В свооей работе ученица рассмотрела некоторые аспекты вопроса о причинах вандализации языка в российском обществе. Почему так много англоязычных слов в нашем лексиконе? Надо ли с этим бороться? На эти и другие вопросы ученица и постаралась ответить.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_russkomu_yazyku.docx | 33.43 КБ |
Реферат
на тему: «Причины вандализации языка в российском обществе»
Выполнила ученица 10 класса Наседкина Кристина
ПЛАН
1. Введение.
2. Причины вандализации языка в современном российском обществе.
3. Способы устранения причин вандализации русского языка.
4. Заключение.
Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании,
Чего нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский
Введение.
Всё чаще мы говорим об экологии среды и природы. Среда же, созданная самим человеком, - это его культура. Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. Язык – важнейший компонент культуры, и родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. Если осознанно отнестись к языку и его проблемам, многие беды его можно ещё предотвратить.
«Нужная работа, необходимая, - как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестаёт быть самим собою, станет только во внешности русским, по существу же – явлением каким – то космополитическим, так как утеряет свою историю в целом, и в отдельном слове, фразе, в обороте.
А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвёт со своими великими произведениями искусства».( 4, с.394)
Отречётся от предков – забудет себя, добавим мы… Собственно в языке, посредством слова, мы и воспитываем себя как народ.
Причины вандализации языка в современном российском обществе.
Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа. Каждое новое поколение вносит нечто новое не только в общественное устройство, в философское и эстетическое осмысление действительности, но и в способы выражения этого осмысления средствами языка. И прежде всего такими средствами оказываются новые слова, новые значения слов, новые оценки того значения, которое заключено в известных словах.
В процессе обновления языка наибольший общественный резонанс вызывают разного рода отступления от литературной нормы в её кодифицированном представлении. В научной и популярной прессе звучат протесты против необоснованного употребления вульгаризмов, варваризмов и агрессивных модных слов. Отмечается перегруппировка языковых средств, до сих пор относившимся к различным разновидностям литературного языка, смешение книжности и разговорности, проникновение в нейтральное литературное употребление слов, принадлежащих внелитературным языковым образованиям, - диалектам, жаргонам, просторечию. (3, с.122)
После 1991 года в российском обществе произошли значительные политические и экономические изменения, которые оказали влияние на условия употребления русского языка в устной и письменной речи. Эти изменения условий использования языка отразились и на отдельных участках его лексической системы. ( 6, с.18)
Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий свобода слова («говори, что хочешь») с понятием свобода речи («говори, как хочешь»), что, разумеется, не одно и то же. Вот что по этому поводу писал Д. С. Лихачёв: «Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения… В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищённым против них.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово итак весомо». ( 7, с.33)
Значительно увеличилась в сознании людей степень публично допустимого в разговорной речи, сплошь и рядом используются слова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся, расширяется психологическая готовность носителей языка позволить себе «речевые вольности» вплоть до грубой и нецензурной лексики. Увеличивается доля людей, считающих для себя возможным пренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. Заметно увеличилась частотность использования обращения на «ты» к незнакомым людям, особенно в крупных городах, наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об «условности» речевого этикета, его ненужности в современном общении. «Свобода речи» заметно расшатывает систему тематических табу, существовавших в русском коммуникативном поведении – так, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, гомосексуализм и др.
Резко упала культура речи и общая культура работников средств печати, радио и телевидения. Уровень культуры речи упал во всех социальных и возрастных группах.
Столь заметные перемены в речи вызвали обоснованную обеспокоенность общественности по поводу состояния русского языка современности. При этом высказываются различные мнения. Некоторые считают, что реформы в обществе привели к резкому снижению уровня речевой культуры, порче языка. Другие высказывают мнение, что развитие языка - стихийный процесс, который не нуждается в регулировании, так как язык, по их мнению, сам по себе выберет всё лучшее и отвергнет лишнее, неподходящее. (7, с. 19)
Открытость общества приводит к значительному расширению кругозора и объема знаний россиян, к значительному улучшению знаний в области иностранных языков. В стране быстро и резко возрастает число граждан, свободно и уверенно владеющих иностранными языками, причем, прежде всего – в устной форме. Увеличилось число надписей на иностранном языке, иностранной литературы, газет и технической документации. Резко увеличилось число иноязычных заимствований в русском языке, особенно из английского языка. Иностранная кино-видеопродукция, контакты с иностранными гражданами приводят к заимствованию некоторых оборотов речи, ранее несвойственных русской коммуникации – типа это твои проблемы, ты в порядке? и др.
Как дань моде, английские слова всё шире внедряются в наш обиход, мы употребляем их, даже не задумываясь порой над их смыслом. Всего лишь несколько примеров: фан (поклонник), сникерсни (отведай). Вместо истинно русских «чайных», «блинных» нас приглашают посетить пицца-хат, Макдоналс и т.д. Мы спешим на «саммиты», собираем «кворум», прощаясь, произносим «Бай!» (3, с.24)
Я уже не говорю о том, что много англоязычных терминов в сфере компьютерных технологий, информационных технологий, которые прочно вошли в нашу разговорную речь.
Подчеркну ещё раз: излишнее и необдуманное заимствование иностранных слов может пагубно воздействовать на наш родной русский язык.
Сейчас многие учёные-лингвисты всерьёз обеспокоены современным состоянием русского языка, в котором иностранные слова уже занимают порядка 15 % . Это очень много! (3, с. 25)
Процесс заимствования – это непрерывный процесс, который происходил, происходит и будет происходить во все периоды существования языка. Он неизбежен, так как мы не изолированы от мира и мир от нас. Но в в настоящее время поток заимствований настолько велик и неуправляем, что мы рискуем утратить самобытность и красоту языка.
Усугубляется этот процесс тем, что на телевидение, страницы газет хлынули потоки речей, исходящих из уст безграмотных носителей языка – от простых тружеников до депутатов Государственной Думы.
Молодёжь использует такой лингвистический феномен как сленг.Часто слышишь слово «няшка» (милашка, симпатяга). Сюда же относятся слова типа «стрёмно», «круто», «улёт», «офигеть». У каждой группы сленговых слов есть синонимы. Приведу примеры. Названия частей тела: клешни, ласты, зенки, тыква, чайник. Названия действий: вырубиться, приколоться. Какое влияние сленг оказывает на формирование личности? На мой взгляд, пренебрежительное обращение с языком может привести к плачевным последствиям. (3, 67-68)
Способы устранения причин вандализации русского языка.
Решить эту проблему можно только сообща, прививая любовь к русскому языку с малых лет. Большое подспорье – художественная литература, русская классика, которая вобрала в себя все богатство и неповторимость, красоту и изящность русского языка. Стоит лишь обратиться к любому классическому произведению, чтобы в этом воочию убедиться.
О богатстве и необходимости сбережения языка размышляли К. И. Чуковский, Д. С. Лихачёв, В. А. Солоухин. Они не только призывали к чистоте речи, но и давали практические советы читателям.
«Народ, у которого такой язык,— народ великий»,— говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев.
А. И. Куприн писал: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (5, с.6-7) Академик Д. С. Лихачёв считал, что в языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. ( 3, с. 32)
Знание речевых норм всегда отличало образованного человека от необразованного. Кроме того, в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентноспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться.
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. (7, с.11)
Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении - гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несет ответственность за состояние языка своей страны, своего народа. ( 6 с.7)
Заключение.
Необходимо защищать и сохранять неповторимый и могучий русский язык, так как современная речевая ситуация (использование сленговых выражений, формат различных средств массовой информации (телевидение, радио), заимствование иностранных слов, на мой взгляд, ведёт к необратимой гибели русского языка. В современном мире мы всё чаще встречаемся с нарушением языковых норм (орфоэпических, грамматических, стилистических), что, безусловно, является недопустимым. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Необходимо срочно исправлять сложившуюся ситуацию, а начать рекомендую с себя!
Литература
1.Бирюкова Т. Г. Речевые возможности старшеклассников // Русский язык в школе.- 2000.-№2
2. Богомолова Т.И. Шаг к будущему. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2006
3. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11классы. -3-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010
4.Дейкина А. Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – 5-е изд., испр. – М.: Вербум –М, 2005
5.Дудников А.В. Современный русский язык: Учебник для филол.спец. вузов союзных и авт. респ. –М.: Высшая школа,1990
6. Костромаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М.: 1994
7.Праздникова Г.З. Использование творческого наследия Д. С. Лихачёва в средней школе: методическое пособие. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010
Белый лист
Тупое - острое
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Хрюк на ёлке
Ласточка. Корейская народная сказка