Сергеевич Тургенев.
Что значит: «беречь» язык? От кого или от чего «беречь»? Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?
Да. На своем историческом пути каждый язык такие опасности встречает. Приходится бороться с ними и нашему языку.
Первая опасность, грозящая языку, - это искажение в результате невежества, невладения языком.
Вторая связана со взрывом бездуховности в обществе (наркомания, преступность, падение авторитета образования, классической литературы).
Третья, по моему мнению, самая серьезная. Я бы определила ее как «языковой мусор».
Каждый из нас должен бороться против всех трех опасностей, ведущих к порче и ослаблению нашего великого и могучего русского языка.
Иван Сергеевич Тургенев не напрасно призывал относиться к языку с благоговением. Подумайте сами. Много столетий назад жили наши предки – сначала гордые и свободолюбивые анты, потом создавшие свое могучее государство русичи. И они на заре истории говорили уже по-русски, на том языке, которым пользуемся и мы с вами.
Русский народ шел своим великим историческим путем век за веком. Как ни менялось его лицо, лицо многомиллионного народа, он оставался самим собой и при Владимире Киевском, и при Иване Грозном, и во дни 1812 года, и в наши величайшие в истории годы. Что же скрепляло его единство? Что такое живет в этих долгих веках неистребимое, что заставляет нас чувствовать своим братом и соплеменником и сурового воина Святослава, и мудрого летописца Нестора, и славного флотоводца Ушакова?
Я думаю, мы не ошибемся, если ответим: русский язык!
Язык – величайший учитель, наставник, язык – начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век телевидения и компьютера.
Давайте помнить, что мы не случайные пришельцы в мире, а носители и хранители духовного русского богатства:
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древних лет на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья:
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессменный – речь.
Вложение | Размер |
---|---|
za_chto_ya_lyublyu_russkiy_yazyk.doc | 33.5 КБ |
ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ РУССКИЙ ЯЗЫК
Когда мы говорим, что любим кого-то или что-то, это означает особое наше отношение к предмету любви. Но порой так трудно определить, за что мы любим и почему. Когда я сама себе задала вопрос, за что же все-таки люблю русский язык, оказалось, мне очень сложно на него ответить. Ведь много слов сказано о русском языке великими писателями и поэтами, которые отмечали его могущество и мощь, певучесть и мелодичность, гибкость и толерантность, вариативность и интернациональность, необычайную его живость и яркость.
Исходя из этих рассуждений, я пришла к выводу, что люблю русский язык за его универсальность. Он действительно универсален! Русский язык обслуживает огромную страну, проникая во все субкультуры, трансформируясь и изменяясь и всё-таки оставаясь «великим и могучим» . Падежи, функциональные стили, многообразие приставок и суффиксов, кладезь синонимов и метафор – все это и многое другое помогают и моей речи быть универсальной. Изучая тонкости русского языка, погружаясь в его законы и правила, я понимаю, насколько легко мне общаться с людьми. История моего обычного дня будет тому примером.
Меня зовут Анна , мне 12 лет. Я просыпаюсь рано утром, умываюсь, сажусь завтракать. «Нюшочек, - говорит мне мама, - как придешь из «художки», вынеси, пожалуйста, мусор». «Хорошо, мам», - отвечаю я, дожевывая «тиброд» с колбасой и сыром. Затем мы все – мама, я и младшая сестренка Маша пытаемся одеться и обуться в узкой прихожей. То ворча, то хихикая толкаем друг друга, и каждая из нас старается заглянуть в зеркало, поправить шапку, шарфик, «просочиться» к выходу и при этом еще не забыть свою сумку, пакет, мобильный телефон, перчатки и ключи. Потом мы идем по темным улицам, освещая дорогу фонариком, замечая и обсуждая сезонные изменения природы, здороваемся с пробегающими мимо собачками и кошечками, повторяем все вместе «стишок» к утреннику в детский сад. Наша речь насыщена междометиями, и мы часто используем совершенно новые слова, которые придумывает сестренка, либо употребляет их в другом значении. Например, про грузовик Маша говорит «гараж поехал», о самолете - «асканаск полетел», о птенцах – «выплюнулись из яйца», а после сытного ужина может сказать: «мой животик наелся, напился, нахозяйничал, успокоился и немножко потолстел»… Моя семья – мой маленький мирок, в котором свой собственный язык общения, и он мне бесконечно дорог.
И вот я прихожу в школу Искусств на художественное отделение – «художку», где занимаюсь шестой год. Здесь уже привычное общение, где мы понимаем преподавателей с полуслова, с полувзгляда, погружаемся в мир декоративно-прикладного искусства, живописи, истории и терминов, понятных в нашем узком кругу.
Несколько часов спустя, я, ученица 6 класса Покровской средней школы, уже за партой на уроке русского языка. Я предельно внимательна к тому, что говорю и как говорю. Научный и официально деловой стили становятся основными в моей речи. Я стараюсь правильно составить предложение, произнести его с правильной интонацией и ударением. Затем пишу, соблюдая правила орфографии и пунктуации, потому что очень хочу стать образованным и грамотным человеком. Уроки литературы … Именно они помогают мне понять, почему нужно бережно относиться к слову. Слово может сделать человека самым «счастливым» и самым «несчастным».
Но вот прозвенел звонок, и мы с одноклассниками всей гурьбой высыпаем в коридор школы. Мы разговариваем друг с другом на зашифрованном языке - сленге. Наш молодежный сленг расшатывает правила и нормы современного русского языка, но ни в коем случае не пренебрегает ими. Просто в нашем подростковом возрасте нам нравится придумывать новые словечки, фразы, подшучивать друг над другом, писать зашифрованные записки и сообщения на мобильный телефон. «Няшко», «креведко», «окэй», «чмоки-чмоки» - вот некоторые слова из сленга. И я считаю, что нет ничего плохого в том, что на разных этапах взросления мы познаем русский язык в различных его проявлениях. Главное, со временем не потерять эту грань, разделяющую грамотность и невежество. Взрослый человек, употребляя в своей речи сленг, выглядит глупо и нелепо.
Вот так, на примере своего обычного дня, я рассказала об универсальности русского языка. Благодаря этой особенности русский язык может как живой организм подстраиваться под каждого человека, в каком бы месте тот ни находился, с кем бы он ни разговаривал. Владея речевым богатством, можно говорить грамотно, увлекательно и очень интересно. Ничто так не поднимает до небес и не опускает на дно, как правильно подобранное слово. Никто и ничто не может сравниться с универсальностью русского языка. Вот за эту уникальную особенность я и люблю свой родной русский язык.
Сказка об одной Тайне
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Прекрасная арфа
Девятая загадочная планета Солнечной системы